Красная рубашка в Ускользающей красоте Бертолуччи

Конечно, этот красивый фильм достоин другого обзора. Мне же только захотелось обратить внимание на одну цитату из фильма и таким образом связать два имени – Бертолуччи и Пазолини.
Бертолуччи начинал когда-то свою работу в кино ассистентом у Пазолини, а затем долгие годы поддерживал с Пазолини дружеские или приятельские отношения. После критической статьи Пазолини о «Последнем танго в Париже», в которой тот упрекнул Бертолуччи в конформизме, режиссёры поссорились. Но незадолго до гибели Пазолини, они помирились и даже вместе играли в футбол – одна съёмочная группа против другой.

Итак, финал «Ускользающей красоты»:
На парне, помогшем девушке избавиться от бремени девственности, надета алая рубашка (Она как бы перепачкана женской кровью. А до этого дефлорация на фоне заходящего солнца). Ранним утром любовники вместе возвращаются по дороге. Парень строит жалкие планы про то, как они будут снимать квартиру и жить вместе, а девушка его совсем не слушает. Ясно, что ей простой пролетарский парень в красной рубашке совсем не нужен, она прислушивается к своему телу, впереди её ждёт много прекрасных свиданий. Девушка здесь олицетворяет собой щедрую Мать-Природу – ей нравятся все мужчины, каждый по-своему. Красную рубашку, хотя и не такую яркую, в фильме носит также Скульптор, предполагаемый отец главной героини (скульптор её тела). Совпадение через рубашку отца и любовника намекает на вечность Природы и Красоты.
Впрочем, сам парень выбран очень похожим на Даволи Нинетто, главного героя и друга Пазолини, олицетворявшего в фильмах последнего Невинность. Таким образом, Бертолуччи как бы противопоставляет естественный Матриархат миру сугубо мужскому, в пределе гомосексуализму (парень в красной рубашке – он чужд всему буржуазному – об этом и не догадывается). Мир природной Красоты противопоставляется миру культуры: городам, заводам и пр.
Одновременно с противопоставлением пазолиневский парень в финале собственного фильма есть выражение любви и уважения к Мастеру, своему первому учителю.
Ещё одно украшение демонстративно буржуазного фильма – старый Жан Маре, который играет сам себя. В частности, в фильме он, как и в жизни, лунатик. Маре – он сама Игра, Свобода и Беззаботность! – со своим вликолепным «Мерде!» (Дерьмо) он является живой руиной Авангарда, представителем давно умерших друзей. Маре в фильме – это как бы сам режиссёр, сейчас видящий красоту везде , а парень-пролетарий в красной рубашке – это неприменимый и наивный Пазолини, а также сам режиссёр в молодости.
Таким образом, красной рубашкой режиссёр прощается не только с Пазолини, но и собственной левацкой молодостью. Прочие персонажи фильма – "озабоченные" жизнью (к ним обращена проповедь: "посмотрите на птиц небесных..."), по-настоящему прекрасные только если на них смотреть глазами старика или страстно жаждущей секса девушки. Хотя каждый из них в минуты горя или сильной боли, также видит Красоту.
Вероятно, красная рубашка навеяна киноновеллой Пазолини о Красном цветке из совместного левого фильма «Любовь и ярость» (1969 г.), в котором помимо шедевра Пазолини, есть новелла и самого Бертолуччи, а также Годара и др.


Рецензии