Книга 1 истоки глава 5 юность ираиды часть 26 лито

На фотографии – Литературный институт имени Горького в Москве.


КНИГА 1  ИСТОКИ

ГЛАВА 5  ЮНОСТЬ ИРАИДЫ

ЧАСТЬ 26  ЛИТОБЪЕДИНЕНИЕ


                ЛИТОБЪЕДИНЕНИЕ

                1958 год.

В записочке Лены Шляхтиной упоминалось о литобъединении. Именно там я познакомилась с Леночкой.

В Дзержинском посёлке был, как и полагается – клуб. Я узнала, что в нём работают разные кружки, в том числе и кружок литобъединения. Я, естественно, не зная  - куда себя девать в свободное время, записалась сразу в два кружка – драмкружок и кружок литобъединения. Слово-то какое. Оно наверное предполагало объединение людей на основе литературных интересов.

Раз в неделю из Москвы приезжала в клуб Алиса Акимовна (теперь фамилию уже не помню), - член союза писателей. Видимо и она была писательницей. К сожалению с её произведениями мне познакомиться не удалось. Это была умная, обаятельная, сразу же располагающая к себе при первом же знакомстве, маленькая, и немного сутулившаяся женщина. Именно такой она осталась в моей памяти.

В кружке я познакомилась со многими поселковыми графоманами. Помню среди них был Володя Макаров. Много позже, он из посёлка перешел на работу в Москву,  – заведующим музея В. Мояковского.

На занятия кружка все участники собирались в одной из комнат на втором этаже клуба. Встречи проходили всегда интересно. Сначала Алиса Акимовна проводила с нами занятие по теории. Именно там я узнала и запомнила, что каждое произведение должно состоять из трёх частей. Сначала – завязка – начало интриги, в середине интрига постепенно развивается, доходя до накала, - эпогея. И, наконец, – развязка, желательно с моралью…

А я  - то думала, что, например – повесть, это от слова – повествовать. (Правильно, конечно, – наоборот). А повествовать, -  по - моему означает – рассказать о чём – то. Это, как фотография – раз, и осталась на память картинка увиденного. 

Или можно сравнить с песней казаха, который едет на лошади, и – что видит, о том и поёт…

 А оказывается, нужно перед тем, как писать о чём-то, - построить схему будущего произведения, и  т. д.  и  т. п.
А то, о чём я говорила, скорее всего, подпадает под определение – очерк.

Но самым интересным на занятиях кружка была вторая часть. Кто-то из кружковцев вслух читал своё очередное произведение. А мы – все остальные выступали в роли критиков. Я тоже однажды попробовала вынести на суд свой рассказ, который специально написала к очередному занятию.

Алиса Акимовна несколько раз организовывала приглашение известных поэтов и писателей с выступлениями в нашем клубе. Вечера проходили интересно, особенно мы – кружковцы радовались таким мероприятиям и организационно помогали, чем могли.

               
                СОРВАННЫЙ  ВЕЧЕР


Но вот произошел случай, который нас всех возмутил и обидел. Мы обратились в Государственный институт имени Горького с просьбой…

 Но я не буду пересказывать своими словами то, что написано в письме, которое я здесь привожу.


                В  редакцию – «КОМСОМОЛЬСКАЯ  ПРАВДА»

Просим поместить в газете наше письмо. Случай, о котором мы пишем, глубоко возмутил всех жителей посёлка имени Дзержинского.

В Подмосковье, на берегу  Москва-реки, в Ухтомском районе раскинулся зелёный посёлок им. Дзержинского. Хорошие, дружные люди живут в этом посёлке, и мечты у них красивые.

Каждый вечер по улицам Дзержинки весёлыми стайками спешит молодёжь к клубу, и не спеша, степенно, направляются туда же взрослые. А сегодня в клубе особенно людно. У дверей клуба –  большая яркая афиша:


22 октября, в 7 ч. 30 м. вечера, в клубе пос. Дзержинского состоится

                Л И Т Е Р А Т У Р Н Ы Й      В Е Ч Е Р

                посвящённый 40-ой годовщине комсомола.

У нас в гостях – студенты - поэты, комсомольцы Государственного института им. Горького и поэты   Д О С Т А Л Ь     и     К В И Л И В И Д З Е.



В ярко освещённом зале собравшиеся нетерпеливо ожидали начала. В комнате литкружка тоже волнуются: сегодня молодые писатели и поэты – жители пос. Дзержинского должны выступить со сцены со своими произведениями, наравне с литераторами столицы, встречать которых поехала зав. библиотекой – Татьяна Николаевна Беляева.

Но где же гости?

Время – 7 ч. 40 м. В зале раздаются первые аплодисменты. И вдруг – телефонный звонок: - вечер отменяется…

Как?!  Что случилось?  Почему?

Часом позже приезжает расстроенная Татьяна Николаевна, и рассказывает историю, достойную острого фельетона.

В 6 ч. Вечера Т. Н. вошла в бюро пропаганды, где назначен был сбор студентов литературного института. Должны были ехать – 7 человек и 7 человек должны были быть готовы к поездке на случай замены.

В бюро пропаганды уже ждали – студент ПАРФЁНОВ с 4-х дня (ему далеко ехать домой) и поэт ДОСТАЛЬ. Больше никого не было.

Немного позже в широко распахнувшуюся дверь вбежал человечек, маленького роста, в макинтошике и растоптанных ботинках.

- Здравствуйте, - Анциферов! К сожалению, ехать не могу. Разговор на междугородней.

Т. Н. растерянно посмотрела на него:
- А какже поездка?
- А я приеду. Приеду обязательно. Разговор в 7 часов. Ну, немножко опоздаем. Подождут, потанцуют. А как же?! Приеду…

И исчез также молниеносно, как и появился. А потом позвонил телефон.
Оказалось – Квиливидзе не придёт. У него болит зуб. Может быть, он и придёт, так как ему сделают впрыскивание, но, если вспрыскивание не поможет, он не придёт, но, может быть, и придёт, если ему будет лучше.

А потом в бюро пропаганды зашла молодая пара.
- Здесь, конечно, можно позвонить??

Она, девушка, ждала, смиренно потупив глаза. Он, студент Савельев – звонил в какое-то литобъединение.
- Как занятие? Ждёте? Меня? Но я должен ехать… Некому проводить? Сейчас приеду…

Т. Н. преградила ему дорогу:
- Вы не имеете права срывать мероприятие. Вы должны ехать. Вас люди ждут.
- Мы все всегда чего-нибудь или кого-нибудь ждём.
- Если Вы не даёте себе отчёт в том, что вы делаете, завтра мы о вашем поступке напишем в газету.
 - В газету?! Я сам могу написать в газету! Подумаешь! Плевал я на вас и вашу писанину.  Что вы здесь мне женские истерики устраиваете?

И, взяв свою спутницу за руку, хлопнул дверью.

А потом пробило половина восьмого, и появился Анциферов.
- Вот я и пришел. Можно ехать. Разговор на междугородней состоялся. Что? Никого нет?...

Поэт Досталь волновался не меньше Т. Н.

- Безобразие! Я знаю многих великих советских писателей. Так они бегом бегают, чтобы не опоздать к выступлению в редакции или ещё где-нибудь. А эти, неоперившиеся гении… Разве так можно? Поедемте, хоть втроём проведём вечер.
- Да я! Да я – куда угодно! – расплылся в улыбке Анциферов. Такой вечер проведём. Так выступим! Я даже ботинки промочил – спешил.

Досталь пристально вгляделся в лицо Анциферова.
Да. Он теперь куда угодно поедет. Только теперь, кроме ботинок он, вероятно, промочил заодно и горло.

   Парфёнов, тот самый студент, который ждал с 4-х дня, успокаивал Т. Н., обещал поставить на комсомольском собрании вопрос о поступке комсомольской рейдовой бригады Государственного литературного института  им. Горького.

Больше никто не явился, а те, кто и удостоили своим посещением пункт сбора, явились лишь для того, чтобы отказаться от поездки.

Поездка не состоялась. Вечер, посвящённый 40-летию ВЛКСМ, в клубе пос. Дзержинского сорвался.

Жители пос. Дзержинского очень гостеприимные. Радушно встречали они в своём клубе выступления многих писателей и поэтов: ВЕРШИГОРЫ,  ГЕРМАН,  БОРЩАГОВСКОГО,  ПИЛЯР,  ЛИНЬКОВА  и многих других.

С радостью ожидали и сегодняшних гостей. Но…

Собравшиеся в клубе расходились по домам, унося в карманах пригласительные билеты несостоявшегося вечера, а кружковцы Дзержинского литобъединения сидели понурившись в пустеющем зале клуба, и, обхватив головы руками, думали – как сохранить авторитет кружка.

Скоро должен состояться вечер чтения художественных произведений местных поэтов и писателей. Придут ли люди в клуб, получив такие же пригласительные билеты, а если и придут, то с сомнением – а вдруг опять вечер не состоится?

                Ира Степанова.

                По поручению лит. кружка  пос. Дзержинского.



Не отослано в печать по просьбе комсомольской организации
Государственного института им. ГОРЬКОГО.



Рецензии