Войной взрощённый. Часть 6 Близкое сердцу из далек

Трусость  ли  мой  отъезд  из города  на  длительные  северные   вахты ? Совсем  нет. Так  бывает,  идёшь  к  одному ,  а  приходишь  к  совсем  другому. Дни  юности  научили  меня  размышлять  в одиночестве,  обобщая  и  разделяя  увиденное  и  услышанное,  теперь  же была  пора  оценить  не  меньший,  а  больший  масштаб  событий  столь  глобальный  для  меня.
Только  теперь  и  здесь    появилось   время  подумать  и  систематизировать  свои  дневники.  Дневники – это  громко.  Какие-  то  отрывки,  записки  и  записочки  с  сокращениями  и  стенографией   на  листках  и  листочках.  О  подвигах  профессора  Лопатто  в  борьбе  с  фашистами,  а  не  с  населением, и  без  последствия  для  оного.  Борьба,  в  которой   сын  участвует,  как   несущий  взрывчатку,  рискуя  жизнью,  а  не   как  имеющий  бронь  по  плоскостопию. Записей  много,  довести  бы  их  до  логического  повествования.  «  Но  цель  достигнет  идущий!  «Я  вспоминал  яркие  моменты  моей  жизни,  нет,  не  так,  когда  вспоминались   яркие  моменты  моей  полной  событиями  жизни ,  я  старался  это  записать :  где  угодно  , на  чём  угодно,  главное  не  упустить  тот  эмоциональный  всплеск  воспоминаний,  который  посетил  меня.  Таких  лоскутов  накопилось  великое  множество  и   изначально  не  систематизировав  их,  теперь  уже  вряд  ли  смогу. Вы  не  поверите,  но  много  раз  перебирая  эти  засаленные   клочки ,   не  читая,  мне  уже  было  понятно  о  чём  речь ,  что  потрясло  и  когда. Пришла  пора  нацарапать  новое и  обобщить  старое.  Что  потрясло  сейчас  настолько,  что  всё  нутро  объединилось  в  единый  протест! В  Одессе,  за  другие  города  не  скажу,-   ребёнок – это  всё. Это  больше  чем  всё! Так,  чтоб  Вы  знали,  внук  или  внучка  в  разы  больше  чем  твой  ребёнок. Это  такое  всё,  что  остальное  меркнет и  застенчиво  отходит  в  тень,  понимая,  что  сильно  не  дотягивает.  Можно  написать  тома,  какими  я  бы  хотел  видеть  своих  детей,  но  выходит  так,  что  можно  написать  в  десятки  раз  больше о  том,  какими  они  точно  не  станут. И  смысл  об  этом  писать ?
Собственно  главное,  что  во  мне  вызывало  протест – это  школа. Это  то,  чему  учат  подрастающих  одесситов. Они  не  знают  города,- это  не  входит  в  курс  программы ; они  стесняются  одесского  говора  и  родных  традиций,- это  то  же  от  школы; их   уверяют  в  их  какой – то  исключительности,  как  советских  людей; а  старики,  благодаря  которым  мы  живём  и  то,  чем   ныне   пользуемся,-  пережитки  и  отстой. Выкручивая  факты  войны -  они   фашистов  представляют  для  детей  амбициозными недоумками. Выступают  ветераны  с  какими – т о  значками  и  медалями  к  юбилеям  взятия  таких – то  городов. Я – не  историк  и  не  литератор,  я -  одессит,  оставшийся  без  своей  Одессы. Алексеевский  рынок  грозятся  снести,  как  и  рыбные  ряды  Привоза,-  сам  читал.  Вообще  чтение  прессы,-  это  какой – то   информационный  гипноз.  Нет,  не  подумайте,  что  я  злобствую,-  мои  дети  учатся  по  учебникам  младшей  школы,  где  в  пример  ставятся  дети -  партизаны. Чистые,  стойкие,  аккуратно  подстриженные и   выполняющие  важную  миссию  партии  и  народа. Но  я  видел  другое ! Как  можно  детей,  приобщать  к  смертельному  риску ?  И что  ожидать  от  немцев,  если  из –за  детей  ночью  закидали  их   казарму  гранатами ?  Чем  гордимся ? Что  взрослые  сидели  в  безопасности,  а  дети,  рискуя  жизнью,  слонялись  в  поисках  информации ?  А  как  их  содержали,  чтоб  не  вызывали  сомнения,-  я  сам  видел  и  понимаю.  И  в этой   фантазии  должны  вырасти  мои  дети  и  этому  же  выучить  моих  внуков ? А  как  противостоять  этому ?  Женечка  права ,- даже  если  это   так,  то  нужно  или  погибнуть  или  смириться ,  приспособившись. Но  смиряются,  приспособившись  побеждённые , но  тогда  победа  одесситов  весьма  условна.
Видеть  это, непроизвольно  участвовать  в  действе  и  хранить  лояльность,-  это  полностью  противоречит  моему  естеству. Жить ,  кормить  семью  и  думать  ,  определяя  своё  место  в  этом   мире.
Сегодня  не  так  морозно,  как  ветрено.  Ветер взял  верх  над  морозом и  победив,  буйно  праздновал   временное  превосходство.  Лабораторию  занесло  по  окна, дверь  не  открывалась  и  только  зловеще  торжествующий   ветреный   вой, царственно  заявлял  свои  права.  Печка излучала  тепло,  дрова  трескались  и  пылали  бросая  вызов тому,  что  происходит  под  защитами  стен  и  кровли,  запах   дымка,-  всё  это  делало  мою  рабочую  конуру  сказочной. Прямо  на  печке  заварился   ароматный   чай,  валенки  хранили  тепло ног  и  я  предался  бессистемным  воспоминаниям  и  размышлениям.
Я  видел  руководство  Одессы.  Видел  откуда  они  выезжают  на  работу  и  куда  приезжают  обедать.  Никто  не  скрывался, - герои  войны,  а  других  на  должностях  не  бывает,-  это  партийная  правда. Вот  мне  и  пришли  вольные  мысли  на  эту  тему  ,  но  с  прошлой  жизни.
Когда - то  у  нас  в  рыбной  артели  были  три  кота. Уж  не  помню   коты  или  кошки  ,но  хорошо  помню  их  манеру  поведения.  Они  не  просили  рыбу,  они  величественно  ждали   подношений. Если  же  таковых  не  последовало -  они  переходили  к  решительному  вымогательству.  Могли  царапнуть  или  даже   укусить. Ели  рыбу  они  тоже  своеобразно -  опасливо   оглядываясь,  подозревая  окружающих  в  воровстве  и  прочих  пороках. Наевшись  же  вдоволь - теряли  интерес  к  остаткам,  оставляя   недоедки  прихвостням  в  виде «залётных»  котят,  реже -  чужих  котов. Царственные  особы. Своя,  главенствующая  идея  превалирует  над  всем  второстепенным. Так  и  наше  руководство.  Они  видят  коммунизм,  видят  себя  в  коммунизме,  видят  в  себе  коммунизм.  Создав  коммунизм  для  себя  они  свято  верят,  что  являются  подопытными  кроликами,  первоиспытателями   тезиса «   каждому  по  потребностям,  от  каждого  по  возможностям « . Ладно  они  бы  считали,  но  они  пытаются  убедить  в  этом  своё  население  в  виде  миллионов  людей  и  искренне  недоумевают  видя  несогласных. Непонимающих  глупых  надо  научить,  непонимающим  умным – объяснить,  несогласных  умных -  устранить.  Я же   самоустранился.
После  трапезы  коты  занимали  стратегически  точки,  где  разваливаясь,  вылизывали  себя,  дремали  под   внешним  безразличием , скрывая  жёсткий  надзор  за  происходящим. Так  и  наше  руководство. А ну,  пусть  студент  заглянет  в  церковь!!!!  Как,  студент  строительного  института  зашёл,  любопытствуя,  в  храм?  Позор! Кот  по  надзору  за  нравственностью  проснулся.
- Вы  не  просто  строители!  Вы  строители  коммунизма  в  первую  очередь, - вещал  парторг  института.
 Видели  б  вы  лицо  ректора -   Петра  Львовича! А  молчал. Нельзя  было  по - другому.
- Вы  авангард  трудящихся  планеты. Вы  тот  образ  строителя  будущего,  на  который  должны  равняться,  а  ваш  бывший  товарищ  пошёл  в  церковь  к  попам. Атеист  окунулся  в  мракобесие  церковных  забобонов.  Мы  церкви  оставили, не  рушили,   жалея   малоразвитых  старух,  доживающих  в  заблуждениях  свой  век. Вот  до  чего  дошло,  будущий  инженер  попался  на  умело  расставленные  врагом  идеологические  сети.  Место  ли  таким  среди  нас ?

До  расстрела  не  дошло,  довольствовались  исключением  из  комсомола  и  института,  нашего  бывшего  товарища. Это за  одно  посещение  церкви,  которое  заметили  и  доложили  идеологически  выдержанные  бдительные  товарищи. Правда  из – за  скромности доложили  конфидециально  . Мы  так  и  не  узнали  кто.
Есть  кот,  следящий  за  изложением  истории.  Есть  кот,  следящий  за  развитием  вооружённых  сил. Каждый  сам  по  себе -  а  вместе  они  Политбюро.  Кошкин  дом.
Вот  попался  мне  на глаза   награда.  Вдумайтесь :
 Знак обслуживающего персонала 20 съезда ВЛКСМ
 Должны  ли  гордиться  этим  знаком  дети  и  внуки  тех,  кто  принёс  Победу?  Если  в этом  мракобесии   маленький  уголок  для целого  мира  ,  обозначаемого  одним  словом  «одессит». Как  бы  Вы  это  видели ?  « Знак  одессита из  числа  обслуживающего  персонала  20  съезда  ВЛКСМ»
Когда  текст,  из  разных  газет  попадается  несколько  раз,  невольно  его  считаешь  знакомым :
«Ленинский зачет  Всесоюзный Ленинский зачет стал важной формой коммунистического воспитания комсомольцев. Ленинский зачет предпологал изучение партийных документов комсомольцами. Наиболее активные комсомольцы, успешно прошедшие Ленинский зачет и добившиеся высоких показателей в труде, учебе, боевой службе, общественной деятельности, научно-техническом творчестве награждались значками. Награждение проводилось горкомами и райкомами комсомола по представлению бюро и комитетов комсомола первичных комсомольских организаций. «
Ветер  выдохся,  свирепость  его  сперва  осталась  формой  без  содержания,  потом  и  форма  стала  условной,-  оскорблённый  мороз  вытерпел  все  издевательства  и  решил  утвердиться  в  качестве   главного  и  единственного  тирана.
Именно  сегодня  ночью  был  какой - то  неимоверно  сильный  мороз. Даже  мои  окна  начали  сквозить.  Вой  ветра тональностью   затрагивал  самые  сокровенные  , звериные  уголки  сознания, заставляя  кутаться  в  одеяло  в  натопленном  доме. Хочется  забиться  в  дальний  угол  норки  и  переждать  непогоду.  Сегодня  не  моя  вахта  и  такая  возможность  есть. Но  хочется  большего.  Контраста  и  остроты.
Проветрить  тёплый,  но  с  затхлым  воздухом  домишко и  начать  новый  день  как  новую  жизнь.  Я   оделся  и  вышел  на  порог.  Метель  буквально  сбивала  с  ног,  а  голова,  волосы,  лицо  моментально  замели. Вихри  воздуха,  специально  запасённый  для  меня,  заставляли  напрягать  все  силы,  чтобы  не  закрылась  или  до  конца  не  открылась  и  не  улетела  дверь.  Я  забежал  в  дом, громко  хлопнув  дверью.  Теперь  горячий  чай ,обязательно  из  эмалированной  кружки.  Именно  из  эмалированной.  Только  из   такой  чашки  по - настоящему  и  пьётся  то  чай.  Только  из  такой  чашки  и  вкус  то  настоящий чая  запаренного  и  присутствует, греет  руки,  радует  обоняние…. А  эти  все  моды… Пустое…
ВЫРВАНО  ИЗ  КОНТЕКСТА. ПОЛАГАЮ, БЛИЗКО  К  СЕЙ  ПОРЕ.
 
Партия  моя -  Одесса  и  зачёт  по  ней.  Молодёжь  она  и  есть  молодёжь.  Она  ничья.  Она  молодёжь. Может  народная,  может  государственная ,  но  никак  не  ленинская. Ни  в  духовном ,  ни  в  физическом  смысле  не  возможно. В двух  смыслах  то  же  нет! Одесская  молодёжь – это  будущее  Города  в  составе  республики,  края ,  страны… Но  молодёжь  города… Какой  ленинский  зачёт  должен  кто  сдавать ?  Не  термех,  сопромат,  железобетон,  технологию  строительного  производства   для  строителей,  а  именно  ленинский  зачёт.  Это  то,  что  пришло  на  смену  ленинским  урокам  в  школе,  на  которых  навязчиво   вызывают  симптомы  тошноты  у  детей  бесконечными  рассказами  о  жизни  Володеньки  и  его  бесконечного  семейства. В  старших  классах  о  бесконечных  рисках  и  опасностях  от  которых  он  проворно   уворачивался,  с  помощью  родной  партии  и  личному  таланту. А  теперь -  ленинский  зачёт ? А  брежневский ?  Слабо ?

Сага  о  делах  комсомола  вызывает  протест  всего  моего  организма. Комсомол  приложил  бешенные  усилия,  чтобы  восстановить  страну  после  фашистских  разрушений. Не  скажу  за  страну.  Более  узко  мыслю.  Почему  мы  разделяем  по  возрастному  принципу  тех,  кто  восстанавливал  города  и  сёла,  Город  в  том  числе? Если  комсомолец -  значит  восстанавливал,  а  не  комсомольцев  у  нас  среди  молодых  нет.  Только  исключённые  и  временно  не  расстрелянные.  Если  нет  среди  молодых  не  комсомольцев ,  то  говоря  молодёжь  можно  смело  говорить -  комсомольцы.  Ведь  других  нет!  Абсурд  и  софистическая  тавтология  желающих  придать  желаемому  статус  реальности.  Иммитаторы.  Про  взрослых  этого  при  всём  желании  не  сказать.  Сознательности  воевать – хватило.  Ордена  медали  получать,  ранения  и  увечья  изгоняя  супостата – хватило  сознательности  то.  А  вот  в  партию  вступить -  нет,  не  дотянулись. Другие  по  тылам,  таджикистанам -  узбекистанам  по  броням   ошивались  с  семьями  своими,  ни  оДнго  ранения,  как  и  ни  одной  медальки. Только  бумажные  грамоты  себе  же  и  выписанные,  а  вот  в  парию  моральный  уровень  вступить  позволил. Фронтовикам – нет,  а  им -  да.
Комсомол,  не  одесситы,  а  именно  ленинский  комсомол,  направляемый  партией  и  восстановил  город,  а  теперь  ударными  темпами,  опережая  планы,  строит  его.   Строит  новые   микрорайоны,  с  микроинфраструктурой,  с  микроклиматом  для  компактного  проживания  микролюдей. А  личности ?  Ведь  земля  Города  сама  рожает  таланты.  Уникальные  таланты  во  всех  областях. Есть  и   такие.  Они  направляют  свой   талант  только  в  одном  направлении -  в  направлении  зарабатывания  денег,  прикрываясь   словесной мишурой.  Делая  то,  в  что  не  верят,  делая  это  талантливо,  получая  деньги,  большие  деньги – благо,  на  которые  и  разменивают  талант,  переезжая  в  перепланированные  квартиры  старого  города . Дальше  антикварная  мебель,  отдых  в  Сочи и  на  Кавказе,  одежда  жены,  детей,  престижная  учёба  наследников  и  старость  жизни  прожитой  в  достатке. Биографический  ленинский  зачёт  сдан  на пятёрку,  а  вот  зачёт  одессита  ему  не  сдать  никогда. Даже  на  троечку. И  его  талант  скорее  отягощающее  обстоятельство,  чем  смягчающее. Если  жизнь  экзамен – то он его  то  же  не  сдаст. Более  тог,  он  затянул  свою  семью  в  иллюзорные  ценности,  заменим  душу  на  стремление  к  золотому  тельцу.
Мне  страшно,  но  мои  близкие -  не  друзья  мне. Нет! Им  нужен  достаток,  им  нужны  средства. И  это  главное ,  идущее  с  большим  отрывом  от  другого. Моя  помощь – это  новая  ступень  в  слоях  вертикали   финансового  достатка. Должность,  деньги,  статус…. Всё  остальное  помогает  или  мешает  цели. Они  октябрята,  они  комсомольцы,  они  отличники,  выучившиеся  исторические  легенды. Они  не  имеют  права  подвергнуть  эти  постулаты  элементарному  анализу.  К  какой  клятве,  обещанию  может  подталкивать  государственная  машина  идеология  детей  с  раннего  возраста ?  Обещания,  торжественно  клянусь  и  прочие  страшные  слова  в  устах  октябрят,  пионеров,  комсомольцев… Пусть  постигнет  меня  презрение  моих  товарищей… О  чём  это  они ?  И  родители  присутствуют.  И  радуются,  считая  это  праздником…
Для  бандитов,  контрабандистов  и  представителей  всех  сословий  благо  Города  было  выше  всего… Складывались  на  строительство  церквей  и  библиотек,  приютов  и  сиротских  домов… И  много  чего…  « То  для  города  надо…Святое…» ,-  сказал  бы  любой  биндюжник и  аптекарь,  портной  и  врач,  полицейский  и  вор -  любой. А  теперь ?  Что  город! Мы  видим  соединение   мирового  пролетариата  и  творим  мировую  культуру  униженных  и  угнетённых…  Опять.  Снова… Как  до  войны… Зачем  нам  восстановление  лепнины,  фасадных  интерьеров , скверов  и  парков ?  Зачем ?  Воронцовский  переулок  переименован  в  Краснофлотский. Чего  больше ?  Дело  не  в  названиях.  Дело  в бассейне и  клозетах  в  алтаре  кирхи.   И  моя  кровь,  мои  дети  живут  в  ногу  со  временем… И  жена -  им  помощник .Не  мне.  Я  безумно  их  всех  люблю  и  именно  потому  мне  так  больно. Надрывно  больно.
Им  не  нужна  история  Города. Им  нужны  пляжи.  Им  нужен  одесский  колорит  как  экзотика,  а  не  как    уникальный  пласт  культуры. Именно  прикрываясь  этим  интересом  ,мелкие  торгаши  продают  сувениры  и  всякую  всячину   по  дороге  к  морю,  копируя  одесский  диалект. Этот  диалект  и  стимулирует   торговлю.  На  всех  рынках  хозяйки  зазывают   покупателей  с  хорошей  имитацией  языка  старой  Одессы,  спокойно  общаясь  между  собой  и  дома  на  простом  русском  языке. Уловив  поверхностную  специфику   речи  и  культуры,  они  щеголяют  ней.  Нет,  дети  их  сильно  бы  удивились,  что  мама  умеет  так  говорить. Я  бы  сказал «так  кривляться».
Мои  не  кривляются ,  спасибо  и  на  этом. Честным  надо  быть  хоть  по  отношению  к  самим  себе. Советский    пианист,  мировая  знаменитость  Сятослав  Рихтер   помнит  ли  своего  отца – гордость  Города  его  породившего?!  Фамилия,   которая  будет  храниться  вечно  в  истории  консерватории  и  оперного  театра,  самого  красивого  в  мире.  Театра,  который  чудом  не  взорвали  отходящие  фашисты.  А  помнит  ли  он  его  судьбу ?  И  помнит  ли  причину  недовольства  советской  власти ? Он  не  хочет  это  помнить.  Он  реализован,  он  востребован -  и  это  главное. Главное  и  основное. Зачем  ломать  себе  судьбу  и  карьеру? К  чему  это  геройство… Так  считают  практически  все,  кому  есть  что  терять… Вплоть  до  медленно  двигающейся  очереди  на  квартиру.
             Внешние  проявления  диктуются  внутренними    причинами. Иногда  в  лютый  мороз  с ураганом выйдешь,  чтобы  перебежать   к  соседям,  а  душа  радуется  этой  погодной  вакханалии. Вечером,  к  примеру,  получил  письмо  от  Женечки  с  фотографиями  семьи  и  книги,  зачитаешься  допозна  и  заснёшь  в  блаженстве  фантазий,_  а  утром,  с  улыбкой  прикрываешь  глаза  и  сопровождаемый  непонятной   душевной радостью   семенишь  к  цели. Ничего  не  страшно,  просто  радует это  бешенство  природных  сил.  А  бывает  видишь  в  этом  и  свою  холодную   красоту,  красоту  в  динамике  бушующей  стихии,- хоть  картины  пиши. Но  всё  имеет  противоположность,- унылый  дух  заставляет   чувствовать  могильный  холод  даже  в  несильный  мороз  и  простуды  случаются  именно  при  таком  настрое.

Зачем  нам  разбираться ,  что  значит требования, изложенных в письме ЦК КПСС к партийным организациям "Об усилении политической работы партийных организаций в массах и  пресечения вылазок  антисоветских, враждебных элементов" от  19.12.1956 г.
Яков  Моисеевич  говорил:
« Что  сравниваешь  одно  и  другое ? Одно  пахнет  другое   воняет. Тебе  не  сравнивать,  тебе  определиться  надо».  Я  и  определился.  Определились  и  они,  мои  дети.  Все  определились. Сын  пишет,  что  его  невеста  «из  старой   еврейской  одесской  семьи ,  всю  жизнь  прожившей  в  городе.»  Я  молчу.  Типа  верю.  И  он  делает  вид,  что  поверил,  что  я  верю. Я  разговаривал  с  будущим  сватом. Какие  евреи  в  войну  в  Одессе ?  А  в  послевоенную  чистку.  А  графа? Пятая  графа.  Объясняют, что  были  в  эвакуации  в  Узбекистане,  потом  вернулись.
Какая – то  хитрая  комбинация  со  сменой  фамилий  и  имён,  ради  того, чтоб  числиться  русскими  или  украинцами   по  национальности
Одесситы.  Инженер  и  врач. По  национальности  - украинцы,  с  двумя  дочерьми.  В  городе  их  приняли  с  распростёртыми  объятиями. Дали  квартиру  на  Мясоедовской.  Поселили  в  свободную  квартиру  на  Мясоедовской.  В  чью - то  квартиру.
Мой  сменщик,  фронтовик  с  Проскурова  потерял  семью,  вернулся  в  свою  квартиру,  а  в  неё  уже  вселили  фронтовика  с  тремя  детьми.  Говорят : « зачем  тебе  одному  такая  большая  квартира ?  Мы  тебе  что –то  поменьше  подыщем»    Чем  они  отличаются?   Проскуров  в  пятьдесят  шестом,  по  моему  ,  переименовали  в  Хмельницкий.  Новое  население  в  новом  городе – отсюда  и  название  новое  ,  приуроченное   к  началу  новой  жизни.
Бог  даст  сложиться  у  сыночка  семья,  пойдут  внуки.  Дай  Бог!  И  не  дай  Бог  опять  октябрята,  пионеры  и  комсомольцами  с  клятвами  и  историей  КПСС ,  опять  истории  съездов  и  биография  Ленина,  опять  политэкономия  и  бред  всемирного  интернационализма….  Всё  сначала.  Спираль  истории…
Мне  хочется  рассказывать  внукам   сказки  и  быль.  Но  сказки  не  при  родную  историю,  ни  про  войну,  ни  про  родной  Город !  Добрые  сказки,  а  выросшим  правду! Не  выдуманную  быль , формирующую  взгляд  на  мир , не  про  Павлика  Морозова,  Зою  Космодемьянскую  , или  жуткую  правду о  катакомбах  с  партизанским  каннибализмом,  а   про  баркасы  и  шаланды,  про  которых  поётся  в  песнях;   про  наш  родной  город,  краше  которого  нет;  о  том,  что  мы  живём  на  земле ,  не  просто  так,  а  чтобы  сдать  экзамен  перед  Богом,  экзамен  на добро  и  мудрость;  о  тех  кто  жили  до  нас  и  оставили  нам  то,  что  мы  должны  продолжить,  а  мы   хладнокровно  наблюдаем  картину  саморазрушения.  Сын  мне  говорит,  что  я - «чуждый  элемент»… А  я  согласен.  Если  то,  что  творят  вокруг  меня -  нормально -  то  я  « чуждый  элемент»  . Цари  и  императоры  правили  Россией,  познавая  её  уникальность.  В  частности ,  узнали,  что  в  далёкой  Одессе  есть   Куяльницкий  лиман,  что  у  Живаховой  горы.  И  в  том  лимане  есть  уникальные  грязи,  настолько  целебные ,  что  аналога  в  мире  нет.   Что  они  сделали ?  «  Сынок, посмотри  фотки  и  открытки  тех  лет!  Посмотри  и  ты  увидишь  в  какой  райский  уголок  превратила  императрица  наш  Куяльник !  Рай!  «   Так  я  ему  говорил. Говорил  о  том,  что  несколько  раз  пускали  с  моря  воду,  чтобы  лиман  не  высох;  говорил  о  том,  что  тогда  не  занимались  другими  странами  с   дружественными  народами,  а  занимались  устройством  своего  уголка,  своего  гнёздышка,  своей  малой  Родины,  без  которой  нет  Большой! Говорил  о  том,  что  строили   всё  это  одесситы,  которых  разогнали  в  революцию,  а  потом  в  войну. Строили  наши  предки.  Строили  те,  кто  верил  в  Одессу  и  одесситов  будущего,  которые  приумножат  начинания. А  что  мы ?  Ждём  пока  разрушится ? Радуемся,  что  пока  стоит ?
- Папа,  ты  неисправимый  демагог !  Разве  ты  не  понимаешь,  что  советский  народ – это  новая  мировая  формация ? Новый  социум!  Что  мы  не  можем думать  о  своём  маленьком,  мы  должны  мыслить  другим  масштабом, масштабом  будущего  человечества.  Масштабом  трудящихся  всего  мира! Капиталисты  того  и  ждут,  чтобы  мы  замкнулись  в   «местечковости»,  они  всё  делают,  чтобы  отбить  у  нас  охоту  к  масштабному  мышлению.
- Может  ты  и  прав.  Старею  я.,-  мирно  завершил  ненужную  полемику.

Не  хотелось  спорить.  Я  услышал  в  устах  сына  точно  воспроизведение  моих  довоенных   мыслей. Только  он  старше  и  умнее. А  так -  как  под  копирку. Очень  больно.  Ничему  война  не  научила.  Ничему!  Жаль. Очень  жаль. До  боли  жаль… Эти  буржуи – эксплуататоры  и   трудящиеся -  они,  именно  они  вместе,  в  едином  союзе  и  построили  Одессу.  И  составляли  население  города,  носившее  имя  одесситов. Это  они  приглашали  выдающихся  архитекторов  и  проектировали  и  строили   Оперный ! Это  их  усилиями  строились  улицы, возводились  храмы  и  создавалась  уникальная  культура  нашего  края. Нас  тогда  не  разделяли. Был  врач  и  священник,  водовоз  и  вагоновожатый,  биндюжник  и  продавец  рыбы/ , а  не  реализатор  товара/,  счетовод  и   купец.  Были  дворяне  и  представители  иных  сословий. Тогда  губернатор  принимал  всех   представителей  общин и иных  сообществ. Это  теперь  попасть  к  первому  секретарю  партии  тяжелее ,  чем  раньше  к  царскому  наместнику.
Не  дворяне,  а  состоятельные  горожане  жили  в  престижных  районах  города. Это  были  и  дворяне  и  купцы  и  мещане -  все ,  кто  мог  себе  позволить… И  эти  районы  не  ограждались  от «чужих»  заборами  и  охраной. Дворник -  единственная  охрана  порядка  и  чистоты.  Одесский дворник, открывающий  ворота  за  пятак,  после  двенадцати ;  дворник  живущий  в  дворницкой  возле  ворот  и  успевающий  содержать  двор  в  образцовом  порядке. Дворник  не  знавший  что  такое  «задержка  зарплаты»,  как  и  жильцы  двора ,  не  знающие  что  такое  ЖКХ,  нестриженные   кусты,  не  побеленные  деревья  или  непокрашенные ворота.  Не  знали  ям  и  луж,  не  ведали  куда  деваются  опавшие  листья,  почему  нет  пыли  и  грязи…  Теперь  есть  забота  государства,  ведомства  и  надзор  партии ,  но  есть  и  всё  то,  чего  не  было.  Может  вернуть  чистоту  и  дворников,  а  мусор ,  грязь  и  всех  этих  чинуш  убрать ?  Может  не  слушать  тех,  кто  навязчиво  внушает  о  явных  показателях   растущего  благополучия,  а  постараться  найти  тех,  кто   сможет  восстановить  Куяльницкий  комплекс,  выстроенный  императрицей ?!  Может  и  детям  и  взрослым  объяснить,  что  это  их  город,  что  это  их  двор ,-  и  чистота, комфорт   его   один  из   показателей   того,  насколько  правильно  мы  живём ?!  Партия,  чиновники,  служащие -  это  наверно  очень  важно,  наверно  это  самое  главное.  Но,  не  взирая  на  главное,  мы  же  чистим  зубы,  стираем  и  гладим  одежду,  справляем  физиологические  нужды  и  это  нас  не  отвлекает  о  великих  стратегических  планов !!!.  Так  может  и  забота  о  родном  городе  нас  не  сильно  отвлечёт ?  Может  партия  не  будет  заменять  родителей,  а  позволит  нам,  старым  одесситам,  воспитывать  молодых  одесситов,  а не  октябрят  и  прочих  интернационалистов -  гегемонов.  Может    в  строительном  институте  главное  профильные  дисциплины,  а  не комитет  комсомола,  полиэкономия,  научный  коммунизм, и  коммунистическая  философия,-  которая  объективна,  в  отличии  от  буржуазной.  Может  детей  повезти  показать  восход  на  Куяльницком  лимане  и  на  море,  покормить   чаек  и  провести  по  одесским  дворам,  а  не  устраивать  ленинские  уроки,  уроки  мужества  и  посещение  музеев  Ленина,  и  иных ? Показать  рыбные  ряды  и  рассказать  о  Чумке ? Сделать  родной  каждую  улицу,  каждый  переулочек,  каждый  дворик…  Может  следует  показать  каким  был  Куяльник  и  каким  стал ?  И  почему  названа  каждая  улица  именно  так ,  а  не  иначе… И  как  её  переименовывали  те,  кто  её  не  строил… Может  развивать  в  них  любовь  к  истории,  с  её  ошибками  и   взлётами,  чтобы  они  знали  прошлое  села,  посёлка,  города  где  они  живут ?  Знали  в  первую  очередь.  Может  есть  смысл  рассказать  кто  их  предки  и  где  покоятся  и  почему  еврейское  кладбище  заброшено ?  Почему  потомки  тех,   кто  возводил   мраморные  склепы  и  надгробия,  лишившись  близких  людей и  чтя  память  о  них  в  поколениях,  почему  эти  потомки  почувствовали  себя  свободными  от  прошлого. Без  рода  и  племени. Людьми  мира.  Кто  их  родил,  воспитал,  вырастил,  передал  всю  ту  мудрость,  которая  преумножалась  евреями  веками ?!  Кто ?  Само  пришло ?!  Кто  построил  всё  то,  где  они  сейчас живут ?
Война  виновата ?
А  цветы  у  памятника   героям  войны  12  года  что,  родственники  тех  солдат  ставят ?  А  цветы  на  могилах  Великих -  то  же  от  их  родственников ?  Нет!
Бангладэж,  Вьетнам,  Куба  и  Афганистан,  вместе  с  голодающими  Африки ,  съезды  партии,  продовольственная  программа,  расширение  политбюро,-  всё  это  сверх  важно – понимаю.  Но  расчистить  еврейское  кладбище,  сделать    дорожки  и  восстановить  уникальные  памятники,-  это  же  так  важно!  Я  помню  мирские   памятники   Невской  Лавры.  Какие   слова!  Сколько  мудрости  и  души!  И  наши  не  хуже. Почему  они  провалены  и  повалены,  почему  буйная  одесская  зелень  превратила  кладбище  в  джунгли ? Ведь  эти  люди  и  строили,  сберегали,  лелеяли  над  тем,  чем  мы  сейчас  гордимся. Над  красотой  Города!
Что  Куяльник,  что  еврейское  кладбище  на  Водопроводной -   всё  едино!!!!  Не  вернуть  прошлого,  нет  станции  Андреевский / Куяльницкий/  лиман  и  ж/д  полотно  разобрано  и  металл  сдан  на  металлолом. И  весь  сказ.



Рецензии