Реальность смысла. Глава 3

1. Во второй главе мы познакомились с тем как матрица идентичности соотносится с понятиями реальности и смысла. Из сказанного там очевидно, что одной из причин разрыва между реальностью и смыслом, т.е. существования с одной стороны бессмысленной псевдореальности, а с другой стороны иллюзорного, нереального смысла является то, что люди принимают данность за реальность, сводят упорядоченную, связную контекстную реальность к изменчивой и фрагментированной данности.

2. Но такая подмена реальности данностью не может случиться просто так. Очевидно что в ее основе лежит экзистенциальный кризис и деградация самой структуры контекстных отношений. Их декомпенсация, нарушение нормального функционирования контекстных связей, контекстных узлов (полей) и парадигм идентичности ведет к тому, что люди и общества инстинктивно стремятся компенсировать нарушенные функции с помощью других узлов, связок и парадигм, которым эти функции и роли обычно не свойственны. Происходят разного рода контекстные замещения и сдвиги, причем разные группы и индивиды внутри общества производят такие замещения и сдвиги в разных направлениях.

3. Происходит поляризация внутри общества и внутри матрицы идентичности, появляются противоположные контекстные тенденции (которые я также называю контекстными модальностями) и стратегии и между этими тенденциями/стратегиями и отождествляющимися с ними группами и индивидами происходит конфликт, который может принимать самые разные формы, от мучительных внутренних колебаний и сомнений до гражданских и международных войн.

4. Обычно те аспекты и части матрицы, которые отвечают за функции более важные для данного индивида или группы дольше сохраняют для них устойчивость, упорядоченность и другие признаки реальности, тогда как остальные части матричной структуры для них теряют свою реальность и погружтся во фрагментированный хаос данности.

5. Тогда эти люди будут пытаться реорганизовать идентичность вокруг еще сохранивших для них реальность частей матрицы, подгоняя к ним остальные безнадежно фрагментированные части, попутно преуменьшая значимость этих частей (т.е. занимаясь контекстной редукцией).

6. Например радикальные реформаторы разных видов и (в иной форме)многие социалисты и коммунисты будут подгонять данное (контекстное поле мира D) под должное (контекстное поле принципов A), консерваторы же наоборот будут подгонять данное и должное под действительное (контекстное поле В конкретных жизненных форм, таких как страна и народ, связанных с ними обычаев и традиций).

7. Бывает так, что люди начинают с радикального реформизма должного (например русские идеалисты неокантианцы в Проблемах Идеализма 1902)а кончают консерватизмом действительного (те же мыслители в период Вех 1909). Классические либералы (например Джон Стюарт Милль)будут утверждать приоритет автономной личности (контекстное поле личности С), рыночные неолибералы приоритет "свободного" рынка (контекстное поле мира D как скопление сырья и контекстное поле ценностей Н как обменный пункт) и т. д.

8. Таким образом задачей понимающего вдумчивого философского познания является осмысление исходных функциональностей и связей, динамики их разрушения или деформации в ходе экзистенциального кризиса, практических способов их восстановления и т.д. чтобы сбитый на какофонию оркестр матрицы идентичности вновь мог радовать слушателей и самих музыкантов своей мелодией. Но каким же образом возможно такое философское познание и что оно собой представляет? Эти вопросы мы обсудим в следующей четвертой главе.


Рецензии