Вся жизнь как вёрсты

Автобиографическая поэма            

            Фабула

В поэме, с грустью о былом,
Судьба простого морехода;
Про детство, юность, отчий дом,
Про море, и про пароходы.

Не может сам понять пока, -
Знать такова судьбы природа,
Как, он, тельняшку моряка,
Сменил на маску пчеловода.*                *- Правильно - лицевая сетка.
               
Как в нём открылась божья сила:
Его вдруг муза посетила;
И как поэтам всем под стать,
Он начал вдруг стихи писать.               

               
             Глава первая               

                1
               
Пришедшие с войны солдаты *                *- Война с Японией - лето 1945 года.   
Травили байки про тот край:
"Там бедных нет -               
              там все богаты".
Дед воевал, сказал: "Там Рай!               

Там корень жизни расцветает.
Там тигр Приморский обитает.
Трава - Уральский Малахит.
Лес - всеми красками горит.               

Там полноводная река,
В ней  есть горбуша и семга.
У всех хороший аппетит, -
Икра там бочками стоит.

Там Ханка, озеро, лежит,-
Лазурной синевой блестит;
Ещё сказал в задоре,            
Что есть там рядом море!..

Тот край орехами богат;
Живут там барс и леопард;
Там славится Приморский мёд;
Почти там каждый пчеловод.

Когда в Поволжье голодали,-
Там люди голода не знали.
Случись там засуха, пожар               
            или иное горе,
Спасают от беды               
         дары тайги и моря.

Там выпас для скота богатый.
Земли там  непочатый край.
И если хочешь быть богатым -
Паши..., сажай..., и убирай".
               
                2

Покажи нам, где то место;
Расскажи нам, где тот край;
Православным ведь известно,
Что на небе только Рай!..

Дед сказал, что вдоль Урала,
И вдоль озера Байкала,
Сквозь сибирь, наискосок,
Есть дорога на восток...

Собрались дружно мы в дорогу,*                *- По переселению с Украины.
Ведь на дворе был месяц май;
Собрали скарб, еды немного -
Отправились в Приморский край;

Не по приказу и веленью;
То, есть, не выдумка моя;
Поехали по переселенью,
Изведать РАЙские края.

Дед, конечно, балом правил, -
Ту поездку он возглавил!..
Вместе с ним и вся семья:
Дядька, тётка, мать и я... *                *- Ещё - дед, баба, отец, сестра.

Вот подошёл  конец "туризму", -
Вид на жительство определён:
Село «Путь к коммунизму» -
 Ханкайский район.

Возникла сложная дилемма, -
С жильём огромная проблема;
Мы жили в бане, лишь потом, -
Отец к зиме построил дом.

Вселилась вся моя семья -
Отец и мать, сестра и я.
Тогда не знал я, что когда-то,
Бог даст ещё сестру, три брата.
               
И дед мой не был простаком:
Построил так же себе дом;
А чтоб здоровье поберечь -
Сложил с лежанкой себе печь.
               
                3

Мы с дядькой одногодки были;
Ещё и в школу не ходили;
Но в чём тогда мы преуспели,-
Мы по слогам читать умели.

Летели дни, мы дружно подрастали,
Всегда мы вместе, денно и в ночи.
Букварь ещё до школы прочитали,
Лежа зимой у бабы на печи.

В один год в школу мы пошли.
Росли, учились и общались.
Когда ж до "финиша" дошли,
В один год с нею распрощались.

Учились как? - про всё про это...,
Что в детстве строил, с кем играл,
Не делая с того секрета,
В своих рассказах описал.

Вот годы детства пролетели,-
Прошла счастливая пора.
Мы уж довольно повзрослели
И время выйти со двора...   
               
                4
   
Решил, - себе в охотку, -
Отправиться в Находку;
Добавлю к слову своему, -
Учиться там в Д В М У... *                *- Дальневосточное Мореходное Училище.

Профессию, - какую выбрать мне?..
Какая будет лучше -  что  в цене:
Штурмана, механика, радиста,  -   
А может всё же лучше моториста?..   

Друзья отца - механизаторы;
Как выпьют, то всегда ораторы, -   
Дают все наставления,   
Мне,  в плане поступления:

"Учись ты на механика, - 
Приедешь к нам начальником!..   
Ты стариков сейчас послушай, -   
Ведь штурман, он пастух на суше.               

А про профессию  радиста...  - 
Ещё что хуже, – моториста...   
Зачем те право  мыкать век..., -   
Механик,  -  это человек!.. "               

                5

Друзья мои, - без лишних слов,-
Серёга Патрин, Коля Воронков.

Серёга родом - Сибиряк;
Второй приморский Коля;
Ну, а третий, - я .....
Был также из Приморья.

Курсанты все поднаторели, -
На ботах дружно мы гребли,
В спортзал ходили, в хоре пели,
Подруг красивых завели...

Сегодня с практики пришли,
Все возмужали, подросли,
Всей ротой были мы в морях,
Притом на разных кораблях...

Ура! - Дождались! - Выпускной!
Нас всех собрали в кинозале;
И в торжестве, не напускном,
Дипломы долго нам вручали.               

И в день распределения -
Всем дали направления:
Кому в "Колхоз"* и "УТР"*           *- Рыбодобывающий колхоз. *-Управление Тралового Флота.
Мой выбор был: "УАМР".*            *- Управление Активного Морского Рыболовства.
               
         
          Глава вторая               
 
                1

Мечтал ещё в детстве, -
Корабль сам построю;               
С матросами вместе
Отправлюсь по морю...

Почти сбылась мечта моя, -
Окончил Мореходку я!..
               
Все знают, что за агрегат, -
Вестибулярный аппарат.
Из-за него скажу, друзья,
Ушёл на сушу с моря я.   

- Я качку в море не люблю, -
Скажу в укор я кораблю;
Рассветы я люблю встречать,
Когда на море тишь да гладь.

                2

Работал я механиком;
Был молод я совсем;
Всего четыре месяца
На судне «Р Т М». *                *- Рыболовный Траулер Морозильщик.               

Стала фраза та в почёте, -
Знает каждый мореход:
"Как вы судно назовёте,
Так оно и поплывёт..."

Звалось оно «Надеждою» -
Не нужно лишних слов.
Мы вышли в рейс с надеждою,
В успешный для нас лов.

                3

Мы промышляли окуня, -
Отличный был улов!..
Добавлю, - это, около,
Камчатских берегов.         

Была погода южною;
Ловилось хорошо!..
Команда была дружною,
Что нужно ведь ещё?..               

Все трюмы рыбою "забило", -      
Какая, право, благодать!..
И вот уж время наступило,
Её на базу* передать...           *- База - большое судно для переработки рыбы.

                4

Пришвартовались быстро, смело.
Команду вывели опять...
И дружно, слаженно, умело,
Мы стали рыбу выгружать.
               
Всё было как обычно, -
Всё было как всегда;
Нежданно и нагадано
Подкралась вдруг беда...

                5

Меня стармех* послал на базу;               *- Старший механик.
Не стану на него пенять;
Собрался и пошёл я сразу,               
Немного топлива* принять.                *- Солярка (дизельное топливо)

Погода портиться вдруг стала,
Что бы не биться борт о борт,
Матросы стали у штурвала, -
Судам задали малый ход.

Они шли в связке на волну,      
То рядом шли, - рядились,
А то, раздавшись в ширину,
Подолгу не сходились...

                6
                Тихо шёл  –  дошёл,               
                торопился  –  с пути сбился
                (Пословица)               

Когда я к борту подошёл...,               
Не стал там долго дожидаться,
На абордаж* всё ж не пошёл, -                *- Перепрыгнуть с борта на борт.
Решил по трапу перебраться.

Нас все хотят предупредить:
Там не ходи, а здесь не стой;
Со всеми что-то может быть...,
Одно лишь ясно, - не со мной!..

Солнце скрылось - тучи налетели;
Ветер, поминутно всё крепчал.
Словно на верёвочной качели,
Наше судно сильно раскачал...

Шторм трап натянут - не пройти;
Мне, в общем, не на кого дуться;
Решил - успею перейти,
Пока суда сойдутся.

                7

"Постой моряк, - не торопись;
Куда так быстро разогнался?!" -
Суда стремительно сошлись, -
Между бортами оказался.               

Я думаю о том порой,
Что спешка здесь всему виной,
Не будешь суетиться,               
Ничто и не случиться.

Вдруг вспомнилась пословица,
Хоть и не к месту тут:
«Быстро поедешь, -
               тихо понесут!»
               
                8
               
                Жизнь человека, как
                росинка на травинке.
                (Пословица)               

Вот голова уж над бортОм, -
Пройти совсем пустяк осталось;
Почувствовал вдруг сильный жом, -
Багровым небо показалось...

Очнулся я, - лежу на палубе;
Случилось что? - я не здоров?
Зажат был я? -  ну вот и на тебе,
Между бортами обоих судов...

                9

Не запомнил я того матроса,
Что, склонившись, тихо мне шептал.
Говорил: «рыбак, - не вешай носа!» -               
Утешая - меня к жизни возвращал...

Сколько не старались, ни корпели,
Суда быстро в море разошлись.
Разгрузиться так и не успели,
И соляркой мы не запаслись.

Результат моей оплошности сказался:
Чудом жив, в той схватке я остался.
Врач, узнав, - был сильно удивлён:               
«Случай сей, - ОДИН НА МИЛЛИОН!..»

Ничто не вечно, всё проходит,               
Нам время не остановить;
Болезнь приходит и уходит,
А мы все продолжаем жить...               
      
                10

Про море байки слушать лестно, -
Про хвори, же, - не интересно;
И чтоб не плакаться, и не нудить,
Об этом я не буду говорить.

Не знаю: выгадал я, - нет?!
С морями в тот же год расстался;
Купил на поезд я билет, -
К родителям в село подался.
               
                11
Я пережил тогда немало, -
Болезнь здоровье подорвала;
И чтоб на суше кем-то быть -
Решил  профессию сменить.               
               
В деревне той, где с детства жил,
Я моряком давно прослыл, -
С иронией сказал народ:      
"Механик был!.. - стал пчеловод?!"   

"Что, не престижно? - нет, постой...,               
Пчёл держал и граф Толстой;
Из современных? -  есть таков, -               
Известный мэр Москвы Лужков".               
   
Вначале мало разбирался,
С годами опыта набрался,
Судьбы нежданный поворот, -
Стал первоклассный пчеловод.         

            
               Глава третья               
 
                1

Не помню я, с какого года,
Меня уже, как ПЧЕЛОВОДА,
Во всю свою красу и стать,
Вдруг Муза стала посещать...

Лишь только вечер в ночь уходит,
Чуть скрипнув дверь, она заходит,
И до утра порой сидит,
Словами душу бередит...*      *- В юношеские годы уже была неудачная попытка писать стихи.

«Что если ты не истукан,
Садись и напиши роман.
Как только с духом соберёшься;
Уверенна - всего добьёшься.

Помогут и твои друзья;
Ну, хочешь? -  гидом буду я;
Я помогу тебе с сюжетом,
Ничто не требуя за это.

Познать всё сразу не спеши:
Диктую я! - ты лишь пиши..."

                2

И вот теперь я не скучаю,
Сижу, - поэмы сочиняю...,               
А если будет "сто в стакан",*              * Допинг, а лучше - вдохновение.               
То может напишу роман...

Хоть дел иных невпроворот:
Имею сад свой, огород...
Я с пчеловодством управляюсь,
Ещё в другой стезе стараюсь...*

И всё же, - не жалею я;
Что муза, милая моя,
Однажды в полной тишине,
Случайно повстречалась мне...
   
Подчас пишу, - хоть точно знаю,
Что даром - то, не обладаю;
Не нужно, к слову, много знать,
Чтоб мысли рифмой излагать...

И вот, на днях, по мере сил,
Стихов пейзажных настрочил;
Считаю, - все они просты...;
Хоть я с природою - на ты!*    *-Почти полвека с пасекой нахожусь на природе (кочёвки в тайгу и на луга).
               
                ***

Везде на елях ветки побелели,
На саночках резвится детвора,
Им нет совсем  и дела до метели,
На мокрый снег, что падает с утра.

И вьюги отступив, - упустят срок,
И тонкий луч пробьётся сквозь оконце,
И лужи талые, сверкают вдоль дорог,
И вот уже вовсю сияет солнце!..
               
                ***

Весенний день играет с нами в прятки,
То небо чистое, а то вдруг снег пойдёт,
А солнце людям улыбается украдкой:
"Печали нет большой, ведь это всё пройдёт, -

Растает снег и всё преобразится,      
И станут почки на деревьях набухать;   
И будет на полях земля куриться,   
И жаворонки песни звонко напевать".

                ***

Люблю весну! - она мне душу согревает;               
Приятна мне её волшебная пора;      
Я счастлив, видеть, как природа оживает,
Как тянутся на луг бурёнки со двора...   
            
                ***

Приход весны, - её волшебное дыханье,               
Мне это кажется каким-то сладким сном;
И запах трав, и ветра колыханье,   
И цвет черёмухи душистой за окном...               

                ***

На небе всполохи весенних гроз.
Весна зарделась свежестью и солнцем.
И ветки с почками набухшими берёз
Свисают вниз над небольшим оконцем...

Уже везде во всю скворцы поют.
Подснежник голову поднял как из лукошка.
Поляны зеленью покрылись там и тут.
А на болотах зацвела морошка.

                ***

О лето дивное, я восторгался бы тобой,
Ещё сильнее, чем любимой мной  весной;
За красоту лугов, полей, озёр, лесов...,
Когда бы ни жара, ни тучи комаров.      

                ***

Унылой осени печален поздний вид;
Стоят, взгрустнув, берёзки у дороги;
Под серой дымкой мрачный лес стоит;
Туман с утра такой, что вязнут ноги.

Коров на выпас уж не гонят по утру;
Бурёнки грустно топчутся в загоне;
Знать осень им совсем не по нутру;
Довольны только, - пастухи да кони.

                ***

Когда ржавеет лист, с деревьев облетая,
Позёмкой кружится, - когда туман седой;   
И словно дымка та - промёрзлая слепая,
Закрыла вдруг всё непроглядной пеленой.

Осенний лист протравливает душу,
Вздуваясь, словно парус на ветру,
И ветра шум, что западает в уши,
И тонкий лёд на лужах поутру.

Лишь только ветер по краям оврага
Куражась, грозно разметает синеву.
Надрывно воет словно волк-бродяга               
С кустов срывая чахлую листву.
   
                ***

Прошёл октябрь, мороз уже не ждёт;
Уже хрустят под сапогами льдинки;
И солнца луч, едва, едва пробьёт
Нависшие над елями снежинки...

                ***

И вот, подступила волна холодов;
Завыли промерзлые ветры;            
И всё погрузилось в трясину снегов;
Сугробов сплошных километры...

                3

Ну вот и всё мои друзья,
На этом закругляюсь я,
Вот допишу я эту строчку,
И в конце поставлю точку.

        Первая глава, - подражание на поэму А. С. Пушкина "Руслан и Людмила".
        *- С матча Карпова и Фишера,- шахматы стали моим вторым хобби;
В начале девяностых выполнив норму Кандидата в Мастера Спорта по шахматам,  вёл шахматные кружки в школах города и в доме творчества.               


Рецензии
Добрый вечер, Иван! Прекрасная автобиографическая повесть в стихах, прочитала с удовольствием!

Ольга Сангалова   05.02.2024 20:06     Заявить о нарушении
Ольга, большое спасибо!!!

Иван Малюшицкий   06.02.2024 02:44   Заявить о нарушении
МОЛОДЕЦ БЫЛА У АВТОРА ПРАБАБУШКА...
А ПРАДЕДУШКА ЕЩЁ ЛУЧШЕ...

Алексей Буряк   15.03.2024 07:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.