Реальность смысла. Глава 4

1.В прошлой главе (глава 3)мы в общих чертах познакомились с динамикой влияния экзистенциального кризиса личности и общества на матрицу идентичности и закончили предположением о том, что вдумнивое философское познание может способствовать  конструктивному разрешению этого кризиса. Но как мы можем представить  себе такое познание?

2. Познание занимает, так сказать, среднюю позицию между знанием и пониманием. Это выражается даже в языке, наличием у познания и понимания общей приставки "по". Познание и понимание открыты и способны удивляться, тогда как знание в отрыве от понимания несет в себе момент окончательности, категоричности и закрытости.

3. Такое внешнее экстенсивное знание в отличие от знания, понимающего и интенсивного, довольствуется продуктами процесса понимания, его результатами, которые  оно формулирует в виде не подлежащих обсуждению процедур, догм и ярлыков.Оно постоянно дает понять профанам и невеждам, что обладает монополией на то, как  "правильно" делать то или другое. Как Великий Инквизитор у Достоевского оно любит тайну и авторитет и не прочь воспользоваться силой, чтобы заставить, принудить придерживаться "правильного" мировоззрения.

4. Оно жаждет внешних атрибутов авторитета и общественного признания, таких как дипломы, грамоты, степени, сертификации и пр. Оно рассматривает деньги и влияние или даже власть, как необходимые интегральные части положения знающего человека, признанного профессионала, эксперта.

5. Оно относится к знанию как к своей собственности, ревниво бережет его от других и в этом процессе монопольного обладания, фиксирования и удержания парадоксальным образом деформирует само содержание знания, лишая его возможности обновления и расширения и постепенно превращая его во все более примитивный, узкий и устаревший набор непонятых формул.

6. Понимание (греч. сюнесис) это, можно сказать, корни знания. Каким бы пышным знание не было, в отрыве от корней оно постепенно засыхает. Понимание скромно и незаметно, как корни, и также как корни оно медлительно, вдумчиво (согласно некоторым современным исследованиям растения мыслят корнями, корни у них играют ту же роль, что и мозг и центральная нервная система у животных и человека, так что не случайно, что нервные клетки своим видом напоминают корни), любит двигаться вширь и вглубь и не спешит двигаться вверх.

7. Таким образом оно накапливает достаточно энергии и ресурсов, чтобы дать продвигающемуся вверх интенсивному ростку раздвинуть гладкий асфальт монополии на которую претендует экстенсивное знание.

8. Понимание таким образом идет снизу вверх, тогда как надменное экстенсивное знание взирает на мир с высоты своей привилегии. Это характерное для понимания движение снизу вверх порой выражается даже в языке,например русское слово понимать сходно со словом поднимать, английское understand , буквально значит стоять под чем нибудь и т.д.

9. Понимание заботится о целостности, об исчезающих в данности, но сохраняющихся на более глубоком контекстном уровне идентичности связях между различными явлениями. Оно не интересуется тем, чтобы выхватить какой то один позитивный результат и носиться с ним по миру, как с писаной торбой, трубя на весь свет: "Люди, смотрите, я был прав, мое предсказание оправдалось" и т.п.

10. Понимание интересуется результатами не самими по себе, они значимы для него лишь как необходимая часть процесса понимания. Во введении к Феноменологии Духа Гегель справедливо отметил, что предметом реального познания в отличие от мнимого является процесс как целое, а не только его результат.

11. Таким образом постепенная переориентация познания на интенсивное понимание это первая предпосылка разрешения экзистенциального кризиса и начала перехода от данности к реальности и смыслу.В нашем случае понимание разрабатывает осмысление динамики матрицы идентичности, как единого контекстного целого и сам этот процесс осмысления в принципе может способствовать восстановлению разрушенных  функциональных связей.

12. Но каково содержание процесса понимания? На этот вопрос мы постараемся ответить в следующей 5й главе.


Рецензии