Характер в драме

Жил-был в одном большом городе человек обыкновеннейший. Был он среднего роста, среднего телосложения, немного сутулился, слегка начинал лысеть и носил очки. На работу не опаздывал; сослуживцы знали его как доброжелательного товарища, а администрация как исполнительного работника. С женой тоже жили как все - иногда ссорились. Но пару раз даже съездили отдыхать на море. Растили сына. Короче, человек без особых примет и без дурных привычек. Среднестатистический гражданин. А ведь я описываю Андрея Романовича Чикатило - одного из самых известных и самых жестоких маньяков 20 века.
    Так что такое фигура Чикатило? Драма из-за характера? Или бесхарактерность, приведшая к драме? И что такое бесхарактерность? Когда мы говорим о «серой» личности, то невольно ассоциируем с таким человеком понятие неудачник. А неудачниками становятся те, кто занимается в своей жизни не своим делом. Как правило, это самые законопослушные граждане. Они настолько задавлены условностями человеческого общества, что, кажется, перестают представлять интерес для всех окружающих. Вы с этим согласны? А потом вдруг ситуация кардинально меняется. Например, в стране происходит перестройка. И вот несчастный «дядя Вася», который постоянно стрелял пятерки «до получки», уже разруливает ситуацию на мерседесе. А санитарка с обыкновенной «восьмилеткой» - риелтор-миллионерша. Это они так изменились или ситуации сделали их такими? Может ли вообще человек кардинально измениться на протяжении жизни? И почему так часто нас поражают «перерождения» хороших знакомых? Или они всегда были такими, а просто мы были слепы? На мой взгляд, человеческая сущность и есть часть той человеческой драмы, которая уже много веков разыгрывается на земле. В соответствии со знаменитой фабулой «весь мир - театр, а люди в нем - актеры». Физическое тело хорошо скрывает сущность натуры и подчастую люди сами не знают о себе очень многого. И это открывается лишь в силу определенных обстоятельств. Например, «дядя Вася», который вчера пил из горлышка в подъезде и там же писал,
бесстрашно бросается с гранатой на фашистские танки. Парадокс? Нет. Это часть его личности, часть его характера, которая имеет возможность проявиться в определённых обстоятельствах. В одних - как героя, в других - как преступника.
    Когда мы говорим о драме конкретно, то и подразумеваем именно этот - наиболее яркий - момент, когда обстоятельства вынуждают героя (или героев) проявить свою истинную сущность. И в этом главный драматизм. Что определить характер невозможно без того, чтобы герой был поставлен в необходимость действовать или погибнуть. В эти моменты он наиболее интересен зрителю. Конечно, можно спросить: а как же пьеса без действия? Пьеса как поток мысли? Как рассуждение на заданную тему? Думаю, что и поток мысли возникает всё-таки не на ровном месте. Ему предшествуют либо затянувшаяся меланхолия, либо незаконченная любовная история… Всё, что не завершено, рано или поздно требует либо окончания, либо окончательного осмысления. Или наступает депрессия.  Но, так или иначе, всегда имеет место ситуация, на которой нужно поставить точку, чтобы открыть новую страницу. Иногда незавершённость, или невозможность её осмыслить порождает беспричинный, с точки зрения равнодушного общества, протест.
    Задача драматурга, на мой взгляд, не только развлечь, заставить задуматься или сопереживать, но и в том, чтобы научиться лучше понимать себя. А соответственно с этим - стараться сделать мир лучше.


Рецензии