Странности чтения

Пробую читать прославленного Умберто Эко. Приступаю с ожиданием чего-то большого, важного, какого-то открытия, способного расширить мои представления о мире, о литературе.  В третий раз подхожу к воротам таинственного города, вхожу в него, иду по улицам. Они пыльны, серы, лица жителей плоски, их речи  скудны, безэмоциональны. В романе «Имя розы»: самое красочное - название. Но роза так и не расцветает. Может быть, лучше «Волшебное пламя царицы Лоан»? Увы! Мои вкусовые рецепторы, как и в первом случае, не различают ни вкуса, ни запаха. Такая же безвкусная каша бог знает из чего. Слух не находит музыки созвучий, зрение - объёмных ярких образов. Язык суконный, серый, диалоги - плоские, монотонные перечисления отрывочных кусочков воспоминаний, изложенные языком захудалой газетёнки; малограмотные попытки сказать что-то о душевной жизни человека. Сам персонаж, видимо, личность посредственная, малоразвитая, могущая представлять интерес только для практикующего врача средней квалификации.
Мне, воспитанному на классике, на хорошей современной литературе, совершенно непонятна репутация, которую заслужили книги этого автора. Непонятны восторги, изливаемые продвинутыми почитателями романиста, специалиста по семиотике. Вероятно, его книги - упражнения в псевдохудожественной форме по теории знаков. Но я не принадлежу к тем, кто видит в этой науке ключ к загадкам культуры. У меня нет ключей к нудно зашифрованным текстам. И я вовсе об этом не жалею. «Не читайте советских газет до завтрака», - советовал профессор Преображенский коллеге. А я прибавил бы: «Не читайте Умберто Эко ни до, ни после приёма пищи. Это плохо сказывается на желудочном и умственном пищеварении».
Может быть, такая литература - явление социологической жизни в смысле изучения неудачных экспериментов, но уж никак не в области художественной литературы. Кто из критиков, владеющих критериями оценки романа, всерьёз станет доказывать, что это полноценное художественное произведение, эстетическое откровение, подлинно новое слово, открытие?  Конечно, кто-то из высокоразвитых умов, заступников высоких ценностей, не пропускающих ни одного сомнительного вернисажа, скандального спектакля или перформанса, тут же бросится на защиту  «великого писателя» наших дней. Да я на него и не нападаю. Каждому своё. Кому Лев Толстой, Иван Бунин, Владимир Набоков, кому Умберто Эко или такой же прославленный автор «Ста лет одиночества». Это - лакомство для тех, кто принадлежит или желает принадлежать к «авангарду» культуры. Одни из них искренне восхищаются гениальными творениями авторов «Роз» и «Кодов да Винчи», другие, скрывая недоумение, стараются держаться поближе к этому передовому отряду. Бог в помощь и тем, и другим, самых высоких наслаждений в садах словесности!


Рецензии
Добрый день, Валерий!...

Я уже ничему не удивляюсь... Как-то открыл показ высокой моды в Париже: на подиуме голые манекенщицы, а по обе стороны солидные дяди и тёти делают пометки в блокнотах и о чём-то переговариваются с умным видом... Ну чем не иллюстрация к известной сказке "Новое платье короля"?...

Храни Вас Бог!

Сергей

Сениф   21.05.2016 14:44     Заявить о нарушении
Да, Сергей. Время наше сложное. Вместе с подлинными ценностями много мусора. От нас требуется, видимо уравновешенный, мудрый взгляд свыше на события.

Валерий Протасов   22.05.2016 08:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.