О многоразмерности жизненного пространства и о рас
Вводить такие понятия, как жизненное пространство и его многоразмерность, занятие неблагодарное. Наверное, можно говорить также о полноте жизни, насыщенности. И всё равно ни один из этих терминов не даст точного описания обсуждаемого явления. Можно подойти к вопросу с точки зрения максимально возможной реализации личности или общества, их потенциала, заложенного природой и предоставляемого внешней средой. Пожалуй, это будет немного теплее, но всё равно не совсем то. Доля реализованного потенциала не даст представления, каким образом и в каком направлении этот потенциал был реализован. Будет упущено качество - и процесса реализации, и конечного результата. Где-то здесь должен был введён критерий гармоничности, цельности.
Приведённые рассуждения применимы и к отдельному человеку, и к определённому сообществу людей, и к человечеству в целом. Диапазон степени самореализации для отдельных людей очень широк. Но эта характеристика даже в случае отдельного человека относительна, и сильно зависит от внешней среды. Среда в большой мере формирует пространство реализации, за границы которого очень трудно выйти. Хотя возможно. Но очень трудно.
В этой заметке хотелось бы рассмотреть тенденции в развитии и процессе заселения жизненного пространства применительно к обществу в целом. Предмет этот достаточно тонкий и слабо уловимый. Доля субъективизма большая. И, тем не менее, что-то такое улавливается, как будто витает в воздухе.
Грубо говоря, жизненное пространство определяется разными измерениями. Выбор их тоже в большой мере субъективен. Отсутствует также критерий, на основе которого можно было бы найти ортогональный базис жизненного пространства. (Вообще фундамент этого научного направления только закладывается, в том числе этими строками J) Само понятие измерения тоже нетривиальное. Скорее, это гиперплоскость жизненного пространства. Например, интеллектуальная гиперплоскость. Но мы будем также говорить "интеллектуальное измерение", чтобы не особо морочить голову читателям. Не должно вызывать особых возражений, разве что уж из упрямства, понятие "эмоциональное измерение". В общем, вот список этих измерений, которые представляют для нас интерес.
Интеллектуальное
Эмоциональное
Социальное
Политическое
Экономическое
Технологическое
Научное
Видение будущего
Сразу видно, что предложенный базис никоим образом нельзя назвать ортогональным, и наши гиперплоскости часто пересекаются. Но это ничего. Всё равно предложенная классификация лучше, чем хаос, или когда всё сплетено в Гордеев узел.
Интеллектуальное измерение
В этом измерении чувствуется какое-то замедление движения. Нельзя сказать, что наблюдается регресс. Явление (гиперплоскость) многомерное. Налицо успехи технологические, научные, которые невозможны без определённого интеллектуального уровня. С другой стороны, они возможны и без роста интеллектуального уровня, и даже при его снижении. Для некоторых сказанное может звучать парадоксом. Всё в порядке, противоречия здесь нет. Освоить что-то уже имеющееся на порядки легче, чем придумать что-то качественно новое. До тех пор, пока уровень интеллекта позволяет осваивать имеющиеся знания и технологии, можно понемногу количественно улучшать существующий уровень. А количественные изменения рано или поздно приводят к изменениям качественным. Это примерно как капитал. Деньги делают деньги, когда они есть. А вот когда денег нет, тогда добывать их сложно. Не надо много ума, чтобы, имея три миллиона, получить из них в течение года ещё сто тысяч. Получить те же сто тысяч, стартуя с нулём в кармане, гораздо сложнее. Напрягаться придётся намного больше. Начать с нуля, и через тридцать лет запустить ракету в космос, это не то же самое что тридцать лет улучшать эту ракету, и много раз запустить её в космос. Хотя для развития нужны оба процесса, спорить здесь особо не о чем.
И всё же есть какое-то смутное ощущение, что относительные темпы прогресса замедлились существенно. Это явление маскируется на фоне абсолютных приращений, но оно есть. И одной из основных причин, по-видимому, являются изменения в интеллектуальном развитии общества. Это развитие претерпевает качественные изменения. Происходящие изменения в системе образования как бы не способствуют улучшению качества интеллектуального уровня в его верхнем спектре. Хорошо, что больше людей стало учиться. Замечательно! Но интеллектуальное развитие должно охватывать весь спектр, а не только ориентироваться на массового потребителя. В конце концов, разницу делает элита, находящаяся в среде, благоприятной для развития качественно новых идей. Благоприятная среда должна создаваться всеми, всем возможным спектром интеллектуального развития. Но реализовать возможности, предоставляемые средой, может только интеллектуальная элита. А вот ее выращивать очень сложно. Очень деликатная субстанция.
Сегодняшнее доминирование специализации играет в какой-то мере и негативную роль. Как бы всё более высокие здания начинают возводиться на всё более узком фундаменте. А такая ситуация однозначно обедняет и специальные области, начинает тормозить их развитие. Они замыкаются сами в себе, теряя живительные связи с многообразием жизни вообще, и другими областями науки или технологии. Узкие специалисты теряют общее видение, оно вообще начинает отвергаться такими сообществами. А. Кирьяко хорошо отразил многие аспекты этого явления в серии статей о физике. В этих областях канонизируются определённые взгляды, методы, подходы, и тем самым существенно затрудняется развитие всего направления. А следствием является создание среды, малоблагоприятной для выращивания интеллектуальной элиты.
Нет, не всё так плохо. Но такая тенденция есть. Пусть она слабо выражена, но она уже начинает влиять на развитие общества. Быть интеллектуально развитым становится неактуально. Посредственности очень быстро улавливают такого рода тенденции, и начинают активно и успешно упрочивать свои позиции в такой атмосфере, соответственно вытесняя интеллектуально более развитую материю. В интеллектуальном пространстве начинают отсекаться целые измерения и гиперплоскости. Пространство скукоживается, обедняется. Оно становится мелким и неинтересным. Движение мысли объявляется ересью, новое подвергается насмешкам и гонениям, кондовый консерватизм и дремучесть объявляются стабильностью и добропорядочностью, благонадёжностью. Власть прибирают к рукам ретрограды и ограниченные политиканы, и жить становится скучно и неинтересно. Человеку в принципе нужна смена декораций, нужно освоение нового и неизведанного, ему нужно напрягаться, чтобы развиваться, он должен двигаться - таким его создала эволюция.
В данной трактовке интеллект выглядит несколько беспомощным. Если это высокий интеллект, он должен найти выход! И он ищет. Но против него выступают большие силы. Воевать ведь можно и числом, и умением. А числом противник очень даже силён. Большие ресурсы за ним, надо сказать, в том числе государственные.
Хотелось бы обратить вникание ещё на один аспект в связи с последним замечанием. Государству, читай, его управляющему аппарату, нужны послушные, легко управляемые и манипулируемые обитатели. А с другой стороны, аппарату нужны средства для жизни, которые должен зарабатывать тот же обитатель. И возникает противоречие. Как бы это так сделать послушного активного и предприимчивого обитателя, да к тому же интеллектуально развитого, но только чтобы в узкой профессиональной области. Иначе он может утерять послушность, и вообще полезть не в своё дело. Например, почему так по дурацки разбазариваются и рассовываются по карманам деньги налогоплательщиков. То есть надо делать выбор. И выбор делается в какой-то мере компромиссный, но на всякий случай в сторону снижения интеллектуального уровня, потому что это безопасней. Причём не сказать, что прямо вот так кто-то говорит: "А давайте немного отупим народишко, что-то он поумнел последнее время". Процесс как бы сам собой происходит, больше на инстинктивном уровне. Ломать не строить. Такие дела легко и без напряжения сами по себе происходят. Это как плыть по течению, усилий не надо прикладывать. Вот вверх по течению сложно выплывать, там ох как упираться надо.
Вот такие вот улавливаются тенденции в отношении интеллектуального измерения- гиперплоскости. Жизнь становится сложнее, народа больше, технологии развиваются. Самое время и мозги гражданам развивать. Но как-то особо этого развития не наблюдается. А некоторые даже говорят, что, дескать, идут обратные процессы, и народ в среднем глупеет. Кто его знает...
Эмоциональное пространство современного человека
Вряд ли кто будет спорить, что эмоции играют огромное, первостепенное значение в нашей жизни. Человек в основном движется эмоциями. На эмоции завязаны его физиологические, биохимические процессы, социальное общение. По сути, человек может существовать только как эмоциональное существо, причём это относится и к его индивидуальному уровню, и к его социальному существованию.
Безответственные высказывания о том, что человек действует рационально, ничего кроме вреда принести не могут. Это неправильное, в корне неправильное, утверждение. Человеком движут эмоции, а разум, как правило, призван обслуживать эти эмоции. Это такая гремучая смесь, что громыхнуть она может в любой момент. И периодически она громыхает, да так, что никому мало потом не кажется. Возьмите хоть жизнь отдельного человека, хоть всё человечество в целом, подтверждений на любом уровне сколько угодно.
Например, не далее как вчера сын прочитал заметку в Scientific American", как влияет уровень доверия на физиологическое состояние человека. Ну то есть оно и так понятно, что должно влиять. Но было интересно узнать, как именно, Сильно влияет, оказывается. И в случае доверия, и недоверия, выделяются сильнодействующие нейрогормоны, обусловливающие определённое психическое состояние человека. И в среднем в Бразилии, где уровень доверия "ближнему" наименьший, и в Дании и Норвегии, где уровень доверия самый высокий, люди, выходит, находятся в разном гормональном и психическом состоянии из-за этого. А как следствие, и другие аспекты их бытия тоже будут разные, потому что все факторы, определяющие состояние человека, зависят друг от друга. Можно много говорить на эту тему , но итог можно подвести такой, что эмоции очень важная компонента нашей жизни.
Теперь давайте посмотрим, что же мы имеем на сегодня в эмоциональном пространстве. Всё познаётся в сравнении. Скажем, как мы жили раньше, так общения напрямую было больше. В Канаде люди одного уровня тоже были ближе друг к дружке, я со многими разговаривал на эту тему. В некоторых местах до сих общаются по-старинке. И это общение, основанное на общем менталитете, общих ценностях, создавало благоприятную среду для жизни. Ощутимая такая была среда, динамичная, живая. И общения было много, и оно было естественное, как дыхание. Люди так примерно одинаково все жили, и смысла и причин особо отгораживаться от других не было. И общение взаимообогащало. И в то же время воспринималось как само собой разумеющееся, как некая данность.
А потом жизнь поменялась, и народ начал отдаляться друг от друга и отгораживаться. Кто-то буквально, а кому не на что было изгородь ставить, те в переносном смысле отгородились и замкнулись. Этот процесс разъединения происходил объективно, потому как поменялось бытие людей. К тому же этот процесс сильно поощрялся со стороны разных властей. Они преследовали свои понятные цели, но попутно очень сильно разбавили среду общения. В итоге всех этих мероприятий среда общения обеднилась.
Со мной можно не соглашаться, можно сослаться на возраст (который не такой уж большой), но я уверен на сто процентов, что сегодняшняя среда общения намного беднее прежней. Ведь и молодые в среднем общаются совсем не так глубоко и близко, чем это было лет тридцать назад. Появилось много препятствий для этого. Потребительство одно из них. Уровень образования, система образования создают другое препятствие. Пропаганда, нацеливание на успех, по умолчанию любой ценой. Смещение оценок, критериев успеха. И так далее. Виртуализация жизненных представлений и схематизация жизни как таковой, в том числе с помощью средств массовой информации. Какой из этих факторов не возьми, он работает на разобщение людей. В итоге и происходит обеднение среды общения, которая в очень большой степени определяет эмоциональное состояние человека и общества в целом. Суеты, дерготни больше стало. Но ведь они ничего общего с духовным общением не имеют, скорее наоборот. И в итоге вырастают дети, которые никогда толком не узнают, что такое дружба, или насколько комфортно можно чувствовать себя в рабочем коллективе. Я был в замечательных строительных бригадах (шабашках), некоторые сам организовывал. Мы так здорово проводили время! Подбиралась хорошая компания, все свои ребята. И жили, и работали очень дружно, как братья. Конечно, не всегда была такая идиллия, но ведь было. В современном обществе такое очень маловероятно. Дистанция между людьми большая, и много наставлено препятствий нa пути к сближению .
Ну хорошо, среда общения один источник эмоций. Есть искусство ещё. Литература, поэзия, творчество, общие интересы, увлечения. Как ни крути, литература всё больше становится развлекательной и коммерческой. По-моему, это факт жизни, который трудно оспаривать. Эмоциональная сфера литературы сжимается, обедняется. С остальными источниками эмоций в большой степени происходит аналогичная метаморфоза. Как говорил О. Бендер, нет того энтузиазма. А значит, нет и той полноты, глубины эмоционального пространства.
Так что, хотите или нет, имеет место быть обеднение и разжижение эмоционального пространства на сегодняшний день. И последствия этого явления должны быть весьма серьёзные в силу большой значимости эмоций в жизни человека и человечества.
Свидетельство о публикации №216051901726