Слияние душ

(из серии стихотворений "Метаморфозы любви"
http://www.proza.ru/avtor/belas&book=3#3, навеянных книгой "Уроки любви", Руслана Киреева,               
здесь - о единственной любви в жизни русского поэта, писателя, драматурга, публициста Фёдора Сологуба (Фёдор Кузьмич Тетерников (Тютюников), 1863 -1927 г.г.) к Анастасии Николаевне Чеботаревской, с трагическим финалом.

С ним не случилось то "мгновенье",    1*)
Где кажет Ангела судьба -
Совпали в жизни душ стремленья
Отдать друг другу всё, сполна.

Знакомились по переписке,
Взаимно чуя интерес,
И постепенно стали близки,
Презрев венчанья политес.               2*)

Обоим детство стало чёрным -
Сиротство, не культурный быт,
Пришлось учением упорным
Для жизни создавать кредит.

Он сформулировал ей счастье,            3*)
Творимое, не Божий дар -
Она творила, чрез ненастья,
Счастливейшей чтоб стать из пар.

Всем-всем была ему на свете -
Жена, и мать, и друг, сестра,
Послушница и нянька в "свете",
Пропагандист его "пера".                4*)            

Угрюмый пожилой затворник,
Кто злоязычен, словно бес,               5*)
С ней стал внимательный угодник,
Вкусив общения чудес.

Душой воскресного салона
Блистал, как плод её трудов -
Адепт художественного тона
Здесь находил исток основ.

Их было, знаменитых, много,
Кто приобщался его дум,
Где в творчестве своя дорога -
"Творил легенду" мощный ум.               6*)

Роднило пару чувство смерти,
Что Фёдор понимал, как страсть
Средь вожделений  круговерти,
Как чувства сладостного власть.

Наследственность Анастасии
Грозит трагической судьбой -
Сестра и мать, в больной стихии,
Увы, покончили с собой.

Беда обрушилась внезапно -
Жена исчезла, навсегда...
Срыв нервный кончился ужасно -
Безумную взяла вода.

Явилась смерть, но он не верил...
Иначе к жизни путь закрыт.
Нет смерти, как всего потери, -
Любимой образ не забыт!                7*)

В стране остался (мог уехать)
И прожил без неё шесть лет...
Жизнь превратилась в серый пепел,
Любовь оставила лишь след.                8*)

Влюбился символист угрюмый!
Почти полвека стойко ждал
Единственный, от Божьей думы,
Ему лишь, Женский идеал.                9*)

Примечания (взяты из книги "Уроки любви", Руслан Киреев, Рекл,-комп. аг. газеты "Труд", Москва, 2000 г. и сборника Фёдор Сологуб, "Лирика", Минск, Харвест, 1999 г.

1*)
"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье..."
А. С. Пушкин

2*) Она младше его на 15 лет, уже испытала жестокие удары судьбы, сделала сознательный выбор. Но повенчались они только через шесть лет после начала совместной жизни, в 1915 году. Он называл её "Милая Плакса Николаевна" или "Милая Плакса" - глаза её были на мокром месте от нервов. Сам Фёдор Кузьмич поставил ей диагноз: "Чрезвычайная впечатлительность и нервность".

3*) "Счастье - пустяк; всё дело только в том, чтобы чувствовать себя достойным счастья. И Вы сами хорошо знаете, что данного счастия нет, - есть только счастие творимое", Фёдор Сологуб.

Ликуй, звени, блести, мой лёгкий, тонкий стих,
Ликуй, мой звонкий стих, о радостях моих.
Я кроткою мечтой тоску преодолел,
Я сладко полюбил, и нежно пожалел.
И так люблю, губя, - и так, любя, гублю,
И, погубив, опять прильну - и оживлю.
13 июля 1909, Фёдор Сологуб.

4*) Она была, по выражению одного близко знавшего их обоих человека, "рьяною, ревниво страстною послушницей при настоящем священнослужителе литературы".

5*) Ему было уже под сорок пять, но он оставался холостяком и не помышлял менять образ жизни, производил впечатление флегматичного, усталого от жизни, тяжёлого на подъём человека с заурядной внешностью, равнодушного к присутствию окружающих (описание начинающего поэта Владислава Ходасевича, увидевшего впервые Сологуба до встречи того с Анастасией). Шаржированный портрет автора знаменитого романа "Мелкий бес" выведен также под главным героем романа Передоновым, напоминавшим "человека в футляре".

6*) "Творимая легенда" - главная тема в творчестве Фёдора Сологуба.

7*) Певец смерти, проповедник культа смерти, он не верил в смерть Анастасии Николаевны. Садясь обедать - один ли, при гостях - ставил прибор и для неё, на случай её внезапного возвращения.
"Она отдала мне свою душу, а мою унесла с собой. Но как ни тяжело мне, я теперь знаю, что смерти нет. И она, любимая, со мной", Фёдор Сологуб.

8*) Желание "убежать" от окружающей их жизни появилось после 17-го года и больше не покидало. Из просторной и благоустроенной квартиры, некогда бывшей одним из центров культурной жизни Петербурга, их выселили, реквизировали и мебель, и одежду, и книги, так что теперь они прозябали в малоприспособленной для жилья нетопленой комнатёнке. Наконец, разрешение на отъезд за границу было получено, но нервы Анастасии Николаевны уже не выдержали, от пережитого навалилась наследственная болезнь, которую она осознавала.  В краткое отсутствие Фёдора Кузьмича, ушедшего в аптеку за успокоительным для неё, она ускользнула из дома и кинулась к сестре, которой писала ранее записку с криком о помощи, но не дошла и... бросилась с моста в реку. Нашли её всплывшее тело только весной. Отъезд за границу потерял для Фёдора Кузьмича всякий смысл: "Такая жизнь - на что она мне?".
За год до смерти его избрали председателем Союза ленинградских писателей.

9*) Он посвятил Анастасии, единственной, Богом предназначенной ему Женщины, которую он почти полвека ждал, не размениваясь на других дам, множество стихов, целые циклы и даже отдельные книги.

"Ты только для меня. На мраморах иссечен
Двойной завет пути, и светел наш удел.
Здесь наш союз несокрушимо вечен,
Он выше суетных, земных, всегдашних дел.
......................................
Ты только для меня. Судьба нам не лукава.
Для светлого венца, по верному пути
Подруги верные, любовь моя и слава,
Нас радостно ведут. Не страшно нам идти.

Ты только для меня. Таинственно отмечен
Блистающий наш путь, и ярок наш удел.
Бессмертием в веках союз наш будет встречен.
Кто скажет, что венец поэта потускнел?"
Фёдор Сологуб, 1921
 
"Все мы любим так же, как понимаем мир. История любви каждого человека - точный слепок с истории его отношений к миру вообще". Фёдор Сологуб.   


Рецензии
Очень проникновенные, отражающие глубину любви Ф.Сологуба и Анастасии Чеботаревской.
Должен отметить точное соответствие с прекрасными комментариями.
С уважением, -

Евгений Говсиевич   03.03.2018 23:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений! Творчество таких поэтов надо популяризировать, а метаморфозы их любовных страстей - всегда психологический урок, так как все они были пограничными личностями, разрывавшимися между творческим и человеческим своими началами. ИМХО.
С уважением, Александр.

Александр Белислав   04.03.2018 10:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.