О здоровом субъективизме и ложных приговорах

- Наша субъективность - это наш истинный Дом, наше естественное состояние, необходимое убежище и место обновления.
Это колыбель креативности, площадка для воображения, чертежная доска для планирования и сердцевина наших страхов и надежд, скорбей и радостей.
Слишком долго мы отбрасывали субъективное как эфемерное и малозначащее; в результате мы потеряли точку опоры и были, как магниты, притянуты к пустынным берегам безжизненной объективности...

Американский психотерапевт Джеймс Бьюдженталь изрек саму человеческую суть, что столь неуважаема и презираема в нашем родном контексте.
Я попробую оттолкнуться от любимой цитаты и кратко ее развить...

Слишком много людей, позиционирующих себя "носителями истин" (чаще всего - книжных) зачастую иронично - надменно относятся к категориям живого человеческого субъективизма, который, по сути, есть Путь - абсолютно естественный и индивидуальный.
И, потому, - самый честный.

И все бы ничего; в конце - концов, прекрасно известно, что с фарисеями и ревнителями спорить не о чем и бессмысленно, но...

Это, увы, зачастую порождает те самые ложные "интеллигентские комплексы" у людей творческих (в том числе - пишущих).
Думаю, знакомо почти каждому, читающему эти строки...

Комплекс сомнений, перерастающих в неумное посыпание головы пеплом: "я вещаю из песочницы", "у меня не точка, а кочка зрения", а дальше - еще фатальнее: религиозно ли мое произведение? глаголет ли оно о Главном?
сумел ли я подняться НАД? - с бесконечными самоупреками в личном недостоинстве (и, нередко, глубоко сокрытым самолюбованием)))

О бесперспективности и даже пагубности такого пути для литератора предостерегал, в частности, Александр Шмеман.***

Между тем, разумное взращивание собственных субъективизма и индивидуальности, убежден, совершенно естественное условие не только для т.н. "творческого человека" с клеймом "эгоцентрика".

Это (пускай, и в разной степени) насущно необходимо каждому из нас, ибо Творец создает не одинаковые болванки, послушно внимающие некоему узкому Своду Общих Истин и Правил во всем - это, как раз, проделывают люди, подчиняющие природные уникумы чужой воле, а в творчестве - стремящиеся "накинуть платок на всяк роток" своими безжизненными канонами (в литераторстве - через уста "прозорливых критиков"), лишающими прав на всякую самобытность человека.

Во что бы превратился наш Мир, если бы мы их слушали :)

Да и сама История - как безошибочный и бесстрастный свидетель.

Хаос, революции и прочие потрясения случаются не там, где в народе слишком много субъективных индивидуумов, ярких личностей и просто "нестадных" людей.
А там, где лишенный собственной воли, индивидуальности и судьбы народ, который диктатор годами вытачивал как те самые болванки на станке, теряет привычную Крепкую Руку и, не представляя что делать дальше (ибо ничего СВОЕГО уже не имеет), спасительно ищет (а чаще - придумывает) нового Хозяина, который оказывается еще большим циником и негодяем.

История соврать не даст.

Ровно поэтому страх жить - есть слепое, бездумное подчинение Букве без малейших попыток (пускай и субъективно - человеческих) постичь Дух...

Все это можно выразить проще: живите, творите, пишите, будьте неповторимо субъективны, божественно индивидуальны, открывайте этот Мир для себя заново и не самоедствуйте, слушая "критиков" с их "приговорами" :)



***
Можно сказать, что, достигая определенной степени религиозности, писатель, творец как бы ставил перед собой вопрос: для чего я пишу, во имя чего, во имя какого высшего идеала?
И начинался распад, разлад, часто трагический и болезненный, между его творческим сознанием и его религиозной верой или исканиями, распад, разлад, наносивший урон в первую очередь хрупкому зданию Русской Культуры.

(Александр Шмеман, из лекции "Отрицание Культуры во имя Религии").


Рецензии