Занимательная Египтология. Часть 10

Династия следует за династией.

Итак, мы помним, что фараон Яхмос Первый изгнал завоевателей гигсосов из страны и оказался во главе очень сильного войска, которое, к тому же, провело долгие годы в Азии, и среди богатых городов Сирии. 

Египет стал военным государством, не смотря на то, что сами по себе египтяне не были воинственным народом.  Вся страна была охвачена жаждой завоеваний и добычи азиатских богатств. Профессиональные солдаты тех времен имели все – деньги, повышения, всяческие другие блага. И так продолжалось около 150 лет.

Сыновья фараона больше не становились чиновниками – они были военачальниками. А фараона теперь всегда окружал отряд телохранителей. И в тоже время всегда оставалось место интригам и предательству, когда слабого фараона легко мог скинуть министр и занять его место. Но это не относилось к Яхмосу Первому, который реально начал поднимать страну из того упадка, в котором она находилась последние 200 лет.

Египтяне научились стрелять из лука залпами, что сеяло панику среди врага и добавили к своему вооружению секиры.

Фараон принимал живое участие во всем, как и его визири. Яхмос Первый ходил в частые военные походы в Азию и Сирию, посещал пустынные рудники и копи, осматривал дороги, искал места для колодцев и торговых станций. Ему во что бы то ни стало,  важно было сделать Египет экономически сильной державой.
Все земли, и другая собственность фараона,  за исключением храмовых угодий, были зарегистрированы и назначены подати. Они собирались натурой. Для хранения поступлений строились многочисленные склады по всей стране. Подати назывались «труд».

Чиновники платили подати золотом, серебром, скотом.

Визирей у фараона было два – но «южный» визирь был самым главным. Он каждое утро приходил на совещание к фараону и докладывал о делах. Этот человек так же принимал участие в назначении военачальников и приказы по армии исходили из его канцелярии. Составлял календарь государственных дел, для этого ему докладывали о времени восхождения Сириуса.

О визирях 18 династии историки черпали сведения со стен их гробниц. Почти все  чиновники далекого прошлого скрупулёзно описывали свои деяния.

Военные укрепляли свою власть с каждым последующим фараоном.   Вскоре случилось так, что на важные государственные  должности уже не мог попасть не военный. И тут же с военными расцветает и институт жрецов. Во времена Первой Империи, о которой сейчас идет речь, храмы накопили огромные богатства, и жречество стало профессией. Туда уже не мог случайно попасть простой человек, как это было во времена предыдущих царствований. Власть главного жреца государственного храма в Фивах воистину была безгранична, а сама религия стала настолько сложной, какой еще не было никогда в долгой истории этой страны.

Фараон, благодаря завоеваниям, щедро одаривал и без того богатые храмы. В Фивах торжествовал Амон. Египтяне произносили, как присказку – «Если Амон сохранит мою жизнь». Древние божества смешались между собой.  И лишь один Амон сохранил свою индивидуальность.

В Египте образовались три основных класса – военные, жрецы и чиновники.
Загробные верования перетекли из времен Среднего царства. Магические заклинания, при помощи которых умершие должны были существовать в потустороннем мире,  становятся настолько обширными, что уже не помещаются на крышке гроба.  Их начинают писать на папирусных свитках и вкладывать внутрь гробов. Так началась создаваться знаменитая «Книга Мертвых». Гораздо позже, многие жрецы, которым заказывали писать для умерших эту книгу, хорошо зарабатывали, так как кто будет точно проверять количество страниц? Жрецы брали деньги за полную книгу и не дописывали многие страницы.

Тогда же в гробы стали вкладывать высеченного из камня священного скарабея, на котором тоже были написаны магические формулы.

Так же жрецы изобретали новые магические формулы, текст которых напоминал христианские индульгенции. Как бы ты не грешил в этой жизни – купи у жрецов свиток и все - для потустороннего мира ты стал безгрешен.

Жрецы сочиняли новые и новые книги про загробную жизнь. Части этих книг высекались на стенах гробницах богатых людей. Так же на стенах гробниц стали высекать подробную историю жизни умершего. Скальники напротив Фив все изрезаны гробницами знати и богатых чиновников. А за этими скалами, в тихой, уединенной лощине, которая станет позже Долиной царей, фараоны высекают свои гробницы. Пирамиды больше никто не строит, они просто не нужны.

Царские гробницы уходят в толщу скал на добрую сотню метров, состоя из многочисленных комнат и переходов. И лишь в самой последней комнате в огромном саркофаге находилось тело царя. Позже, когда мы окажемся на экскурсии в Долине царей, мы поговорим обо всем этом.

В этой части я лишь скажу о том, что теперь в загробный мир хотели отправиться все классы. Из-за этого целый квартал Фив занимали люди нужных профессий – гробовщики, бальзамировщики, могильщики и прочие. Бедные люди покупали места в общих гробницах, но средний класс тогда уже был способен оплатить отдельную гробницу.

Совсем бедных хоронили по-прежнему на краю пустыни в песке, но их родственники, которые с вожделением взирали на богатые гробницы жрецов и чиновников, закапывали возле них фигурки, изображающие  мертвецов.

Войны фараона Яхмоса Первого постепенно подходили к концу. И он понимал, что пора поднимать из руин древние храмы, которые были разрушены гигсосами по всей стране. Для этого он возобновляет работы в знаменитых каменоломнях напротив плато Гизы, откуда брались глыбы для пирамид Четвертой династии.

Во время азиатских войн Яхмос Первый привез из Сирии волов, их то и использовали при восстановительных работах в храмах. Жаль, что эти постройки не сохранились до наших времен.

Яхмос Первый много жертвовал для храма в Карнаке и выстроил на реке новую храмовую барку из кедра. Дерево было получено в виде дани из Ливии.
Этот  фараон остался в истории как  великий основатель блистательной Восемнадцатой династии.

Яхмос Первый правил 22 года и умер относительно молодым, в 1557 году до нашей эры. Его мать в те времена была еще жива. А погребен он был в древней усыпальнице Одиннадцатой династии. И эта гробница давно уже погибла и не дошла до наших времен. Но тело фараона сохранилось, как сохранились и драгоценности его матери, похищенные из соседней гробницы еще в древние времена. Сейчас все это хранится в Египетском музее в Каире.

Не все было спокойно на границах Египта, восстания в Нубии, набеги троглодитов, которых никак не удавалось усмирить. Они действовали просто – в случае опасности убегали вглубь пустыни, где их не могли достать египтяне. Много веков спустя, троглодиты так же доставали и римлян.

Аменхотеп Первый, который правил вслед за Яхмосом, пытался их усмирить. И тут же ливийцы, на другом конце страны, вторгались в богатые земли дельты. Правильно, чтобы египтяне не расслаблялись. *улыбка*

Аменхотеп сначала подчинил себе Нубию, затем уже обратил оружие против Азии. Предполагается, что этот фараон достиг реки  Ефрат. Точных сведений об этом нет, но вот его приемник определенно видел Ефрат.

Аменхотеп Первый привез из Азии несметные богатства, одарил ими храмы и построил для храма Карнака великолепные ворота. До наших времен они не дошли.  Их снес не менее знаменитый фараон Тутмос Третий. Так же на эти азиатские деньги Аменхотеп Первый построил много роскошных зданий в Фивах. Он правил не долго, около 10 лет и историки не знают, оставил ли он наследников.

Следующим фараоном был Тутмос Первый, который определенно был рожден не от царских кровей и на трон взошел благодаря браку с принцессой королевской крови. Новый царь тут же издал манифест о своем восхождении на престол,  и подобострастные чиновники Нубии выбили его на многих плитах, благодаря чему он и дошел до наших времен.

На второй год своего правления и  фараон Тутмос Первый  отправился через пороги воевать в Нубию. И даже лично вступил в рукопашный бой с нубийским царем.
А куда же делись гигсосы? А никуда они не делись на самом деле, они осели в царстве Кадеш, где-то в Сирии - Палестине.  Это государство располагалось на удобных древних торговых путях и гиксосы отчаянно сражались за свою независимость. Они были разбиты спустя 20 лет фараоном Тутмосом Третьим.
Что же тогда думали египтяне об окружающем их мире?

Мир кончался в болотах Сирии, откуда брал начало Ефрат. А болота были окружены «Великом кругом», Океаном и … Это был конец всего.

В те времена египтяне подчинили себе семитский мир Сирии и Палестины, и оказали огромное влияние на культуру и ремесла этих областей. А тут и воители из Ирана подоспели и организовали царство Миттани. Считается, что это самый древний и самый западный аванпост арийской расы.

И тут Тутмос Первый решил усмирить непрерывные восстания в Сирии. Воины – египтяне собирали руки врагов, в одном из описаний этого похода упоминается, что важный военачальник собрал 21 отрубленную руку, это было очень много. Средний «улов» воина составлял 5-6 рук. Что египтяне делали дальше с этими отрубленными руками неизвестно.

Сирия покорена, два фараона видели Ефрат, дань течет рекой, вместе с данью, которую платят Египту бедуины и другие покоренные народы Азии. На эти деньги Тутмос Первый начал восстанавливать ряд храмов, лежащих в руинах со времен правления гигсосов в Египте.

В Фивах (Луксоре) тогда стоял скромный древний храм времен Среднего царства. Напротив него воздвигли массивные ворота с башнями, между ними был крытый зал, крыша которого подпиралась ливанскими кедрами. Кедры, которые у ворот храма выполняли роль флагштоков, были окованы сплавом золота и серебра. А сами ворота, на которых был изображен Бог, были из бронзы, и  выложены золотом. Бронзу так же привезли из Азии.

Так же Тутмос Первый восстановил храм Осириса в Обидосе и сделал этому храму щедрые пожертвования. Фараон к тому времени находился уже в преклонном возрасте, поэтому часть средств он потратил на украшение своей гробницы и дал жрецам указания, как сохранить для потомков свое имя. Вообще, было бы удивительно, если бы он этого не сделал.


Рецензии