Младший брат

Молодые годы, звонкие пути!
Сквозь огни и воды хочется пройти!
Учимся работать, учимся дружить,
Учимся на белом свете жить!
М.Ножкин

                Владимир – владеющий миром
        Когда родился мой младший брат, родители меня спросили какое имя я для него выберу. Я, даже не задумавшись, ответила:
- Вова! Так Ленина звали. Это хорошее имя.
Так его и назвали. Владимир - владеющий миром.
        Все думают, что владеть миром, значит быть владыкой чего-либо. А наш Владимир владеет искусством не ссориться, он миролюбив. Однажды когда я на него сильно рассердилась и начала ему грубить, он лишь промолвил:
- Сестра, тебе это не идёт. Не говори так.
        Никогда он не устраивал никаких скандалов. Всегда спокоен и миролюбив.

        Помню, что именно мне приходилось его укачивать, пока родители были на работе. Я садилась рядом с его кроваткой, похлопывала по его одеяльцу и протяжно напевала: «Баю-баюшки-баю…». Не думаю, что ума ему моё пение прибавило, потому что оно было бессвязно. Что видела перед собою, о том и пела. Как казахский акын пела ему про окружающий его мир. Лишь бы он уснул.

        Помню, как мы со старшим братом Юрием по пути в школу иногда отводили его в ясли. В Аксуеке зимы были снежные, морозные и всегда с пронзительным обжигающим ветром. Юра его нёс либо на руках, либо на санках, а я тащила две сумки – свою и старшего брата.

                Песня
       Помню, когда Вова был совсем маленьким, наш отец, приходя с работы, подзывал его к себе:
- Вовка, иди ко мне. Петь будем!
       Обнимал сына за плечи, усаживал рядом, и, ожидая пока мама накрывала стол к ужину, начинал  напевать куплет популярной тогда песни, в исполнении Марка Бернеса. Брат, тоненьким картавым голоском, подтягивал:

- Если бы парни всей земли
Вместе собраться однажды могли.
Вот было б весело в компании такой
И до грядущего подать рукой!
- Парни, парни, это в наших силах
Землю от пожара уберечь.
Мы за мир, за дружбу, за улыбки милых,
За сердечность встреч!…

       Каждый вечер, изо дня в день, звучал в нашем доме один и тот же куплет. А после ужина, передав сына матери, отец принимался за домашние дела.

       Однажды, когда днём начали передавать эту песню по приёмнику, мама схватила карандаш и на тетрадном листке быстро начала записывать текст песни – у неё была отличная память, которую она сохранила до своих последних дней.
       Вечером мама, со смехом, подала листок со словами песни отцу:
- Михаил, я слова вашей песни записала, пока её по радио передавали. Теперь вы можете петь её полностью,  до самого конца.
Да уж, в этот вечер отец с сыном пропели песню до самого конца.

       Но следующим вечером, делая домашние дела, отец мурлыкал по-прежнему лишь один первый куплет, начиная его снова и снова.


                Потерялся
        Когда брату было три года, он потерялся на целый день. Было воскресенье. Нас, троих детей, родители собрались сводить в кино. Мама вначале одела младшего Вову, затем сама начала принаряжаться, мы, старшие, собрались мигом. Наконец все выходим за ворота и тут обнаруживаем, что Вовы нет. Покричали, побегали по двору, потом по соседям. Потом уже и соседи помогали искать. Нас, старших, отправили по соседним улицам. В конце концов, подключили милицию.
       Нашли Вову лишь к вечеру – лётчики привели. В конце улицы, подальше в степи был местный аэродром. Туда-то и забрёл Вова, поджидая нас. Лётчики рассказывали, что в этот день на рейсовый самолёт-кукурузник купили билеты несколько пассажиров. Они собирались лететь во Фрунзе. Среди них были двое мужчин, они везли большой детский автомобиль, в который и посадили рядом присевшего мальчика, чтобы он покатался тут. Потом, когда объявили посадку, Вова вслед за ними, держась за якобы уже свой автомобиль, вошёл в самолёт. Вот тут то, сверяя количество пассажиров с числом проданных билетов на рейс, и обнаружили ничейного ребёнка. Поднялась шумиха. Стали его спрашивать:
- Мальчик, ты чей?
     Не получив внятного объяснения, связались с милицейской службой, откуда и узнали чей он.

                Геологоразведка
      Когда мы в начальной школе изучали природоведение, и как-то осенью на урок нам принесли коллекцию геологических камней, то геологические названия этих камней меня просто околдовали. Я как будто попала в сказку: гранит, слюда, полевой шпат, кремнезём, разновидности кварца и т.д. А уж когда учительница сказала, что мы живём в крае удивительных самоцветов и на наших сопках есть много вот этих самых камней и, что она рекомендует нам обязательно посмотреть на них в их естественном виде, я решила, что обязательно схожу в степь за камнями.
      В воскресенье мы с подружкой, тепло одевшись (осень на дворе, позёмка метёт вовсю), собрались идти в степь к ближайшим сопкам. Вове пять лет, он ещё ходит в сад, но его надо взять, без него меня на улицу не выпустят. Докладывать родителям, куда мы собираемся необязательно. Кроме степи у нас ничего интересного нет. Всем понятно, что мы туда и идём.
      На полдороге брат начал хныкать:
- Устал! Домой хочу!
      А мы пока лишь на полпути. До сопок ещё метров пятьсот. Уговариваем его и обещаем, что его ждёт там, в сопках, секрет. Уговорили, идём дальше.
      Идём с подругой и решаем, какой секрет ему показать. Пришли, полезли за большой камень, порылись в снегу и якобы достали там взятые из дома бутылку с чаем и хлеб – вот он какой секрет. Пока малыш радуется еде, мы полезли осматривать камни и разыскивать их небольшие образцы. Домой шли,  и тащили нагруженные камнями сетки.
      Камни эти долго ещё валялись у меня на дворе. Зато, что такое геологоразведка я знаю из собственного опыта, а не понаслышке.

                Ночная звёздочка
       Летом, когда температура днём достигала выше сорока градусов, в домах было очень душно, поэтому во дворах стояли кровати. Такая кровать стояла и в нашем дворе. На ней нам, детям, разрешалась спать ночью, на прохладе. Если не хватало места, то ставили рядом раскладушку.
       Ложились мы, трое детей, на дворе поздней ночью, когда совсем стемнеет.  От необычности обстановки сон долго не приходил и мы смотрели в глубокое звёздное небо, наблюдая летние звездопады. Такое глубокое небо бывает только на юге, в средней полосе России не так. Там нет таких огромных звёзд, горящих ярким светом на глубоком чёрно-сине-фиолетовом небе.
       А если по небу бежала звёздочка, и мы взглядами долго следили за нею, то старший брат Юра пояснял:
- Это спутник летит над нами.
       Байконур был тут же в Казахстане, по космическим меркам совсем близко.

               
                Моряцкая рубашка
      В первом классе мама купила брату белую рубашку в голубенькую полосочку. Хорошая нарядная рубашка, а он её не хотел носить. Надевал со слезами. Оказывается, учительница в самый первый день с усмешкой сказала:
- Посмотрите, а вот этот ученик в моряцкой рубашке. Наверное, моряком будет.
      Он после этого случая кричал на весь дом:
- Не надену эту моряцкую рубашку! Не надену, что хотите со мной делайте!

                Обида
       Летом 1968 года мы переезжали из Аксуека в Алма-Ату. Переезд пришёлся как раз на его день рождения. Некогда было организовывать праздник. Когда приехали и стали разгружаться, то полил дождь, узлы и коробки по-быстрому ставили в беспорядке. И тут Вова заплакал:
- А мой день рождения? Даже и не отпраздновали.
       Мы его слегка утешали, было не до него – надо было распаковывать вещи, организовывать жизнь на новом месте. И, хотя, через несколько дней мама купила торт, поздравила его, и мы все сели пить с ним чай, Вова не считал, что день рождения был отпразднован. И долго с обидой вспоминал:
- Даже мой день рождения не отпраздновали.
       На что мама отвечала:
- Как не отпраздновали. Торт же был. Все его ели и ты его ел. Отпраздновали.


                Туберкулёз
       В четвёртом классе отвела его наша бабушка, Мария Ивановна, учиться в хореографическое училище, получать профессию. Ученье у него хорошо пошло, балетмейстер хвалил – способности есть. Но не судьба. Через 4 года вдруг открылся у брата туберкулёз шейных лимфатических узлов, необходимо долгое лечение, хореографию пришлось оставить.
       После курса лечения, дали ему направление в противотуберкулёзный диспансерный санаторий тут же под Алма-Атой, в предгорьях. Мама рассказывала:
- Санаторий красив, всё ухожено. Идём мы с Володей к врачу мимо больных, а больные тут всякие. Он меня дёргает за рукав и спрашивает: «Я что, тут вместе вот с ними жить буду?». И как припустил от меня к воротам. Догнала его лишь на остановке. Упёрся: «Не буду я здесь лечиться, не хочу». Испугался больных.
      Лечился дома, пил ежедневно горсть таблеток. А в этот диспансер ездил потом уже сам без мамы. Хитрил, знал, что мама, чтобы только к врачу он поехал, разрешит всё. Говорил:
- Мама, завтра пора ехать к врачу. Давай деньги на такси, а то не поеду. На автобусе не поеду, жарко.
      Знал, что ему на солнце нельзя находиться, этим и пользовался. И мама давала денег на такси, лишь бы вылечился. Лечился три года. Вылечился.

                Урок на всю жизнь
      В восьмом классе в первый раз пришёл он пьяный. Уложили мы его в постель, а утром начали «промывать мозги».
      Часам к десяти утра пришли родители друга с которым он вместе напился. Они обвиняли:
- Ваш хулиган спаивает нашего мальчика. Мы запрещаем вашему сыну к нам ходить. Чтобы мы его больше  с нашим мальчиком не видели.
      Вовка слушал, опустив голову. Мама краснела и бледнела от стыда и обиды. Но время расставило всё на свои места. Почему-то их мальчик потом уже после армии, спился, а Вова после этого ушёл из школы учиться на слесаря-ремонтника в ПТУ при заводе имени С.М.Кирова, отслужил на флоте, женился, работал, растил детей.

                Служба
      Служил Володя на Дальнем Востоке на корабле «Адмирал Сенявин». Три раза ходили они в воюющий Вьетнам. Приезжал к ним на корабль для поднятия воинского духа Первый секретарь ЦК Л.И.Брежнев.
- Мы стояли строем, около меня Леонид Ильич прошёл, - с гордостью рассказывал брат.
      Конечно, не каждому случается постоять рядом с первым лицом своего государства.

                Красные башмаки
       Бабушка наша, Мария Ивановна, рассказывала, что когда ещё Вова был маленьким, то она с ним разговаривала о том, как он пойдёт служить в Красную Армию. И она ему сказала:
- Вот твой старший братик Юра мне пообещал привёзти со службы подарочек - платочек. А что же ты мне привезёшь, Володечка?
Вова не растерялся и пообещал:
- А я тебе, бабушка, привезу красные башмаки!
- Ну, тогда я тебя обязательно дождусь, буду всем на зависть ходить в красных башмаках,- улыбнулась ему бабушка.
      Долго потом семья посмеивалась над красными башмаками и гадала, как Вова в Армии сможет подобрать  башмаки нужного размера, чтобы подошли ей впору. И что это будут за башмаки?
      Прошли годы. Демобилизовался со службы её старший внук Юрий и привёз, как и обещал, бабушке платок на голову.
      Ушёл на службу и младший внук, Володечка. А после демобилизации, возвратившись домой, на следующий день пошёл в магазин за обещанным подарком.     Потом заехал к бабушке и подарил ей красные тапочки. Бабушка им очень удивилась и была рада, что внук выполнил своё обещание. А тапочки эти она дооолго носила, приговаривая:
- Вот сейчас надену Володины тапочки.


 
                На даче
        В городе жара, духота. Дышать нечем. Да ещё и квартира Вовина на пятом этаже. Решено поехать отдышаться на его дачу, расположенную в предгорьях Заилийского Алатау. Только приехали, а тут заморосил дождь, стало холодно.  Пошли под навес, развёл Вова огонь, сготовил ужин. Я сижу, закутавшись во всё, чего тёплого нашла. Поели, посидели. Я и говорю:
- Давай печь растопим, в домике хоть и чисто, но сыро. Просушим его.
        Начал он печь растапливать, а весь дым в дом повалил, дышать нечем стало, окна пооткрывали, в дом сырой от дождя воздух пошёл. Я ещё больше кутаюсь. Холодно!
- Кончай печь топить, её тебе перекладывать надо. Негоже в дыму спать – угорим! – недовольным тоном говорю я.
        А в городской квартире у него чистота, порядок, сухая постель, вода в кране, дождя нет - благодать. А на даче мы сидим совсем одни, соседей нет и замёрзла я, как собака.
- У меня генератор есть, - говорит Вова.
- Ну и что?
- Я его заведу. Он в дом тепло будет гнать.
- Ну, что ж давай включай свой генератор. – говорю я, - Выбирать не из чего.
        Пошёл он на двор, я тоже поплелась вслед за ним. Посмотрела на ящик, который, оказывается, и есть генератор. А он стал дёргать за шнур. Дёргает, дёргает, генератор не заводится, тепла нет. Володя уже до рубашки разделся – жарко ему, как тому лесорубу, а я, стоя рядом, всё больше замерзаю. Наконец, пошло тепло в домик. Зашла я в него, а в доме теперь толи мазутом, толи бензином воняет – спать невозможно!
- Выключай свой генератор, - говорю ему, - Так буду спать.
        Толи спала, толи нет, но до утра долежала. С первыми лучами солнца вышла во двор, хожу, греюсь, передвигаюсь по двору вслед за солнечным лучом. Вышел и Володя. Посмотрел на меня, двигающуюся вслед за лучом, принёс кресло и полез с ним на крышу.
- Залезай сюда, я тебе место тёплое нашёл! Тут солнца много!– кричит он мне с крыши.
        Вот там, на крыше, сидя в кресле, я и отогрелась. А потом, когда солнце поднялось выше и своими лучами согрело землю, и настроение появилось и веселость.

                Фазан
        В горах водится множество дичи. Встречалась она и в предгорьях. Когда я сидела в кресле на крыше, то видела, как огромный орёл планировал между двумя горами. А когда мы, уезжая с дачи, ехали по горному серпантину, вдруг из кустов прямо под колёса автомобиля выбежал небольшой фазан. Разноцветный и глупый, ему ещё расти да расти.
       Володя мгновенно притормозил, чтобы не задавить птицу. И мы тихо-тихо стали ехать по дороге вслед за бегущим изо всех своих птичьих сил фазаном. Лишь метров через сто фазан сумел юркнуть в куст, растущий на обочине дороги. Володя прибавил скорость и мы быстро, переехав по мосту бурную речку Алмаатинку, оказались на шоссе.










 


Рецензии
Здравствуйте, Наташа! Вы с такой любовью рассказали о своем брате Володе. Время пролетает так быстро, казалось совсем недавно он был несмышленным малышом, который потерялся, а вот уже и взрослый парень, отслуживший на флоте, сам женат и растит детей...

У нас тоже в семье есть Вовы, даже их несколько : брат и племянник, читала о Вашем брате, а вспоминала своих. Трогательный и душевный рассказ, в котором ярко показаны эпизоды из Вашей жизни с братом. Мне понравилось, спасибо!

Всегда с уважением и самыми наилучшими пожеланиями!!!

Наталья Федотова 2   22.05.2016 20:03     Заявить о нарушении
Дорогая Наталья, спасибо. Чем старше мы с братьями становимся, тем более вспоминаем былое. И оно нас радует и веселит. Всё прошедшее вспоминается с тихой грустью и любовью, как будто в детство возвращаемся. Доброго Вам здоровья на долгие годы. Наталья.

Наталья Гузева   22.05.2016 20:26   Заявить о нарушении
Прекрасно понимаю Вас, Наташа, я тоже часто вспоминаю детские годы, проведенные с братьями и сестрами и мне кажется, что то время было самым счастливым!

С пожеланием дальнейших успехов! От души!

Наталья Федотова 2   22.05.2016 20:47   Заявить о нарушении
Конечно, оно было счастливым. Просто время долго всё расставляет на свои места. С уважением. Наталья.

Наталья Гузева   22.05.2016 22:35   Заявить о нарушении