Войной взрощенный часть7 роман Пенсия. Черта

До  пенсионной  черты . Черта.

Мои  приезды  сформировались  в  достаточно  чёткую  структуру :  с  близкими  говорить  было  не  о  чем, из-за  разности  взглядов,  но  безумная  любовь  к  ним  требовала  каких – то  реальных действий. Практически  всё  получку я отправлял  Женечке,  оставляя  мизер,  но  непредвиденные  добавки -  копил. Вот их – то  я  и  тратил,  стараясь  приготовить  что – то  особо  вкусное ;  приобрести  в  дом  нечто  нужное; купить  какие – то  билеты  на  то,  что  им  нравиться,  отстояв  громадную  очередь ,-  это   занимало  много  времени,  но  это  ничто,  когда  я  видел  радостные,  светящиеся  глаза  любимых  людей,- тем  и  в  избытке  рад  был.
Да!  Был  ещё  один   альтернативный  источник  радости – мой  город! Внешне,- это  другой  город ,  при  старой  форме, но… Да,  есть   но…
Но  есть,  есть  островки той,  довоенной  Одессы,  которые  сразу  заставляют  забыть  общий  фон  и  ты,  как  гончая,  почуявшая  дичь,  стоишь,  дрожа,  боясь   упустить  малейший  звук  и  себя  при  этом  не  выдать. О  том  и  речь.
 
 
 Сёстры  Аня  и  Маня  из  Мишкиного  двора.
Я  в  Мишкином  дворе. На  бельевой  верёвке  сушатся  бычки  Ани  и  нижнее  бельё  кого-  то  из  сестёр,  а  может  обоих.  Такого  размаха  нет  ни  у  кого  во  дворе. Обмельчали  люди,  измельчали,  как  рыба  в  лиманах. В  старом  просиженном  кресле, на  коротких  ножках    по  краям   и  деревянном  брусе по- середине,    в  углу  двора  восседает  Маня, вплыв  в  ёмкость  кресла  и  заполнив  весь  объём  с  максимальным  рационализмом. Мощные,  большие  груди  её  стоят,  как  твердыня  классового  подхода  к  истории ;  в  том  смысле  ,  что  горизонтально  лежат  на    многоярусном  вертикальном  животе.  Её  взор  обращён  выше  горизонта  градусов  на  тридцать. Это  не  шляхетский  гонор  и  не  гордыня,-  это  вынужденная  реакция  на  появившийся  четвёртый  подбородок.
- Я  всю  жисть  тяжело  работаю и  худею,  а  толку  нет  ни  от  одного ,  ни  от  другого.
Весь  внешний  вид  противоречит  этой  тезе,  но  твердыня  убеждений  не  подвласна  видимым  воздействиям!
-   Я  нежная  и  робкая  женщина,  а  трусливые  мужчины  меня  просто  бояться. Я  с  ними  кокетничаю,  а  они  в  ужасе  убегают.  Полное  падение  вкусов  и  нравов,-  рассуждает  Маня  о  себе  как  об  эталоне.
- Что  из  себя  корчат  эти  худосочные  гадюки,  которых  я  вижу  насквозь?! Им  бы  денег,  чтоб  поправиться!  И  из  голода  они  и  играют  в  любовь,  а  эти    малоумные  в  это  верят.  Она  насытится,  получит  ребёнка  и  прописку  и  станет  воевать  за  квартиру,  прикрываясь  больной  мамой  с  Граданиц  и  папой -  ветераном. И  таки  отвоюет  жилплощадь ,а  ён  останется в  маминой  половине  с  дачей  на  Фонтане  и  дядей  Мариком,  самым  главным  электриком  в  Одессе. А  что ?  Дядя  Марик  его  не  оставит ! Пусть  эта  заезжая  сволочь  знает,  что  у  нас  есть   родственники  в  Одессе  и  нас  ценят,  в  отличии  от  неё -  наглой  хищницы,  не  дающей  нам  внука,  который  весь  в  нас. Так  говорят  все  мои  подруги,  которые  уже  бабушки.
- Сирожа,  вы  ведь  интеллигентный  человек
-  Похоже,  но  не  факт, -  вторит  Аня  из  кухни  с  открытым  окном.
-  Пусть  и  так.  Во  всяком  случае  нам  так  кажется… Вот  вы  нам  скажите ,  почему  ночью  темно ?
- Вы  имеете  в  виду  времена  суток ?
- Нет, это   нас  имеют  ввиду  все  эти  сволочи,  что  отключают  свет !   Почему  при  царе,  угнетении  и  эксплуатации  на  Хуторской  свет  был,-  а  теперь  нет?  Молчу  за  румын,  так  как  в  вас  не  уверена,-  вы  чужой  мужчина. Почему  на  столбах  не  горит  свет ?
- Экономия.
-  Тогда  почему  часто  он  днём  горит ?  Что, забыли  выключить ?  Может  сделать  так,  чтобы  днём  не  горел,  а  горел  именно  ночью ?!,-  вопрошает  она.
-  Хорошо.  Спрошу  по - другому.  Я  в  техникуме  записалась  в  библиотеку,  шоб  узнать  за  талию. Пришла  выбирать  книги.  А  там  сплошной  марксизм  и  прочее… И  я  не  поняла.  Если  в  железнодорожном  техникуме  учат  за  железную  дорогу  и  игнорируют  талию,  то  при  чём  тут  стеллажи  с  Лениным -  Марксом  и  Энгельсом  к  ним  примкнувшим, если  я  не  перепутала, кто  из  них  главный ? Я  видела  этих  студенток.  Может  их  и  не  интересует  серьёзное,  я  о  талии,  то  в  том, что  ихние  антересы  идут  мимо  Ленина  и  его  друзей -  просто  уверена! Это  одно -  а  это  другое.
- Сирожа,  вот  вы  внешне  умный  и  я  вас  спрашиваю,-  зачем  эти  затраты  на  снасти,  запачканную  одежду  и  приманку,  если   моя  увлечённая  сестро     не  умеет  ловить  вообще  рибу  ,  а  только  глупо  тратит  то,   что  нам  пересылают  дети  из  хищного  запада ?
В  кухне  прекратилось  громыхание посуды  и  весь  двор  напрягся  в  ожидании  моего  ответа.

- Это  же  Одесса !  Должен  же  кто -  то   ловить  с  берега  бычка  в  этом  городе ?  Как  без  этого?!
Маня  громко  выдохнула,  повращала  громадными  губами,  нашептывая  какие - то  заклинания  и  прорекла
-  Как  вы  говорите, так  вы  правы.  Я  не  подумала.  Моя  сестро  герой.  Она  компенсирует  то,  чего  не  делают  эти  недоумки  мужчины,  -  мудро  изрекла  она,  причисляя  меня  к  умным  женщинам,  в  виде  исключения.
-  Позвольте!  Но  я  мужчина!
-  Ах,  оставьте.  Я  с  вами  серьёзно.  Какой  вы  мужчина  в  этом  возрасте ?  Б/У. Я  же  о  мужчинах  теперишних,  которые  не  успели  развиться  в  этой  спешке.

Я  ушёл,  чувствуя  что  меня  догоняет  бегемот  или  его  жена.  Бежала  Аня.
-   Вот  вам  мой  пирог,  я  его  скрыла  от  Мани.  Это  очень  вкусно.  Пусть  ваши  поедят.  Если  бы  мой  муж  придурок  хоть  немножечко  был  похож  на  Вас…. Но  не  всем  везёт.  Кстати,  вы  хорошо  живёте  с  женой,  просто  вопрос,  не  более..
-  А  что ?
_  Вы  бываете  у  нас  только  лето.  Она  стерва,  да ?
- Нет.  Она  чудная  женщина,  мать  моих  близнят.
- Я  так  и  думала.  Настоящий  мужчина. Одессит.  Из  прошлых…
Я  понёс  домой  пирог  немыслимых  размеров,  а  она  понесла  себя  и  в  себе  свои  мысли. Разошлись.
 Есть   вопросы  на  которые  мне  не  хватает  мудрости  и  мужества  ответить. Когда  я  был  полицаем,  мы  видели  детей.  Детей,  сбившихся  в  стайки  для  того ,  чтобы  выжить. Детей  в  немыслимой  рванине,  грязных  и  сильно  вонючих. Все  с  нашей  ремонтной  бригады  давали   им  что - нибудь,  жалея.  Мы  боялись  заразиться, да  и  противно было ,  дети  это  понимали и  не  брезговали. Обычно    украдкой  ставили  на  какой - то  выступ  и  уходили. То  же  делали  и  немцы,  только   с  ещё  большей  осторожностью. У  них  были  свои  замполиты  и  неприятности  они  боялись  не  меньше  нашего.  Но  дети  не  имеют  ни  национальностей ,  ни  мировоззрения.  Они  просто  дети. Я  видел  это  тысячи  раз, эти  передачи  еды,  шарфа,  какой - то  одежды,  кружки,-  вообще  чего  угодно,  включая  сигареты. И  мне  было  всё  ясно  и  справедливо.
В  отряде  я  видел  этих  детей  сирот  у  которых  фашисты  отняли  всё – детство,  кров,  родных,-  всё… И  они  платили  немыслимой  злостью  и  ненавистью,  превышающей  по  концентрации   чувства  взрослых  в  разы.  Партизаны  их  использовали  для  разведки. Получается,  на  добро  они  отвечали   злом ?  Это  по  их  данным  стреляли  и  взрывали  партизаны  тех,  кто  давал  им  подачки  ,жалея… Так.
Но  партизаны  сами  на  могли  вести  разведку. Человека  из  леса  за  версту  видать.  Прокопченный  дымом,  шарахающиеся  от  всего, он  был   легко  узнаваемой   белой  вороной. И  как  же  воевать ?  Вот  и  нашли  выход -  дети. Дело - то  общее.
Правы  все. Правы  в  категорически  противоречивой   правоте  каждого.  А  что  думаю  я ,  вот  вопрос… Какова  моя  позиция,  побывавшего  и  там  и  там ? Не  знаю,  теряясь…
Вопрос  намного  серьёзнее,  чем  может  показаться. Вот,  скажем,  есть  неразрешимая  финансовая  проблема  в  семье.  Продавец  идёт  на  работу  и  обвешивает   клиентов,  стараясь  обманом  пополнить  бюджет  для  безусловно  необходимой  цели.  Какие  ей    покупатели  свои ,-  если  на  операцию  денег  не  хватает,  иль  на  иную  нужду ?!  Если  они -  свои,  то  кто  тогда  чужой ? Нужны  деньги  -  и всё!  Цель  оправдывает  средства ?  Тогда  мы  оправдаем  и  воров  и  убийц  и  вообще  дойдём  до  абсурда. Тогда  что  ей  делать ?  Смириться  и  безучастно  смотреть ?  То  же  нет.  А  что ?  Вот  в  чём  вопрос…
Это  касается  всего ,  от  моей  работы  на  Севере,  заканчивая     продавцом  клубники  из  Килии.
Вот ,  опять  же  парадокс.  При  чём  тут  Килия ?  Потому ,  что  первая  клубника,  самая  вкусная  в  Одессе  из  Килии. Ну  может  ещё  Вилково.  Дальше  пойдёт  винницкая     «  А   она  уже  не  то…». При  том,  что  я  мыслю  сквозь  призму  любимого  города. При  том,  что  только  раз  в  году  и  только  весной  можно  попробовать  селёдочку -  дунаечку. И  как  это  упустить ?!
Да,  вопрос  крайне  сложный.  Если  рассуждать   о  насущных  нуждах,  то  тогда  не  до  реставрации  города.  Тогда  нужно  строить  коробочные  дома,  быстро  и  очень  дёшево  не  гнушаясь  ничем. Если  исходить  из  этой  логики,  то  до  города «руки  не  дойдут  никогда».  Больные  и  сироты , выпускники  детдомов  и  инвалиды,  ветераны  и  пенсионеры,  оборудования  больниц  и  школ -  доводы  крайне  веские.  Что  противопоставить ?  Фасады  здания ?  Состояния  улиц  и  домов ?  Не  равное  сравнение.
Идём  от  обратного.  Тогда  грядущее  запустение   неизбежно. К  чему  театры  и  кино,  вообще  искусство ?  Зачем  косметика  и  изящные  одежды,  красивая  мебель  и  цветы ?  Вообще  зачем  дорогое  и  красивое ?
Нет  ответа  на  этот  вопрос.  Убеждён.  Его  невозможно  найти  как  единую ,  объективную  правду.  Её  нет.  Из   индивидуальных  неповторимых    фрагментов  сложена  мозаика. Правда,  она  в  душе  каждого  из  нас.  Каждый  чувствует  внутри  что  можно,  а  что  нет.  Что  нежелательно,  а  что  неизбежно.  Каждый  сам  себе  судья.  Главное  не  предать  себя. Главное  и  невыносимо  сложное. Жить  не  предавая.
Я  не  любил  школу,  учителей  и  своих  одноклассников… не  важно  почему – но  так.  Мне  всех  заменил  Мишка  и  братья.   Не  моё… Даже  придя  с  войны   я  только  раз  зашёл  в  школу  узнать  о  своих…  Я  не  замечал  сокурсников  по  институту ,  но   навсегда  запомнил  преподавателей.  Очень  не  люблю  ветеранов. Очень. Хотя  и  понимаю,  но   не  моё…  С  одной  стороны  воспитание  молодёжи,  примеры  мужества… всё  так… Но  с  другой  я  вижу  хвастливых  бездельников,  пару  лет  из  своей  жизни  проведших  на  войне  и  теперь  бесконечно  сочиняя   разнообразные  истории,  что  каждый  из  них  чуть  ли  не  лично десятилетиями   брал  Гитлера  в  плен. То  же  и  в  Одессе.  Вы  бы  лучше  научили  своих  детей ,  внуков   любить  свой  край,  знать  свою  историю,  гордиться  хорошим  и  не  допускать  повторения  плохого…  Чего  не  сумел  сделать  лично  я… И  что  меня  сильно  гложет…. Но  я  и  не  лезу  выступать,  что  не  оправдывает  ни  меня  ни  их… Кто  то  же  должен  это  делать ? Да ! Я  не  чувствую  в  себе  сил,  а  они  чувствуют…Пусть  и  делают…  Если  бы  не  дневники,  вообще  потерялась  бы  цель    духовной  жизни… Вот  я  чувствую,  что кого- то  когда - то   мои  размышления  повернут  лицом  к  родному  краю. Пусть  и  не  Одессе… Хотя  очень  хотелось  бы  именно  к  Великому  Городу. Пусть  через  десятилетия  после  меня, но  найдутся  духовные    единомышленники. Может  духовные  дети,  хоть  и  не  из  родных,  увы…  Я  чувствую,  что  пишу  всё  это  не  зря,  что  оно  для  кого  то  потом  станет  очень  важным  и  моя  жизнь  здесь  ни  при  чём,  главное  оказаться  полезным  хоть  в  малом… Так  же  чувствуют  что  то  и  другие  и  не  мне  их  судить,  как  не  им  и  меня..

Его  Величество -   ПРИВОЗ.
Привоз  в  разное  время  суток -  разный.  Он  меняется  в  течении  дня  несколько  раз,  переодеваясь  и  прихорашиваясь,  перекрашивая   цвет  волос  и  ловко  пользуясь  бигудями , творит  чудо  с  причёской, то  одевает  соблазнительно  короткое  платье,  оголяя  загорелые  до  шоколадного  цвета  телеса, то  кичится  строгим  летним  костюмом   и  уникальной  красоты  туфлями « в  которых  удобно  как  в  тапочках»,  меняет  косметику  от  вызывающе  яркой «  я  ещё  ничего! «,  до  уникально  бледной,  приклеивая  к  лицу  какие-  то  немыслимые  слои  пудры  и  иного  всякого,  он  меняется  таки  сильно.  Вообще  без  Привоза  нет  Одессы, это  раз  и  без  Одессы  нет  Привоза – это  два. Но  есть  и  три.  Привоз – это  ненаписанная  книга , состоящая  из  многих  томов. Не  родился  ещё  писатель,  описавший  бы   Привоз. Не     пришло   его  время. Не  то,  что  родители  тянут,  из-за  отсутствия  жилплощади ,  полагаю,  в  лучшем  случае  родилась  бабушка  будущего  ПИСАТЕЛЯ   ПРИВОЗА!  Разная  погода, в  разные  времена  года, в разные  дни  недели,- это  совершенный  разный  Привоз,  умеющий  кокетливо  меняться  даже  в  течении  дня . Ты  ещё  под  впечатлением  увиденного  утром,  а  вот  уже  обеденное  время  и  всё  кардинально  изменилось,  к  восприятию  которого  ты  не  готов,  будучи  инородным  «пассажиром  ишо  из  утра». Зная  этот  закон  и  много  раз  убедившись  в  его  неизменяемости,  в  отличии  от  поправок  и  исключений  в  русском,  но  не  одесском  русском  языке / Отсылаю Вас  к  Валерию  Смирнову,- он  убедит/, я  и  выбрал  время   посещения,  чтобы  рассмотреть  один  фрагмент  ,  но  в  полном  объёме.
 В  воскресенье  я  решил  посетить  Привоз  днём,  в  разгар  жары.
Важно  было  принять  решение  с  какой  стороны  зайти. Это  важно,- ведь   вход  определяет  последовательность  дальнейшего  маршрута.  С  Советской  Армии – это  одно,  а  с  вокзала, от  старых  рыбных  рядов – это  совсем  другое.  Две  большие  разницы,  порождающие  абсолютно  не  связанные  впечатления,  что  то  же  удивительно.  И  на  что  я  решился ?  На  рыбные  ряды. На  этот  вход. Одноэтажные  каменные  постройки  выстроились  во  фронт,  приветствуя  посетителей   выставленными   железными  прилавками  с  разнообразием  рыбы и с  уникальной  категорией  продавщиц «  Продавщиц  Рыбы». Это  отдельная  каста,  чурающаяся  остальных -  разных.  На  фронтонах  здания  виднеются  полуобвалившиеся  надписи,  выложенные  из  камня.  В  частности  ПРИВОЗЪ , -  чтоб  вы  точно  не  ошиблись. В  громадных  подвалах  в  соломе  и  на  льду  хранилась  рыба  и  при  царском  режиме   и  при    революциях;  мировой  и  гражданской  войне;  НЭПе  ;времени  репрессий  и  голода  для  одних  и сказочно счастливой  жизни -  у  других ;  при  румынах  и после  войны  и  по  сию  пору! Ночью  рыбу  завозили то  с  моря,  то  с лимана,  то  с  рек  и  лиманов, -  всяко  разно  пойманную  разных  видов  и  размеров  и  к  утру   лучшими  образцами  представленную  на  столах ,  головами  к покупателям. Отдельное  слово  о  раках. Есть  ли  где – то  ещё  такое  обилие  видов  раков,-  я  не  знаю, но  подозреваю,  что  таких   изощрённых  гурманов – любителей  раков,-  нет  нигде. Кодымский  и Керченский  рак, Килийский  и  Кодымский,-  устанешь  перечислять   прежние   места   их  проживания,  а  уж  список  отличий,-  это  тема  для  диссертации,  которой занимаются  теоретики,  а  на  Привоз  ходят  гурманы -  практики  и  те,  кто  умеет  для  себя  это  готовить,  потому  как  доверить  кому – то  само  действо -  риск  величайший!
 У  входа  на   рынок  всегда  давка.  Оно  и  понятно – железнодорожный  вокзал  и  автовокзал,  вписанный  в  маленькие  улочки  переулочки,  главный  из  которых « Колхозный». При  такой  плотности  на  входе ,_  ты  неизбежно  слышишь  какие  -  то  обрывки  речи,  что  очень  любопытно.
« Эта  жара  сегодня,  - это  что  то  невыносимое»,-  говорят  у  нас  женщины,  с  громадными  сумками  возвращаясь  домой  на  трамвае  с  одной  пересадкой  « сделав  базар». Кто  без  пересадки – той сильно  повезло  в  этой  жизни.  Мужчин  на  Привоз  если  и  берут,  то  в  виде  тягловой  силы. Именно  потому  сопровождающие  женщин  мужчины  унылы  и  подавлены,   они   или  отрабатывая  наказание  за  какой -  то  проступок,  или   морально  слабые.  Других   с  жёнами  нет. Есть  самостоятельно  посещающие.  Этих  много. Купить  что - то  вкусненькое  и  принести  домой -  святое,  так  как   жена  в  целях  экономии  будет  долго  торговаться  и  возьмёт  полезное  или  компромиссное… А  хочется  именно  вкусненького.  Красивого  мочёного  яблочка,  или  арбузика,  колбаски  кровяночки  с  крымским  лучком,  сальца  с  розовыми  слоями  неудавшегося  мяса и  копчёную  курочку ,-  не  перечесть,  но  хочется  вкусненького,  а  о  вкусах  не  спорят.  Вот   одинокие  мужики  и  рыщут  проверенными  маршрутами  по  рынку ,  зная  что  и  где  хотелось  бы  купить.
Если  Привоз – лабиринт,  то  жирные  толстые  людские   массы  лениво  перетекают  по  его  ходам.  Жарко.  День  в  разгаре. Одесса.  Привоз  в знойную  жару .  Крестьянки   вдоль  проходов   ветками  отгоняют  мух,  которые  очень  разборчивы  и  убедительно  показывают  посетителям ,  что  покупать  не  надо.  Не  надо,  потому  что  не  надо.  И  всё. Не  надо.  Распаренные  жарой  покупатели  практически  не  торгуются,  в  такую  жару  для  словестных  перепалок  нет  сил  ни  у  одной ,  ни  у  другой    противоборствующей   стороны. Лениво  перебирая  ногами , шествуют покупатели  - совершая  обзор  представленного.  А  посмотреть  есть  на  что! Но  чем  больше  изобилие  ,  тем  придирчивее  отбор. 
Ни  ветерочка.  Сидящие  на  ящиках  и  не  попавшие  под  навес  продавцы  всем  своим   видом  уникально  талантливо  демонстрируют  мысль :
- Это  всё!  Каюк! Жара  меня  кончит!
Проходя  мимо  них , ты  заражаешься  этой  идеей  и  обливаясь  потом  бредёшь  в  какой - то  расплывчатой  невесомости,  что  не  мешает  зорко  осматривать  предлагаемое  и  следить  за  сумкой  с  кошельком.
Кстати  о  кошельках. Мне  всегда  казалось,  что   материальное  состояние торгующих  на  Привозе  женщин  определено  генетически. Вот  посудите  сами.  Деньги   прячут  в  самое  надёжное  место «  междугрудье». Если  груди ,  извиняюсь,  малые,  то  и  много  денег  там  не  утаишь,  другое  дело,  если  есть  простор  и  перспектива. Именно  поэтому  у  некоторых  есть  поддержка  в  виде  мамы  или  свекрови.  В  этом  плане  мужикам  сложнее… Хотя  им  деньги - то  никто  и  не  доверит…
- Бэрить  качку.  Нэ  дорого.
-  А  почему  так  дёшево ?  Что  плохая ?
- Та  ни.  Жинка  до  туалэта  побигла,  а  я  скажу що  пэрэплутав   цину  и   виддав,  а  на  ризницу  визьму  шкалика…
Всё  предельно  ясно  и  прозрачно… Путь  мой  лежит  к  мясному   корпусу,  к  выходу  с  Советской  Армии.  Там  в  воскресенье  обычно  работает  точильщик  ножей  и  ножниц -  уникальнейшее  дополнение  к  Привозу!
Точильная   установка  состоит  из  четырёх  неразрывно  связанных  частей. Две  изрядно  потрёпанные  жизнью,  третья  же  часть  набралась  и  сияет  во  всей   красе. Первая  часть – это  установка,  с  ножным  приводом. Нечто  похожее  на  старые  швейные  машинки. Принцип  тот  же. Вторая  часть -  сам  точильщик  восседающий  на  стуле  времён  царя – батюшки ,  пожилой  жилистый  мужчина  бесконечно   работающий  одной  ногой,  двумя  руками  и  языком. Третья  часть – это  бесконечно  льющийся  экспромтный  исромётный  юмор  одессита,  с  колоритом  языка,  речи,  манеры  мыслить  и  говорить.  Четвёртая  часть – это  открытый   изношенный  чемодан  времён  стула ,  куда  бросают  деньги.  Его  окружает  кольцо  слушателей  и  попавшийся  заказчик.  В  нашем  случае  это  гордый  ,высокий  , плотный , дорого  одетый    интеллигент  ,  держащий  себя  на  пять  рублей  дороже,  чем  он  стоит. Рядом  худенькая ,скромненькая, аккуратно  средне   одетая   его  жена,  его  же  возраста. Они  заказали  наточить  купленный  нож  и  ножницы.
- Вы  знаете,  я  подумал,  забудьте  о  цене,  шо  я  вам  сказал, - обращается  он  к  неподозревающему  о  предстоящей  расправе  клиенту
- Что  надбавка ?
- Нет.  Таки  наоборот. Я  вообще  вам  наточу  даром  и  то  и  другое,  как  говорит  моя  жена  о  внуке  и  внучке.
-Не  понял,  почему ?
- Могу  сказать,  если  хотите,  шоб  только  вы  не  обиделись. Так  не  обидетесь ?
- Да  ради  Бога.
Толпа  сомкнулась  в  предверии…
- Я  не  буду  коротко,  бо  собъюсь.   Это  как  в  семье  пошли  одеваться.  Одного  одели  ,  а  на  втором  деньги  закончились, вот  и  одели  на  оставшуюся  сумму.  У  кого  деньги  тот  и  первый  одевается.  Так  всегда  было,  так  и  у  моей  дочки ,  которая  женский  мастер  ,  а  её  поц  танцует  в  театре  музкомедия.  Она  одета  как  королева,  а  её  поц  танцует.  И  это  справедливо,  я  вам  так  скажу. А  моя  жена  это  не  понимает наполовину,  потому в  семье  у  сына  по - другому. И  какая  мне  с  того  радость ?!
Мужик  не  понимает  куда  клонит  точильщик,  а  толпа  уже  еле  сдерживает  смех.
Пауза.  Трещит  машинка,  жара  же  вообще  не  чувствуется.  Все  ждут,  боясь  упустить  малейшее.  Прохожие , видя  кольцо  пытаются  протиснуться,  но  их  не  пускают.  Они  спрашивают  им  не  отвечают. Нет  Привоза,  нет  ничего-  есть  сцена  театра  на  Привозе. Это  не   цирковой  купол  с  мотоциклетами,  который  никому  не  нужен  на  рынке,  но  который  стоит  как символ  дореволюционной  жизни. Здесь  самое  оно.  И  сейчас  будет  развязка,  так  как  нож  уже  заточен,  а  ножницы  заканчивают.
- Меня  другое  интересует .Вообще  другое.  Я  не  знаю , кто  бы  мог  работать  на  кухне  тем  барахлом  что  вы  купили  и  ошибочно  называете  ножом. Я  не  знаю,  потому  что  у  меня  таких  знакомых  нет. Моя  тёща,  дай  Бог  ей  ещё  пожить,  портя  мне  нервы,  меня  бы  зарезала  на  глазах  всего  двора. Хотя  нет. Этим  ножом  такое  не  возможно.  Может  для  этого  вы  его  и  купили. Хотя   тоже   нет.  Зачем  тогда  точить  то,  что  нельзя  назвать  ножом ?  И  зачем,  если  он  затупиться  даже  от  хлеба,  не  говорю  за  большее.?!  Зачем  ,  я  себя  спрашиваю ?  и  не  могу  ответить,  как  не  могу  представить  кто  и  что  может  отрезать  этими  ножницами,  слепой  раввин  из  синагоги  не  в  счёт.
- Вот  берите.  Денег  не  надо.
Он  демонстративно  поворачивается  к  женщине.
- Деточка,  мине  тебя  жаль.  Я  представляю  какие  сапоги  он  тебе  купит  на  зиму.
Клиент,  выхватив  ножницы  и  нож  практически  убегает,  толпа  в  неописуемом  восторге.  Деньги  летят  в  чемодан  без  малейшего  сожаления  даже  от  бедно  одетых.
Я   еду  домой !  Всё.  Избыток!  Меня  не  хватит  не  только  на  ещё  один  концерт,  а  даже  на  меньшее. Маршрут  не  пройден ,  однако ,  чтобы  не  растерять  воспринятое, надо  спешить  домой,  к  столу,  к  моим  листочкам  и,  захлёбываясь   эмоциональными  воспоминаниями,  мыслями   бесцеремонно  перебивающими  друг  друга, пишу   фрагментами,  надеясь  после   всё  упорядочить.

ПТИЦА.
 Это  был  последний  предпенсионный   визит  в  Одессу.  Я  так  думал  тогда. Со  тщательностью  фармацевта ,  с  аккуратностью  аптекаря  с  аптеки  Маевского ,  с  тщательностью   чистоплотной  собаки  выискивающей  в  недрах  шерсти  маленькую  злющую  блоху ,  которая  её  коварно  укусила    я  готовил  приезд.  Автовокзал  и   Староконный    был  моей  целью.  Я  вспоминал  всё  то,  что  связывало  меня  с  этими  местами и  готовился  к  встрече.  Мишка  разводил  кенаров  и  продавал.  У  меня  то  же   был  один  певец,  лучший  из  мишкиных ,  выстоянный,  с  выдержанной  песней  без  брака,  без  «рычаний    и  тявканий» ,-  настоящий  певец. Я  слушал  иных  кенаров  и  понимал,  что  они  слабоваты    против  моего.  Моего ,  кормленного   листьями  одуванчика  и  дольками  болгарского  перца,  кружочками  морковки,  сахарной  одесской  морковки  и  варёным   рубленым  яичком,  перемешанным  с  сухариками. Это  всё  кроме  основного  корма  давалось  как  прикормку.  Два  раза  в  неделю  я  ему  устраивал  перелёты  по  комнате…  Мы  хотели  его  спарить  с  Мишкиной  лучшей  канарейкой,  но  война  помешала…  Назло  всем  я  на  Севере    развожу  кенаров, ставлю  им  песню  и  дарю  детям  с  клетками,  кормушками  и  поилками.
После  войны  я  ходил  к  продавцам  кенаров  и  канареек.   Они  собирались  у  старой    торцевой  стены,  у  забора.  Не  те,  кто  ставили  клетки  на  столы,  в  перемешку  с  попугайчиками  и  иной   птичей   живностью,  а  те,  у  кого  была  настоящая  птица,  та,  которую  не  стыдно  показать. Овсяночный  напев,  никакого  намёка  на  фальшь,  чистота  овсяночной   трели ,  тут  и  синица  и  московка,  переливы -  всё…  певцы!  Продавцы  такой  птицы  стояли   особняком,  подчёркивая  свою  исключительность,  как  объединяются  в  кружки   музыканты  консерватории  и  те,  кто  ездят  по  свадьбам.  Им  говорить  не  о  чём…  Мировоззрение  разное. У  одного  короста,  у  другого  кариес.  Разные  болезни   у  разных  больных  подразумевает  и  интерес  разных  врачей. К  ним  и  у  них.  Сюда  привозили  кенаров  из  Кишинёва  и  Николаева,  Херсона  И  Винницы,  привозили,  чтобы  продать  и  ,главное,  показать.  Тогда  на  стене  освобождали  место  со  стороны  голубей  и  слушали   гастролёра.  Нижняя   губа  у  главного  ценителя  и  без  того  представляющая  верхушку  элипса  показывала  явную  тенденцию  к  синусоде,  в  случае  если  его  что - то  завораживало. А  завораживало.  Один  кенар  когда  выводил  особосложное  коленце  поднимал  лапку. Невиданно!  Он  вторил  лапкой  ритму  песни. Все  скопились ,  любуясь  неземной   красотой  музыки  пения  в  сочетании  с  самим  видом  певца.  Он  вытягивался,  удлиняясь,  хвост,  как  фалды  лапсердака  украшали  его  фигуру ,  а    маленькие  пёрышки  на  крохотной  шейке  топорщились  как  бабочка. И  музыка  песни,  с  переливами…  Птицу  тут  же  купили  и  винничанин  счастливый  удачной  сделкой  ушёл,  а  здесь  началась  настоящая  суета… Кто  у  кого  перекупит… Кто  то  к  кому  то  поехал,  чтобы  не  пропустить  такое  чудо…
Настоящее  от  прошлого  не  отделимо  и  находясь  в  настоящем,  периодически  прошлое  становится  более  ярким,  чем  настоящее,  вот  такие  воспоминания  непроизвольно  посетили  и  меня. Довоенные  воспоминания.
Один  раз, Мишку  пригласили  «дикари»  на  ловлю.  Нам  тогда  было  лет  по  одиннадцать,  где - то  так. «Дикари» это  те ,  кто  ловит  дикую  птицу  и  продаёт  её  аж  на  краю  ряда  с  птицей. От  кенаров ,  до  крикливых  попугайчиков  в  тесноте  сидящих  в  ожидании  лучшей  жизни,  как  наши  одесситы  в предверии    положительных  перемен.  Весь  путь   деградации.  От  одомашненных  кенаров   до  щеглов  и  овсянок.  Дикая  птица   -  дикой  птице -  рознь.  Прирученная  дикая  птица,  с  птенца  привыкшая  к  человеку  поёт.  И  красиво  поёт.  Её  клетка  подвешена  выше  всех.  Остальные  клетки  и  клеточки  водружены   друг  на   друга,  в  целях  экономии  места. Вертикаль  цивилизации. Одомашненные   чижы  и  щеглы  заливались  трелями  им  вторила  овсянка , бойко  цикала  синичка.  Вот  с  такими  ловцами  нам  и  предстояло  пойти  на  ловлю.  «  Генрих  птицелов» ,  прародитель  их  кагорты.
   


Раннее   утро  мы  встретили  в  переходе  через  Товарную,  ту  самую  Товарную,  которая  впоследствии  так  ударит  по  моему  будущему.  Мост  проходит  мимо  одного  из  цехов  причудливо   выложенным  красным  кирпичём.  Но  окно!  Там  было  немыслимой  красоты  деревянное  окно.  Громадное  круглое  окно,  с  разными  столярными   изысками  напоминало  нам  о  былом  претензиозном   величии.  Разитые  стёкла  не  могли  уменьшить  красоту  замысла  и  исполнения  ,  сплетённых  Мастером  в  это  чудо.
   Мельницы,  улица  Ефимова /  кажется/  и  пустырь.   Дальше  долгий  аргументированный  спор  остаться  здесь  или  пойти  на дальнюю  посадку.  Остановились  на  дальнем  маршруте. Идти  было  легко  и  приятно,  так  как  фантазия  рисовала  заманчивые  сцены ,  а  молодая  энергия  с  немыслимой  силой  толкали  нас  вперёд. Старшие  же  шли  чётко  выдерживая  ритм,  рассчитав  и  силы  и  время. Мы  уже  видели  высокую  бузину  на  холме ,  гаражи  и  понимали  к  какому  направлению  склоняется  наше  путешествие.  Хотелось  быстрее..
- И  шо  вы  рвётесь,  как  жоних  до  невесты… Это  же  вам  не  рибалка,  с  её  непредсказуемым   клёвом. Птица  это  другая  ипостась… Ото  так…
 Что  такое  ипостась  мы   не  поняли,  но  подстроились  всё  ж  под  их  ритм.  Шли  не  долго,  а  может  -  я  так  помню.  Вышли  в  поле  с  холмами... Не  то,  чтобы  холмы,  а  так  насыпи ,  которые  завозят  как   удобрение  или  чернозём,  потом  забывают  на  года  и  получаются  мигрирующие  холмы. Самый  большой  примыкает  к  большому ,  единственному  холму ,  где  и  расположены  дебри  бузины.  Её  потом ,  каким – то  чудом  вытравили  и  после  войны,  когда  уже  был  аэропорт  поставили  локатор. Мы  выбрали  укрытие ,-  это  главное.  Что – то  рыли ,  передумали, да  так  и  оставили.  В  насыпи  кто – то  раньше   прорыл  щели,  чтобы  не  поднимаясь  можно  было  наблюдать.   Правильное  укрытие ,-  это  залог   успеха.  Во  время  ловли  и  до  неё ,-  нельзя  разговаривать,  нельзя  курить,  нельзя  есть.  Ничего  нельзя.  Собираются   «  кусты»  из  полых  трубочек ,  которые  должны  быть  символом   безопасности  для  гостей.  Эти  кустарники,-   лжедеревья    расположены  по  краям  площадки.  Вставленные  веточки  тщательно  смазаны  клеем.  За  площадкой  ухаживают  со  тщательностью  жениха  имеющего  виды  на  красивую  и  богатую  невесту.  Изысканный  корм   произвольно  рассыпан,  свежая  зелень,  окропленная  водой  должна  создать  иллюзию  оазиса  в  Сахаре. Теперь  последнее.  Одомашненных  птиц  двое  суток  почти  не  кормили.  Они  беспокойно  прыгают  по  клеткам.  Им  дают  свежую  воду  и  корм,  чтобы  они  счастливо  чирикали,  ибо  сытость  не  располагает  к  пению. Но  они  же  должны  петь  им,  а  не  нам. Птичьи  буржуи  ,  несправедливо  занявшие  оазис  в  эту  жару,  в  выжженным  поле  возле  посадки  и  холма,- должны  были  вызвать  чувство  справедливого  негодования  и  требование  к  дележу.
Мы  залегли.  Что  одежда  и  рыхлая  глина,  на  которой  мы  устроились, - это  не  главное ?  Главное,  чтобы  не  прилетела   сорока  или  иная  крупная  птица.  Только  не  это.  Только бы   не  собачники ,-  главные  враги. Дикие  коты  то  же   изрядно  могут  жизнь  попортить. Да  и  нахлебников,  в  виде  хомячков  и  иных  шаровиков ,- то  же  хватало.  Мы  ждали и   надеялись.  Первым  попался  дурман.  Он  спланировал  с  полёта  на  самый  высокий  и  безопасный  куст, с  нашим  клеем.  Лапки  накрепко  приклеились  и  он  упал  вместе  с  веточкой.  Ловец,  проявив  незаурядные   способности  африканского  племени  дикарей  где  главное  - бег,   подбежал, схватил  бьющуюся  птичку,  моментально  отклеил  веточку  и  поставил  на  место,  добежал  до  укрытия,  смыл  с  лапок  клей  и  не  рассматривая  поместил  в  клетку  обтянутую  материей. Всё  это  было  так  слаженно  быстро,  что  я  всё    увидел,  но  не  понял. Осознание  пришло позже.  Ловля  удалась.  Мы  шли  довольные  домой.  Ещё  бы. Щеглы,  синички  и  три  полевых  жаворонка. Были  иные ,- но я  не  запомнил  их   названия. Мы  с  Мишкой  шли  победителями,  ибо  понимали,  что  братьям  будет  нечем  крыть.  Не тот  масштаб…
Мы  шли, и  я,  воспользовавшись  паузой  и  долго  молчав,  начал  расспрашивать.
- А  наши  птички  петь  будут ?  И  почему  самочек  мы  выпустили ?
Старший  молча  шёл,  а  потом  мудрёно  ответил.  Его  авторитет  был  настолько  велик,  что  я  запомнил  суть,  мне  кажется  и  слова,  хотя  , быть -  может,- это  фантазии.
- Самки  не  поют,  настоящие  певцы,-  только  самцы! А  петь ? Запомни,  не  каждый  мужик  имеет  песню  в  душе,  а  ещё  реже  поёт  свою  песнь. Так ,  чирикает  в  толпе. Птица  отстоится  и  начнёт  проявляться,  у  которой  есть  песнь  в  душе,-  обязательно  запоёт  так,  как  никакая  другая  из  других.  Таких никто  никогда  не  вынесет  для  продажи. Птица как – бы  доверилась  тебе ,  а  ты  продал  её.  А  на  другом  месте,  с  другими  звуками,- может  запеть  и  через  год,  полтора  и  то,  пугливо,  а  может  и  вообще  не  запеть. Нельзя  предавать,  даже  птиц.

В  этот  визит - мне   так   хотелось  напроситься  ещё  раз    на  такую  ловлю,  если  такая  ещё  существует. Хоть  ещё  разочек.  Буду  лежать  в  глине ,  наслаждаясь  происходящим,  что  есть  настоящее  счастье  .  Послушать  на рынке  кенаров,  и  напроситься  на  ловлю  птиц  у «дикарей» .  Сил  на  большее  не  хватит.  Это  не  одного – двух  дней  дело.  При  плохой  погоде  настоящую  птицу  не  вынесут.  Тогда  посмотрю  собак  и  займусь  другим. И  на  ловлю  враз  не  собираются.  Здесь  не  спрятаться  за  плановую  экономику  и тезис  пятилетку  в  четыре  года,  здесь  верные  приметы  нужны. Без  ошибки… Трясогуска  до  трёх  выводков  высижывает    за  сезон.  Когда - то  она  сидит на  яйцах ,  а  когда - то   нет  и  самца  высматривает.  Когда  она  уже  не  сидит,  тогда  самец  любой  породы певчей    птицы  заходится  в  пении  метя  территорию  и  показывая  будущей  подруге ,  что  он  лучший ,  без  всякого  сомнения. Так  и  кенара.  То  линяют,  то  «ярят». То  песню  рвут… То  коленца  забывают… Всякое  случается. Тут  угадать  надо  и  ваш  план  ,  при  этом,  кенару  безразличен. Дело  сложное  и  зависящее  от  многих  факторов,  потому    и  план  плавающий…
Вторая  часть  стратегического  плана  было  посещение  автовокзала.  Чтобы  пообщаться  старые  люди  приходили  на  вокзал  за  час – два  до  отправления,  чтобы  повидать  односельчан,  что  то  узнать ,  а  что  то  передать… Это  музыку  жизни  можно  бесконечно  слушать…
- Зять  инжэнэр,  алэ ,  якось  то    жывуть ?  Сама  дывуюсь!!!!  Дочка  маэ  розум  и  пишла  парихмахером    чоловычим,  того  и  нэ  помэрлы.  Мы  помогаем,  бо  ёго  батькы  таки  як  и  вин,  гонору  багато,  а  лэдачи,  працюваты  нэ   хтять…. Ликарь и библиотэкарша  в  райцэнтри..
И  ты  видишь  семьи  и  судьбы  . Ты  не  видя -  уже  прочёл  молодую  семью  молодых  одесситов,  выходцев  из  области. Ясно  на  что  и  как  они  живут,  понятна  структура  и  финансовые  ручейки  ,питающие  счастье  молодых… Все  эти  красивые,  ласкающие  фразы  одесской  речи услаждали  мою  душу.
Провождающие :
- Не  брызгай  фонтаном  чистые  шорты,  нам  после  бабушки  ещё  по  делам  идти!
Кафе :
- Если  мы  здесь  что – то  купим  тебе  , так  ты  станешь  как  те  дядьки,  что  пиво  пьют, лучше  идём  на  угол  и  купим  с  ларька  мороженное.
- Хватит  бегать ,  як  бешенный! На  тебе  будет  пыль,  а  ты  должен  выйти  с  автобуса  красивый.
Вот  именно  эти  направления  мной  были  подготовлены  к  изучению.  Я  учёл  вопросы,  которые  хотел  узнать,  хотел  послушать  речь,  было  интересно  не  только  что,  но  и  как  будут  отвечать  на  вопрошаемое…
Я  видел  горожан ,  вырвавшихся  из  нудного  быта  и  отдыхающие ,  продавая  ненужное. Мне  хотелось  увидеть  увлечённых  каким-  то  хобби  чудаков,  с  горящими  глазами  и  с  речью,  от  избытка  мыслей-   налезающей  саму  на  себя,  рождающую  и  давящую  рождаемое.  Именно  в  этой  атмосфере  органичен  наш  неповторимый  юмор. Это гармония  разного,  пребывающая  в  неустойчивом  равновесии,  бесконечно  меняющая  состав,_   с  кем  и  против  кого  дружить. Нужно  не  просто  смотреть  и  слушать,  надо  попасть  в  этот  водоворот  сплетения  мыслей  и  проблем,  общих  и  частных,  с  давней  и  новейшей  историей,  анекдотами  и  сплетнями,  ходящими  теперь, и   только   попав  в  него,-  в этот  водоворот,  участвуя  какой - то  органичной  составной  частью  в  самом  процессе  только ,  и  только  тогда  ты  сможешь  почувствовать  и  понять.  Не  иначе.  Не  настроившись  ты  не  игрок  в  сыгранной  команде,  даже  если  ты  не  худший  среди  них.
Педполагаемая  поездка  произошла  через пару  лет,  уж  не  помню  когда,  но  настрой  не  упал,  а  только  закалился. На  работе  хитрые  предпенсионные  рокировки  с должностями,  ставками    и  стажем,-  удерживали  меня.  И  что  увидел  я ?
Староконный   рынок
Наивным  мечтам  не  суждено  сбыться. Как  часто  нам  кажется  всё  ясным    и  прогнозируемым ,  а  всё  получается  совсем  по- другому. Я  посетил  Староконный.  И  это  единственный  факт.  Я  не  увидел  того,  что  хотел,  к  чему  стремился.    Я  увидел  доведённых  нуждой  людей  до  самоунижения ,  с  попыткой  сохранить  какой  то   достойный  облик.  Хоть  его  подобие. Какое  хобби ? Какой  блошиный  рынок ?  Какая   барахолка ? Бабушка  продаёт  игрушки  своей  дочки  или  внучки. Где  это  видано! Эти  игрушки  хранят,  передавая  как  святыню  по  поколению,  как  завет. Выйти  и  продать  за  любые  деньги ?  Где,  где  вы  такое  видели ?  На  каком  рынке  Украины,  за  Одессу  умышленно  промолчу ?  Где  это  видано,  чтобы  продавали  сервизы,  которые  куплены  покойным  мужем,  часы  или  картины  приобретённые  в  совместном  отпуске.  Ведь  о  каждой  вещи  хозяйка  может  рассказывать  с  упоением  участницы  действа.  Это  сколько  же  нужно  проплакать,  что  пережить,  чтобы  покорно  постелить  газетку,  разложить  свои  вещи  и ждать,  что  кто - то  обратит  внимание  и  купит,  сжалясь.  Это  какой  же  путь  надо  пройти….  Люди  с  высшим  образованием  видят  смысл  в  разведении  собак  как  бизнесе,  гордо  сравнивая  себя  с  теми,  кто  ютится  на  газетках,  на  тачечках  с  торбами. Это  ж  до  какого  цинизма  нужно  дойти,  чтобы  вести  сюда  туристов  и  людское  горе  показывать  как  своеобразие  Одессы.  Какой  блошиный  рынок ?!  Вы  что,  с  ума  посходили ?  гляньте,  я  вас  прошу  гляньте  на  сотни  этих  людей!    Посмотрите  на  их  лица  и  одежды!  Это  коллекционеры ? Да,  у  них  одно  хобби -  выжить.  Чтобы  их  дети ,  внуки  были  не  хуже… Родной  край  мой,  Великий  Город,  что  сделали  с  тобой  за  сто  лет !!!!!!  Как  не  чума, так  холера,  как  не  мор,  так  революция,  не  война -  так  пришли  эти…  Нет  советской  власти,  нет  Москвы  с  её  центризмом.  Всё  ! Воля!  Так  пришли   эти… Глупо  искать  любителей  птицы… Если  есть  спрос  завтра  их  будет  сотни,  что  для  пения,  что  для  еды… Был  бы  спрос…  а  птиц  мы  наловим… Только  б  платили…  Где  вы,  рассказывающие  насколько  всем  стало  лучше  жить… Были  ли  вы  здесь ? Оказывается  были.  И  в  глаза  смотрели.  И обещали.  И  объясняли… Боже,  неужели  одесситки  их  породили ?  Как  вы  можете  смотреть  в  глаза  продавцам нижнего  белья  и  одежды  от  умерших  родственников ?  Как  вы  смотрите  в  глаза  покупающим  всё  это ?  Каак????!!!!  Мне  стыдно. Стыдно  своего  довольства,  стыдно  благополучия,  стыдно,  что  я  живу  отгородившись  от  них…  Стыдно  смотреть  в  глаза…   Ведь  мы  едины  в  Великом   Городе… Ан  нет…  Я хоть  отдал  здоровье  Северу  за  благополучие ,  а  вы  живущие  на  отчисления  налогоплательщиков.  Где  ваши  дачи ?  Вы  где  отдыхаете ?  Прочтите,  молю,  прочтите  биографию  Ришелье…. Нашего,  не  средневекового… Хотя  и  ту  -  прочтите… Ришелье,  Ланжерона… тех,  кто  создал  то,  что  вы  уничтожаете… Что  вам  снесённые  кладбища,  вы  уничтожаете  тех,  что  остались,  вы  убиваете  одесситов… Посмотрите  на  них  на  Староконном… не  на  крутых  в  бутиках  торгующих  заграничной  всячиной,  их  полпроцента. Посмотрите  на  тех,  кого  вы  выгнали  с  рынка  на  прирыночные  улочки -  переулочки. В  каком  состоянии  дома ,  в  таком  состоянии  и  люди.
Сердце  готово  выпрыгнуть  из  груди.  Надо  успокоится,  а  не могу. Сюда,  на  позор ,  водят  экскурсантов.  Они  называют  это одним  из  проявлений  неповторимого  одесского  колорита. Посмотрите  дореволюционные  фото  города,  вы живое  воплощение  нашего  срама!  Сравните  дома  и  трамваи… Сравните  улицы  и  рынки  при  румынах,  к  слову  десятилетия  назад  и  то,  до  чего  довели  всё  вы… Что  вы  воспеваете,  как  одесское  своеобразие ? Всё.  Глубокое  дыхание  и  медленный  шаг  .  Шаг  трусливого  бегства  от  увиденного.  Боюсь,  физически  боюсь  идти  на  автовокзал.  Боюсь  не  справлюсь… Не  по  плечам  ноша…
Надо   какой  то  курс  лечения  пройти  … Сердце  серьёзно  тревожит..
 Может  на  новом  районе  лучше ? Может  наши  Черёмушки  покажут  контраст ? Может  на  Привозе ?

Рынок  Черёмушки,  окружённый  газетами  и  расставленным  скарбом  пенсионеров,  изгоняемыми   нарядами  милициями  и  за  мзду « закрывающие  глаза» , так  и  на  Привозе ,  всё  это  носит  характер  системы. Улица  Эстонская  превращена  в  рынок  низшего  класса  для  беднейших.  Беднейшие  и  продают  незатейливый  скарб  и  такие  же  бедолаги  покупают. Одно  покупают,  другое  продают.  Нет  средств  купить   новое, значит  чинить,  ладить  и  переделывать   старое -  рок,  от  которого  не  уйти.   А  запчасти  на  антиквариат – это  одно.  А  новые  запчасти «для  себя»  но  не  используемые,  а  пригодные  только  для  старья ?  Новый  карбюратор  для  старой  волги  или  москвича ? И  так  многое…  Вот    и  «раскинулось  море  широко…»  под  стенами  зоопарка…  И  так  практически  у  каждого  рынка Южный  и  Северный ,  рынки  и  рыночки… Суть  одна.  Бедность  не  обойти… Прогрессирующая  бедность…  Но  то,  что  при  этом  меня  поражает  наглостью   и  цинизмом,  это  то,  что  всё  преподносится  как   одесская  тема.  Как  нечто  исконно  родное,  как  то,  что  нельзя  трогать… Как   историческое  наследие… И  радуются  этому  и  говорят  об  этом… И  пишут  рассказы  за  старую  Одессу,  рассказывают  смешные  истории ,-  но  это  делают  те,  кто  ни  сам  не  стоял,  упаси  Бог,  ни  его  близкие,  ни  родные,  не  стоял  у  газетки  бережно  развёрнутой   на  асфальте,  ни  раскладывал  то,  что  по  его  мнению  можно  продать… Те,  кто  не  мёрз  и  не  жарился  на  солнце  в   сороградусную   жару  в  свои  семьдесят    с  большим  и  маленьким  «гаком»,  те  кто  не  отдавал  последнее  на  лекарства  и  платный  туалет…  Именно  те,  кто  за  всем  эти  наблюдает  со  стороны  и  говорит  и  пишет  о  уникальном  своеобразии… Что ж,  может  и  рушащиеся  стены,  отслаивающиеся  фасады,  целые кладбища  над  которыми  надругались,  может  это  и  есть  одесское  своеобразие ?!  Продажа  шашлычницы  с  пониманием  того,  что  никогда  они  не  будут  делать  шашлык  на электрошашлычнице,  как  в  былые  времена ,- это  не  продажа  шашлычницы  ,- это  окончательное  расставание  с былым  образом  жизни  и  вхождение  в  мрак  бедности;  вафельница,  в  которой  делали  сотни  орешек  начинённых  разным  кремом,  орешек,  которыми  угощали  всех ,-  не  делать  их  больше. Всё  дорого… Просто  стоит… Лучше  лекарства  мужу  купить.. Сантехника… Эх!.. И  продаётся  с  вещами    прошлое  этих  продавцов,  прошлое  их  фамилии, прошлое  и    вещи ,  свидетели  пережитой  радости  и  горя… Покупали  то   «по случаю»…
-  Раньше  нам  было  не  до  этого,-  говорят  эти
-   Теперь  мы  повернулись  лицом  к  проблеме.
Повернулись,  да. Повернулись,   убрав  другое  место  и  город  ужаснулся  от   того,  что  они  считают  лицом , гордятся  которым и  показывают  иностранцам, они  живущие  в  этом  городе, но  другой  жизнью.
Может  жара,  но  два  дня  я  пролежал  в  полнейшей  апатии  дома , с давлением ,  пилюлями  и  с  психической   невозможностью  заставить  себя  хоть  как – то  помочь близким,  приготовив  что – то  вкусненькое  или   совершив  уборку     дома. Ни  о  чём  не  хотелось  думать,-  я  не  знал  как  с  этим  жить,  потому  что  абстрагироваться  от  того  ,  что  видел ,- это  значило  бы  самому  предать  себя.


Рецензии