Перечитывая Гумилева. У истоков России

XIV век.
 Век новый не всегда начинается с календаря. Он начинается с исторического события, которое впоследствии характеризует начало нового, кардинально, или очень значительно привносящего в социальную или политическую жизнь того этноса или суперэтноса, о котором мы ведем речь.
К примеру, век XV, для Руси и рядом лежащей Литвы начался с Грюнвальдской битвы.
Век XIII для Византии знаменовался взятием Константинополя крестоносцами. А может быть, для Руси это была Калка.
Но так или иначе, в первые годы знаменуемого столетия ничего кардинального во Владимирском княжестве не происходило.
Вполне предсказуемо тогдашний хан Орды Тохта дал ярлык на великое княжение Михаилу Тверскому. Почему Михаилу?
По лествичному праву, по праву самого сильного княжества, да и по личным качествам тоже.
Да и Русь после Александра Невского и битв местного значения между его сыновьями, Дмитрием и Андреем хотела покоя и сильной руки.
Предполагается, что и Орда этого же желала. Хотя, как утверждает Лев Николаевич, Дмитрия тянуло к Новгороду, а стало быть, к западу, а Андрея к Орде.
Но нельзя сказать, что Андрей был более последователен в продолжении линии своего знаменитого отца. Во всяком случае, Дмитрий Балашов утверждает, что пря, которую вели сыновья Александра Невского, была обычной грызней за великий стол владимирский. И никакой такой болью за родную землю там и не пахло.
Поэтому, приход на великий стол Михаила Тверского был вполне логичен.

Но вот тут начинается самое интересное. На арену политической жизни северо-восточной Руси выдвигается Москва. Москва??! . Маленький городишко- град Москов, полученный Даниилом, младшим сыном Александра от старших братьев в удел. Маленькое удельное княжество.
Сынок Данила , на изумление оказался рачительным и домовитым хозяином маленького удела. Да еще и Коломну у рязан отнял по случаю.
Сыновей двух родил. Юрия и Ивана. Оба были такие разные. Старший, Юрий, нахал и задира. Гордыня и обида за утраченный великий стол сыновьями Александра Невского у него клокотала!
Михаила Тверского ненавидел всеми фибрами своей пакостной душонки. И завидовал. Богатству Твери, силе, торговой хватке купцов, которые колесили и в Европу , и в Персию, и даже в Китай. И Волга -река не в пример Москве -реке, широка, глубока, сильна. Как в известном фильме.
Видно, споры, которые и по сей день ведут специалисты, о причине возвеличивания Москвы в те годы, о каком -то ее особом географическом положении, или там о каком то особом поколении московского люда, а уж тем более, о каких- то особых талантах московских князей и вовсе несостоятельны.
Хотя, что уж там, Иван Калита и по сей день считается одним из лучших удельных и великих князей владимирских. Хитер, прагматичен, увертлив. Ну это не по  описаниям  современников , а скорее , по результатам деятельности. И многочисленной художественной литературе. Кто только не писал о Калите. Пожалуй, « Бремя власти» Дмитрия Балашова, наиболее полно описывает всю трудноту жизни Москвы тех времен, метания, страдания, страхи  и боль государя Москвы.

География Москвы и удела была самая,что ни есть заурядная. Леса, болота, речушка. А вот стратегически расположение Москвы было тогда хуже некуда. Более сотни лет владимирцы воевали с Рязанью, а Москва между ними. Доставалось, наверное и от тех , и от других.
Климат тех лет, как указывает Лев Николаевич, был довольно влажный, с дождями и снегопадами, стало быть, для хлебопашества не совсем и привычный. Разве что для выращивания овощей был благоприятен. Рыбы было много.
Социальный состав московлян тех времен ничем не отличался от соседей. Мерянские села перемежались со славянскими. Каких -то пассионарных толчков в пору правления Даниила не наблюдалось. Хозяйственный был князь. Рачительный. Понемногу обустраивал град. Стены вокруг поставил дубовые для защиты от случайных набегов какой-нибудь заезжей сотни ордынцев. Или попросту от разбойных людей, которых шаталось по Залесской Руси в ту пору немало. Да и Литва была рядом. Пока братья старшие, Дмитрий и Андрей попеременно стол великий занимали.
Потом Михаил тверской порядок навел.

А для Москвы еще время не пришло.
Расшевелил это тихое княжество неистовый рыжий Юрко. Старший сын Даниила. Вступив на престол после смерти отца, недолго уговаривал плененного рязанского князя Константина отказаться от Коломны. Ослепил и убил его.
Затем отправился в Сарай к Узбеку, вошел к нему в доверие, женившись на сестре еговой, Кончаке. Далее, православной Агафье.
И не медля, собрал войско и отправился в поход на Тверь. Отвоевывать Великий стол. К тому времени произошло то знаменательное событие, с которого многие историки и знаменуют начало XIV века на Руси.
Хан Золотой Орды Узбек (Озбяк) принял мусульманство. Произошло это событие где-то между 1312 и 1317 годами. И не просто принял. Но и силой заставил принять магометанскую веру всю Орду. А кто не захотел изменить вере отцов и прадедов, тех казнили. В том числе и многочисленных царевичей -чингизидов. Одним ударом сразу две проблемы решил- и страху навел и менталитет степной поменял. Но были и такие, которые не захотели ни с жизнью расставаться. Ни веру менять. Ушли, откочевали. Сбежали. Куда?
На север,  в леса, где еще сумели дожить до Ермакова прихода. Обратно в степи мунгальские, где сумели затеряться среди бескрайних равнин и мелколесья..
А некоторые подались на Русь. На службу к русским князьям. Женились на русских женщинах, выдавали дочерей за русских воинов. И как правило, все принимали православие.
В 1305 году во Владимире тихо и незаметно скончался митрополит Максим, перенесший митрополию из Киева во Владимир. Устал от татарских разборок, которые вели золотоордынцы с Ногаем, предводителем половцев, отбившихся от Тохты.
Византийский патриарх Афанасий назначил на русскую митрополию Петра, игумена мужского монастыря с Волыни, не желая раскола русской церкви.
Михаил тверской не поддержал кандидатуру Петра, ему хотелось на митрополию поставить своего, епископа Геронтия. Но...решение принимает патриарх.
А Петр, прожив некоторое время на Волыни, увидел, что князь Юрий Волынский, женатый на полячке, склонен к союзу с папой, и дела православные   его мало волнуют.
Собрался, и со всем клиром своим отправился во Владимир. И этим, в общем, не угодил всем: ни патриарху, ни князьям.
Хотя был тих и скромен, в вопросах веры был тверд весьма, проповеди его были просты и понятны. Писал на досуге иконы.

И вот тут Михаил тверской совершил одну из крупных своих ошибок. Инициировал доносы и хулу на митрополита. Якобы, Петр уличен в грехе симонии. Нынче это называется простым и привычным словом. Взятка. А тогда- это торговля церковными должностями. Пошли доносы. Информация докатилась до Константинополя. Осталось только снять Петра и назначить другого. Но тут случилось непредвиденное. Воспротивилась общественность церковная. Надо полагать, простые священники, кто неоднократно слышал  и видел Петра, общался с ним, взволновались. Полагаю, что тут приложили руку и московиты. И потребовали собрать Собор. Обвинители- тверской епископ Андрей и ростовский Симеон пытались очернить Петра. Вопреки всем канонам церкви на Собор пришли и средний церковный люд- игумены монастырей, монахи, простые священники. И даже светские лица из ближайших княжеств.
Дебаты были бурными и закончились полным оправданием Петра. Обвинители потеряли свои теплые места и были, по видимому, отправлены в монастыри.

А Михаил тверской стал терять свой авторитет. А спустя некоторое время  и его покровитель, Хан Тохта, подозрительно и внезапно скончался. И пришел Озбяк.
И началась поголовная мусульманизация Орды. Но еще долгих шесть лет прошло с тех пор, как Юрий Московский после женитьбы на Кончаке, после унизительного разгрома от Михаила, после таинственной смерти в тверском плену его жены, татарской царевны, он добился того, чтобы Озбяк казнил Михаила Тверского.
Сам то Юрий долго не прокняжил. Посвятив свою недолгую взрослую жизнь борьбе с Тверью и ее князем, получив великий стол под Михаилом, ощутил бесполезность и тщету своих притязаний. Не был он ни хозяином, ни воином, ни патриотом Москвы , или Руси.
И нашел свой конец, там же в Орде, где решил поизгаляться на сыном Михаила, Дмитрием. Приехал Дмитрий в Орду за ярлыком на княжение в Твери и с жалобой на то, что Юрий ордынский выход, полученный от Твери утаил и в Орду не привез.
Суров был старший сын Михаила не по годам. И прозвище имел подобающее.
Дмитрий Грозные очи. Не сумел себя сдержать наследник Михаила. И зарубил Юрия.
Самоуправство. И был , естественно, казнен ханом. Осталась Москва на время без великого княжения. И подошло время младшего сына Даниила. Ивана. Калиты.

Тяжелое, однако было времечко. Великий стол, нежданно-негаданно приплывший в руки Москвы, вновь был утерян и вернулся в Тверь, к Александру, среднему сыну Михаила тверского. А Тверь клонило к Литве. И это значит, что  Ольгерд, захвативши и подчинив Туров, Витебск, Новгород-Северский, вышли на рубежи Твери.
К тому же , Ольгерд еще и женился на княжне тверской Ульянии. Но это случилось позже. И можно сказать, что Москве в те поры только Орда и могла помочь. И какие там мечты о великом столе?!. Уцелеть бы. Населить бы княжество работниками да служилым людом, Да бояр бы со дружинами откуда либо переманить. Своих -то мало было. Вот и занялся князь Иван своей московской вотчиной. Привлекал бояр, бежавших из Литвы, Курска, Чернигова, Дебрянска, Твери. Давал вотчины. В Думу звал. Простым смердам леготу в мыте ли, ордынском выходе, или других податях давал.
И пошел народ- и высокородный и худородный. Воины и хлебопашцы. А для митрополита Петра как старался князь Иван! Храм каменный на Москве поставил! Храмы-то все деревянные были.

И  началось движение, результаты которого пришли значительно позднее. Началось развитие. Медленное, плавное, вначале неприметное. Ибо задушили бы на корню, Литва ли, с ее силой, Орда ли, коли бы прознала про тайные мысли Ивана собрать землю Русскую. Да и были ли мысли те? Уцелеть бы.
Повезло еще с тем порядком, который был в те поры на Руси. Князья-то держали свои отчины, а вот право отъехать от них было как у смердов и бояр, так и у князей младших ветвей.
Поэтому вольнолюбивые русичи меняли свое подчинение, а правители не имели сил для обуздания недовольных. И это было нормой. Тем более, что новый правитель обещал. И как правило, новый хозяин выполнял обещанное. Так  бы и царила вольница по всей Руси, ежели бы не церковь.

Несмотря на смену религии в Орде, митрополит по-прежнему пользовался признанием хана Золотой Орды и церковь не платила ордынский выход. Хан понимал, что князья в любой момент могли переметнуться к осильневшей Литве, как , например, тверские князья, или откачнуться к ливонцам, как Новгород. И только позиция митрополита была твердой и последовательной.
И здесь очень важна мысль Льва Николаевича о границах. Все земли, населенные православными, должны подчиняться великому князю Владимирскому, причем внутреннее самоуправление не упразднялось, а взаимоотношения между князьями определялось договорами. Ситуация типичная для возникающего суперэтноса.

Возникший союз митрополии с Московским княжеством оказался вовсе не случайным. Будущий митрополит Алексий, был сыном московского боярина Федора Бяконта и крестником Ивана Калиты.
Церковь в те годы взвалила на свои плечи не только груз посредничества между княжеской властью и ханом Золотой Орды , но и как могла , воодушевляла народ идеей патриотизма. Тогда это называлось по - другому. Идея сохранения земли, народа, православия. А после того, когда византийский патриарх в угоду Ольгерду разделил русскую церковь и поддержал Литву, то и сохранения того, всеобъемлющего, что позже стало называться  Святой Русью. И «добрый царь Орды Джанибек» был единственным достойным противником надвигающейся католической угрозы и захвата русских земель.

И Русь не только уцелела. Но и победила. Как?  Откуда взялись силы и откуда взялись люди — бабы, воины, смерды, способные терпеть, рожать и побеждать? После страшной чумы, выкосившей половину народа?!
И это, при том, что Литву чума  странным образом обошла стороной. И впрямь, чудо.  И чудо это творили люди -  чьи имена теперь упоминаются в молитвах, Преподобный Сергий Радонежский и митрополит Алексий. Два человека, один
Святой, а другой, без сомнения, великий государственный деятель смогли все учесть и предусмотреть.
Что же? Что они, эти два равновеликих мужа - игумен и митрополит смогли предусмотреть?
Одновременное появление на Руси этих двух столпов духовной и государственной жизни было как божественный знак свыше.
Митрополит Алексий убедился, а вкупе с ним и великий князь Симеон, старший сын Ивана Калиты, что для Джанибека -честная политика, далеко не пустой звук. Джанибек спасал себя и Орду как мог. И Московская Русь для него была, пожалуй, единственным честным и последовательным союзником на протяжении многих лет.
И не вина его, Джанибека, что волею его отца, Узбека, принявшего ислам и изменившего порядок престолонаследия, борьба за трон превратилась в череду кровавых разборок.

Со времен Темучина хана избирали, по сути, пожизненно. А сыновьям, ох, как хотелось порулить. В Европе и на Руси престол доставался старшему сыну. И все, более-менее блюлось-соблюдалось. А в Орде, по вновь утвержденному туркменскому обычаю, равные  права на престол стали иметь все сыновья. И началась вакханалия у постели умирающих или болящих отцов. Джанибек убил отца Узбека, и сам пал от руки, казалось бы, любимого сына Бердибека. Да и Бердибек долго не проправил.
Началась Великая замятня. Или Смута.
В Орде менялись ханы едва ли ни ежегодно. А Русь крепчала.
С середины 50-х годов XIV века Московское княжество стало местом приложения сил наиболее пассионарной части элиты Руси. Московские князья,  Калита и сын его, Симеон, вовсе не подверженные собственной гордыне, занимались собирательством людей- талантливых и волевых сотрудников, умных и энергичных людей. А во главе этого служения была основная доминанта- защита православия, которой можно было служить искренне, а не ради выгоды. Хотя и выгода- земли, легота по налогам и сборам, место в боярской Думе не исключалась.

И хотя и в Рязани, Твери и в Суздале и в Нижнем Новгороде были талантливые и энергичные князья, но бились они и просили в Орде ярлыка для Себя-ЛЮБИМОГО. Да, они были православными тоже. Но, допреж, они были князьями своего  удела.  Ради своего удела не задумываясь, шли на сговор с язычником Ольгердом. Который намеревался покорить и подчинить Русь. И относясь враждебно к православию, несмотря на жену, тверянку Ульянию, православную, родившую ему Ягайлу, будущего короля польских католиков, Ольгерд был значительно большим и опасным врагом для Руси, нежели Джанибек и Орда.

Это не было секретом для московской элиты. Будущие события только подтвердили прозорливость церковных иерархов Руси.
И хотя Ольгерд добился немалых успехов, потеснив Орду и захватив ряд исконно русских городов, силенок ему для захвата всей Руси не хватило.
Разорванная двумя противоположными мироощущениями, Литва сначала окатоличилась, а потом и перестала самостоятельно существовать. Нельзя же назвать нынешнюю Литву наследницей великих свободолюбивых воинов, разбивших рыцарей при Грюнвальде, а их нынешних руководителей, имеющих что-то от легендарных Миндовга, Гедемина, Кейстута и Витовта?!

Москва устояла, потому что Московский великий князь воспринимался не сколько как государь национальный, а как царь всех православных христиан.
Митрополиту, а одновременно как регенту при тогда малолетнем Дмитрии служили тверяне и суздальцы, нижегородцы, суздальцы, смоляне, рязанцы, ижора и зыряне..а Москве служили только московиты.
НО. Митрополит сидел в Москве. И Москва стала восприниматься как объединяющий центр всей Руси.
Митрополит присоединил к Москве Ростов, Галич, Соликамск, Владимир.
И сделал роскошный подарок будущей Руси-России, добившись от очередного хана ярлыка на наследование великокняжеского престола только потомкам московских князей.
А Дмитрий Иванович, так и не оценил все величие гениального хода Алексия, разобидевшись на своего воспитателя, как ребенок, за нежелание сделать митрополитом дружка своего громогласного Митяя. И еще за то, что Алексий перед кончиной передал митрополичьи полномочия Сергию Радонежскому.

Церковь хотела и удачно управляла и народом и княжеским окружением. И имела право. То, что сделали для Руси Алексий и Сергий, трудно переоценить.
А Дмитрия волновали в тот момент лишь свои полномочия, пристрастия и суедневные  княжеские заботы.
Далеко вдаль Дмитрий не глядел.  Но и изменить сложившийся за последние двадцать лет порядок взаимоотношений с церковью  не смог, а быть может, и не сумел. Наследники идей покойного Алексия - Сергий, Дионисий, Федор Симановский обладали большим влиянием в церкви, в среде простого народа и боярского сословия.
А впереди было Куликово поле.  И все разногласия были отброшены ради Победы.

Это мое заключительное слово о том, что мне было интересно узнать из некоторых трудов Льва Николаевича Гумилева, посвященных нашей истории. И если читатель вернется к началу, он поймет, к чему я проводил этот экскурс в историю Руси.
Меня, как и многих волнует день нынешний.

Мне не нравится сложившаяся в России система власти, где национальный продукт идет на потребу чиновничьей и олигархической верхушки, а народ смирившись с этой вопиющей несправедливостью, взахлеб потребляет телевизионный продукт и  особо не задумывается о пагубных последствиях,  ожидающих их  детей и внуков.

Упомянутые властью скрепы народного единства (бряцание оружием, телетрескотня, поиски внутренних и внешних врагов) жгуче напоминают события в Риме и Константинополе в период кончины империй.
Уроки далекого и недавнего прошлого, кроме специалистов, и таких , как я дилетантов, мало кого волнуют.
Неужели нельзя остановить уныло повторяющуюся из столетия в столетия череду революций, когда народ тупо ждет безудержной нищеты и голода, а  потом отчаявшись, восстает и крушит все подряд до основания…,чтобы  вновь доверится лукавым вождям?
И дождемся ли мы, или наши дети и  внуки современных митрополита Алексия и Сергия Радонежского?
Неужто, это так трудно, не жрать в три горла и другим не давать грабить ?

Или сущность человечья мало чем отличается от звериной?


Рецензии
Юрий, доброго времени суток!
Великолепная статья "по следам" замечательного (но уже забываемого)
историка востоковеда, географа и этнолога (и т.д.) Льва Гумилева!
Написано увлекательно, а финал и выводы, к сожалению, "бьют в точку"!
Говорят, Время -справедливый судья, и всё расставит по местам.
Но к сожалению, никого оно не учит, и не лечит, и уроки истории
не усваиваются вовремя. Лет через сто кто-то скажет про нас -
"как они могли", и сделают такие же ошибки (если будет кому сказать и сделать).

С уважением и пожеланием добра и счастья,

Лана Сиена   31.08.2021 10:44     Заявить о нарушении
Благодарю,Лана, за добрый отзыв.Лев Николаевич Гумилев свою великую миссию в этом мире выполнил,создал ПТЭ, а уж как мы поступим,зависит от того, насколько мы пассионарны)!
Удачи Вам.

Юрий Доронин   31.08.2021 12:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.