Усадьба Петровское на Оке

Усадьба Петровское — историческая колыбель микрорайона Петровское города Алексина.

Возникновение Петровского, предположительно, относится ко второй четверти XVIII века и связано с именем потомка Рюрика в XXVI поколении, представителя старомосковской знати князя Петра Федоровича Тюфякина (1712 – после 1782). В период правления Елизаветы Петровны князь унаследовал от отца старинное поместье в Калужском уезде Московской губернии с центром в сельце Ковша (Ковшина), которое располагалось на левом окском притоке речке Ковше (Ковшине). В этом имении Петр Федорович построил помещичий двор на высоком живописном берегу красавицы Оки. Селение получило название по имени основателя — Петровское… Исследователям еще предстоит выяснить точную дату начала истории Петровского, а также подтвердить (или опровергнуть) нашу гипотезу об основателе усадьбы, ее первоначальном местонахождении и происхождении наименования.

В первом известном нам архивном документе с упоминанием сельца Петровского князя П.Ф. Тюфякина сообщается о получении в имении в 1756 г. «указа… о наборе рекрут» [1]. При Екатерине II, в 1770-е гг., князь провел в Петровском большие архитектурно-строительные работы — возвел новую усадьбу с кирпичными зданиями, что тогда являлось редкостью в средней полосе России. В 1776 г. имение вошло в состав вновь образованного Тарусского уезда Калужского наместничества, в 1796–1929 гг. относилось к Калужской губернии.

Тюфякин, несомненно, обладал эстетическим вкусом. Место, выбранное князем для своей загородной резиденции, и сегодня великолепно! С усадебного косогора открываются изумительные виды на окрестные дали. Причудливая излучина Оки, широкая окская пойма, уходящие к горизонту заречные леса — редко где можно встретить такой привольный панорамный ландшафт! В наше время гимном петровским пейзажам стали многие полотна Заслуженного художника России А.В. Герасимова (Москва).

В 1777 г. дача генерального межевания «селцо Петровское и деревня Ковшина» князя П.Ф. Тюфякина была описана в «Полном экономическом примечании… Тарусского уезда». Площадь имения численностью в 125 душ крепостных составляла около 430,5 десятин. С трех сторон дачу окаймляли природные границы: Ока (на юге), ее притоки речки Любимка (на востоке) и Ковшина (на западе). Землемер свидетельствовал: «Селцо на суходоле. <…> В том селце дом господской каменной; при нем сад нерегулярной с плодовитыми деревьями разных родов, с коих плоды збираются для господскаго обиходу. <…> Земля глинистая, ис посеяннаго на ней хлеба лутче родится рожь, овес… Сенные покосы против других мест лутче. <…> Крестьяне на пашне пашут на господ двести пятдесят десятин, а остальную всю на себя, к чему они и радителны» [2].

Петровская дача представлена в изданиях «Атлас Калужского наместничества…» и «Описания и алфавиты к Калужскому атласу», увидевших свет в Санкт-Петербурге в 1782 г. К этому времени имение принадлежало уже князю Ивану Петровичу Тюфякину (1740 – после 1820), командиру императорских московских дворцов и садов (1775–1801), в будущем — действительному тайному советнику (1801). На опубликованном в «Атласе…» Генеральном плане Тарусского уезда имеется схематический план жилого комплекса барской усадьбы в Петровском. Ансамбль отличался строгой гармоничной композицией, имел классическую планировку в форме буквы «П» («покоем»). Парадный двор ограничивали главный дом и симметрично расположенные по обе его стороны четыре строения: парные двухэтажные флигели (стояли на одной линии с главным домом) и одноэтажные корпуса. Современные адреса зданий: №№ 3, 2, 4, 5 на улице Чехова (восточный корпус утрачен).

Наиболее интересна архитектура главного двухэтажного дома, возведенного в 1773 г. в стиле раннего классицизма. Южный окский фасад в центре украшает завершенная куполом полуротонда с арочными световыми проемами — она придает зданию торжественный и представительный вид. Во внутреннем пространстве полуротонде соответствовали отличавшиеся изысканной отделкой круглые парадные залы-салоны. Все помещения на каждом из этажей составляли круговую анфиладу. Дом имел сходство с французским классицистическим отелем (городским жилищем знати) первой половины XVIII в.

В 1810-е – 1900-е гг. усадьба Петровское принадлежала дворянам Ромейко-Гурко (Гурко). До 1838 г. — Варваре Дмитриевне Ромейко-Гурко (1793–1838), дочери выдающегося агронома-практика Д.М. Полторацкого, хозяина прославленного калужского села Авчурино. Затем генерал-майору Леонтию Иосифовичу Ромейко-Гурко (1783–1860). Впоследствии их сыну действительному статскому советнику Александру Леонтьевичу Ромейко-Гурко (1831–1905), его потомкам.

Примечательно, что в начале 1820-х гг. в Петровском работала первая в Тарусском уезде вольная публичная аптека провизора и лекаря француза О.А. Тридона.

Велика значимость усадьбы, как экономического центра владения, где использовались самые прогрессивные агрикультурные знания XIX века. Помещики-новаторы Ромейко-Гурко, последователи Полторацкого, создали в Петровском хозяйство «рациональное», образцовое, основанное на применении вместо устаревшего трехполья эффективной четырехпольной системы севооборота.

В преддверии крестьянской реформы, по данным на 1859 г., за крупным имением А.Л. Ромейко-Гурко «сельцо Петровское
с 3 деревнями» состояло 1 429 десятин земли, 216 крепостных душ мужского пола. В 1870-е гг., в новых социально-экономических условиях пореформенной поры, в собственности Александра Леонтьевича осталось 811 десятин. Западная часть Петровской дачи была продана Александру Платоновичу Энгельгардту (1845–1903).

В 1891–1905 гг. Ромейко-Гурко жил в Калуге, служил управляющим Губернской контрольной палатой. Его семейство много времени проводило в Петровском, имение с большой любовью обустраивалось. Александр Леонтьевич внес свою лепту в архитектурную биографию усадьбы, преобразив ее в духе неоклассицизма. Так, главный дом и корпуса получили стилизованные дорические колонны… У правнучки Александра Леонтьевича Ольги Даниловны Ромейко-Гурко (Москва) хранится фотография главного дома начала XX века. Полуротонда на высоту первого этажа была окружена открытой колоннадной полуротондой-верандой. Полукольцом ее опоясывали две пологие лестницы с арочными перголами — туннелями из легких решеток. Над колоннами располагался большой балкон. Белоколонная веранда придавала зданию парадность и строгость. Но с деревянной балконной балюстрадой, полотняными солнцезащитными навесами над окнами, увитыми зеленью перголами, в окружении цветочных дорожек и клумб, лип, сирени, яблонь и вишен, дом имел черты теплоты и лиричности.

А.Л. Ромейко-Гурко состоял во втором браке со своей двоюродной сестрой по матери Натальей Сергеевной, дочерью приятеля Пушкина выдающегося библиографа С.Д. Полторацкого. В Петровском бережно хранились книги из уникального собрания Авчуринской библиотеки, подаренные Наталье Сергеевне отцом, а также портрет Сергея Дмитриевича 1846 г. — литография Г. Гауптенгеля с акварельного рисунка К-А. Шрейнцера. Существовала некая преемственность от Авчурино к Петровскому; имения объединяли не только семейные узы, экономические традиции, но и культурно-духовные ценности!

В интерьерах усадебных домов, вероятно, можно было увидеть зеркала, изготовленные по новейшим европейским технологиям на Петровском зеркальном заводе (ныне Алексинский опытный механический завод). Это предприятие, а также поселок для рабочих и служащих, в котором насчитывалось около 50 домов, построило на землях, выкупленных у А.П. Энгельгардта, Московское стеклопромышленное общество. Завод действовал в 1898–1902 гг. После его закрытия, обусловленного экономическим кризисом, жилые колонии образовали дачную местность — сюда до 1915 г. приезжали на летний отдых москвичи, калужане, туляки.

Усадьба Ромейко-Гурко развивалась как дачная с 1890-х гг. Самым знаменитым ее дачником в 1900–1905 гг. был великий русский физиолог И.М. Сеченов.

Последним владельцем усадьбы Петровское был потомственный дворянин, выпускник Казанского университета, коллежский асессор (1906) Владимир Владимирович Бер (1872–?), женатый на Марии Михайловне, урожденной Матвеевой. Площадь имения составляли 200 десятин — усадьба относилась к среднепоместным владениям. Флигели и корпуса сдавались под дачи. Украшением убранства главного дома, где жила семья Беров, служили мебель красного дерева, портреты и гравюры. Здесь умели ценить прекрасное.

Особый мир творчества и дружеского интеллектуального общения сложился в усадьбе, когда ее обитателями стали многие замечательные представители московской интеллигенции. Весной–осенью 1913 г. в Петровском отдыхали композитор А.Н. Скрябин, поэт Ю.К. Балтрушайтис, музыкальный критик Б.Ф. Шлецер. У Балтрушайтиса гостили поэт Вяч. И. Иванов и художник Н.П. Ульянов. У Скрябина — музыкальный деятель Н.С. Жиляев, музыковед Л.Л. Сабанеев, драматический актер А.А. Чабров (настоящая фамилия Подгаевский), художник Н.В. Шперлинг… Дачный сезон 1914 г. в имении провели поэты Вяч. И. Иванов, Ю.К. Балтрушайтис и Б.Л. Пастернак; художники А.Л. Ржевская, Н.П. Ульянов и его жена А.С. Глаголева-Ульянова… Часто навещал свою невесту А.Н. Ржевскую живший в Тарусе художник-анималист В.А. Ватагин. Это был период, когда усадьба становится «культурным гнездом» и можно говорить о ее художественной жизни. С имением связано создание прекрасных произведений искусства и литературы; вместе с эпистоляриями и фотографиями они составляют летопись, которую можно назвать так: Серебряный век в Петровском.

Каким было Петровское первых десятилетий XX века? От станции Средней Сызрано-Вяземской железной дороги и большака Калуга–Алексин–Тула на юг к усадьбе вел проселок. Проехав около трех верст мимо полей Ромейко-Гурко (позже — Бера), путники вдели справа родниковый пруд, за ним — производственные корпуса и дома колоний Петровского завода. Пруд с плотиной и спускавшийся от него к Оке овраг с ручьем ограничивали усадьбу с запада. От пруда начинался усадебный хозяйственный комплекс: шесть добротных строений двумя рядами стояли вдоль дороги по обе ее стороны. Заканчивался путь у парадного двора утопающих в зелени жилых зданий. К речке Любимке тянулся большой фруктовый сад; весной он наполнял воздух запахом цветущих деревьев, осенью — ароматом спелых яблок. В мае особое очарование имению придавали заросли роскошной сирени, в погожие дни рядом с ней устраивались чаепития. Главной достопримечательностью усадьбы являлся великолепный пейзажный парк, раскинувшийся на крутом окском косогоре. Среди 100–240-летних великанов-дубов росли могучие 35–45-метровые сосны; встречались также лиственницы, липы, клены, березы. Просеки открывали дали Оки. В наиболее живописных местах были проложены дорожки, устроены гроты, на полянах установлены скамьи и беседки-«миловиды». Дочь Вяч. Иванова Лидия писала: «…парк неописуем и, должно быть, он… самое красивое место центральной России» [3].

Переломным для русской усадебной культуры стал год 1914-й. В лихолетье Первой мировой войны В.В. Бер играл важную роль в Тарусских органах управления, избирался уездным предводителем дворянства (1914–1917), возглавлял целый ряд благотворительных организаций. Руководимое им «Тарусское уездное отделение Комитета Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны по оказанию временной помощи пострадавшим от военных бедствий» выделяло средства располагавшейся в Петровском «школе для детей беженцев». Судьба Бера сложилась трагически — он погиб на Северном Кавказе в Гражданскую войну. Его сын Владимир стал жертвой советских политических репрессий — в 1938 г. был расстрелян на Бутовском полигоне (Московская область).

В 1920–1930-е гг. на землях национализированного имения Бера работал совхоз Петровского завода. Усадьба в 1920-х стала домом отдыха калужских железнодорожников. В 1928–1982 гг. здания принадлежали учебным заведениям — школе фабрично-заводского ученичества, ремесленному училищу № 11, ремесленному училищу по механизации сельского хозяйства № 2, преобразованному в 1963 г. в Алексинское сельское профессионально-техническое училище № 7. С 1992 г. в западном флигеле размещалась церковь во имя Казанской иконы Божией Матери Русской Православной Церкви Заграницей… С 2011 г. храм относится к Черногорской Православной Церкви. Восточный флигель и западный корпус в настоящее время используются как жилые дома.

Усадьба Петровское расположена в пределах уникального по природным условиям Калужско-Алексинского каньона. Трудно переоценить ее историко-культурное и мемориальное значение. С усадьбой связаны имена людей, известных в русской истории, науке и культуре. Она является памятником трех эпох — барокко, раннего классицизма и неоклассицизма рубежа XIX–XX вв. На государственную охрану, как памятник архитектуры, была принята впервые решением Алексинского городского Совета народных депутатов № 3–65 от 25 февраля 1988 г. В наши дни, имея статус «вновь выявленного объекта культурного наследия» местного (муниципального) значения, усадьба выглядит удручающе. Особую тревогу вызывает судьба главного дома, который находится в состоянии, близком к руинированному… Хотелось бы верить, что усадьба будет возрождена, вернет свою градостроительную роль в панораме города Алексина и станет привлекательным центром туризма. Петровское ждет инвесторов и меценатов…

Примечания

1. ГАКО (Государственный архив Калужской области). Ф. 221. Оп. 1. Д. 129. Л. 130. Документ выявил в архиве и предоставил для публикации Василий Иванович Абакулов, научный сотрудник Калужского областного краеведческого музея.

2. РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 1355. Оп. 1. Ед. хр. 490. Л. 365–366.

3. НИОР РГБ (Научно-исследовательский отдел Российской государственной библиотеки). Ф. 109. Карт. 25. Ед. хр. 53. Л. 2.

Автор статьи искренне благодарит за предоставленные материалы В.И. Абакулова и О.Д. Ромейко-Гурко.


Ссылка на статью:
Липницкая Т.Ф. Усадьба Петровское на Оке. 2015 г. / Алексин. худож.-краевед. музей // Проза.ру : рос. лит. портал. М., 2016. URL: http://proza.ru/2016/05/20/1076 (дата обращения: ...).




От автора
Комментарии к публикации статьи в путеводителе «Русские усадьбы» (Тула, 2015. С. 162–170. Редактор Николай Свиридов).

Статья «Петровское на Оке» была подготовлена для публикации в путеводителе «Русские усадьбы». В тексте книги после редакторских правок, которые не были согласованы с автором, к сожалению, появились ошибки и неточности. 
В путеводителе статья по неясной для меня причине была опубликована под заголовком с «дефисным» (?) написанием: «Петровское-на-Оке» — с ошибкой в написании географического названия! Появилась неточность и в подзаголовке, где указан адрес усадьбы: «г. Алексин, ул. Чехова, 3». Должно быть так: «г. Алексин, ул. Чехова, 2, 3, 4, 5».
Замечу, что статья была опубликована со значительными сокращениями, в частности были исключены статистико-экономическая информация об имении, даты жизни владельцев усадьбы,ссылки на источники цитат и другое.
Есть целый ряд крайне неудачных правок-сокращений. Приведу несколько примеров.
В путеводителе читаем: «Впоследствии западная часть Петровской дачи была продана Александру Платоновичу Энгельгардту». Перед этим предложением редактор исключил фрагмент текста, в результате смысл написанного стал непонятным. Когда часть дачи была продана Энгельгардту? Что имел ввиду редактор, когда включил наречие «впоследствии»?
Из авторского текста редактор «вырезал» фразу: «У правнучки Александра Леонтьевича Ольги Даниловны Ромейко-Гурко (Москва) хранится фотография главного дома начала XX века». В результате стало совершенно непонятным, какое здание усадьбы описывается далее, появилось несоответствие в падежах. К сожалению, уникальная фотография, несмотря на мою просьбу, не была опубликована.
Одним из результатов редакторской правки в путеводителе стала фактическая ошибка. В авторском тексте было так: «Дачный сезон 1914 г. в имении провели поэты Вяч. И. Иванов, Ю.К. Балтрушайтис и Б.Л. Пастернак; художники А.Л. Ржевская, Н.П. Ульянов и его жена художница А.С. Глаголева-Ульянова… Часто навещал свою невесту А.Н. Ржевскую живший в Тарусе художник-анималист В.А. Ватагин». В редакторском варианте: «<…> Часто навещал свою невесту Ржевскую живший в Тарусе…» Редактор сократил инициалы А.Н., в результате получилось, что невестой В.А. Ватагина была не Антонина Николаевна Ржевская, а ее мать Антонина Леонардовна Ржевская (?!)
В связи с вышеизложенным было принято решение опубликовать на сайте «Проза.ру» авторский вариант статьи.


Рецензии