Опасность оккультизма для государства и общества

Майоров Д.Н., старший преподаватель кафедры религиоведения института гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета

ОПАСНОСТЬ ОККУЛЬТИЗМА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА, ОБЩЕСТВА, СЕМЬИ И ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

Уважаемые участники круглого стола!

Цель моего доклада состоит в том, чтобы, опираясь на многотысячелетний духовный опыт человечества, свидетельства современной медицины, а главное – на опыт основных по численности конфессий Российской Федерации – Русской православной Церкви  и ислама рассказать, какой вред приносит занятие оккультизмом тем, кто им занимается, и тем, кто обращается к оккультистам. В конце доклада хотелось бы предложить уважаемому собранию меры, которые мы могли бы совместно предпринять для противодействия разрушающей пропаганде и практике оккультизма и помощи пострадавшим от него.
Хотя я и светский религиовед, не скрываю своей веры. Я грешный православный христианин, принадлежащий к Русской Православной Церкви Тобольско-Тюменской  епархии. Часто раздаются голоса, что верующий человек не может объективно судить о предметах религиозной жизни, а религиоведу это и вовсе вредит, ибо непредвзято судить о религиозной феноменологии, социологии и истории религии может лишь человек неверующий. А уж если речь идет об оккультизме, тут для верующих, принадлежащих к традиционным религиям, начинается идиосинкразия , болезненное отторжение от всякой оккультной практики. Этот аргумент можно возвратить борцам за объективность. Как может судить о вере человек неверующий, для которого понятие «Бог» – пустое множество? Для него содержательной стороны у религии не существует. Но сейчас не место спору. Граждане России самых разных мировоззрений могут находить общее, когда речь идет о том несомненном и доказанном вреде государству, обществу и конкретной личности, происходящем при обращении человека к инфернальным силам.
Требования цивилизованного спора требуют прежде договориться об определении очень широкого термина «оккультизм», а критерии научной объективности диктуют нам предъявить конкретные факты оккультного вреда здоровью граждан и угрозу стабильности общества. И тут верующие и неверующие могут найти много общего при обсуждении тех мер, которые могли бы нас защитить с одной стороны от широкого бесконтрольного распространения оккультных идей через СМИ, массовую культуру и образование, а с другой предостеречь нас от новой «охоты на ведьм»
Начнем с определений.
ОККУЛЬТИЗМ (лат. occultus тайный, сокровенный) общее название мистических учений, признающих существование в человеке и космосе сверхъестественных сил, доступных лишь «посвященным, прошедшим специальную психическую тренировку; см. тж. астрал, магия, психотехника, спиритизм, теософия, шаманство . Другое определение.
«Большая Советская Энциклопедия» (1974, т. 18, с. 348) так определяет слово "оккультизм". Оккультизм (от латинского слова occultus- тайный, сокровенный), - общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для "посвященных", прошедших через особую инициацию (посвящение) и специальную психическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения... усматривается в достижении высшей ступени сознания, открывающего доступ к так называемым "тайным знаниям".
Одна из первых книг постсоветского времени, вышедшая во второй половине 90-х годов прошлого века, профессионально рассказывающая о вреде оккультизма, была написана иеромонахом Анатолием (Берестовым) и называлась «Число зверя» . Думаю, что сегодня часто будет звучать это имя, так как на сегодняшний день – это крупнейший в России специалист в области реабилитации пострадавших от оккультного воздействия. Иеромонах Анатолий - доктор медицинских наук, профессор кафедры детской невропатологии Российского государственного медицинского института, руководил Реабилитационным центром для инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Многие годы отец Анатолий занимается наблюдением, как занятия магией, увлечение оккультными науками, лечение у колдунов и экстрасенсов, увлечение телевизором и компьютерными играми приводит не только к нарушениям в психике, но и к неизлечимым психическим болезням. Книга отца Анатолия показывает в свете православия истинное лицо тех, кто занимаясь "белой магий", всякого рода целительством, ведет к духовной и физической гибели тысячи совращенных ими людей .
Какой вред могут приносить колдуны, маги, ворожеи, гадатели, проводящего сына или дочь через огонь, гордо именующиеся ныне «экстасенсами», «народными и потомственными целителями», академиками всевозможных международных академий энергоинформационных взаимодействий и т. д. – для религиоведов вопрос непраздный. С глубокой древности с ними боролись пострадавшие люди, и государство издавало против них многочисленные законы, а в священных текстах мировых религий отображено, что за обращение к нечистой силе следовало немедленное наказание смертью. Это широко известные факты, и мы приводим небольшую часть из них.
• Исх.22:18 Ворожеи не оставляй в живых.
• Лев.19:26 Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.
• Лев.19:31 Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.
• Лев.20:27 Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них.
• Лев.20:6 И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее.
• Втор.18:10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, 11. обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; 12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего;
• 1 Цар.28:3 И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его. Саул же изгнал волшебников и гадателей из страны.
• 1Цар.28:9 Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне?
• Деян.8:9-11 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. 10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. 11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
• Деян.19:19 А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм].
• Гал.5:20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
• Откр.22:15 А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
Это широко известные тексты Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Каноническое право православной Церкви также причисляет грех колдовства и занятия различными оккультными практиками к греху, по тяжести равному убийству. И это понятно, если убийца покушается только на телесную жизнь своей жертвы, то служитель нечистой силы подвергает и свою душу, и души обратившихся нему наказанию вечной смерти. Только существенная разница заключается в том, что в Православной Церкви никогда не было инквизиции и самое большое наказание, какое бывает для православного христианина – отлучение от Святого Причастия. Так вот убийца и колдун подлежат одинаковой епитимии – отлучение на 20 лет от Причастия:
VI Вс.Соб.61. Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, якоже глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром?
Каноническое послание святаго Григория, епископа Нисскаго, к Литоию епископу Мелитинскому
3. Те же, которые приходят к чародеям, или прорицателям, или к обещающим чрез демонов учинить некое очищение или отвращение вреда, подробно да вопрошаются и да испытуются: оставаясь ли в вере во Христа, некою нуждою увлечены они к таковому греху, по направлению данному им каким либо нещастием, или несносным лишением, или совсем презрев исповедание, о нас им вверенное, прибегли к пособию демонов. Ибо аще учинили сие с отвержением веры, и с тем, чтобы не веровати, яко Бог есть покланяемый христианами: то без сомнения подвержены будут осуждению с отступниками. Аще же несносная нужда овладев слабою их душею, довела их до того, обольстив некоею ложною надеждою: то и над сими такожде да будет явлено человеколюбие, по подобию тех, которые во время исповедания не возмогли противостати мучениям.
Третье каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому.
 65. Покаявшийся в волшебстве, или в отравлении, да проведет в покаянии время положенное для убийцы, с распределением сообразно тому, как сам себя обличил в каждом грехе.
83. Волхвующие и последующие обычаям языческим, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да приимутся.
В исламе, второй по численности конфессии Российской Федерации, также запрещено обращаться к колдунам, ворожеям, вызывающим мертвецов. Так в 2005 году в Саудовской Аравии задержано более  240 людей, занимающихся колдовством. Но в этой области более компетентны, конечно, исламские богословы и законоведы, а мы перейдем к конкретным примерам вреда от оккультных воздействий.
Еще в глубокой дохристианской древности люди знали о существовании невидимого мира, в котором действуют злые духи, и колдовство есть обращение к этим силам, за которым следует вред людям. Эти примеры приводит диакон Андрей Кураев в работе «Реферат на тему «Наука и религия» из сборника «Неамериканский миссионер» (М.,2005 г.). Позволим себе большую цитату, в ней мы представим краткий обзор того, что человечество действительно на протяжении всего своего существования сталкивалось с проявлениями колдовства, и как могло противодействовало этому:
Например, "Законы Хаммурапи" древнего Вавилона гласили: "Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя" .
В Египте в случае мора "в городе Илифии, - пишет Манефон, - заживо сжигали людей, которых называли Трифоновыми, и, провеивая их пепел, рассеивали и уничтожали его".   
Индийские Законы Ману (II век до Р. X) предписывали: "За всякие заклинания, за наговоры на кореньях, за колдовство всякого рода - в случае неуспеха - штраф в двести [пан]" (Законы Ману. 9, 290). Наказание было сопоставимо со штрафом за грабеж - около 2 килограммов золота (см.: Артхашастра. 3, 17). Однако если результатом колдовства будет смерть, то колдуну - смертная казнь .
Японские законы гласили: "Если кто-либо из-за ненависти изготовит колдовское изображение или письменное заклинание или устно проклянет кого-либо и таким путем вознамерится погубить другого человека, то виновного судить как за заговор с целью убийства со снижением наказания на две ступени (в делах, касающихся родственников, наказание не уменьшать). Если в результате колдовства умрет человек, то в любом случае судить как за действительное убийство... Если для колдовства использованы личные вещи государя, то виновного обязательно повесить". 
Законы Двенадцати таблиц Древнего Рима, составленные в V веке до Р. X., предполагали, что виновный в сглазе мог быть приговорен к смертной казни. 
Платон мечтал об обществе, в котором закон об отравлении и ворожбе будет выражен так: "... Если окажется, что человек из-за магических узлов, заговоров или заклинаний уподобился тому, кто наносит другому вред, пусть он умрет, если он прорицатель или гадальщик. Если же он чужд искусства прорицания и все-таки будет уличен в ворожбе, пусть его постигнет та же участь, что и отравителя из числа обычных людей; пусть суд решит, какому наказанию его следует подвергнуть" (Законы, 933d).
Демосфен "привлек к суду жрицу Теориду и добился этой казни". (Плутарх. Демосфен, 14). Теориду обвиняли именно в чародействе, причем казнена она была со всей своей семьей. "Вы предали смертной казни колдунью Теориду с Лемноса и ее родственников за то, что они изготовляли магические снадобья". (Демосфен. Против Аристогитона. 1, 79).
Так что вполне уместен вопрос Августина: "Может быть, христиане установили эти законы, карающие магические искусства? Разве перед христианскими судьями был обвинен в магии Апулей?" (О Граде Божием. 8, 19). (Об обвинении философа Апулея в магии см. его книгу "Апология, или О магии")
Русская "Повесть временных лет" под 1071 годом рассказывает о том, как языческие волхвы в Верхнем Поволжье убивали женщин, обвиняя их в колдовстве. "Явились два волхва из Ярославля, говоря, что "мы знаем, кто урожай держит". И отправились по Волге и, куда ни придут, тут же называли знатных женщин, говоря, что та жито удерживает, а та - мед, а та - рыбу, а та - меха. И приводили к ним сестер своих, матерей и жен своих. Волхвы же прорезали за плечами и вынимали оттуда либо жито, либо рыбу, либо белку и убивали много женщин... ". На допросе они пояснили, что убитые ими женщины "удерживают урожай, и если истребим, перебьем их, будет изобилие".
Поскольку речь шла о регионе с финно-угорскими традициями, представляется возможным сопоставить этот рассказ с ритуалами мордвы, бытовавшими еще в XIX веке. "Когда наступало время общественных жертвоприношений языческим богам мордвы, специальные сборщики ходили по дворам и собирали всякую снедь, но непременно брали ее у женщин. Обнаженные по пояс женщины, перебросив мешочки с продуктами через плечи, стояли спиной к двери в ожидании сборщиков. Последние отрезали мешочки, укалывая при этом женщину пятикратно в плечо".   
Арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати, посетивший Восточную Европу в середине XII столетия, побывал и в Верхнем Поволжье. Об одном из живущих там племен он поведал следующее: "У них каждые 10 лет становится много колдовства, а вредят им женщины из старух-колдуний. Тогда они хватают старух, связывают им руки и ноги и бросают в реку: ту старуху, которая тонет, оставляют и знают, что она колдунья, а которая остается поверх воды, - сжигают на огне".
Так что неприязнь людей к колдунам совершенно независима от христианства...Вот франкская "Салическая правда" VI века. Назвать ее памятником христианского права и христианской культуры затруднительно. Это самое что ни на есть "традиционное право" (хоть уже и смягченное влиянием римской правовой культуры и церковной проповеди). И вполне традиционное, "общечеловеческое" отношение к колдовству стоит за его параграфами: "Если кто причинит порчу другому и тот, кому она причинена, избежит опасности, виновник преступления, относительно которого будет доказано, что он допустил его, присуждается к уплате 63 солидов. Если кто-нибудь нашлет на другого порчу или положит на какое-либо место тела навязь, присуждается к уплате 62, 5 солидов. Если какая-нибудь женщина испортит другую так, что та не сможет иметь детей, присуждается к уплате 62, 5 солидов" (Салическая правда, 19) .
Германское право привнесло в европейскую судебную, уже знакомую нам по вавилонским источникам практику "испытания водою" (Leges visitgothorum. 6, 1, З 1.) Как сказал Б. Мелиоранский, "языческие понятия об отношениях религии к государству оказались во много раз живучее самого язычества". 
...В народе вера в "дурной глаз" сохранялась на протяжении всего Средневековья, что явствует из перечня вопросов, которые приходской священник должен задавать прихожанам на исповеди...  "Покаянные книги" ничего не говорят нам о болезнях и несчастьях, происходящих от "сглаза", зато осуждают веру "некоторых женщин" в возможность взглядом или оговором околдовывать и изводить соседских утят, гусят, цыплят и прочую живность".
И лишь в XIV веке с возможностью "сглаза" соглашаются католические богословы, причем Фома Аквинский при этом ссылается на труды Аристотеля и Авиценны, откуда он выводит, что душа старой женщины чаще бывает исполненной зла, отчего сам взгляд ее становится ядовитым и опасным, особенно для детей (Сумма теологии. 1, 92, 4). "Первый случай преследования ведьмы произошел в 1498 году... Колдовство до XV века мы совершенно не встречаем".  "Колдовство и ведьмовство - явление не очень старое. Собственно говоря, о ведьмах до XV столетия было как будто бы и вовсе не слыхать". 
Массовая же охота на ведьм была отнюдь не средневековым феноменом, а ренессансным и даже новоевропейским. Печально знаменитая книга "Молот ведьм" появилась на свет лишь в 1485 году. Испанская инквизиция была организована в 1478 году. Португальская - в 1540. Римская - в 1542 году. Конгрегация индекса запрещенных книг начала работу в 1571 году.
В Россию инквизиция была завезена Петром Первым. И первый российский закон, повелевающий сжигать за чародейство, - это "Артикул воинский", изданный в 1715 году (причем эта норма была взята из Новошведского военного артикула 1683 года). Как справедливо заметил  Юрий Лотман, "через окно в Европу тянуло гарью". 
В наше время примеров повального увлечения оккультными практиками столько, что диакон Андрей Кураев называет Россию «страной победившего оккультизма». С этим согласится всякий, кто поглядит практически любую российскую газету с рекламой разных целительниц и «потомственных белых магов» или пощелкает по каналам отечественного телевидения. «Инвалидами духовной войны» полны наши психиатрические лечебницы, а все же не переводятся желающие «узнать будущее», «снять сглаз и порчу», «вернуть без греха любимого», «снять венец безбрачия», «исцелится от всех болезней духовной силой». На заре повального увлечения этими греховной заразой священником Родионом (литературный псевдоним Санкт-петербургского священника о. Алексея Мороза) была написана книга «Люди и демоны» (СПб, 1990 г.) Прошло 17 лет, но ничего не изменилось. По России гастролирует Анатолий Кашпировский, Алан Чумак делиться опытом, ученики покойной болгарской колдуньи бабки Ванги пишут восторженные книги о своей наставнице... А люди после обращения к колдунам теряют близких, разрушают свои и чужие семьи, продолжают тяжко страдать до самой смерти, потеряв здоровье и душевный покой. Православная Церковь предупреждает, что последствия за грех оккультизма не проходят долгие годы – это нарушение первой Божией заповеди «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене»...  Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (Исх.20:2-3).
Я предлагаю обратиться ко всем, от кого зависит духовное здоровье нашего народа, не давать колдунам места ни на газетных полосах, ни на телевидении и радиоэфире, не предоставлять  им концертных залов и офисов для незаконного целительства, не выдавать им лицензий и сертификатов, позволяющих им калечить духовное и физическое здоровье нашего народа. Те чиновники и журналисты, которые дают им зеленый свет для занятия их деятельностью, причастны к тому вреду, который делают колдуны, и ответственны перед Божиим и человеческим. А ведь многие из них крещены и дерзают приступать к Церковным Таинствам, не осознавая зачастую, какой грех совершают они. Это происходит оттого, что они не интересуются той богатейшей христианской традицией, к которой принадлежат по Святому Крещению.
И последнее, многие пострадавшие от оккультного воздействия, прибегают к Православной Церкви как последнему прибежищу и надежде. Нужны годы реабилитации в стенах Церкви, но знаний, воли и терпения у них не хватает. К сожалению, не получив достаточной помощи, они отчаиваются, и ропщут.  Необходимы многие реабилитационные центры в городах России, и пока они появляются только в мегаполисах. Один из первых был создан при Патриаршем Крутицком подворье в г. Москва иеромонахом Анатолием Берестовым в середине 90-ых годов. Я предлагаю создать подобный реабилитационный центр в г. Тюмени. В нем могли бы соединиться усилия врачей, священников и педагогов для действительной помощи пострадавшим от демонических воздействий и оккультных повреждений.

ПРИМЕЧАНИЯ
  ИДИОСИНКРАЗИЯ [др.-греч. ;;;;; особый, своеобразный + ;;;;;;;; смешение] повышенная чувствительность к определенным веществам (напр. к иоду, землянике) или воздействиям; проявляется сыпью (крапивницей) и отеком кожи, общим недомоганием; часто возникает после первого же контакта с раздражителем, без предварительной сенсибилизации; антитела при И. не вырабатываются, иммунитет не развивается; обусловлена наследственными факторами. Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: ООО «Издательство ACT», Мн.: Харвест, 2002, С. 321.
.
  Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: ООО «Издательство ACT», Мн.: Харвест, 2002, С. 579.
  1. Анатолий Берестов, иеромонах. Число Зверя. Записки современного врача-священника об экстрасенсах, колдунах, влиянии телевидения и оккультных наук на наше здоровье. М., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. "Новая книга", 1996 . См. также его книги
2. Иеромонах Анатолий (Берестов), Алевтина Печерская. «ПРАВОСЛАВНЫЕ КОЛДУНЫ» – КТО ОНИ?  Что необходимо знать о современных магах, экстрасенсах и других служителях оккультизма. М., Сретенский монастырь «Новая книга», «Ковчег» 1998. Из предисловия: «Разгулом мистических методов «исцеления» сейчас никого не удивишь. «Снятие сглаза и порчи», составление «лунаров» и «резонансных гороскопов», «избавление от всех болезней и проблем» – все это порядком поднадоело даже всеядному обывателю. Но... все чаще то же самое или еще «покруче» предприимчивые врачеватели начинают делать под православной вывеской, прикрываясь крестом, иконой, молитвой – как индульгенцией за все совершаемые оккультные действа. «Православный»... экстрасенс! Большего лицемерия и представить трудно. Что общего может быть у Велиара со Христом? Что общего может быть у света с тьмою?»
3. о. Анатолий (Берестов), Владимир Решетов. «Колдуны» в законе. Москва, Интернет-издание Вэб-Центра "Омега" 2001. Весьма интересный анализ и разоблачение псевдонаучности нашумевших «торсионных полей» и «теории физического вакуума г. Я.Шипова: «Энергоинформационный бред пытаются легализовать в законодательном порядке». Э.П. Кругляков, академик. Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера (Новосибирск).

  Иеромонах Анатолий, «Число Зверя». В первой главе «Оккультизм. Что это такое?», отец Анатолий пишет: «Именно эти так называемые "тайные знания" лежат в основе колдовства, магии, из которых вышли на арену дня экстрасенсорика, биоэнергетика, уфология и т.п. В последние годы оккультные науки - экстрасенсорика, биоэнергетика, уфология, учение о карме, гипноз, парапсихология и т. п. получили особо широкое распространение, особенно в среде научной интеллигенции. Немалую роль в этом сыграли работы Рерихов и Блаватской по развитию учений об Агни-Йога.
Оккультные учения идут к нам и с запада, и с востока. Во многом это связано с развитием идеологического и духовного плюрализма, или вседозволенности, на фоне так называемой демократизации общества. На глазах совершается страшная духовная агрессия против России и, в первую очередь, против Православия в России, ибо только Россия остается столпом и оплотом истинного христианства в мире. Но именно поэтому и тратятся огромные усилия, чтобы и снаружи, и изнутри расшатать Православие и Церковь. Вероятно, мало кто знает, что только в прошлом, 1994 г. ЦРУ потратило 150 млн. долларов на духовную агрессию против России и в нашу страну хлынул поток разных антиправославных проповедников, которые стали создавать различные секты, школы, в том числе и оккультные - экстрасенсорики, магии, уфологии, астрологии и т.д.
С другой стороны, развал нашего здравоохранения, считавшегося в свое время самым лучшим в мире, невозможность бесплатного получения высококвалифицированной медицинской помощи, которая стала предметом торговли, причем очень дорогой, большая дороговизна лекарств, исчезновение из аптечной сети многих нужных лекарств, появление большого количества экстрасенсов, колдунов, шаманов, знахарей, предлагающих почти на каждом шагу относительно недорогую помощь, религиозная безграмотность населения привели к резкому всплеску оккультного целительства и тяги к нему многих неверующих или маловерующих людей».
  Законы Хаммурапи, 2 // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (древность и Средние века). М., 2001. С. 10
  Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 73).
  См.: Эльманович С. Д. Примечания // Законы Ману. М., 2002.С 388
  Уголовный закон о мятеже, разбое и грабеже (Дзокуторицу) (702-718 гг. ) // Хрестоматия по истории государства и права. С. 548
  См.: Гольцман Е. Е. Дурной глаз и порча. М., 1996. С. 3
  Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. Ижевск, 2003. С. 172
  Цит. по: Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. С. 173
  Для сравнения: за убийство чужого раба пеня 30 солидов; если римлянин ограбит салического варвара, то штраф 63 солида, а если франк ограбит римлянина, то 35. За покушение на жизнь свободного человека - 63 солида
  Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви (I-VIII вв. ): В 2 вып. Вып. 1. СПб., 1910. С. 87
  Арнаутова Ю. А. Колдуны и святые. Антропология болезни в Средние века. СПб., 2004. С. 51-52 и 84
  Ли Г. История инквизиции в Средние века: В 2 т. Т. 2. СПб., 1912. С. 489
  Орлов М. Н. История сношений человека с диаволом // Амфитеатров А. В. Диавол. Орлов М. Н. История сношений человека с диаволом. СПб., 1992. С. 613
  Лотман Ю. М. Об "Оде, выбранной из Иова" Ломоносова // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. Т. 42. 1983, № 3, май-июнь. С. 269


Рецензии