Естественнонаучная апологетика в католицизме

Майоров Д.Н., Тюменский государственный нефтегазовый университет

Естественнонаучная апологетика христианства: традиция и современность


Анализируя сайты протестантских богословов, убеждаешься, что креационистов среди них не так много, больше эволюционистов. А сейчас наша задача состоит в том, чтобы выяснить, в каком направлении трудятся апологеты Римо-Католической Церкви? Вопрос непраздный, т.к. от ответа на него может зависеть и наша православная позиция. Если они, представители самой многочисленной христианской конфессии (их – до 1.869.751.000 человек, 33.5% всех людей Земли, протестантов – до 1.042.501.000 чел.,18.7% населения Земли, православных – до 382.374.000, 6.9 % соответственно) , находятся на верном пути, им следует подражать в лучшем, а если нет – постараемся избежать их ошибок. Еще Филарет (Дроздов), Московский митрополит, в известной полемической работе против католиков  говорил, что отпадение Римо-Католической Церкви от Православия можно уподобить разделению Древнего Израиля во дни царя Ровоама, сына Соломона, на Южное и Северное Царство. В Южном Царстве осталось всего два колена – Иудино и Вениаминово, а 10 колен отошли к Северному Царству, к Иеровоаму. В пределах южан остался Иерусалим,  Храм, и, значит, и истинное место Богопочитания. У северян было больше людей, но не благочестия: Иеровоам установил чуждый Богу второй жертвенник, и Северное Царство погрузилось во тьму нечестия. Значит, не от количества верующих зависит истина. Изучая историю католицизма, мы понимаем, что главное их заблуждение, вошедшее в их плоть и кровь – примат Папы над Церковью. Полемика у католиков прекращается, если свое мнение высказал Папа Римский «ex cathedra» (I Ватиканский Собор, 1870 г.). В области исторической апологетики у католиков очень сильные работы – мы вспомним работы Чарльза Хаммеля, Антонио Фантолли и Стенли Яки. При Ватикане есть небольшая Папская Академия (о ней мы расскажем в третьей главе), где трудятся ученые с мировыми именами, так что Римский Папа советуется с ними, принимая соответствующие решения. Но последнее слово – за ним. Окружные послания пап – энциклики в РКЦ пользуются непререкаемым авторитетом. Например, знаменитая Humani Generis (В человеческом роде), Энциклика «О некоторых ложных мнениях, угрожающих подрывом основ католического учения», написанная папой Пием XII, в Риме, у св. Петра, 12 августа 1950 г., в двенадцатый год его Понтификата .
5. Если кто рассмотрит состояние дел вне христианской паствы, то с легкостью обнаружит основные течения, которым следует немало ученых мужей. Иные неразумно и опрометчиво полагают, будто эволюция, существование которой не было полностью доказано даже и в сфере естественных наук, объясняет происхождение всего, и дерзко поддерживают монистические и пантеистические мнения, согласно которым мир пребывает в непрестанной эволюции. Коммунисты охотно присоединяются к этому мнению, чтобы, лишив людские души самой идеи личностного Бога, они могли бы успешнее защищать и пропагандировать свой диалектический материализм.
6. Эти вымыленные догмы эволюции, отвергающие все абсолютное, прочное и неизменимое, проложили путь новой ошибочной философии, которая, соперничая с идеализмом, имманентизмом и прагматизмом, приняла имя экзистенциализма, поскольку заботится лишь о существовании (existentia) индивидуальных предметов и пренебрегает всяким рассмотрением их неизменимых сущностей.
18. К несчастью, эти любители новизны легко переходят от презрения к схоластическому богословию, к невниманию и даже презрению по отношению к Учительству Церкви, авторитет которого столь твердо опирается на это богословие. Учительный авторитет представлен ими как помеха для развития и препятствие для науки; не исповедующие католическую веру считают его несправедливой уздой, мешающей определенным, наиболее образованным богословам обновлять их науку. И хотя это Учительство должно быть для каждого богослова в вопросах веры и нравственности непосредственным и всеобщим правилом для определения истины, ибо Христос, Господь наш, доверил ему все наследие веры - Священное Писание и Предание - чтобы хранить их, защищать и истолковывать, и долг верных всегда заключается в том, чтобы избегать, таким образом, ошибок, близких к ереси, и, следовательно, "обращать внимание даже на конституции и декреты, которыми Святейший Престол предписывает и запрещает такие вредные мнения", - все же оно иногда так игнорируется ими, как если бы вовсе не существовало. Ибо то, что говорится в энцикликах Верховных Понтификов о характере и структуре Церкви, некоторыми сознательно и постоянно игнорируется ради отстаивания неких смутных концепций, которые, как они говорят, заимствованы у древних Отцов, а именно у греков. Папы, в конце концов, говорят они, не могут высказываться по вопросам, представляющим собой тему дискуссий между богословами; вот почему нужно вернуться к ранним источникам и недавние конституции и декреты Учащей Церкви объяснить из писаний древних.
20. Нельзя и считать, что предложенное в энцикликах само по себе не требует согласия, из-за того, что Папы в этих документах не осуществляют высшей власти своего учительского служения. К тому, чему учит обычное Учительство, применимы слова: "Слушающий вас Меня слушает", и, чаще всего, то, что представлено в энцикликах, уже есть в другом месте католического учения. Но если Верховные Понтифики выносят в своих документах ясное суждение по вопросу, который стал уже предметом споров, то всем понятно, что, по мысли и воле Понтификов, он не является больше вопросом для свободного обсуждения среди богословов. (Выделено мною – Д.М.)
При решении задач естественнонаучной апологетики католики пренебрегают древней святоотеческой традицией, если она расходится с мнением папы и «Ангельского Доктора», т. е. Фомы Аквината:
23. Далее, согласно их надуманным мнениям, буквальный смысл Святого Писания и его объяснение, тщательно выработанное под бдительным присмотром Церкви столь многими великими экзегетами, должны уступить теперь новой экзегезе, которую им угодно именовать символической или духовной. Средствами этой новой экзегезы Ветхий Завет, в наши дни в Церкви книга непонимаемая, наконец-то будет раскрыт для всех верных. Этим методом, говорят они, можно устранить все сложности, мешающие лишь тем, кто придерживается буквального значения Писания.
24. Всякий видит, сколь чуждо все это принципам и нормам толкования, ясно изложенным нашими блаженной памяти предшественниками - Львом XIII в его энциклике "Providentissimus Deus" и Бенедиктом XV энциклике "Spiritus Paraclitus", а также и Нами Самим в энциклике "Divino Afflante Spiritu".
31. Если кто обдумает это как следует, то легко поймет, почему Церковь требует, чтобы будущие священники получали наставление в философии "согласно методу, учению и принципам Ангельского Доктора", поскольку, как мы знаем их опыта столетий, метод Аквината весьма превосходит прочие как в обучении студентов, так и в выявлении истины; его учение гармонирует с Божественным откровением и весьма действенно и для защиты оснований веры, и для безопасного и благотворного срывания плодов здравого прогресса.
35. Нам остается теперь сказать о тех вопросах, которые, хотя и относятся к области позитивных наук, все же в большей или меньшей степени связаны с истинами христианской веры. Немало тех, кто настойчиво требует, чтобы католическая религия как можно больше принимала эти науки в расчет. Это было бы, конечно, похвально в том, что касается ясно доказанных фактов, но когда речь идет о гипотезе, имеющей некое научное основание, затрагивающей учение, содержащееся в Святом Писании или в Предании. Если подобные гадательные мнения прямо или косвенно противоречат учению, явленному Богом в откровении, требование признать их никоим образом не может быть принято
36. Вследствие этого Церковь не запрещает, чтобы учение об эволюции, если оно исследует, было ли человеческое тело извлечено из уже существующей и живой материи - ибо католическая вера обязывает нас придерживаться того, что души непосредственно созданы Богом, - и при нынешнем состоянии человеческих наук и священного богословия было предметом поисков и обсуждений со стороны ученых, искушенных как в том, так и в другом, сторонников тех или иных взглядов, таким образом, чтобы доводы, подтверждающие или опровергающие то или иное мнение, были взвешены и оценены с необходимой серьезностью и чувством меры; однако все же при условии, что все они будут готовы подчиниться суждению Церкви, которой Христос поручил авторитетно истолковывать Писание и защищать догматы веры. Некоторые преступают эту свободу обсуждения, поступая так, как если бы уже с полной уверенностью было установлено, с теми признаками, которые найдены, и с тем, что из них выведено с помощью рассуждений, происхождение человеческого тела из уже существующей и живой материи; и все это так, будто не существует ничего в источниках Божественного Откровения, что обязывало бы к величайшей умеренности и величайшей осторожности в этом вопросе.
Итак, моногенез – рождение человечества от первой пары людей, происшедших, допустим, из обезьяноподобных предков – римо-католики после этой энциклики, допускают.
37. Когда речь идет о другой гипотезе, которую называют полигенизмом, чада Церкви не обладают более подобной свободой. Ибо верные не могут принять учения, защитники которого утверждают, что либо на земле после Адама были истинные люди, не произошедшие от него путем естественного воспроизводства, как от праотца всех людей; либо что Адам представляет собой совокупность этих многочисленных праотцев. Мы действительно не видим способа сочетать подобное учение с тем, чему учат источники откровения, и с тем, что предлагают тексты Учительства Церкви о первородном грехе, грехе, который имеет свой корень в поистине личном грехе Адама и передаваемом всем через их происхождение, и во всяком пребывающем, как его собственный.
Таким образом, полигенизм католики отрицают (происхождение от человекообразного стада первых людей, иначе исчезает смысл грехопадения, первородного грех и Искупления).
38. Как в биологических и антропологических науках, так и в науках исторических есть те, кто дерзко преступает границы и предохраняющие меры, установленные Церковью. Особенно следует сожалеть о некоторой слишком свободной манере толковать исторические Книги Ветхого Завета. ...
42. Пусть преподаватели церковных учебных заведений помнят, что не могут с чистой совестью исполнять вверенное им учительское служение, если в наставлении своих студентов не станут добросовестно принимать и строго соблюдать нормы, которые Мы установили. То должное почтение и подчинение, которое они в непрестанном своем труде должны являть Учительству Церкви, пусть насаждают они также и в умах и сердцах своих учеников.
Анализируя эту энциклику, «Катехизис Католической Церкви»  и открытые материалы с официального сайта католической Церкви www.catolik.ru мы убедимся, что авторитет Папы Римского и по сей день настолько высок, что после того, как он выскажется по спорному мнению «ex cathedra», всякий спор прекращается. Это, конечно, способствует единству католиков. Но если папа, «Наместник Христа и Пастырь всей Церкви», ошибся? В происхождении человека, например? Тут апологетика католиков уже бессильна. Папа, по их мнению, не может ошибиться «ex cathedra». Такой мысли католики вовсе не допускают, даже после ;; Ватиканского Собора:
Следует отметить, что Второй Ватиканский Собор в Догматическом постановлении о Церкви "Свет народам" расставил целую серию вех, позволяющих обрести правильный путь и прийти к глубокому христианскому понятию о первенстве в Церкви. Та часть соборного учения, что непосредственно касается учения о первенстве Папы, излагается в Догматическом постановлении о Церкви в форме куда менее юридической, чем анафематствования Первого Ватиканского Собора. Кроме того, на этот раз впервые, как нам кажется, за всю историю Вселенских Соборов, на Втором Ватиканском Соборе отказались от каких бы то ни было анафематствований.
В значительном по объему Догматическом постановлении о Церкви содержится девятнадцать пунктов, касающихся власти Папы. Из них лишь один продолжает сохранять прежний юридический дух. Мы имеем в виду то место, где говорится о Папе как о главе Епископской Коллегии (Собора): "...Римский Первосвященник обладает в Церкви в силу своей должности, т. е. как Наместник Христа и Пастырь всей Церкви, полной, наивысшей, всеобщей властью, которую он может всегда свободно осуществлять" (гл. 22) .
С критикой неотомизма можно ознакомилится, например, по двум диссертациям, защищенным в МДА (иерей Димитрий Кирьянов и Герасимчук Н.В.). Сейчас важно сказать, что неотомизм не решает практических задач, предъявляемых апологетике вызовами науки, например, о деятельности Бога в мире, или теодиции., и Иен Барбур , и Джон Полкинхорн  справедливо его критикуют за это. А авторитет Папы и «Ангельского Доктора», делают, к сожалению, невозможной попытку вернуться к святоотеческому наследию Древней Церкви – действительному фундаменту, на котором мы, православные, будем готовы объединится в лоне Православной Церкви с отпадшими инославными братьями. Такое объединение придало бы нашей апологетике действительную силу, особенно действенною своим единством .


Рецензии