Вторая победа-Хирон. Часть 2. 1

Фото Granma. Военнопленные "гусанос"
(так презрительно кубинцы называют бежавших с родины соотечественников).


Часть 1 - http://www.proza.ru/2016/05/18/126

                Часть 2.1
               
               
Диалоги Фиделя Кастро с пленными боевиками, транслируемые и публикуемые СМИ в те драматичные дни апреля 1961-го,
как видится сегодня, имели очень важное значение:
это был политический урок не только потерпевшему фиаско противнику –
это был один из первых актов воспитания самого кубинского народа (!),
чье политическое самосознание и победная стойкость в борьбе с жесточайшими испытаниями,
число которых отныне только возрастало, выковывались уже тогда, на площадях,
в этом «политическом университете миллионов», как называют многочасовые выступления вождя Кубинской революции
на протяжении более полувека…
               
                * * *


                ФИДЕЛЬ  БЕСЕДУЕТ  С  ВОЕННОПЛЕННЫМИ. (Отрывки.)
                Опубликовано по: «Куба», 1968, N 4.


Д-Р ФИДЕЛЬ КАСТРО: Вы, возможно, не знаете, что во время войны мы взяли более тысячи пленных. Только летом 1958 года, когда против нас развернули наступление, мы захватили пятьсот человек. Раненых мы вылечили, всех пленных отпустили. Может быть, и здесь есть кто-нибудь из раненых или пленных тех лет, ведь в мире случается всякое.

ПЛЕННЫЙ: По правде говоря, доктор, мы думали, что если попадемся в руки народной милиции, то нас расстреляют. Я не проходил тренировку ни в каком учебном центре, не входил в состав бригады*, я просто был матросом. Меня наняли в Майами для работы на судне, я не моряк.

Видите ли, я хочу вам откровенно сказать, что я, бывший военнослужащий, мог бы жить на своей родине, мне не зачем жить за границей, мне не нравится там жить, вся моя семья здесь, они здесь живут, все они кубинцы, и естественно, что я должен быть с ними. Но я слышу, например, как говорят: «Нет, ведь он был в армии Батисты». Но я не был батистовцем, и сейчас я не батистовец и не выполняю приказы Батисты! 

Д-Р КАСТРО: А ты помнишь то время, когда служил в армии?

ПЛЕННЫЙ: Да, конечно.

Д-Р КАСТРО: А ты помнишь, сколько народу убили?

ПЛЕННЫЙ: Да, помню.

Д-Р КАСТРО: А ты помнишь, сколько людей было замучено, сколько молодежи убито на улицах, – всё это ты помнишь?

ПЛЕННЫЙ: Да, я помню всё это.

Д-Р КАСТРО: И народ возненавидел армию лютой ненавистью, хотя не все, кто в ней служил, были виновны. Ведь армия поддерживала всё это до самого конца, она совершила переворот 10 марта**, захватила власть, прибрала к рукам республику и семь лет защищала диктаторский режим. Так что народ не мог не возненавидеть такую армию, хотя, повторяю, не все военные были виноваты. Этим и объясняется, что когда окончилась война, существовало такое отношение к армии. Кто был в этом виноват, народ? 

ПЛЕННЫЙ: Конечно, нет.

Д-Р КАСТРО: Д-Р КАСТРО: Ты помнишь всё это; так вот этим и объясняется отношение народа. 

ПЛЕННЫЙ: Да, я всё прекрасно помню.

Д-Р КАСТРО: И ты понимаешь, почему появилось такое отношение?

ПЛЕННЫЙ: Да, понимаю. Но я хочу сказать, доктор… Вот я, например: я уверен, что таких, как я, тысячи… Я был армейским офицером, окончил Военную академию, понимаете? И я не хочу благодарить ни Батисту, ни Грау, ни Прио***, ни вас, никакого правителя Кубы за все мои страдания…

Д-Р КАСТРО: У тебя не было со мной ничего общего.

ПЛЕННЫЙ: Разумеется, нет.

Д-Р КАСТРО: Ничего общего: во время войны ты сражался против нас, а теперь снова хотел сделать то же самое.

ПЛЕННЫЙ: Нет, нет, на этот раз я не сражался

Д-Р КАСТРО: Но ты прибыл на судне с запасом продовольствия.

ПЛЕННЫЙ: Да, я прибыл на судне.

Д-Р КАСТРО: А кому предназначался твой запас продуктов?

ПЛЕННЫЙ: Не знаю кому.

Д-Р КАСТРО: Для рыб, наверное, – они его и съели.

ПЛЕННЫЙ: Я думаю, в вашей власти разрешить проблему тысяч людей, которые находятся сейчас в таком же положении, как я…

Д-Р КАСТРО: А вам не кажется, что нужно разрешить проблему тех многих тысяч людей, которые трудятся на самых различных участках нашего строительства? Наверное, вы там не слушали радио. Несколько дней назад я как раз говорил об одном бывшем военнослужащем, уволенном из армии в запас после победы Революции. У него была пенсия, но он работал на общественных работах, показывая образцы труда. И много таких бывших военнослужащих трудятся, выполняют самую различную работу.

Правда, вначале им приходилось нелегко, на них везде смотрели с недоверием, но шло время, и недоверие рассеивалось. А мы заботились не только о том, чтобы трудоустроить этих людей, но и о том, чтобы обеспечить работой сотни тысяч безработных кубинцев.

Так что, ты говоришь, тебя беспокоит? Что ты военнослужащий старой армии и что еще до сих пор к тебе относятся с подозрением?

ПЛЕННЫЙ: Именно так. А вы знаете, что есть люди, которые работали ради республики.
 
Д-Р КАСТРО: И, несмотря на это, они снова пришли сюда с военными силами, а ты своими действиями способствуешь тому, чтобы недоверие оставалось.

ПЛЕННЫЙ: Возможно, оно так и есть – что я способствую своими действиями этому недоверию, как вы говорите.

Д-Р КАСТРО: И что же ты теперь думаешь?

ПЛЕННЫЙ: Ну, надо разрешить эту проблему…

Д-Р КАСТРО: Твою, что ли?

ПЛЕННЫЙ: Нет, республики.

Д-Р КАСТРО: Ну хорошо, а как бы ты разрешил проблему вторжений?

ПЛЕННЫЙ: Вторжений? Да очень просто!

Д-Р КАСТРО: Как же?

ПЛЕННЫЙ: Дал бы каждому кубинцу то, что ему принадлежит по праву.

Д-Р КАСТРО: Как раз это и делает Революция.

ПЛЕННЫЙ: Ну и всё, и не будет никаких вторжений. Я против военных экспедиций.

Д-Р КАСТРО: Ты против военных экспедиций?

ПЛЕННЫЙ: Я никогда не участвовал в заговорах – ни против правительства, ни против армии, ни против кого бы то ни было. Я всегда был против заговоров. Я служил республике, а не какому-нибудь отдельному лицу.
 
Д-Р КАСТРО: Вы не служили республике.
 
ПЛЕННЫЙ: Я всегда ей служил.
 
Д-Р КАСТРО: Ты думал, что служишь. А кто защищал тех воров, которые украли триста миллионов песо?

ПЛЕННЫЙ: Ну, у них были такие защитники…

Д-Р КАСТРО: А кто их защищал? И за что они прятались, как не за армию?

ПЛЕННЫЙ: За что? За парламентскую неприкосновенность.

Д-Р КАСТРО: Неприкосновенность!  А кто защищал эту неприкосновенность? Сила. А кто был этой силой? Вы. Как бы вы ни хотели, но вы служили не республике, вы служили этим грабителям, этим казнокрадам…
   
ПЛЕННЫЙ: Да, но я был военнослужащим…

Д-Р КАСТРО: Не только ты, но и еще сорок девять тысяч девятьсот девяносто девять человек… Нам пришлось с этим бороться, и они удрали со своими миллионами, а вас послали куда подальше и оставили в дураках, и теперь вы возвращаетесь на каком ни на есть суденышке, чтобы сражаться с нами.

                * * *
ВЕДУЩИЙ: Ваше имя?

ПЛЕННЫЙ: Хильберто Табарес Гомес, из Гаваны. Доктор Кастро, я хочу вам сказать, что с нами здесь очень хорошо обращались: хорошо кормили, вообще обращались прекрасно. Я хочу вам сказать, что у нас тоже были пленные. Определенное число бойцов народной милиции.

Д-Р КАСТРО: Ну, уж не такое большое число, просто несколько человек из тех, кто оказался отрезанным, когда вы высадились.

ПЛЕННЫЙ: У меня, например, было шесть, и мы с ними обращались очень хорошо.

Д-Р КАСТРО: Сколько?
 
ПЛЕННЫЙ: Шесть.

Д-Р КАСТРО: Ну шесть – это не так уж много.
 
ПЛЕННЫЙ: Но ведь мы и сражались недолго. А с пленными мы обращались очень хорошо. Даже с начальником провинции Лас-Вильяс, которого мы захватили…

Д-Р КАСТРО: Вы должны помнить, что произошло после высадки с «Гранмы»: наших людей рассеяли так же, как и вас, они страдали от голода и жажды; но тем, кого захватили в плен, не дали воды, не дали пищи, их зверски убили. Вы должны помнить, что произошло с людьми «Коринтии»****: тридцать с лишним человек были захвачены в плен, никто не спасся; им не давали пищи, не давали воды, их всех убили. Кто командовал теми войсками? Офицеры той армии. А кто командовал вашими войсками? Тоже офицеры той армии!

Так что не всегда происходит одно и то же: вы начали так, но я не уверен, что так было бы и в конце, потому что американцы не создают армий, которые бы щадили пленных. Та армия была обучена американской военной миссией, и та армия не щадила пленных. Этого вы не можете отрицать, потому что это правда.

Не хватало еще, чтобы вы, захватив нашу землю, убивали к тому же и пленных! Вы вторглись на нашу территорию, а мы вас не убивали – вот это действительно заслуга!

ПЛЕННЫЙ: Мы захватили даже начальника Лас-Вильяса и прекрасно с ним обращались.

Д-Р КАСТРО: Лас-Вильяса?
 
ПЛЕННЫЙ: Майора Дуке…

Д-Р КАСТРО: Майор Дуке не был начальником провинции Лас-Вильяс: майор Дуке со свойственной ему решимостью поехал один вперед на «джипе» и попал к вам в плен, когда до конца вашего сопротивления оставалось каких-нибудь шесть часов, потому что наши войска уже стояли перед Плайя-Хироном, Сан-Блас был в наших руках, а Кайо-Рамона – окружен и атакован подразделениями 111-го пехотного батальона. Положение для вас сложилось весьма тяжелое, и если бы в такой момент вы убили майора Дуке, это было бы верхом безрассудства.

                * * *


                Продолжение - http://www.proza.ru/2016/06/04/64



_________________________________________________Примечания Е.Лях______
* «Штурмовая бригада 2506» наемников имела организацию, схожую со структурой частей ВС США.

**Государственный переворот 10 марта 1952 года осуществлен на Кубе бывшим сержантом Батистой при поддержке младших офицеров.

***Грау Сан-Мартин, президент Кубы (1944 – 1948гг.);
    Прио Сокаррас, президент Кубы (1948 – 1952гг.)..

****В 1957 г. в помощь повстанцам, воевавшим в горах Сьерра-Маэстра, из Майами прибыло судно «Коринтия» с подкреплением. Высадка бойцов  закончилась неудачно: все революционеры были захвачены в плен и убиты.


Рецензии
Очень поучительный диалог.
Фидель был великий революционер!

Георгий Иванченко   23.04.2022 11:45     Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы. Спасибо.

Елена Лях   25.04.2022 16:49   Заявить о нарушении