Таёжная примадонна

   Я была ещё подростком, когда впервые услышала об Агафье Лыковой. Брат работает в МЧС и несколько раз летал к ней на вертолёте.
– Ну, и как впечатления?
– Хитрая бабка эта Агафья. Палец ей в рот не клади.
– Говорят, она блаженная.
   Генка недобро усмехнулся и заявил:
– Думаю, те, кто это утверждает, с ней не знакомы.
– Чем она тебя так достала?
– Капризна, эгоистична. Ведёт себя как примадонна. Жалуется, к примеру, что ей тяжело одной. Но на все предложения перебраться поближе к людям отвечает отказом. Мир, по её мнению, погряз во зле.
– Разве Агафья виновата, что так это видит?
– По крайней мере, на невинную овечку она не похожа. Постоянно чего-то требует. В последний раз просила, чтоб я ей привёз помощника.
– Старенькая уже бабуся. Устаёт. Вот и просит.
– Дело в том, что ей не всякий подходит, а у самой характер – не подарок.
– Просто она привыкла к одиночеству. Жить в такой глуши без общения с людьми трудно.
– Это, опять же, её выбор. Несколько лет назад невдалеке от заимки Лыковой поселился дед Ерофей. Теперь они только и делают, что обижаются друг на друга. До этого у Агафьи жила славная тётка по имени Надежда – терпеливая, отзывчивая, работящая. Во всём старухе помогала и не жаловалась. А потом у Нади тяжело заболела мама – нуждалась в уходе. Я прилетел с письмом от неё. Так что ты думаешь? Лыкова принялась такую комедию ломать – и бранила свою помощницу, и концом света запугивала, и в обморок падала. Из Агафьи получилась бы неплохая актриса. Только нам было не до смеха. Битый час уговаривали бабку, чтоб отпустила Надю. Лыкова несколько лет потом на неё дулась.
– Ха-ха! А ты говоришь, никто не подходит. Я читала, к ней раньше дядька ездил – забыла имя. Книгу ещё написал.
– Василий Песков – «Таёжный тупик».
– Ага, он самый. Его, вроде, тоже благосклонно принимала.
– Агафья далеко не дура. Понимает, кто ей полезен.
– Слушай, Генка, а что, если меня Лыковой подсунуть – в качестве помощницы?
– Ты это всерьёз?
– Конечно. Чем чёрт не шутит?
– Тревожно как-то…
– Да ладно, что со мной может случиться?
– Я не за тебя волнуюсь, а за Агафью. Общество охраны природы мне этого не простит.
– Я буду сама деликатность.
– Так я тебе и поверил.

   В начале 2015 года умер дед Ерофей – единственный сосед Лыковой. И принялась она пуще прежнего плакаться: «Сжальтесь, добрые христиане! Пришлите помощника!» Но добровольцев так и не нашлось. В январе 2016 года Агафья попала в больницу. Но как только ей стало легче, потребовала, чтобы её отправили назад в тайгу. Весной брат спросил:
– Ну что, не передумала? Поедешь к Агафье жить?
– Поеду.

   Целый месяц Генка готовил меня к предстоящему испытанию. Работать я умею, диких зверей и насекомых не боюсь, в тайгу ходила, постоять за себя могу. Но брат всё равно переживал:
– Язва ты, Ксюха! А Лыкова – баба с характером. Съедите вы друг друга.
– Небось не подавимся.

   Накануне купили продукты. Муку Генка аккуратно пересыпал в полотняные мешки.
– Это ещё зачем?
– Штрих коды – печать дьявола. Не возьмёт старуха.
– Ишь ты, принцесса какая!
 
   В день отъезда погода была хорошая, на небе ни облачка. Всё загрузили и отправились в путь. Летим, а под нами госпожа тайга. Есть в ней что-то первобытное. Вскоре я уже не буду принадлежать себе. Вот и заимка Лыковой.

   Агафья встретила нас приветливо. Даже улыбнулась полустёртыми зубами. Сразу видно, болеет бабушка. Усталое лицо, запавшие глаза, под правой грудью огромная опухоль, которую не может скрыть даже мешковатая одежда. Брат представил меня:
– Привёз я вам помощницу, Агафья Карповна.
– Зачем такую молодую? Разве она что умеет?
– Это сестра моя. Никакой работы не боится.
– А Священное Писание знает?
   Целый месяц до этого я читала Библию и законы часовенных староверов. Так что и этот экзамен выдержала с честью. А тут ещё кошка стала тереться о ноги. Это окончательно решило дело в мою пользу. Накололи с Генкой дров, сходили на речку за водой.
– Тут невдалеке медведь живёт, – предупредил брат. – Видел его несколько раз. Спокойный мишка, но мало ли что. И волков полно. Поэтому ружьё я тебе оставлю, но стрелять только в крайнем случае.

   Проводила Генку до вертолёта, простились. Стемнело быстро. Скромно поужинали с Агафьей, помолились, и спать легли. Хозяйка быстро заснула и захрапела. А ко мне сон не шёл. Ворочалась на лавке и думала о брате. Уже начала дремать, как вдруг показалось, будто кто-то рядом стоит. Открыла глаза – и увидела над собой очертания старика с бородой. Сон как рукой сняло. Так мне страшно стало! Неужто покойный папаша Лыков?
 
   На следующий день осторожно заговорила с Агафьей об отце. Она сразу насторожилась и заулыбалась, разыгрывая дурочку. Но я ей не поверила и спросила напрямик:
– Вы знаете, что душа вашего отца не упокоена?
– Как можно? Тятенька святой человек был.
– Что ж этот «святой» ночью по избе ходит?
– Померещилось тебе.
   Старушка так скосила глаза, что мне стало ясно: врёт.
– Скажите, Агафья, отчего умерли ваши братья и сестра?
– Кашляли долго – вот и прибрал Господь.
– Почему же они не лечились?
– Греха боялись.
– По-вашему, лечиться грех, а ждать, пока болезнь убьёт, хорошо?
– Болящему христианину подобает смиренно ждать милости Божьей либо смерти.
– Зачем же тогда вы, Агафья Карповна, таблетки пили, которые вам Василий Песков оставил?
– Грешна, прости Господи. Мытарств боялась.
– А сейчас не боитесь уже?
– Смиряться надобно. Они всех ждут.

   Уже месяц живу в заимке. Ощущения весьма своеобразные. Работы хватает, и большую часть приходится делать мне. Колю дрова, хожу за водой, убираюсь в доме, готовлю, кошу сено для козы, кормлю животных. Агафья – очень хитрая старушка: даёт указания, а сама: «Ой, мне молиться надо!» Ещё заметила, что она меня побаивается. Ведёт себя как партизан на допросе – кабы чего лишнего не сболтнуть.
– Агафья Карповна, Бог добрый?
– Как можно сомневаться в милосердии Творца нашего?
– А чего ж он тогда людей на мытарства посылает?
– Потому что грешники.
– Так ведь Господь нас по своему образу и подобию создал – со всеми достоинствами и недостатками. За что ж так сурово наказывать?
   Агафья начинает меня стыдить и угрожать вечными адскими муками. Жду, пока она выговорится, а потом отвечаю:
– Ну ладно, я в ад отправлюсь. А вы-то куда пойдёте, если моим грешным трудом пользуетесь и меня осуждаете?
   Старушка хитро улыбается и уходит от разговора. Вообще, у меня создаётся впечатление, будто Лыкова что-то скрывает.
– Из-за чего вы с дедом Ерофеем поссорились?
– Не было такого. Я всегда его поддерживала. Рыбку поймаю – прежде ему несу, а потом уж себе.
– Всё это очень мило. Но есть сведения, что вы на него обижались.
– Как можно? Обида – большой грех.
– Хотите убедить меня в своей непогрешимости? Не выйдет, Агафья Карповна. А обижались вы на Ерофея за то, что он слишком много знал о вашей семье. И порой не прочь был этими знаниями поделиться.
– Пустословил много, старый греховодник.
– Если это ложь, зачем так обижаться? Например, дед Ерофей рассказывал моему брату, что ваш батюшка сожительствовал со старшей дочерью Натальей. И вы об этом знали. Правда?
– Нет, нет! Не было такого!
– А почему тогда Карп Осипович отселил ваших братьев подальше от заимки? Не потому ли, что боялся, что они полезут к сестрице? Ревновал, старый чёрт.
– Клевета! Тятенька познал только одну женщину – маменьку. Всю жизнь её любил.
– Почему же тогда ваша матушка умерла от голода? Если мужчина действительно любит женщину, он сделает всё, чтоб она жила. Последний кусок ей отдаст.
– Маменька собою ради нас пожертвовала. Оттого и померла.
– А потом наступила очередь вашей сестры собою жертвовать – чтоб он вас не трогал, Агафья Карповна. И братьев тайком навещала – готовила им, стирала. А в их лачуге холодно было. Потому все трое заболели и вскоре умерли. Сначала Дмитрий, потом Савин и, наконец, сестра ваша Наталья. Разве не так всё было?
– Нет, их грешные люди заразили мирской заразой. Кашляли на них, окаянные. А тятенька святой.
– Почему же тогда дух вашего батюшки почти каждую ночь по избе шляется? Может, святостью хочет поделиться?
   Агафья крестится и убегает от меня. С тех пор старается поменьше со мной разговаривать. Только по делу.

   В конце лета Генка прилетел меня навестить. Агафья всё норовила остаться с ним наедине. Конечно же, я предоставила ей эту возможность.
 
– Чем ты старухе так досадила? – спросил брат. – Умоляет, чтоб я увёз тебя с собой.
– Скажи ей, что мне здесь понравилось. И я никуда не уеду. По крайней мере, в ближайшие полгода.
– Ксюха, ты с ума сошла? Как можно столько терпеть эту юродивую?
– Да не собираюсь я с ней оставаться! Просто припугни её мною.

   Узнав, что я не хочу уезжать, Агафья попросила Генку, чтоб он отвёз её к родственникам в деревню – или куда угодно, лишь бы подальше от меня.
 
   Иногда люди спрашивают, как мне удалось повлиять на упрямую старушку. Но я только загадочно улыбаюсь в ответ.


Рецензии
Зачем Вы пишете неправду!?

Лидия Кудряшова   17.01.2019 22:43     Заявить о нарушении
Потому что не пишу в стиле "художественный реализм". Этот рассказ основан на реальных фактах, но написан с воображением. Очень многие хотели бы помочь героине. Я предложила способ решить её проблему.

Ника Лавинина   17.01.2019 23:30   Заявить о нарушении
На каких реальных событиях? Вы что хотите сказать, что гостили у Лыковой? Зачем оклеветали её отца? Агафье далеко за 70, человек всю жизнь прожил в экстремальных условиях, нам и представить невозможно, одна в лесу среди дикой природы...

Лидия Кудряшова   18.01.2019 00:16   Заявить о нарушении
Это не клевета. Сосед Лыковой Ерофей Седов рассказывал об этом. Не верите? Ваше право. Я не собираюсь с вами спорить. Всего хорошего!

Ника Лавинина   18.01.2019 00:30   Заявить о нарушении
Этот сосед что свечку держал? И соседом он стал позднее, у Пескова есть намек на брата Савина. В любом случае их семейная тайна никому неизвестна досконально.

Лидия Кудряшова   18.01.2019 00:35   Заявить о нарушении