Дадао - Убийца Катан

   


                Дадао – убийца катан.


Меч вращается в такт с телом,
Удар кулаком, еще удар,
Чем быстрее, тем лучше,
Не медли.
Боевая песня Ихэтуаней, 1900г.

«Если неразумные люди постигнут волю святых, они уничтожат дьяволов, защитят великую династию Цин - распевали мальчишки на улицах Пекина.
Над городом стоял металлический звон: сотни кузнецов, невзирая на запреты правительства, ковали сабли и пики. Для иностранцев,  заморских чертей янгуйцзы  и этот звон, и эти песни не предвещали ничего хорошего. Уже не первый раз за этот год покорные доселе китайцы открыто выражали свою ненависть к людям с европейской внешностью, все чаще таинственным образом загорались дома, принадлежащие европейцам и христианам, и все чаще на улицах звучали грозные слова: «Обрушим мечи на головы демонов!». Так, с молчаливого попустительства цинских властей (империя Цин, созданная маньчжурскими завоевателями Китая, правила в стране с 1644 по 1912 год), готовилось выступление боевых отрядов Ихэтуань,  состоявших из простого народа,  европейцы и американцы впоследствии назовут их «боксёрами».

Прошло всего несколько месяцев, и 11 июня 1900 года отряды ихэтуаней вступили в Пекин. Очевидец событий писал: «Повсюду красные и желтые повязки, лес пик и мечей…». Улицы города, наводненные вооруженными людьми, стали смертельной ловушкой для сотен китайских христиан, до этого мирно уживавшихся со своими соотечественниками, придерживавшимися традиционных верований. Сбылись призывы: мечи обрушились на головы «демонов». Первым жертвой народного гнева пал Сугияма Хин  переводчик при японском посольстве. За ним последовали другие жертвы.
Что же за волшебное оружие ковали в своих кузницах те, кто принял твердое решение погибнуть, но защитить свою страну от засилья «заморских чертей». К сожалению, письменные источники практически не затрагивают этот вопрос. Лишь однажды писарь одного из крупных повстанческих отрядов Го Дунчэнь (GuoDongchen) занес в дневник распоряжение своего командира: «Чжао Саньдо (Zhao Sanduo) тайно дал задание выковать 700 мечей “гусиное перо”». Однако дошедшие до наших дней фотографии и рисунки, а также многочисленные артефакты говорят нам о том, что выдающийся мастер боевых искусств, предводитель одного из крупнейших отрядов чжили, шаньдунских ихэтуаней, был одним из немногих наставников, обучавших своих бойцов непростому искусству владения архаичной саблей яньмаодао (yanmaodao  «гусиное перо»), с которой маньчжуры когда-то завоевали Китай. Большая часть повстанческих отрядов и даже солдаты-мусульмане из армии генерала Дун Фусяна  были вооружены новым для империи оружием  - двуручными саблями Дадао.
Этот вид клинкового оружия появился несколько ранее -  уже в годы Японо-китайской войны 1894–1895 годов местные ополчения имели на вооружении клинки с длинной рукоятью, которую венчало большое кольцо. Новое оружие намного превосходило все старые образцы по своей мощи: всего лишь один удар дадао при попадании гарантированно выводил противника из строя, оставляя его калекой на всю жизнь или же снося голову с плеч. Отразить его удар при помощи маньчжурской яньмаодао или японской катаны,  казачьей шашки или европейской сабли было попросту нереально.
Залогом успеха нового оружия стали простота изготовления и достаточно примитивная техника владения им. Длинная рукоять позволяла удерживать тяжелую саблю двумя руками и наносить удары огромной мощи. А ведь еще 340 лет назад знаменитый полководец Ци Цзигуан   (1528–1587), защитивший от набегов японских пиратов провинции Фуцзянь   и Гуандун   говорил: «Японцы держат свои мечи двумя руками и вкладывают в удар больше силы»! Кольцо на навершии давало возможность контролировать положением клинка в момент нанесения удара. Теперь даже новичок, прошедший за 108 дней лишь ускоренный курс обучения у алтаря Справедливости, мог не опасаться: каждый его удар в бою должен был достичь цели. Широкий и тяжелый клинок имел такую инерцию, что ни штык, ни сабля не могли остановить его смертоносный путь.

Новое оружие быстро приобрело большую популярность. Кузнецы старались изготовить как можно больше модного вундерваффе, но клинков катастрофически не хватало. Тогда в дело пошли старые запасы: подмастерья терпеливо демонтировали рукояти, подавали «раздетые», беспомощные в своей наготе клинки мастерам, а потом накладывали на еще теплый хвостовик с наваренным кольцом деревянные обкладки и обматывали рукоять шнуром. Красным. Как пояса ихэтуаней. Как кровь заморских дьяволов.
Множество клинков - от архаичных яньмаодао и уставных армейских люедао  до распространившихся в народной среде после Тайпинской  войны нювэйдао и редких прямых клинков палашей чжибэйдао  - получили в эти дни удлиненные хвостовики с кольцеобразным навершием, обмотанные красной тканью или шнуром. Красный цвет был отличительным цветом большинства отрядов Ихэтуань, а также войск генерала Дун Фусяна.
Однако помимо проправительственных отрядов движения Ихэтуань, действовавших на севере, красный цвет избрали и антиправительственные отряды движения, возглавляемые соратниками Сунь Ятсена   и действовавшими на юге страны. И здесь кузнецы следовали моде: переделке подвергались даже чудом уцелевшие после разгрома маньчжурами в 1681 году вассальных южно-китайских княжеств длинные двуручные сабли, которые использовались бойцами элитных подразделений для борьбы с латной маньчжурской конницей. Известные образцы достигают длины 170 см при длине рукояти 40 см. И, как характерная примета времени, к и без того длинному хвостовику заклепками приклепано кольцо.

Безусловно, эти переделанные образцы первых дадао не могли еще полностью проявить возможности нового оружия. Приспособленные к новым двуручным рукоятям клинки легких кавалерийских сабель лишь частично приобретали боевые возможности тяжелых дадао. Но и в этом случае удар такого «гадкого утенка» от оружейного дела наносил чудовищные раны: начисто срубал головы, отсекал руки и разрубал грудные клетки. Переделанные образцы широко распространились во всех северных провинциях страны, где ими вооружались все - и дружины деревенской самообороны миньтуань  и шайки бандитов, и отряды ихэтуаней. Кузнецы провинции Чжили одними из первых учли особенности нового оружия: взяв за основу клинок сабли нювэйдао с развитой елманью, появившейся в первой половине XIX века, они сделали его более толстым и тяжелым, снабдили S-образной гардой из кованного железа и стали делать длинный, широкий и толстый хвостовик, формируя из него кольцо, венчающее рукоять. На первых образцах сохранялось выраженное острие, которым можно было нанести смертоносный укол. Оружие получилось громоздким, тяжелым и не совсем удачно сбалансированным, колоть им приходилось редко, но рубящий удар по своей силе был сравним с ударом топора. Практика первых месяцев восстания быстро указала на эти конструктивные ошибки -  клинок стал короче и шире, увеличилась елмань, укол стал принципиально невозможным. Однако рубяще-режущие возможности оружия увеличились во много раз.

В наставлениях шаолиньских   монахов говорилось: «Один укол стоит 1000 ударов». Ихэтуани учли совет, но «с точностью наоборот» -  ставка была сделана на множество сильных рубящих ударов. Плохо подготовленные к рукопашному бою повстанцы все равно не смогли бы быстро научиться изощренной технике фехтования, а вот рубить с размаху направо-налево мог любой физически крепкий человек. Эпоха массовых армий вносила свои коррективы в технику боя: для слабо обученных людей было нужно понятное и простое оружие, эффективное при массированном применении. Вязанки сабель ежечасно выносились из кузниц, и оружие тут же расходилось среди толпившихся вокруг людей. Полировать клинок и делать для него красивый латунный прибор, которым могла похвастаться любая армейская люедао, было просто некогда.
Поспешное изготовление огромного количества дадао привело к тому, что среди множества сабель невысокого качества с грубым железным прибором лишь изредка встречались действительно выдающиеся образцы с клинками, откованными из многослойной стали, изящно проработанными перекрестьями гарды и плакированными темным деревом рукояти. Возможно, эти прекрасные клинки, проявляющие при полировке слоистую структуру металла, изготавливались для командиров дружин. Исследования подобных артефактов развеяли существовавший до сих пор миф о невысоком качестве китайского оружия -  дифференцированная закалка клинка ничуть не уступала лучшим образцам японских катан, а его специфическая конструкция позволяла легко парировать сильные рубящие удары обухом. Зачастую дошедшие до наших дней образцы дадао начала ХХ века имеют многочисленные зарубки на тупье, свидетельствующие о том, что оружие побывало в боях.

Многообразие видов ранних дадао, сочетающих в себе всю палитру клинков, имевшихся на конец XIX века в Поднебесной, с новыми рукоятями и деталями прибора, дают широкие возможности для истинного ценителя простой, но грозной мощи китайского холодного оружия. Старые высококачественные клинки с наваренными хвостовиками и специально выкованные чжилийскими кузнецами мощные двуручные сабли позволяют собрать интереснейшую коллекцию, ярко отражающую эту бурную и противоречивую эпоху.

Многочисленные эксперименты с конструкцией оружия не прошли даром: колоть можно было только в исключительном случае, так как мощный клинок действительно мог пропороть насквозь тело человека без доспехов, но для этого пришлось бы удерживать его обеими руками и вкладывать в укол полный вес тела. Зато рубящий удар по врагу, который прикрывался от удара сверху винтовкой, приводил к тому, что шейка ложа не выдерживала и приклад отлетал в сторону, а клинок с чудовищной силой разрубал шею или ключицу.
Сохраняли свои позиции в качестве народного оружия и дадао, наспех переделанные из более ранних клинков. Рассеявшиеся по деревням Северного Китая бывшие ихэтуани создали в деревнях своеобразные сельские ополчения, носившие образные названия: «Союз красных пик», «Союз больших мечей», «Союз крепких животов». Вновь над деревенскими алтарями повесили сабли с обмотанными красными лентами рукоятями, а молодые парни, вступившие в отряды самообороны, усердно отрабатывали боевые приемы на тренировочных площадках под бдительным присмотром деревенских шифу.

Первые же сражения с японскими милитаристами, происходившими в 1931–1933 годах вдоль линии Великой Китайской стены, принесли гоминьдановским дадао грозную славу катана-киллера (katana) — редкая катана выдерживала рубящий удар широкого китайского клинка. Особенно прославились своим умением владеть катана-киллером солдаты 29-го армейского корпуса, державшего оборону на самом восточном отрезке Великой Китайской стены. Их нападения из засад и ночные рейды с холодным оружием приводили японцев в ужас.
Именно подвиги отрядов дадао дуй 29-й армии прославили это оружие. В феврале 1933 года генералу Сун Чжэюаню   и его бойцам из 29-й армии была поручена охрана Пика Счастья   уже более пяти веков считающегося одним из трех ключевых проходов в Великой Китайской стене. Японская Квантунская армия, начавшая в марте 1933 года решительную атаку Пика Счастья, значительно превосходила китайскую как по численности, так и по вооружению. Солдаты Чжэюаня, вооруженные пистолетами, устаревшими ружьями, саблями дадао и копьями, противостояли десяткам тысяч японских солдат, поддерживаемых танками, авиацией и тяжелой артиллерией. Несмотря на это, 29-я армия упорно сопротивлялась, неся тяжелые потери. Стремясь переломить ход сражения, генерал Сун Чжэюань решился на внезапную ночную контратаку. Холодной ночью 9 марта 1933 года 500 бойцов 29-й армии, вооруженные дадао, разделившись на две группы, внезапно напали на лагерь японцев с противоположных направлений. Японцы не ожидали, что их противник, измотанный напряженными боями, отважится на вылазку, и были застигнуты врасплох. Сотни, а по некоторым оценкам, более тысячи японских солдат были убиты, причем многие из них так и не успели проснуться. Также в результате этого рейда китайцам удалось захватить 10 пулеметов и уничтожить более 10 машин с боеприпасами. Из пяти сотен солдат, участвовавших в ночном нападении, вернулось чуть больше 30. Как написал один китайский историк: «В эту ночь солдаты 29-й армии построили новую Великую стену, используя свои кости как кирпичи и кровь как цемент».

На следующее утро японцы яростно атаковали китайские позиции, одержимые идеей взять реванш за ночное нападение. Генерал Чжэюань вновь сделал ставку на использование дадао в ближнем бою. Солдаты 29-й армии выдержали трехчасовой артобстрел и затем, не открывая ответного огня, ждали атаки японской пехоты. Когда противник приблизился к их окопам на расстояние нескольких метров, китайцы ринулись в атаку. Более 700 японцев были зарублены в этой схватке. Увидев, что попытка наступления провалилась, японцы возобновили артобстрел китайских позиций. Потери 29-й армии составили около 400 солдат, многие из которых даже мертвыми продолжали сжимать рукояти своих дадао.

Битва за Пик Счастья считается одной из пяти важнейших побед в войне с японскими захватчиками. Китайский композитор Май Син, вдохновленный этой победой, написал песню «Марш дадао», также известную по своей первой строке как «Отрубим дьяволу голову дадао». Этот марш стал своеобразным гимном борьбы против японских оккупантов и использовался в качестве строевой песни солдатами Национально революционной армии.

Подтвержденная боями эффективность дадао привлекла к этой сабле внимание многих мастеров боевых искусств, до этого пренебрежительно относившихся к ней как к требующему лишь грубой силы примитивному оружию наподобие дубины. В 1933 году известный мастер стиля багуачжан Инь Юйчжань даже издал книгу «Практика рубящей сабли», в которой анализировались боевые возможности дадао и предлагались техники ее использования, сгруппированные в две последовательности для облегчения освоения. Очередное вошедшее в историю сражение между частями 29-й и Квантунской армий произошло 9 июля 1937 года на участке Великой Китайской стены Лугоуцяо, известном также как мост Марко Поло. Китайские отряды атаковали японцев ранним утром, воспользовавшись для внезапного сближения плохой видимостью, обусловленной дождем и туманом. Не открывая огня, молча, практически бесшумно штурмовые отряды 29-й армии подошли к японским позициям почти вплотную и, забросав их гранатами, бросились врукопашную с дадао в руках. Японцы отступили, понеся тяжелые потери.

В конце 1937 года 29-я армия, потеряв в боях с японскими войсками около половины своих солдат, была распущена, ее части превратились в партизанские отряды, укрывавшиеся в горных районах на севере Китая. Эти отряды продолжали совершать вылазки и устраивать засады на японские части вплоть до 1945 года. Эффективность дадао в боях с японцами в начале 1930-х годов подняла и без того немалую популярность этого оружия до невиданных высот. Дадао превратилась в оружие народно-освободительной войны. От уличных боев в Шанхае до многочисленных партизанских вылазок среди гаоляновых полей на Северо-Востоке Китая клинки дадао наводили ужас на японцев. По воспоминаниям японских офицеров, их солдаты боялись нападения с дадао больше, чем минных полей или артобстрелов. Дошло до того, что солдатам Квантунской армии стали выдавать особые «воротники» из металлических пластин, пристегивавшиеся к шлему и призванные защитить солдат от сносящего голову удара дадао. Однако на практике эти воротники оказались неэффективны, что неудивительно, ведь они не могли защитить все тело солдата.

Несмотря на образ «убийцы катан» (katana killer), раздутый в западной прессе с легкой руки американских журналистов и подхваченный китайскими патриотическими фильмами, следует отметить, что реальные случаи поединка дадао против ган-то (унифицированный образец катаны, которым были вооружены японские офицеры) были крайне редки. Наиболее частым противником для бойца с дадао все же был рядовой, вооруженный винтовкой со штыком.Техника, применяемая китайцами, была крайне проста — первым взмахом дадао снизу вверх ружье отбивалось в сторону, что благодаря массе оружия и двуручному хвату было достаточно легко сделать. Следовавший за этим нисходящий рубящий удар в область шеи практически не оставлял японцу шансов.

Бойцы японской армии были вооружены пятизарядными винтовками Arisaka. Их длина 1 м 28 см была великовата для среднестатистического японского солдата, рост которого составлял около 1 м 60 см. В положении, когда приклад был уперт в плечо, японец просто не мог дотянуться до затвора. Чтобы перезарядить винтовку, солдату необходимо было ее перехватить, передернуть затвор, а затем снова изготовиться для стрельбы. Безусловно, это снижало как темп стрельбы, так и ее точность, что, в свою очередь, повышало шансы бойца с дадао добежать до японских позиций живым. В ближнем бою ружье Arisaka также не могло эффективно противостоять дадао, так как было слишком неповоротливым: с примкнутым штыком его вес был около 4 кг, а длина составляла без малого 1 м 70 см. Китайский боец, оказавшись между японских солдат и держась к ним вплотную, мог практически безнаказанно кромсать их своим клинком.



 Упорные позиционные бои между японскими и китайскими войсками в Северном Китае оставили свои зримые свидетельства — до сих пор на местах былых сражений время от времени находят покрытые зазубринами, свидетельствующими о страшной силе наносимых ударов, проржавленные китайские клинки со сгнившими рукоятями. Много подобного оружия сохранилось и у населения — в условиях постоянного дефицита современного вооружения и нестабильной внутриполитической обстановки китайцы всегда внимательно относились к мечам и саблям.
Последними случаями боевого применения дадао во внешней войне стали бои 1950–1953 годов в Корее, когда руководство КПК направило на помощь терпящему поражение режиму Ким Ир Сена   регулярные части НОАК, называемые в официальных сводках «добровольческими отрядами».
Боевой путь дадао был недолог, но ярок. Впервые появившись в 1890-х годах в виде переделанных образцов, новый вид клинкового оружия быстро зарекомендовал себя и был массово принят на вооружение северокитайских армий в 1920-х годах, а затем к 1945 году покрыл себя столь грозной славой, что данное ему американскими корреспондентами прозвище «катана-киллер», пожалуй, наиболее точно отразила всю первобытную мощь этого уникального для ХХ века оружия. Недаром участники антикварных аукционов, описывая выставляемые на продажу дадао, говорят об архаике его формы и брутальности образа — только тот, кто хоть раз держал в руках настоящий катана-киллер, может сполна ощутить те переживания, которые наполняют душу человека, вооруженного легендарным оружием, призванным изгнать демонов из Поднебесной.

http://goodcoins.su/antic/orugie/demon.htm
http://katanaclubmaster.com/material/167-daosword



 


Рецензии