Франкенштейн - Страшные фантазии Мэри Шелли

Предисловие

     Готов поспорить, каждый писал в детстве сочинения по литературе. У кого-то это дело получалось лучше, у кого-то хуже. Хоть не люблю я хвастать, но я писал их весьма неплохо.  Давайте немного вспомним про сочинения: учитель всегда говорил нам, что в сочинениях должно быть три части: вступление, главная часть и вывод (похожим образом строится любое другое произведение: завязка -  кульминация - развязка). Каждый относился к сочинениям по разному: кто-то любил из писать (как я, например), а кто-то, чего греха таить, ненавидел это дело. Меня всегда забавлял тот факт, что тот, кто любит писать сочинения иногда писал их на 2-3, на 5 писали редко., а те кто не любил это дело — писали на отлично.
    Почему же я в предисловии начал обсуждать сочинения? Ответ интересен: когда-то я писал сочинение по рассказу «Пенсне» Михаила Осоргина, и подумал, раз это дело у меня хорошо получается, то почему бы мне не написать сочинения, но в более серьезной форме. Вот так, спустя долгое время, я и начал писать «Мнения и статьи».

Желаю вам приятного чтения.



Глава 1
Или как такой кошмар забрел в голову 18-и летней девушке?

    Наверняка каждый хоть раз слышал фамилию известного ученого Виктора Франкенштейна (именно ученого, а то некоторые считают, что Франкенштейн — это имя монстра) и каждый знаком с его историей оживления трупа. Но многие путают «Голливудского» Франкенштейна от «Книжного», и к сожалению, канон — это Голливуд, но об этом позже. Как же зародился «Современный Прометей»? Это очень интересная история.
    Как-то раз, летом, господин Перси Шелли со своей супругой Мэри (урожденная Годвин) гостили на  вилле лорда Байрона рядом с Женевским озером. Лето в Женеве не задалось, каждый день лил сильный дождь и, как говориться, «дело было вечером, делать было нечего», вся компания, состоящая из Байрона, Мэри и Перси Шелли, просто сидели и разговаривали «по душам». Одна из тем обсуждения было воздействие электричества на мертвую материю (в те времена как раз и зародились подобные опыты господина Луиджи  Гальвани). После сих разговоров, Байрон предложил каждому из присутствующих написать рассказ на сверхъестественную тематику.
    Той же ночью, миссис Мэри Шелли приснилась страшная картина: сумасшедший ученый, стоящий рядом со столом, на котором лежит нечто, сшитое из частей трупов, включает какую-то машину, и чудовище оживает. И именно эту историю миссис Шелли решила записать.
    Интересный факт: изначально Мэри Шелли хотела сделать Франкенштейна в качестве новеллы, но не сложилось, и роман «Франкенштейн, или современный Прометей» увидел свет.




Глава 2
Почему Франкенштейн является современным Прометеем? Философия произведения.
   
    Наверняка, все из нас знакомы с легендами Древней Греции, и, наверняка, каждый слышал легенду о Прометее, титану, который подарил простым людям огонь, украденный самим Прометеем с Олимпа. Сразу же видна аналогия: Виктор Франкенштейн, как и Прометей, подарил людям «огонь» - путь к созданию жизни из неживого организма. Мы помним и концовку той легенды: Прометея приковывают к скале, и каждый день, прилетающий орел выклевывал ему печень, которая, говоря на современном языке, регенерировалась. Жестокое наказание, не так ли? На мой взгляд, даже смерть лучше этого. То есть, Прометей, таким образом, поплатился за свой дар людям. Так же и с Франкенштейном: в конце произведения, создание убивает своего создателя.
    Так из-за чего, кстати, монстр убивает Виктора? Создание сбегает от Франкенштейна, почти сразу же, после своего оживления. Во время своего побега, чудовище осознает, что он одинок, его все боятся, ненавидят, и он просит Виктора создать существо, подобное ему — женщину. Сперва, Франкенштейн соглашается, но потом, отказывается от этого обещания.
    Монстр, естественно, решает мстить создателю, и убивает почти всех его знакомых, в том числе, его невесту Элизабет, а в конце концов, и своего создателя (несмотря ни на что, монстр сознает, что Виктор — его отец, и сожалеет о своих деяниях).
    Одиночество — и есть главная, так сказать, проблематика произведения.




Глава 3
Плоский лоб и болты в шее.

    Голливуд... Покажите мне хотя бы одного человека, который не смотрел фильм Голливуда. Франкенштейн, естественно, был так же экранизирован, даже не один десяток раз. Первая десяти-минутная экранизация 1910 года была очень примитивной, и стояла очень далеко от романа. А вот дальше...
    30-е годы 20 века, время колоссального выхода «ужастиков»: Дракула, с Бела Лугоши (1931), Мумия, с Борисом Карлоффом, но нас ведь интересует другой ужастик, в котором так же снялся Борис Карлофф (настоящее имя — Уильям Пратт) — канонический Голливудский Франкенштейн 31-ого года. Что нам подарила эта экранизация? Она нам подарила буквально ВСЕ, что вы знали о Франкенштейне, не читая ни этой статьи, ни самой книги: образ чудовища (устрашающий монстр, с плоским лбом, болтами в шее, с разрезом выше бровей и так далее ), способ оживления (в книге он толком не описывался, поэтому сценаристам и режиссерам приходилось додумывать самим), и даже финальную сцену с пылающей в огне мельницей (в романе все сводится к Северному Полюсу), да и сам сценарий очень далек от первоначального источника, что уж греха таить. Несмотря на все это, фильм на тот момент был очень страшный.
    Если вы хотите увидеть именно экранизацию — посмотрите фильм 1994 года с Кеннетом Брана (Франкенштейн, и еще был режиссером сего чада. Вы его знаете по фильму Гарри Поттер и Тайная Комната) и Робертом Де Ниро (монстр, думаю, не надо перечислять, где вы его могли встретить).



Вывод:

Я бы очень рекомендовал эту книгу буквально всем. Здесь и интересная история, и есть смысл.


Рецензии