Ж
ЖАЛОБА1 – стихотворное или прозаическое произведение, вызванное размышлениями о превратностях судьбы, бренности жизни, личными горестями поэта, непостоянством или равнодушием возлюбленной. Древнейший образец жалобы – памятник шумерской литературы «Плач о разрушении города Лагаша» (третье тысячелетие до н.э.), а также плачи Ветхого Завета, оказавшие влияние на европейскую литературу.
ЖАЛОБА2 – жанр французской поэзии XIII в., в содержание которого входит дидактический элемент.
ЖАЛОБНЫЕ песни для упокоения сердца – жанр ассирийской литературы. Ж.п. передают чувство скорби человека, переживающего большое горе, свою вину или же сочувствие.
ЖАНЕЙРА – жанр песен португальских трубадуров XII –ХVI вв.
ЖАНР – исторически сложившийся и развившийся тип художественного произведения: эпический, лирический, драматический. Каждый из них делится на виды. В эпосе – эпопея, былина, сказка, роман, повесть, рассказ. В лирике – песня, эпиграмма, гимн, басня и т. д. В драме – трагедия, комедия, фарс и т. д. Ж. определяется на следующих основаниях: 1) принадлежности произведения к тому или иному литературному роду; 2) преобладающего эстетического качества (например, сатирического, патетического, трагического, комического и т.д.); 3) объёма произведения и 4) способа построения образа (символика, аллегория, документальность и т.д). «Жанр – это не конкретное произведение, а определённый образец, тип произведения. Трудность заключается в том, чтобы уловить диалектику перехода от произведения к жанру, от жанра к роду» (И. Кузьмичёв).
ЖАНРИЗМ – зарисовки быта и людей на их фоне. Используется в прозе и драматургии. В лирических жанрах его почти нет.
ЖАНРОВАЯ норма -- это то,как в речи должен быть оформлен жанр.Речевые жанры
различаются условным взаимоотношением автора с читателем, которое связано с определённым жанром. Это позволяет ориентироваться в ситуации жанра.
ЖАНРОВАЯ система – по словам Д.Лихачёва, жанры «вступают во взаимодействие, поддерживают существование друг друга и одновременно конкурируют друг с другом; поэтому нужно изучать не только отдельные жанры, их историю, но и систему жанров каждой данной эпохи». А по словам В.Шкловаского, определённая часть литературной эпохи «представляет её канонизированные гребни», другие же её звенья существуют «глухо», на периферии, не становясь авторитетными и не приковывая к себе внимания.
ЖАНРОВАЯ
ЖАНРОВО-композиционный уровень – это поэтическая структура в широком понимании, т.е. как сделано произведение.
ЖАНРОВЫЕ нормы -- речевые жанры различаются в первую очередь конвенциональными
отношениями между автором и адресатом, которые традиция связывает с каждым из жанров.
ЖАНРЫ античной литературы – Аристотель разделил всю литературу на три жанра: эпос, лирика и драма. Но каждый жанр имел и свои особенности. Была лирическая драма, сатирическая, трагедия, комедия, мим, а теллана, диалог, буколика, басня, биография и роман.
ЖАНРЫ второго рода – мемуары, исторические сочинения, письма, публицистика.
ЖАНРЫ драматургии – трагедия, комедия, драма, бурлеск, интермедия, мелодрама, сценарий, хроника. «Драматическим жанрам свойственна максимальная, как бы предельная насыщенность событиями. Драма в меньшем пространстве и времени умещает большее число событий, чем любая другая литературная форма» (В.Е. Хализев).
ЖАНРЫ древнерусской литературы – совокупность жанров, возникших и развившихся в пределах древнерусской литературы: житие, летопись, послание, поучение, слово, хожение. «Литературные жанры Древней Руси имеют очень существенные отличия от жанров нового времени: их существование в гораздо большей степени, чем в новое время обусловлено их применением в практической жизни. Они возникают не только как разновидности литературного творчества, но и как определённые явления древнерусского жизненного уклада, обихода, быта в самом широком смысле слова». (Д.С. Лихачёв).
ЖАНРЫ критики (критические жанры) – это критическая статья, литературно-критическая статья, литературный портрет, обзор, рецензия, эссе и др. «В распоряжении публициста-сатирика много жанров; применяя их, он всякий раз определяет нужную тональность, остроту осуждения» (К.А. Ковалевский).
ЖАНРЫ лирики – примеры Ж.л.: древнегреческие – элегия, ямб, эпиникий; средневековые – канцона, пастораль, альба; жанры эпохи Возрождения – сонет, баллада, ода, гимн, песня. «В понятие жанра входит, прежде всего, семантика жанра: система охвата и выражения действительности, взаимодействия автора и изображаемого мира, тематические структуры и т.д. …Вторым уровнем жанра является его структура, в которую входит языковая система и её композиционное оформление. И наконец, третий уровень можно назвать историчностью жанра» (М.Я. Поляков).
ЖАНРЫ литературы XXI в. – наиболее интересное явление в литературе второй половины XX в. – постмодернизм, как в прозе, так и в поэзии. В начале 1990-х гг. появился жанр постреализм и произведения, жанр которых определить трудно.
ЖАНРЫ литературы сентиментализма – основной жанр – любовь. Другими жанрами является путешествие, сентиментальная повесть, идиллия или пастораль, и наконец письма личного характера.
ЖАНРЫ массовой литературы – детектив, триллер, боевик, фантастика, мелодрама, фэнтези, костюмно-исторический роман и др.
ЖАНРЫ реализма – роман (роман в стихах, психологический роман, социально-психологический роман, социально-бытовой роман), повесть, рассказ. Сюда можно отнести также стихи и драматургию.
ЖАНРЫ-РОДЫ галисийско-португальской поэзии – в трактате о трубадурском искусстве говорится о трёх Ж-Р г-п.п.: это «песни о милом друге», «песни о любви» и «хулительные песни».
ЖАНРЫ романтизма – баллада, поэма, роман, и философский роман.
ЖАНРЫ сентиментализма – путешествие, воспитательный роман, роман в письмах, дневник, воспоминания.
ЖАНРЫ современной литературы – для неё характерны: боевик (кровавый), детектив (убийство, похищение, кража), любовный роман, фантастика (научная, фэнтези).
ЖАНРЫ средневековой литературы – визионерская литература, духовные стихи, видения, вопросы и ответы, плачи, песни-сказки, поэзия, саги, фарс, жития святых. Самым популярным жанром был эпос.
ЖАНРЫ фолькло;ра – совокупность жанров, возникших и развивающихся в пределах фольклора: былина, быличка, духовный стих, загадка, легенда, народная песня, нескладуха, обрядовая поэзия, перевёртыш, поговорка, пословица, предание, прибаутка, сказ, сказка, частушка и др. «Сходство фольклорных жанров, принадлежащих разным народам, поражало уже первых учёных-фольклористов». «Некоторые жанры фольклора связаны между собой общей сферой бытования. Если дореволюционный фольклор весьма чётко различался по социальной принадлежности, то в наше время более существенны возрастные отличия» (Энциклопедический словарь юного литературоведа).
ЖАНРЫ эпоса (эпические жанры) – поэма, роман, повесть, рассказ, басня, бурлеск, литературная сказка, литературный сказ, повесть притча, рассказ, роман, сага, хроника, художественный очерк, эпопея. «Так же, как и язык, как и речь, жанры создаются народом веками, сообща создаются» (В. Турбин). «Историческое развитие эпических жанров привело к возникновению трёх структурных форм: малой, средней и большой. К малым формам относятся сказка, рассказ, новелла, легенда. К средним – поэма, повесть. К большим – эпопея, роман. Из эпических жанров в настоящее время особенно распространён роман.
ЖАРАМАЗАН – народная киргизская песня-колядка.
ЖАРАПАЗАН – форма обращения шамана к Аллаху, Богу, пророку и т.д.
ЖАР-ЖАР – в казахском фольклоре проводы невесты, исполняющаяся хором женщин и мужчин.
ЖАРГОН – речь какой-либо социальной группы, отличающаяся от общеразговорного языка (особым составом слов и выражений, иногда, с заменой общепринятого смысла, слов или специальным произношением), создаваемая с целью быть непонятной для «непосвящённых». Существует армейский, воровской, молодёжный, морской, спортивный, студенческий, школьный жаргон. «Жаргон используется для более точной характеристики персонажа, принадлежащего к группе людей, объединённых общими интересами» (А.Ф. Головенченко). Пример: «Первым вскочил с места Губошлёп. Он был стремительный человек. Но всё же он был спокоен. «Сгорели», – коротко и ужасно сказал Бульдог. «По одному – кто куда, – скомандовал Губошлёп. – Веером. На две недели все умерли. Время!» (В. Шукшин «Калина красная»).
ЖАРГОНИЗМЫ – слова и выражения жаргонной речи, используемые за пределами жаргона в целях усиления художественной изобразительности. Пример: «предки» – родители (молодёжный жаргон); «замочить» – убить (воровской жаргон). «Привлечение жаргонизмов в художественной литературе в качестве характерологических средств требует от писателя большого мастерства, такта, чуткости» (Л.И. Скворцов).
ЖАРТЫ (шутки) – жанр польской литературы, небольшие сатирические или юмористические рассказы и анекдоты. Своё развитие Ж. получил в ХVII – ХVIII вв. Имел хождение и в России под названием фацеций.
ЖЕЛДИРМЕ – народная форма стиха в казахской поэзии – быстрый, энергичный речитатив, употребляемый в народных поэмах, в противоположность спокойному, повествовательному стиху, джир.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ чтение -- термин появился вХ1Х в., как синоним массовой литературы. Книги небольшого формата, которые можно носить в кармане.
ЖАРАМАЗАН – народная киргизская песня-колядка.
ЖЕЛЯ МИРЕСЕЙ (жалоба невесты) – молдавские свадебные плачи.
ЖЕНСКАЯ клаузула – см. Клаузула.
ЖЕНСКАЯ рифма – рифма, оканчивающаяся на один неударный слог, т.е.
с ударением на втором от конца слоге: лодка – молОдка, туманы – каравАны,
Засверкал огонь зарнИцы,
На гнезде умолкли птИцы,
Тишина леса объЕмлет,
Не качаясь, колос дрЕмлет;
День бледнеет понемноОгу,
Вышла жаба на дороОгу. А. Фет
***
Снова алтайские степи –
Птичьи свистящие цепи,
Колки – березок артели,
Тропы – сплетенье артерий. С. Поде
«Строфическое или нестрофическое построение стиха, стихотворный размер и количество в нём стоп и, наконец, стиховые окончания (мужские, женские рифмы и т.д.) – вот главные элементы, определяющие структуру стиха» (К.Д. Вишневский).
ЖЕНСКИЙ роман – жанр массовой литературы; во главе сюжета стоит женщина. Для такого романа характерны мелодраматические эффекты, обилие персонажей, многочисленные отступления, тесно связанные с главной темой.
ЖЕНСКИЙ стих – строфа, оканчивающаяся безударным слогом. Такой стих может кончаться только полным хореем, дактилем или амфибрахием. Ж.с. для благозвучия часто соединяется с мужским:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя… А.Пушкин
ЖЕСТОВАЯ структура произведе;ния – любое проявление характера в действии. Сказанное слово, поступок, физический жест – всё это предмет интерпретации.
ЖЕСТОКИЙ романс – см. Романс.
ЖЕСТОКОСТЬ и ТЕАТР – театральная школа и эстетическая концепция, родственная сюрреализму. Термин Ж. иТ. предложен французским теоретиком и практиком театра А. Арто (1896-1948). Основная идея его состоит в необходимости освободить зрителя от тирании слова, а театр – от власти дискурсивно-логического мышления с тем, чтобы спектакль стал опытом непосредственного эмоционального потрясения.
ЖЕСТЫ – французский средневековый эпос, сложившийся на рубеже ХVI – ХVII вв. Цикл поэм на исторический сюжет. Ж. отличались жанровым разнообразием: от героического до сатирического и бытового.
ЖЁЛТАЯ пресса – обозначение органов буржуазной печати, находящихся во владении газетных дельцов.
ЖИВОПИСНОСТЬ – особое художественное свойство произведения, способность передавать непрестанную изменчивость окружающего мира, воспроизводить разнообразные явления жизни в их динамике, подвижности, текучести, многообразии. Ж. противоположна статике художественных форм.
ЖИВОЙ язык – язык, являющийся в данный момент разговорным языком народа.
ЖИВОТНЫЙ эпос – разнообразные повествовательные произведения, где действуют животные, наделённые человеческой речью: басня, сказка, пародии (война мышей и лягушек). В средние века возник новый вид Ж.э. – ренардия.
ЖИЗНЕННОСТЬ вымышленного образа – заключается в том, что автор наделяет его теми же психологическими качествами, которые имеются у живых людей. Такой герой действует точно так же, как мог бы действовать и сам читатель.
ЖИЗНЕПОДОБИЕ – непосредственное отражение реальности. Создание иллюзии полного сходства жизни с её отражением в художественной литературе.
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ произведения – произведение только тогда способно жить как художественное, когда оно отражает жизнь во всём её многообразии. Когда затрагивает важные или интересные стороны общественной жизни народа. Когда его герои – живые люди со всеми достоинствами и недостатками. А так же, когда оно написано хорошим литературным языком при всех прочих достоинствах.
ЖИЗНЬ и гибель книг– любая книга живёт до тех пор, пока пользуется спросом у читателей. Лишь по-настоящему интересная книга может рассчитывать на длительное существование. Гибнут книги по нескольким причинам: бумага истлевает, её портят черви и мыши; уничтожают стихийные бедствия – наводнения, землетрясения, пожары; злой умысел – книги погибают по вине человека. Так погибла Александрийская библиотека; книги уничтожались фанатиками, считая их вредными.
ЖИЗНЬ слова – напоминает жизнь биологических существ. Слово рождается, живёт, изменяется и уходит. Достаточно простого подсчёта, чтобы установить, что за 7-8 тыс. лет из 100 наиболее важных слов именующих – части тела, родственные связи, предметы быта, домашних животных и т.д. – заменяются полностью. Но слова исчезают не сразу. Так, слово око (очи) живёт в некоторых стилях литературной речи. Иногда старые слова продолжают жить, но изменяют свой вид до неузнаваемости. Исчезнуть слово может в том случае, если исчез предмет или действие, которое оно обозначало.
ЖИЗНЬ художественная -- особая форма духовной жизни общества. Основу её составляет производство, распространение и усвоение художественных ценностей.
Ядром здесь выступают различные формы искусства. Важна также сис деятелей искусства и способы храгнегния резульбтатов такой джеятельбносьти,тема подготовки
ЖИЗНЬ языка – судьба языка в течение всего времени его существования, пока он остаётся живым.
ЖИРАУ1 – в казахском и киргизском фольклоре название народного певца. Он не только исполнял, но и сочинял песни.
ЖИРАУ2 – у казахов, киргизов и каракалпаков – народные сказители.
ЖИТИЕ – жанр древнерусской литературы, повесть в форме биографии лица, объявленного церковью святым. Пример: «Житие Феодосия», «Житие Александра Невского». «ХI веком датируются первые русские жития (князей Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия). Жития эти отличаются литературным совершенством, вниманием к насущным проблемам современности, жизненностью многих эпизодов» (Энциклопедический словарь юного литературоведа).
ЖИТИЙНО-ИДИЛЛИЧЕСКИЙ сверхтип -- это человек, не ввязывающийся в борьбу за успех. Он внутренне устойчив, твёрдо и терпеливо переживает все трудности. Его внутренняя жизнь не подвержена ни каким кризисам или сомнениям.
ЖИТИЙНЫЕ поэмы – в индийской литературе средних веков поэмы о Шиве.
ЖИТИЯ и деяния – жанр олеографической литературы VIII – IХ вв., насыщенные псевдоисторическими, сказочными, фантастическими рассказами о деятельности некоей женщины из Капподакии, обратившей в христианство племена Восточной Грузии.
ЖИТИЯ святых – вид церковной литературы, жизнеописания людей, объявленных христианской церковью святыми. Ж.c. отличаются от биографии подчеркнуто религиозной оценкой и окрашенностью описываемого. Как правило, они анонимны (когда автор не известен или не назван). В отличие от апокрифов (книг, содержание которых не совпадало с официальным вероучением) Ж.c. – канонические, признанные церковью книги.
ЖОГЛАР1 – в Испании XI-XIII вв. бродячие певцы, писавшие на каталанском языке.
ЖОГЛАР2 – у трубадуров человек, умеющий играть на музыкальном инструменте и петь жития святых, эпические поэмы.
ЖОГРАЙШ – в Португалии народный певец, вроде жонглёров.
ЖОМОГЧУ – в Киргизии создатели дастанов, малых эпосов, сказаний.
ЖОНГЛЁР – бродячий средневековый певец из народа во Франции.
ЖОНГЛЁРСКАЯ поэзия – устная народная поэзия во Франции с Х – ХIII вв., созданная жонглёрами. Поначалу это сценки комедии и фарсы, сопровождаемые фокусами, акробатикой, жонглированием,
паясничаньем и показом дрессированных животных. Лёгкое балаганное искусство сменяет исполнение среди народа эпической поэзии и духовных стихов. Традиционно было исполнение любимых народом сюжетных рассказов (фабльо), песен и анекдотов, часто с подновлением новыми злободневными элементами. Жонглёры сыграли во Франции ту же роль, какую в Германии сыграли шпильманы, а в России – скоморохи.
ЖРЕЧЕСКИЕ письмена – существует версия, что в III-II вв. до н.э. у древних армян имелись письмена, на которых жрецы создавали храмовые книги и летописи. В 1-II вв. жил историк, жрец Олюмп, но на каком языке он писал – неизвестно.
«ЖУРАВЕЛЬ» – украинская плясовая свадебная песня. Содержание песни шуточное.
ЖУРНАЛ – периодическое издание, выходящее через определённый промежуток времени. Содержит литературные, поэтические, критические и др. произведения. Возникли Ж. в конце ХVII – начале ХVIII вв. См. Литературно–художественные журналы.
ЖУРНАЛИЗМ – особая форма мышления, особый род отображения действительности. Ж. во всех своих жанрах претендует на изображение и истолкование любых явлений жизни, любых событий, любых сфер политики, экономики, науки, искусства и обыденной жизни; он обращён к массовому сознанию, сочетает в себе здравый смысл с имитацией действительности: ему нужна сенсация и фабрикация новостей.
ЖУРНАЛИСТИКА – 1. Вид общественной деятельности по сбору, обработке и распространению информации через каналы массовой коммуникации – радио, пресса, кино и т.д. 2. Научная дисциплина, изучающая эту деятельность. «Журналистика служит обществу, обеспечивая свободное распространение информации» (Эв. Деннис).
ЖУРНАЛЫ русского модерна – в связи с появлением искусства модерна, русской литературе потребовался новый тип журнала. И он появился в конце XIX начале XX в. Это журналы «Мир искусства», «Новый путь» , «Весы», «Золотое руно», они печатали статьи о живописи и поэзии, помещали новые произведения поэтов-модернистов, переводы западной литературы. Редакторы этих журналов во многом использовали опыт подобных изданий Запада.
ЖЫР – стихи казахов, киргизов и каракалпаков, татар и башкир, не имеющие чёткой строфической формы. Каждая строка Ж. состоит из семи-восьми слогов.
ЖЫРШЫ – казахский исполнитель народных песен и этнических сказаний, певец и сказитель.
Свидетельство о публикации №216052001797