Где были жёны и дети монголо-татар?

   ГДЕ БЫЛИ ЖЁНЫ И ДЕТИ МОНГОЛО-ТАТАР?

   Сокращения
АБ - Александр Бушков
ЕТ - Евгений Темежников
НФ - Носовский и Фоменко

   АБ: Кстати, немаловажный вопрос: как жены монголов отпустили своих мужей на край света? Подавляющее большинство средневековых источников описывает «татаро-монгольскую орду» как войско, а не переселяющийся народ. Никаких жен и малых детушек [9.1].

   ЭВиМН: «Т.об., 1229 г. двинулась на запад огромная орда, со своими семьями, кибитками и стадами; она шла медленно, останавливаясь только там, где было достаточно пажитей и корму для скота» [8.23, т.1, ст.Батый].
   Иловайский: «Это уже не была отборная конница, предпринявшая первый набег и сражавшаяся на Калке; теперь медленно двигалась огромная орда с своими семьями, кибитками и стадами. Она постоянно перекочевывала, останавливаясь там, где находила достаточные пастбища для своих коней и прочего скота» [8.1, т.4, ч.2].
   Мэн-да бэй-лу: «По их обычаю, когда выступают в поход, независимо от знатности и подлости, в большинстве случаев отправляются, взяв с собой жен и детей. [Они] сами говорят, что [женщины] нужны, чтобы заботиться о таких делах, как поклажа, платье, деньги и вещи. У них исключительно женщины натягивают и устанавливают войлочные палатки, принимают и разгружают верховых лошадей, повозки, вьюки и другие вещи. [Они] очень способны к верховой езде» [2.2].
   Бридия: «Всякий раз, когда тартары собираются захватить чужие земли, войско, которое ими направляется для завоевания [этих земель] стремится вперед с большой осторожностью со всеми домочадцами, то есть женами, детьми, рабынями, [а также] шатрами и всей утварью, со стадами рабочего скота и овец, в повозках и верхом. Также они везут с собой в большом количестве оружие, луки, колчаны и стрелы. Когда тартары начинают приближаться [к противнику], они посылают вперед очень быстрых лазутчиков, которые внезапностью своей наводят ужас на людей и убивают [их], для того чтобы против них сразу же не собралось войско. И если они не встретили препятствия, то они всегда продолжают двигаться вперед вполне открыто и за ними следует [все это] множество со всем своим [скарбом].» [6.15].
   Киракос: «И отправился каждый в доставшийся ему удел вместе с женами, детьми и всем обозом войска своего» [4.1, ф.3].
   Юань-Ши: «В шестой луне [1237 г.] среди обоков левого крыла были сплетни о наборе в народе девушек, император разгневался и поэтому [в самом деле] произвел набор [девушек] и пожаловал ими подчиненных» [2.6, цз.2, 179].
   Герман II: «Они ведут с собой стада свои и жен своих, которые обучены военному искусству, как и мужчины» [6.4].
   Глава францисканцев: «Женщины их вооружены и скачут верхом и никого не щадят. И та, которая лучше сражается, пользуется наибольшим успехом, как у нас та, что умеет лучше ткать или шить или более красива, [считается] наиболее желанной для брака» [6.4].
   Архиепископ Пётр: «Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков» [6.11].
   Карпини: «Когда же они желают приступить к сражению, то располагают все войска так, как они должны сражаться. Вожди или начальники войска не вступают в бой, но стоят вдали против войска врагов и имеют рядом с собой на конях отроков, а также женщин и лошадей. Иногда они делают изображения людей и помещают их на лошадей; это они делают для того, чтобы заставить думать о большем количестве воюющих» [6.8].
   Юлиан: «Женщины их воинственны, как и они сами: пускают стрелы, ездят на конях и верхом, как мужчины; они будто бы даже отважнее мужчин в боевой схватке, так как иной раз, когда мужчины обращаются вспять, женщины ни за что не бегут, а идут на крайнюю опасность» [6.1].
   Ибн ал-Асир: «Дошло до меня, что женщина татарская вошла в дом и убила множество находившихся в нём людей, которые приняли её за мужчину. Положила она оружие и (оказалось, что) это женщина. Тогда убил её мужчина, которого она забрала в плен» [3.5, c.18].
   Фома Сплитский: «Татарские женщины, вооруженные на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причем с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь. Даже пленных детей они подзывали к себе и устраивали такую забаву: сначала они заставляли их усесться в ряд, а затем, позвав своих детей, давали каждому по увесистой дубинке и приказывали бить ими по головам несчастных малышей, а сами сидели и безжалостно наблюдали, громко смеясь и хваля того, кто был более меток и кто одним ударом мог разбить череп и убить ребенка. Куда уж дальше? У них не было никакого почтения к женщинам, любви к детям, сострадания к старости; с одинаковой жестокостью уничтожая весь род человеческий, они казались не людьми, а демонами» [6.3].

   АБ: Все встанет на свои места, если мы предположим, что в Европу вторглись не «дикие татаровья», а русское войско [9.1].
   ЕТ: Господин писатель, Вы точно уверены, что это «русские женщины»?

   АБ: Выходит, монголы до самой смерти странствовали в чужих землях, а их жены, так никогда и не увидев мужей, управлялись со стадами? [9.1].

   Бридия: «Жены делают всю [домашнюю] работу, а именно короткие сапоги, [мелкие] кожаные вещи и другие подобные [вещи]. Мужчины [делают] только стрелы и упражняются [в стрельбе] из луков. Они также заставляют трехлетних или четырехлетних мальчиков таким же образом в этом упражняться. Кроме того, некоторые женщины, и в особенности девушки, используют стрелы и вообще ездят верхом, как мужчины» [6.15].
   Рубрук: «Обязанность женщин состоит в том, чтобы править повозками, ставить на них жилища и снимать их, доить коров, делать масло и грут, приготовлять шкуры и сшивать их, а сшивают их они ниткой из жил. Именно они разделяют жилы на тонкие нитки и после сплетают их в одну длинную нить. Они шьют также сандалии, башмаки и другое платье… Они делают также войлок и покрывают дома. Мужчины делают луки и стрелы, приготовляют стремена и уздечки и делают седла, строят дома и повозки, караулят лошадей и доят кобылиц, трясут самый кумыс, тo есть кобылье молоко, делают мешки, в которых его сохраняют, охраняют также верблюдов и вьючат их. Овец и коз они караулят сообща и доят иногда мужчины, иногда женщины» [6.9].
   Карпини: «Мужчины ничего вовсе не делают, за исключением стрел, а также имеют отчасти попечение о стадах; но они охотятся и упражняются в стрельбе, ибо все они от мала до велика суть хорошие стрелки, и дети их, когда им два или три года от роду, сразу же начинают ездить верхом и управляют лошадьми и скачут на них, и им дается лук сообразно их возрасту, и они учатся пускать стрелы, ибо они очень ловки, а также смелы.
Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно… Жены их все делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также они правят повозками и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах очень проворны и скоры. Все женщины носят штаны, а некоторые и стреляют, как мужчины» [6.8].
   Марко Поло: «Жены, скажу вам, и продают, и покупают все, что мужу нужно, и по домашнему хозяйству исполняют. Мужья ни о чем не заботятся; воюют да с соколами охотятся на зверя и птицу» [6.10].

   ЕТ: Подобное положение сохранилось вплоть до XX века.

   ЭСБЕ: «Большую часть времени монголы проводят в праздности, переезжают из юрты в юрту, болтают и нередко просто бродяжничают. Все домашние работы лежат на женщинах, занимающихся также уходом за детьми и хозяйством. В редкие минуты свободы они шьют; работы их иногда бывают очень изящны. Вообще, монголки хорошие матери и прекрасные хозяйки, но нравы их оставляют желать многого, даже у девушек; отцы и мужья совершенно к этому равнодушны. В обычной жизни женщины считаются равными мужчинам, хотя с ними редко советуются о чем-либо помимо хозяйства» [8.54, т.19а ст.Монголия].

   ЕТ: Вот такое распределение труда. Мужчины нужны только для войны и охоты. В хозяйстве от них проку как от козла молока, со всем женщины прекрасно справляются. Даже охотится, скакать на коне и стрелять из лука умеют. Половой проблемы при традиционном многожёнстве нет в принципе – чем больше мужчин уйдет на войну и не вернётся, тем лучше оставшимся, никакого снижения рождаемости не произойдёт, а дармоедов-мужиков меньше на шее сидеть будет.

Оглавление:  http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Какая религия была у монголо-татар? http://www.proza.ru/2016/05/21/22

Последнее редактирование: 19.01.2017


Рецензии
ЕТ: ... Мужчины нужны только для войны и охоты. В хозяйстве от них проку как от козла молока, со всем женщины прекрасно справляются ... чем больше мужчин уйдет на войну и не вернётся, тем лучше ... дармоедов-мужиков меньше на шее сидеть будет.
Смотрим чуть выше. ЕТ цитирует Рубрука
Мужчины ... строят дома и повозки, караулят лошадей и доят кобылиц, трясут самый кумыс, тo есть кобылье молоко, делают мешки, в которых его сохраняют, охраняют также верблюдов и вьючат их.
Да, дома и повозки - такие ненужные мелочи ...

Если избирательностью зрения не страдать, то что видим из цитат?
1. В воинском искусстве упражняются преимущественно девушки на выданье (И та, которая лучше сражается, пользуется наибольшим успехом, как у нас та, что умеет лучше ткать или шить или более красива, [считается] наиболее желанной для брака» [6.4]). Где и с кем во время битв находятся дети до восьми лет (младше "отроков") - не сообщает ни один цитированный Евгением автор. Дырка в сюжете. Уважаемый Евгений, откуда этот пробел? Вы цитат не нашли или нашли, но скрыли?
2. "Даже пленных детей они подзывали к себе и устраивали такую забаву: сначала они заставляли их усесться в ряд, а затем, позвав своих детей, давали каждому по увесистой дубинке и приказывали бить ими по головам несчастных малышей, а сами сидели и безжалостно наблюдали, громко смеясь и хваля того, кто был более меток и кто одним ударом мог разбить череп и убить ребенка...". Евгений, если вся степная конница, по Вами же приведенным цитатам - не менее 140 тыс. человек, - движется с семьями, то это от 300 тыс. женщин и от 600 тыс. детей, проламывающих черепушки сверстникам и младенцам. Даже если за поход на Русь каждая кочевая семья отметилась такой "забавой" всего один раз... Кто тогда отстраивал Рязань и Владимир-на-Клязьме?
3. Изначально опровергаемый тезис АБ: "Кстати, немаловажный вопрос: как жены монголов отпустили своих мужей на край света?"
Таки что, при объявлении мобилизации в ПМВ и ВМВ каждую женщину спрашивали - согласна ли она отпустить мужа на фронт??! Или это в ХХ веке нравы сильно испортились, а при рекрутчине женское мнение учитывалось??!

Вдумчивый Ёжик   15.10.2016 16:15     Заявить о нарушении
1. Не нашёл. Помогите, пожалуйста. И почему до 8 лет? Речь может только о грудничках идти.
2. "не менее 140 тыс. человек"
А я не знаю, учтены ли тут женщины. Коли они на конях и с луками, пусть даже и иммитируют бойцов, то вполне могут быть учтены.
3. Это вопрос не ко мне. Бушков сей вопрос задаёт, а не я.

Евгений Темежников   25.12.2016 10:23   Заявить о нарушении
Издагаю мысль последовательно, для удобства опровержения разбил на пункты.
1. При миграции целого племени на новые земли неизбежно приходят женщины, рожающие грудных младенцев.
2. В средние века у молодых замужних женщин дети рождались достаточно часто, не менее ребенка в два-три года.
3. В случае военного поражения на европейском ТВД масса женщин с 2-3 маленькими детьми (младше "отроков") практически не имела шансов, не бросив детей, скрыться от победителей.
4. Военные поражения на европейском ТВД у монголов случались.
REM. Хотел просто и классически сослаться на битву при Оломоуце (Ольмюце). Тырнет выдал и иное мнение http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/620572
Краледворская рукопись там объявлена подделкой. Со ссылкой на книгу Г.В.Вернадского "Монголы и Русь", успешная битва под предводительством богемского короля Вацлава была при Кладно. Что при Оломоуце, что при Кладно -поражение монголов СЛУЧИЛОСЬ.
5. Вот тут самое интересное - европейские победители, в числе прочей добычи, ДОЛЖНЫ БЫЛИ получить значительное количество иноземных женщин с детьми. Летописи ДОЛЖНЫ БЫЛИ упомянуть судьбу этих пленников. Даже если их перебили. ОСОБЕННО - если те, вдруг, совершили массовый суицид.
6. Соответственно, есть описание судьбы пленниц с детьми, оставшихся от Оломоуца (или Кладно) - есть повод говорить о Великом Западном походе как о грандиозной миграции из перенаселенных районов. Нет упоминания пленниц с детьми - нет миграции.

Наличие либо отсутствие массовой миграции кочевников в Европу является ключом к пониманию Великого Западного похода и дальнейшей истории русско-монгольских отношений..

Вдумчивый Ёжик   09.01.2017 16:32   Заявить о нарушении
> А я не знаю, учтены ли тут женщины. Коли они на конях и с луками, пусть даже и иммитируют бойцов, то вполне могут быть учтены.
140 тыс., таким образом, число очень условное.
В стиле "а кто мешал?": а кто мешал Батыю брать русские города силами Волжских Булгар из числа променявших жизнь на службу Великому Хану?
А кто мешал Батыю вторгаться в Европу силами причерноморских кочевников, большая часть которых покорилась ещё Субудаю в 1227г.?
А сколько причерноморских кочевников, покорившихся Субудаю, восстали при приходе Батыя?
Это вот к чему: количество лошадей -> бойцов, которых можно перебросить на Европейский ТВД из, условно, Монголии, обсуждалось неоднократно.
Но до сих пор не встречал серьезных исследований о наличии/отсутствии лояльных Великому Хану насельников восточноевропейских степей, приведенных к покорности ещё Субудаем и готовых служить Батыю в войнах против христианских соседей.

Вдумчивый Ёжик   09.01.2017 17:01   Заявить о нарушении
"В случае военного поражения на европейском ТВД масса женщин с 2-3 маленькими детьми (младше "отроков") практически не имела шансов, не бросив детей, скрыться от победителей."
Поражений не было. Был просто уход. См. соответствующую главу.

Евгений Темежников   10.01.2017 22:28   Заявить о нарушении