Пир во время чумы. Глава 2. Как рушатся твердыни

В этой истории, как и на пиру у Валтасара, самое главное творится не в круге яркого света, а в тени. Там, на втором плане, не привлекая особого внимания, действуют почти все персонажи, кроме царя и Даниила.

         Царь вопрошает, старец ответствует. Так изображает дело Даниил.
Как и обычно, на себя мудрейший не жалеет красок. Его заслуги превозносит царица, его возвеличивает сам Навуходоносор, его награждает Валтасар. Пророк отвергает почести, принимает почести, напоминает о Боге, укоряет царя, объявляет знамение, читает письмена, толкует послание.

Однако есть и другие действующие лица, упомянутые мимоходом. Возьмем для примера царицу-мать. По сравнению с Даниилом царица появляется лишь на мгновение, но сразу вызывает ряд вопросов. Она почему-то не участвует в большом государственном празднике (что в принципе может указывать на конфликт с царственным сыном) и все–таки приходит сыну на помощь, хотя находилась не близко - в своих покоях, отделенных от тронного зала четвертым и пятым дворами с соответствующими воротами и переходами.
Валтасар должен был напрочь потерять самообладание, чтобы слух об этом позоре дошел до хоромов царицы и вынудил ее прилюдно успокаивать царя. Вряд ли материнская «терапия» укрепила его авторитет, но уж коли царица-мать озаботилась престижем власти, то спасать его следовало безотлагательно. Она же выдерживает долгую паузу и вмешивается только после фиаско волхвов.

Похоже, что медлила она не случайно и о пророке вспомнила не вдруг. Прошло много лет после отставки Даниила, но царица знает, что он жив, дееспособен и проживает где-то неподалеку (в противном случае она не стала бы тревожить царя попусту). Значит, нельзя исключать того, что оба они поддерживали какие-то контакты и сговаривались.

Даниил об этом, естественно, не пишет. Он вообще пропускает почти 30-летний период своей жизни между свержением Навуходоносора и экспансией Кира. Никаких чудес и свершений, никаких подвигов во имя веры. Словно все недруги и завистники умиротворились, проблемы разрешились, а вавилонские цари к нему расположились*. Меж тем, действительность была совсем иной - за эти годы судьба Даниила совершила крутой поворот и отбросила всесильного фаворита на обочину придворной жизни. Такое обхождение обычно подрывает прежнюю лояльность и вызывает жажду мести.

--------------------------------------------------------
         *Лишь 2 видения посетили его в царствование Валтасара, но их он «сокрыл в сердце своем».
--------------------------------------------------------


И вот - реванш.
Явился Кир.
Правитель пал и правит Даниил.
Как все это случилось?


Как, например, уцелел мудрейший при резне во дворце? И не только уцелел, а стремительно вознесся на вершину власти, став одним из трех соправителей*! Два из них - предатели Гобрий и Гадат - штурмовали город и заслужили награду, а чем же потрафил персам старый иудей? Его возвысили сразу после падения города, стало быть, он приложил к этому падению руку. Уж не сыграл ли Даниил роль троянского коня?


=================================
Даниил помог Киру взять Вавилон
=================================
Дело в том, что одолеть неприступный Вавилон возможно было только хитростью и изменой. Его ограждала широкая река, защищали могучие стены, а провианта хватало на многие годы вперед. Ни осады, ни штурма город не боялся… И все же враг нащупал одну «ахиллесову пяту» Вавилона – полноводный Евфрат. Он непреодолим, но можно осушить его и подступить вплотную к бастионам. А дальше что? Их ведь не взять ни доблестью, ни силой. Здесь нужен Квислинг или Одиссей. И Кир нашел их в стане вавилонском. 

За обмелевшим Евфратом высилось грандиозное двойное кольцо стен**. Проникнуть в южную часть Старого города можно было только через ворота, которые кто-то должен был открыть.
Дворец Валтасара тоже был окружен высокой стеной и представлял собой мощную крепость. Однако и ее ворота кто-то распахнул перед врагами.
В самом дворце путь к царю преграждали еще две пары ворот, но и там персы надолго не задержались.

--------------------------------------------------------
              *«Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а над ними
                трех князей, - из которых один был Даниил, - чтобы сатрапы давали им отчет, и чтобы царю не было никакого
                обременения. Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь
                помышлял уже поставить его над всем царством» (Дан 6:1-3)
            **«Обе стены были сложены из кирпича-сырца на асфальте и облицованы обожженным кирпичом. Стена Имгур
               - Эллиль достигала 6,5 м толщины и имела через каждые 20 м чередовавшиеся между собой большие поперечные и
                малые продольные башни.
                Вал Немет-Эллиль отстоял от нее на 7,2 м и имел 3,72 м толщины; через каждые 20,5 м в нем были устроены
                поперечные прямоугольные башни одинаковых размеров. Высота стен остается неизвестной, но она была не
                менее 25 м для вала Немет-Эллиль и еще выше для стены Имгур-Эллиль. Обе стены и их башни имели зубцы и
                бойницы» (В.А. Белявский. ТАЙНЫ ВАВИЛОНА)
--------------------------------------------------------


А за 2 дня до этого так же без боя Кир взял хорошо укрепленный Сиппар…
Измена, сговор? Времени для сговора у персов и «пятой колонны» Вавилона было предостаточно – пока Кир «разбирался» с другими городами империи. Наверняка и шпионы просачивались в столицу до начала осады. Очевидно, что рекогносцировка и план операции были подготовлены заранее при содействии «своих».

Так кто же из местных помогал ахемениду?
Судя по тому, как восторженно встретили Кира жители, у него не было недостатка в почитателях. Они-то и открыли городские ворота*.

Другое дело – царский дворец. Проникнуть туда можно было только через единственный портал. Он представлял собой двойные ворота с внутренним помещением, чтобы избежать прорыва врага. Над воротами возвышались башни для наблюдения и обороны. Там должны были дежурить отборные силы гвардии. Другие посты размещались на улице, с внешней стороны ворот.

Сохранились некоторые поздние рассказы про то, как одолели их персы, но поверить в это невозможно. Ксенофонт, в частности, утверждает, что дворцовый портал и впрямь был заперт и охранялся снаружи. Захватчики вмиг разделались с внешним постом и тут – вот так удача! - гвардейцы сами распахнули обе створки двойных ворот и выбежали наружу, чтобы «выяснить, что случилось»**. Так запросто, услышав подозрительный шум за стеной, осажденные пренебрегли элементарными правилами безопасности! Не все, конечно, а только «некоторые из людей». Вот эти «некоторые» и были тайными пособниками Кира во дворце.

Причислить к ним Даниила позволяет наличие мотива, косвенных улик и подозрительных совпадений. Опальный сановник хотел вернуться во власть, а нашествие персов давало ему шанс (вот и мотив!). Оборонительные сооружения, местонахождение еврейских святынь, устройство дворца и государственные праздники были ему известны как свои пять пальцев. В ночь штурма по странному стечению обстоятельств пророк оказался в эпицентре событий и держался подозрительно дерзко, как будто знал, что часы Валтасара сочтены. Знал Даниил и многое другое, при чем сам не присутствовал, - что в зал доставили божьи сосуды, что из них пили царь, вельможи, жены и даже наложницы, что царь славил идолов, но не прославил Иегову, что знаки на стене оставила какая-то необычная рука***. В критическую минуту старец, облаченный в пурпурную мантию с золотой цепью, находился рядом с царем, но, в отличие от всех прочих, остался цел и невредим. И главное: по окончании штурма персы его отменно наградили, вернув на высшие ступени власти. Вряд ли все эти обстоятельства никак не связаны между собой.

--------------------------------------------------------
         *Многие историки сходятся в том, что вавилонцы сами открыли ворота завоевателю.
           [Б.Бродский, Н.Л.Ионина, Л.Воронкова, Вс.история, Ист.иранского государства]
      **«Тут воины, шедшие с Гобрием и Гадатом, обнаружили, что ворота дворца заперты. Но те, кто должны были напасть
           на стражников, застали их пьющими при свете яркого огня и вмиг разделались с ними так, как полагается с врагами.
           Поднялись шум и крики, которые услышали во дворце. Тогда царь приказал выяснить, что случилось, и некоторые из
           его людей, открыв ворота, выбежали наружу. Как только воины Гадата увидели ворота раскрытыми, они ринулись
           внутрь и, преследуя и избивая врагов, устремившихся обратно во дворец, добрались до царя.
           Они застали его уже на ногах, с обнаженным акинаком в руках. Воины Гадата и Гобрия тут же покончили с ним.
           Находившиеся при нем люди также погибли, кто – пытаясь прикрыться чем-либо, кто – порываясь бежать, а кто –
           защищаясь чем только можно» Ксенофонт. Киропедия. М., Наука. 1976. 7, 5. стр. 172—173.
    ***Такая осведомленность заставляет подозревать, что Даниил сам все организовал. В самом деле, доставляли его во
           дворец спешно, нынешний ранг никаких почетных эскортов не предполагал, значит, вели его солдаты Валтасара. Что
           они могли рассказать ему? Ну разве что про руку… Рассказывать остальное – про сосуды, кто пил, за что – им бы и в
           голову не пришло.
--------------------------------------------------------


Если теперь собрать воедино все части этого калейдоскопа, то он без труда сложится в картину хитроумной военной операции. Пойти на нее заставила Кира жизнь. Он знал, что Вавилон неприступен и втайне искал контактов с городской оппозицией*. Недовольных было много, но особые надежды внушали порабощенные народы вроде иудеев. Последние потеряли не только родную землю, которую считали святой, обетованной, но и главные национальные ценности – Иерусалим, храм, Тору, предметы культа. Переселенцы слыхали, что всем порабощенным народам Кир сулит свободу, и многие стремились вернуться на родину. Их лидер, искушенный царедворец, остро переживал опалу и мечтал о реванше. Себя он мнил мессией, который, подобно великому Моисею, призван вывести народ из вавилонского полона.

Вот эти парии и помогли Киру составить план операции. Некоторое представление о нем дает Геродот: «191. Наконец - другой ли кто подал совет в затруднении или же сам Кир сообразил, как ему поступать,- но сделал он вот что. Он поставил часть своего войска в том месте, где река входит в город, а другую часть - ниже по течению, у ее выхода из города. Затем он приказал воинам, как только увидят, что русло стало проходимым вброд, вступать по этому руслу в город. После этого сам царь с нестроевой частью войск отступил. По прибытии к упомянутому выше озеру Кир сделал с рекой приблизительно то же самое, что некогда совершила и вавилонская царица. Персидский царь отвел реку с помощью канала в озеро, которое, собственно, было болотом, а таким образом старое русло сделалось проходимым. После того как вода в реке спала настолько, что доходила людям приблизительно до колена, персы по старому руслу вошли в Вавилон» (Геродот. История. Стр.47)

Достаточно сравнить это описание со схемой города (см. План Вавилона в главе 1), чтобы убедиться, как точно одно соответствует другому. 

В самом деле, все действия персов выглядят вполне логично. Они начали операцию осенью, когда уровень воды в Евфрате понизился. Дождавшись большого и шумного праздника, Кир незаметно разместил свои штурмовые отряды в двух самых уязвимых местах Вавилона: на юге (в непосредственной близости от ворот Ураша) и на севере (рядом с царским дворцом)**.
Затем с другими войсками он отошел к каналу Паллукат, который находился за пределами внешней стены и не был виден из города. Ночью, открыв плотины, царь осушил русло реки и штурмовые группы оказались в двух шагах от цели. «Южные» проникли через ворота Ураша и, быстро перемещаясь, подняли шум, чтобы отвлечь внимание защитников от крепостных ворот и действий «северных».

Задача последних была куда серьезнее – им предстояло вывести из строя армейскую верхушку халдеев, пировавших во дворце по случаю праздника. Быстро попасть туда можно было только одним путем (см.рис.Штурм Вавилона) – под городской стеной по руслу древнего канала Либильхегалла (он обмелел, когда из Евфрата перестала поступать вода).
Так «северяне» в мгновение ока оказались у дворцового портала и быстро уничтожили наружный пост. Теперь им надо было решить главную проблему – каким-то образом преодолеть ворота и покончить с власть предержащими.

--------------------------------------------------------
          *«Так в головах некоторых представителей вавилонской олигархии зрела мысль об измене родине. Одних толкала на
             это ненависть к Набониду и Валтасару, других — надежда избежать тяжелой и кровопролитной войны, третьих
             прельщали посулы персидских лазутчиков….
             Среди широких слоев вавилонского народа преобладали равнодушие к судьбам родины и политический
             индифферентизм. А у многих даже брезжила надежда, внушаемая персидскими эмиссарами, что Кир — добрый
             царь и при нем жить станет легче.     С особой силой упования на Кира и персов пробудились среди вавилонских
             рабов — пленников. Они стремились к свободе и возвращению на родину, связывая свои мечты с Киром, который,
             по их мнению, покончит с распутным Вавилоном» Белявский. Вавилон легендарный…Глава 10.
       **Тут персов отделял от стены Старого города только Евфрат. Во всех других местах надо было преодолеть еще и
            внешнюю стену Навуходоносора (см.рис.Штурм Вавилона).
--------------------------------------------------------


А власть в это время бурно отмечала большой государственный праздник. Когда Кир притворился, что уходит, вавилоняне приняли это за чистую монету и стали праздновать с удвоенной силой. Слава богам! Они наконец-то вмешались и изгнали персидскую орду!*

--------------------------------------------------------
        *Богов (идолов) незадолго до осады Набонид свез в Вавилон, чтобы те совместно защищали город.
--------------------------------------------------------


Торжествующие халдеи пили чару за чарой, благодаря богов за победу, пока какой-то «доброжелатель» не напомнил царю о пораженческих настроениях евреев. Их лживые пророки бубнили, что вавилонское рабство заканчивается сейчас, после семи седьмин плена. Бог иудеев, говорили они, избрал Куруша своим орудием. Ну и где теперь это орудие?
По справедливости, бога-лжеца, бога-предателя надобно наказать. Беда в том, что он не имеет ни своего дома, ни священных животных, ни святынь, ни биографии.
     Он не страдал, не побеждал могущественных противников. У него нет даже тела! Да есть ли он вообще? Покажись, Иегова, дай нам знак! Говорят, раньше он прятался то в кустах, то в деревянном ящике. Потом евреи построили храм в Иерусалиме. Победоносный отец твой, Навуходоносор, разрушил его иерусалимское жилище, но никого там не нашел, лишь горы дорогой храмовой утвари. С тех пор, без малого 50 лет, она пылится в подвалах Эсагилы – тысячи и тысячи чашек да плошек, на которых теперь, как считают иудеи, почиет Его дух. Ну, дух так дух, чашки так чашки. Сегодня боги вновь даровали нам победу, так пусть бог-предатель отпразднует ее вместе с нами. Вели же, царь, принести иудейские чаши, чтобы дух Иеговы пил с нами за могучих богов Аккада и признавал их превосходство.
Вскоре доставили чаши, и хмельные гости с воодушевлением стали славить своих богов, а самые отчаянные время от времени дерзко призывали Иегову…

Тут-то (как в хорошо отрежиссированной пьесе) и выходили персты руки человеческой. Поначалу бледная рука, парившая в полумраке, показалась розыгрышем и не смутила пирующих. Мало ли фокусов насмотрелись они за эту ночь! Царь, однако, сильно напрягся, поскольку в глубине души опасался мести странного невидимого божества (как-никак святотатственный приказ отдал ведь он, Валтасар). Уж не оно ли выводит теперь эти письмена своими бескровными перстами? Когда же бесхозная рука вдруг повернулась и указала пальцем на царя, душа его ушла в пятки. Ему, ему адресовано послание, он согрешил, ему и отвечать за кощунство. Но какова же будет расплата? Царь жаждет это знать, и немедленно!

Началась беготня и суматоха. Непонятные иероглифы, как и предвидел Даниил, прочесть не удалось никому (еще бы – ведь пишущий использовал только что народившуюся персидскую клинопись!)*

Тогда в дело вступила египтянка Нитокрис, гордая и властная царица-мать, которую самоуверенный сынок опрометчиво отстранил от власти. Ее задача состояла в том, чтобы ввести во дворец Даниила. Все остальное многоопытный старец проделал сам – отвлек внимание генералов от города, напугал царя и вельмож, а главное – помог персам проникнуть во дворец.

========================================
Даниил напугал царя и подтолкнул к атаке
========================================
Сначала он театрально и патетично «подал» весьма банальный текст. Скорее всего, реальные «вавилонские скрижали» отличались от того, что потом записал в свою книгу Даниил. Вместо начального «МЕНЕ» там могло стоять, допустим, «МАНА» - древнее название страны гутиев (кутиев)**, которые первыми ворвались в город. Смысл этого понятен и без перевода: «Мидяне уже здесь, во дворце!» Нетрудно представить, что в атмосфере всеобщего патриотического угара мрачное пророчество произвело впечатление холодного душа. Но хватило ли этого Валтасару для немедленного назначения пророка третьим человеком в государстве? Хватило ли этого Дарию, чтобы включить Даниила в триумвират князей-правителей? Вряд ли. Высшие должности следовало заслужить. Много лет назад, разъясняя Навуходоносору весть о свержении, Даниил придумал, как отсрочить или даже отменить приговор Небес. Вот и теперь мудрец не ограничился угрозами, но заодно подсказал царю выход из тупика:

«Час битвы пробил,
враг у стен дворца,
спасайте веру, трон и государство!
Пока их мало, можно победить,
срази же Ману, царь, без промедленья!»

Испуганный царь так и поступил – экстренно отправил к воротам гвардию, а пророка щедро наградил за весть об опасном прорыве врага - за спасение Отечества, так сказать.

 Выше уже отмечалось, что там, у ворот отборные воины Вавилона действовали на редкость непрофессионально – открыли двойные ворота и бросились на врага не раздумывая. Что же так разъярило царских гвардейцев и заставило их забыть о всякой осторожности? Сложились, видимо, несколько причин – не выветрившийся хмель, жесткий приказ царя, насмешливые окрики мидян и их малочисленность. В дополнение ко всему среди бегущих к воротам халдеев могли быть и изменники – сообщники Даниила. Коварные мидяне, расправившись с нетрезвыми привратниками, должно быть, попрятались (дело-то происходило ночью), а на свету оставили небольшую группу провокаторов, которая принялась шуметь и надсмехаться над защитниками цитадели. Поверив в собственное численное превосходство, те яростно бросились на врага и вдруг ряды его резко умножились. Враги устремились во дворец и вскоре с Валтасаром было покончено.

Остается лишь поражаться хитроумию Даниила, сумевшего получить награды от обоих противников - и от Валтасара, и от Дария.

И здесь, как и прежде, реконструированная история, освобожденная от сверхъестественного, становится более логичной и цельной.

--------------------------------------------------------
        *Древнеперсидская клинопись — наиболее молодая из клинописных форм письма. Знаки только внешне напоминают
          аккадскую или шумерскую клинопись. Одни исследователи полагают, что она была создана по официальному приказу
          царя Дария I (522 — 486 гг. до н. э.).
          Другие приписывают ее царю Киру, основателю династии Ахеменидов.
     **Мана (Манна) — государство в Восточном Закавказье в первой половине первого тысячелетия до н.э. В период 615-
         590 годов Мана была подчинена Мидией и включена в ее состав.
--------------------------------------------------------



(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).


Рецензии
Спасибо. Очень интересное исследование. Гибель Древнего Вавилона - предостережение современным государствам, но правители и народы ведут себя безответственно во все времена. И, как верно Вы заметили, "реальные «вавилонские скрижали» отличались от того, что потом записал в свою книгу Даниил". А если допустить, что все древние тексты были написаны сравнительно недавно, то картина становится совершенно иной.
Как раз сейчас перечитываю понравившуюся в студенческие годы книгу
А. В. Белявского "Вавилон легендарный и Вавилон исторический". Древняя история полна легенд. Наше время тоже будет легендарным. И точных сведений никто не найдёт... В этом особенность истории. Спасибо Вам.

Правнук Плюшкина   21.05.2017 14:12     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за благожелательный отзыв. Это всегда приятно и мотивирует каждого автора.
Книгу Белявского я тоже очень люблю. Она как раз доказывает, что кое-что полезное можно извлечь даже из легенд.
С уважением,

Томас Твин   21.05.2017 15:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.