Уроки государственности

Прозвенел звонок и в кабинет, где 11Б класс веселился после физкультуры, стремительно вошел молодой преподаватель государства и права.

– Здравствуйте, дети! – громко и четко, словно выступя с трибуны, приветствовал он не успевших утихомириться школьников.

– Здравствуйте, Иван Петрович! Здрасьте! Приве-е-е-е-т! Ого, он сегодня в галстуке!

– Дети, – подчеркнув именно это обращение к уже не считающим себя детьми школьникам, продолжил говорить учитель, небрежно бросив портфель на стол, – сегодня у нас будет не обычный урок, а школа государственности, – выдержав многозначительную паузу, он обвел класс взглядом и, улыбаясь, добавил. – Сегодня вы не дети, а граждане! А я не учитель, а консультант по государственности. Мы с вами прямо сейчас создадим государство и посмотрим, что это такое.

Класс озадаченно замолчал, все давно привыкли к тому, что уроки государства и права проводятся проформы ради, что никого не интересует, усвоили ученики материал или нет, потому что ни в одном ВУЗе этот предмет не требуется, нет его и в ЕГЭ, поэтому нет никакого смысла напрягаться и засорять мозг ненужными сведениями. Все равно от них ничего не зависит, все равно за них решают родители, все равно им давно уже все равно – главное жить весело и не заморачиваться.

– Вы все знаете, что в государстве есть власть и есть народ. Сейчас, когда государства у нас с вами нет, вы все народ, который решил стать государством. Кто скажет, какой главный признак государства?

– Название… Граница… Валюта… Президент… Армия… – школьники легко подхватили игру и зашумели, выдавая идеи на гора, заново вспахивая нетронутую целину ранее приобретенных знаний о государстве.

– Вы правы во всем, но нужно с чего-то начать, – учитель улыбнулся и пояснил, очертив рукой круг над головой, – наш класс это и есть граница государства. Для простоты пусть наше государство так и называется «Класс 11Б». Согласны?

Школьники закивали, ожидая интересного продолжения игры.

– Любое государство нуждается в защите, поэтому нам нужны силовики. Кречетов, назначаю тебя главным силовиком. Быстро подбери себе пятерку подчиненных по своему усмотрению. Но учти, на тебе безопасность государства и его граждан. Уже подобрал? Молодец! Вот такие силовики и нужны государству – быстрые, решительные, сильные! Кречетов, выстави силовиков по периметру границ государства!

Началась суета, школьники явно увлеклись игрой, забыв, что находятся в школе и идет обычный урок столь нелюбимого ими государства и права.

– Может ли армия существовать без Президента? Логично предположить, что нет, поэтому нам нужен Президент. Зайкин, встань! Выйди к доске, повернись к народу! Народ, это ваш Президент!

Класс недовольно загудел, кто-то засвистел, полетели бумажные шарики в худого очкарика, который в одночасье был назначен Президентом их государства.

– Кречетов, а ты чего бездействуешь? – возмутился учитель. – На Президента покушаются, а ты стоишь лыбишься! Немедленно подавить протестные настроения!

«Силовики» недоуменно переглянулись, они явно не ожидали, что им придется выполнять свои роли в реальности. Потом неуверенно двинулись по рядам, где словом, где подзатыльником усмиряя шум и протесты. Класс затих, но тишина пахла недовольством, непониманием и обидой.

– Стоп! Что сейчас произошло? Кто-то может мне объяснить, что именно сейчас произошло? Нет? Тогда слушайте!

Только что я на ваших глазах попрал ваши законные Конституционные права и своим единоличным решением назначил вам Президента. Не вы ли должны были потребовать законных выборов и не вы ли должны были определиться, кто именно заслуживает этого звания в вашем государстве?

Так чего не хватает в вашем государстве? Правильно – Конституции и выборов! Но, несмотря на это я, имея влияние на силовиков, подавил народные волнения и заставил граждан смириться с фактом, что Зайкин ваш Президент. Внимание вопрос: «Может ли быть Президентом человек, которому не подчиняется армия?» Нет, Кречетов, ты тоже не можешь быть Президентом, потому что это будет просто военным переворотом, а ты будешь диктатором. Но мы же с вами строим народное государство, нет?

Тем не менее, Зайкин, ты по прежнему Президент этой страны, потому что к власти ты пришел, и силовики тебе в этом помогли. Твои первые шаги на новом посту?

– А я могу отказаться? – съежившись под взглядами одноклассников, пискнул Зайкин.

– Нет, потому что определенные круги, имеющие огромное влияние на государство, считают тебя именно тем человеком, который будет поддерживать их интересы в государстве.

– А как же народ? – Зайкин опасливо поглядывал на класс, инстинктивно стараясь держаться поближе к «силовикам».

– Во-о-о-т! – Иван Петрович сиял, как начищенный самовар. – Мы подошли к главному вопросу о взаимоотношениях власти и народа. Сейчас народ явно недоволен властью, но высказать свое возмущение ему мешает наличие силовиков. А почему, а на основании чего силовики препятствуют вам сделать то, чего вы хотите?

– Им приказал Президент… У них оружие… На их стороне закон… А у нас есть Конституция…

– Кто сказал «Конституция»? Лерочка Иванова, выйди к доске! Позвольте представить вам председателя Конституционного суда. Лерочка, теперь только от тебя в нашем государстве зависит, каким будет закон. Ведь, если мы все правильно понимаем, законы пишутся от Конституции, а не так, как это придумает кто-то.

– Правильно… Долой узурпатора… Даешь законы… даешь Конституцию…

– Мы с вами почти создали государство, но не нашли ответа на самый главный вопрос – а откуда берется Конституция? Кто ее написал? Почему этот документ считается самым важным в государстве?

Класс озадаченно примолк, никто и никогда не задумывался над этим, считалось само собой разумеющимся, что Конституция есть, а откуда она взялась, знает история. Но откуда возьмется Конституция в самопровозглашенном государстве «Класс 11Б»?

– Естественно, что не на пустом месте, – успокоил Иван Петрович приунывших «граждан», – история государственности насчитывает тысячелетия. Люди много раз решали эту задачу с переменным успехом и результатом, придя к выводу, что Конституция – это договор между народом и властью о том, как устроены их отношения внутри государства, какие полномочия есть у власти и как народ может влиять на власть. Самое главное заключается в вопросах собственности, выборов и власти. Кто обладает правом собственности на все, что нас окружает? Кто и как выбирает власть? Как власть может защищать себя и народ?

Прозвенел звонок, но никто не вскочил из-за парты. В классе стояла тишина, все ждали ответа на ставшие неожиданно важными вопросы.

– На следующем уроке мы рассмотрим Конституцию нашего государства. Но признаюсь сразу, у меня нет готовых рецептов. Ищите, читайте, думайте, предлагайте и будьте готовы защищать свой проект. Да, на следующем уроке мы будем рассматривать ваши проекты Конституции. Понимаю, что сейчас вам кажется это невозможным, но уверяю, что даже самый огромный проект начинается с маленького шага вперед.

С этими словами Иван Петрович подхватил портфель, который так и не раскрыл, и так же стремительно, как появился, покинул кабинет. Школьники начали инстинктивно кучковаться, обсуждая странный урок и не менее странное задание учителя. Но главными словами в обсуждениях были «с чего начать… где искать… кто будет писать… с чем сравнивать…» Мозги школьников заработали на полную катушку.

А в вашей школе проходят такие уроки государственности? А с вашими детьми занимаются такие преподаватели? А вы знаете, как написать Конституцию?


Рецензии
Серёга! Класс! Всё правильно, за исключением одно маленького "но"...

Учитель прекрасно вышел из положения - НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ!!! Вот так. Программа передач на ЗАВТРА!

Нет! Нет! Нет! Нет! - мы хотим сегодня! Вам сказали - ЗАВТРА!!!! ЗНАЧИТ - ЗАВТРА!!!!

Отлично!
Идея принимается!

С уважением, Jerry.

Джерри Ли   30.11.2016 15:05     Заявить о нарушении
Я рад, Джерри, что урок тебе понравился :) К сожалению, попытка обратиться к педагогам с предложением о таком уроке, натолкнулась на стенку - у нас есть свои методики и планы.

Сергей Шангин   30.11.2016 15:08   Заявить о нарушении
Сергей!
У меня две внучки - одна во втором, другая в третьем классе. От школьных планов мы, дед с бабкой, скоро с ума сойдём. О родителях я уже не говорю...

Хоть бы одним глазком посмотреть в светлые очи творцов этих планов!

С уважением, Jerry.

Джерри Ли   30.11.2016 15:11   Заявить о нарушении
Дык, самому главному недавно дали коленом под зад, слава богу. Посмотрим, куда выкатит госпожа Васильева - новый министр наробраза :)

Сергей Шангин   30.11.2016 15:13   Заявить о нарушении
То есть, ты задаёшь риторической вопрос - куда кривая вывезет? Ну... не знаю...
Однако в принципе, догадываюсь...

С уважением, Jerry.

Джерри Ли   30.11.2016 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.