Диалоги о Пушкине. Вопрос 23
Как называется произведение Пушкина, в котором он прощается с «байронизмом»?
Процесс перехода от романтизма к реализму у Пушкина шел эволюционно.
Попробуйте-ка сказать, где кончается день и начинается ночь? Трудно, ибо между ними есть вечер, сумерки.
Хорошо развернутый ответ потянет на реферат, который в данном случае не требуется, поэтому будем краткими.
Юный Пушкин (Лицей и позже, до ссылки) – еще во власти подражания Державину, Жуковскому…, хотя гений его уже заявил о себе.
В кишиневской ссылке он основательно знакомится с творчеством Байрона и увлекается им. Это продолжается довольно долго – «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан»… принесли ему славу первого поэта России.
На этих сочинениях в той, или иной мере лежит отсвет «байронизма».
1823 – год идейного кризиса: романтизм, несколько «безадресный», оторванный от правды жизни его уже не удовлетворял. Периодом исканий явились многие стихи и крупные вещи, писанные в основном в Одессе (3-4главы «Евгения Онегина» и замысел «Цыган», которые записаны уже в Михайловском), но автор уже понимал губительность философии индивидуализма, доведенную Байроном до апогея, и осуждал ее:
«…Ты для себя лишь хочешь воли…»
Позже, в 1830 году, собираясь жениться и поискать счастья на проторенных, вполне реальных дорогах, он напишет:
Здравствуй, счастливое племя,
Узнаю твои костры:
Я бы сам в иное время
Провожал сии шатры.
Завтра с первыми лучами
Ваш исчезнет вольный след,
Вы уйдете, но за вами
Не пойдет уж ваш поэт.
(Намек на то, что Пушкин, живя в Молдавии, ушел с табором и жил с ним 2 недели).
Но… проторенная дорога и цыганская тропа разбежались в разные стороны…
Расставаться с «байронизмом» Пушкину было совсем непросто: Байрон гениален и велик, но течение это – вчерашний день литературы; она, как и всякое развивающееся искусство, должна идти вперед, и, как правильно считал Пушкин, именно к реализму, к художественной правде. Поэтому он, достойно простясь со своим кумиром (некоторые строфы «К морю» и молебен по Байрону в Михайловском), постепенно выдавливал из себя влияние мятежного лорда.
Послушаем самого поэта:
Какие чувства б ни таились
Тогда во мне – теперь их нет:
…………………………………………
Другие дни, другие сны,
Смирились вы, моей весны
Высокопарные мечтанья,
И в поэтический бокал
Воды я много подмешал,
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
…………………………………………
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.
«Эта строфа давно признана манифестом пушкинского художественного реализма» (Н.Бродский).
К последней главе «Евгения Онегина» Пушкин поставил эпиграфом начальные строки стихотворения Байрона:
Прощай, и если навсегда,
То навсегда прощай…
Очевидно это не только прощание с любимыми героями «свободного романа», где так полно отразился сам Пушкин, но и с «байронизмом».
«Евгений Онегин» – ПЕРВОЕ ПОДЛИННО РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-ГО ВЕКА.
По ходу создания романа Пушкин то и дело отрывался для других сочинений, например, «романтической трагедии» (как он сам назвал) «Борис Годунов», в которой тоже нет, да и не должно быть, «байронизма”» (разве что легенда?!), или «Граф Нулин» – поэма, которою Пушкин поэтически осуществляет свои альтернативные соображения по поводу «Лукреции» Шекспира – что было бы, если бы Лукреции пришло в голову дать пощечину Тарквинию?!
И тоже обошлось без «байронизма», т.е. это уже был период, когда Пушкин, перешагнув Рубикон, преодолел влияние своего кумира.
«Евгению Онегину» предпослано стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», в котором, на мой взгляд, Пушкин и «озвучил» свой выстраданный, логически осознанный переход на рельсы РЕАЛИЗМА.
Свидетельство о публикации №216052000723
С дружественностью.
Нелли
Нелли Мельникова 21.05.2016 18:17 Заявить о нарушении