Берегами осеннего Волхова

Позолотой рисуя пейзажи, ходит Осень вдоль сжатой межи. Что в глазах твоих сумрачных, княже? Отчего ты не весел, скажи? Верный конь роет землю копытом… Да, лихие у нас времена, честь и доблесть почти позабыты, да и совесть почти не нужна. Разогнулась столетий пружина, бесхребетным – теперь лишь житьё. Крепко спит во курганах дружина, да и вряд ли разбудишь её. Чем помочь тебе могут потомки? Ни меча у них нет, ни гроша… Пара песен в дорожной котомке, да ещё – на распашку душа.


***

Как в меха, обернувшись в туманы, Лада-крепость застыла в веках. Я целую старинные раны, что на милых остались руках. Но уста не несут исцеленья, лишь тревожатся шрамы твои. Не стереть их столетьям забвенья, в каждом – снова грохочут бои. Сквозь времён непроглядные тучи ты любимую видишь во сне, что стояла на Волховской круче, как на Рериховском полотне. Под старинные русов напевы, поминая и меч твой, и щит, о тебе плачет Ладога дева, о тебе – дева Любша грустит. Им обоим темно и тревожно: на двоих - князь, и муж, и герой. Горький рок. Даже крепости сложно не единственной быть, а второй.

***

Выйду в Осень порою поздней. Прочь, кручина! Привычный враг… Витязь Небо в кольчуге звёздной расправляет свой синий стяг. Путь неведом его, нехожен - млечной тропкой меж сизых туч он идёт и из лунных ножен, словно меч, вынимает луч. Отступило дождей ненастье, в зыбком свете бежит стезя. Не зови ты, моё несчастье, то, чего воротить нельзя. У реки над плакун-травою Дед Камыш ворожит седой. Ничего от него не скрою - слёзы льются живой водой. Ворожи, ворожи, родимый, утешенье усталых душ. Лес дремучий, непроходимый огоньками всё манит в глушь - древних духов мерцают глазки, колдовской навевая сон…
От былой новгородской сказки и осталось – лишь гуслей звон да цветы, чей был запах сладок… Но теперь и они – ничьи. В тёмном море чужих догадок потонули мои ладьи. Убегу – ничего не жалко, под шумящую сень берёз. Хороша из меня русалка в ожерелье из горьких слёз.

***

В чистом поле
гнётся колос
одинокий.
Мне о воле
пел твой голос…
Пой, далёкий!

Пой, мой лЮбый!
Пой, упрямый, -
всё мне мало.
Я не в губы -
в душу прямо
целовала.

А теперь пришёл мой срок,
и нету боли.
Гладит косы ветерок.
Лежу я в поле
средь неубранного хлеба…
Так случилось.
А в глазах – родное небо
отразилось.



----
Волхов - Старая Ладога - Любша - Велеша
На исходе лета
2015


Рецензии