Бабочка

Это уже потом Наташа поняла, почему цена за комнату была такой смехотворной. Тихими соседями оказались две старухи и семья , состоявшая из беременной мамы, папы и почти троих детей. Одна старуха оказалась совсем нездоровой.Увидев Наташу, она сразу рассказала ей о своей жизни в подполье, и что живет она там с товарищем Кубряком и кормит его колбасой.
- Не обращайте внимания, это Марта Петровна. Она у нас того.- успокоила насторожившуюся Наташу беременная мама.- Она не опасная. Помешана на этом Кубряке и колбасе. Вы ей ничего не давайте, она не голодная. Соцслужбы ей там что- то носят всё время. Ею занимаются... И добавила, понизив голос- Скоро её того... Увезут... Куда надо...И комната нам достанется...ой, а это у вас что, скрипочка?
- Да, это скрипка. Я скрипачка- ответила Наташа. -Я в музыкальном институте учусь, который через дорогу.
- Вы тут со своей скрипочкой потише.- предупредила беременная мама.- У меня дети. И вообще... Здесь вам не фиралмония.
-Филармония.- поправила Наташа.- правильно говорить филармония. А занимаюсь я в институте. И тут же подумала- Съеду. Не выдержу .


  Вторая старуха всё время, постоянно , беспрерывно что- то стирала и мыла. При этом она , как правило, шептала проклятья в адрес соседей, особенно если мыла она места общего пользования.
-Всё позасирали- сказала она Наташе, указывая тряпкой на комнату, в которой жила семья с детьми. - Засранцы проклятые. И дети такие же. В уличной обуви и на кухню. Оглоеды. А эта плодится, чтобы меня отсюда выжить. И добавила, повысив голос- Но ничего у них не получится! А ты погромче, погромче на скрипке - то играй. Я музыку люблю. Я между прочим шесть лет в филармонии проработала. И, подойдя поближе к комнате беременного семейства , вызывающе крикнула- Слышали? В фи- лар- мо- ни- и!
-Гардеробщицей!- не задумываясь, ответил голос из комнаты.- Гар- де- роб- щи - цей ты там проработала , старая квазиморда, мелочь по карманам тырила.
-Квазимодо. Правильно говорить Квазимодо- заметила Наташа и опять подумала- Не выдержу. Съеду.


  Но потом как- то всё устаканилось, и Наташа начала понемногу заниматься дома. И даже беременная мама была не против. Она себя неважно чувствовала, всё больше лежала и спала. А дети шумели и докучали. И тогда Наташа забирала детей в свою комнату- Айда за мной, малышня! Сейчас будет веселый концерт. Наташа наигрывала им детские песенки, постепенно переходя к серьезным произведениям, которые она учила в институте. Девчонку музыка интересовала мало, но зато у Наташи имелась шкатулка с бусиками, которые очень интересно перебирать в руках . Девчонка звенела бусами, трясла шкатулку, а потом цепляла украшения на тонкую, худую шейку и любовалась в трюмо своим отражением.
А мальчишка при звуках скрипки замирал. Открыв рот, он вбирал в себя каждый звук, восторженно сжимал ладошки и всё повторял- Ещё! Ещё! И Наташа смеялась, Наташа играла, Наташа радовалась, что её музыка оказалось кому- то нужна, пусть даже маленькому , несмышлёному мальчику.
А однажды он попросил- Я тоже хочу! Я хочу попробовать! Можно подержать? И Наташа протянула ему скрипку, а он осторожно взял инструмент, прижал подбородком, как это делала Наташа , протянул смычком по струне густой , глубокий звук и расплакался.
- Ты чего? -перепугалась Наташа.-Ты чего, Мишенька?
- Хочу! - разревелся Миша- Хочу уметь! Я хочу уметь играть на скрипке!
И тогда Наташа робко постучала в дверь Мишиной комнаты. Беременная мама лежала на кровати, подставив солнцу свой огромный живот.-Натворили чего? Вот придёт отец, он им по ушам...
- Миша хочет играть на скрипке. Разрешите, пожалуйста. Я буду с ним заниматься. Я найду ему скрипку. Привезу из дома свою , детскую.Он очень хочет. Он плакал.- выпалила Наташа на одном дыхании.
- Плакал...- недовольно выдохнула беременная мама. Не мальчик, а рохля. Вот Светка моя- ну, бойкая! А этот... Как и не мальчик вовсе... Потом подумала несколько минут и добавила- Хотя , ладно... Пусть развлекается. И мне легче. А Светку будешь брать? Пусть слушает.
- Буду! - пообещала Наташа- И бусы подарю.


  Но всё оказалось не так просто. На первом же уроке Миша заявил, что не хочет играть детские песенки и всякую ерунду.
- А что же ты хочешь, Миша?
И Миша вытянул шею, зажмурил глаза и удивительно точно и чисто стал напевать " Лебедя" композитора Сен- Санса.
- Миша! Миша!- выдохнула удивленная Наташа- Ты где это слышал?
- По радиве- расплылся в улыбке довольный Миша.
- Радио- поправила Наташа. - Правильно говорить- радио.
- Когда генсека хоронили, он под радиолой целый день просидел , как заговоренный- подала голос из коридора соседка баба Зоя, которая как раз мыла пол около Наташиной двери- Всё слушал и слушал. Что за ребенок! Другие на улице бегают, салки- догонялки, а этот как не от мира сего!
- Миша, это очень сложно! Боюсь, что у тебя не получится- расстроилась Наташа. - Давай попробуем про Ёжика?
Но Миша решительно покачал головой- Нет! Не хочу ёжика. Ёжики колючие. Лебедя хочу.
- Эх, зачем я за это взялась. Провальное мероприятие. - подумала Наташа и сказала- Ладно. Будет тебе лебедь.


  Спустя пару месяцев Наташа поняла, что в её руках- удивительный, редкий талант. Бриллиант, требующий огранки. Мальчик Миша. Мальчик Миша играл Лебедя. Одна рука подрагивала лёгким вибрато, а вторая уверенно водила смычком по струнам. И старая детская Наташина скрипка отзывалась, как никогда в жизни, пела, плакала, и звуки растворялись в воздухе, наполняя волшебством старую квартиру. Наташа распахивала двери, и все жильцы становились у порога комнаты, и бабка Зоя переставала тереть пол, и Марта Петровна забывала о своём Кубряке, и затихал младенец на руках временно не беременной мамы.
- Я не видела, я такого не видела!- плакала восторженная Наташа.
А потом наступило время выпускных экзаменов, и Наташа все время играла, но никто не препятствовал и не противился. И слегка беременная мама, укачивая младшенькую, говорила- Тише, тише, слушай, какая песенка, слушай и спи. А Миша сидел в уголке Наташиной комнаты, впитывая в себя пронзительные звуки скрипки и вздрагивал маленьким тельцем. И Светка в бусах танцевала перед старым трюмо, вытягивая худую и бледную шейку- Смотри, Миша, смотри! Я лебедь!
Растаяли последние звуки выпускных экзаменов, диплом в красной корочке, и все вещи собраны. Наташа возвращается домой, в маленький приморский город, где крики чаек, солёный воздух и узкая цветущая улочка, ведущая к музыкальной школе- там с нетерпением ждут Наташу- молодого и перспективного специалиста.
Бабка Зоя торопливо протирает полы. После Наташиного отъезда ничего нельзя мыть. Примета. Чтобы лёгкой и счастливой была дорога.
- Вы только не бросайте, не бросайте скрипку! - то и дело повторяет Наташа, обнимая притихшего Мишу. - Нельзя! Нельзя бросать!
- Я бабочку хочу!Бабочку! Как у того дяди на твоем концерте.- шепчет Миша, уткнувшись мокрыми губами в Наташино ухо.- Бабочку! Бабочку!


  И поезд набирает ход, а вместе с ним спешит и меняется жизнь , тихий приморский городок, светлый класс, лица учеников , сменяющие друг друга и пронзительные звуки скрипки растворяются в солёном воздухе.
Узкая улочка, вся в цвету, петляет и ведет Наташу к родной калитке. Наташа ищет в сумке ключи, перекладывая из руки в руку букеты цветов от благодарных учеников и папку с нотами.
- Помочь?- такой знакомый голос за спиной. Мужской и густой, но с неуловимыми нотками той, далёкой, студенческой жизни. Наташа оборачивается. Наташа всматривается в незнакомое лицо, постепенно угадывая в нем детские черты.
- Миша? Миша!Ты ли это!
Наташа обнимает незнакомца, Наташа целует его в смеющиеся глаза- Миша, мой хороший, пройди, пройди в дом, как ты, Миша, как ты?
- Играю.Готовлюсь к серьёзному конкурсу. Наташа, если бы не ты... Не Вы... Я с тех пор стал фаталистом. Я верю в судьбу. Я знаю, что люди просто так не встречаются. Вы подарили... Подарили мне... Меня...
Наташа роется в ящике старого комода. - Ах, Миша, сколько я думала о тебе! Мне снился твой Лебедь! Сколько я мечтала о таком ученике, как ты, Миша! Вот.... нашла..
- Вы подарили мне музыку, подарили мне меня... - вновь и вновь повторяет Миша.
- Бабочка! Бабочка, Миша! Твоя бабочка, она ждала тебя все эти годы! Ты поиграешь мне?


  Миша улыбается. Миша взмахивает смычком и пронзительные звуки скрипки вылетают из окон, растворяясь в солёном воздухе....


Рецензии