Свое место

Каждый человек в этой жизни занимает свое определенное место. К сожалению,
не исключены случаи, когда в человеческой иерархии  люди занимают не свои места. Это имеет место и на производстве, и в бизнесе, и в политике и даже в системах управления.
Но мне не хочется говорить о таких людях, потому, что, как правило, в таких случаях суждения не достаточно компетентны и, что хуже всего, не объективны.
Мне хотелось бы воздать дань уважения тем, кто на своем месте практически всегда, за исключением может быть, периода глубокой старости и недомоганий.
В обычной жизни все семьи строятся примерно по одному и тому же принципу. Есть старшие - родители, и есть младшие - дети.
Если родители на своих местах, им удается правильно растить и воспитывать своих детей.
Если даже кто-то из родителей не совсем на своем месте (пьет, шляется вне дома  и т.д.), все равно, как правило, никто его не замещает, он остается на своем месте.
На службе, Слава Богу, подолгу удерживаться человеку не на своем месте, гораздо сложнее. Или хозяева уберут, либо внешние факторы заставят.
О том, насколько важно быть на своем месте, подчеркивает даже Воинский Устав, который провозглашает, что военнослужащий должен знать свое место в строю, и быстро его занимать. (Когда надо) 
Возьмем для примера крестьянскую семью. Дети учатся в школе, родители где-то, как-то работают, обеспечивая хлеб насущный. Дети окончили школу  и многие из них уезжают в город, чтобы продолжить образование в одном из институтов.
 Через время с помощью и поддержкой родителей, они завершают образование и получают какую-то профессию. Чаще всего в их селе нет работы по специальности: геолог, машиностроитель, и т. д.
К тому же молодежь за годы учебы, уже привыкла к городскому образу жизни и не горит желанием вернуться в село.
Чаще всего они женятся на городских девушках, решая этим способом вопрос жилья, затем где–то устраиваются на работу, завершая формирование новой ячейки общества.
Все это время новая, не оперившаяся семья опирается, в пределах возможного, на помощь и поддержку родителей.
Родители пока на своем месте? Думаю, что да. Проходит время. Молодая семья крепнет и развивается. Старая слабеет и от возраста, и от затруднений ведения полноценного хозяйства.
Бывая у родителей, дети замечают, какой огромный разрыв в форме быта у них, и у их родителей. Что делать? Многие начинают звать родителей к себе, будучи убежденными, что там им будет лучше.
Так ли это? Вот в этом то и весь вопрос.
Пока родители живут в своем сельском доме, несмотря на все трудности  быта, а может быть и материального плана, они продолжают быть, хорошими, или плохими,  хозяевами, и продолжают, хоть и с трудностями, быть на своем месте, как-то решать вопросы своей жизни и не на кого не оглядываться. 
Ну, а если родители переехали к детям. Хотя если они оба живы, то такие переезды довольно редки. Чаще всего это происходит, когда остался один из родителей.
У меня был друг.  Он работал главным инженером на заводе. Родом  был из одного высокогорного села,  сравнительно недалеко от Батуми. Однажды он пригласил меня в гости в свое село.
Родители его были не молоды, но еще достаточно бодры.
Мать ради гостя решила забить поросенка. Я полагал, что отец возьмет нож, и пойдет совершать эту «Казнь». Но не тут то было.
 Отец прилег на тахту, на голову положил подушку, а вдобавок еще уши закрыл руками, чтобы не слышать поросячьего визга. Мой друг рассказал мне, что всю жизнь было так. Отец даже курицу не мог зарезать. Все всегда делала мать.
Убив поросенка, она его очень быстро почистила и пожарила, вовремя подав гостям самый  отменный сельский деликатес. Впрочем, он и в городе - деликатес.
Пока мы утром встали, она успела наготовить уйму всякой вкуснятины, Причем чувствовалось, что она все это делает легко и свободно, радуясь тому, что удачно потчует гостей.
Во время разговора выяснилось, что ее уже очень давно беспокоит нога, и она не знает чем и как лечить ее.
Сын предложил ей поехать с нами в Тбилиси, и там обследоваться. Она согласилась и поехала с нами.
Случилось так, что через пару дней после приезда, я по каким-то делам зашел к моему другу домой, они  жили в недавно построенном новом доме. Квартира была хоть и не очень богато обставлена, но ухожена до беспредела. Особенно меня поразил паркет. Он сиял, как зеркало. Наверное, даже бриться можно было. Члены семьи передвигались на «лыжах» из тонкого войлока, и своими передвижениями еще больше заставляли сиять паркет.
Я увидел его маму. Она сидела на уголочке тахты, поджав под себя ноги. От сельской героини, которой я ее видел два дня назад, и следа не осталось. Она явно чувствовала себя лишней и никчемной, как вольная птица, посаженная в тесную клетку.
Она просила сына, как можно скорей вернуть ее домой. Я поддержал ее, хотя это, вероятно, было не совсем  тактично.
До сего времени помню, что у меня в голове тогда возник, однажды виденный, образ певчей птички, погибшей от неволи  в непривычной  для нее клетке.
Слава Богу, он вернул ее в деревню, и она еще довольно долго прожила.
Что я хотел показать этим примером?  Просто то, насколько человек силен и действенен пока он на своем месте, и насколько ему плохо, когда его передвигают на неподходящее для него место.
Конечно бывают случаи, что старушке некуда деваться, и она как-то ютится у своих детей.(Пусть простят мне молодые такую формулировку. Вероятно, бывают и хорошие варианты.) Со стариками хуже. Они плохо приживаются на другой почве и зачастую безвременно уходят. Но если они остаются у себя, то до последнего часа чувствуют себя на своем законном месте. И очень может быть, что этого положения и не надо менять. Если есть возможность помогать, то пусть Господь воздаст за это! 
В свое время меня сильно удивляло, что родители наших советских вождей, как правило, остаются жить там, где они и раньше жили. Чаще всего в деревнях.  Я удивлялся, почему при таких возможностях, они не переведут их поближе к себе. Теперь я хорошо понял, что эти родители были очень мудры. Оставаясь там, где они жили, каждый из них чувствовал, что продолжает быть на своем месте. И другого ему не надо!
В свое время Олег Ефремов поставил во МХАТе спектакль «Соло для часов с боем». Там очень трогательная фабула, которой я не буду касаться. Суть в том,  что   в доме престарелых доживают свой век несколько старых пенсионеров. По пятницам они собираются  на квартире у одного своего друга,  где отвлекаются от ситуации дома престарелых,  и каждый из них бывает просто счастлив, когда ему на какое-то короткое время удается выступить в старой и привычной для него за всю жизнь роли, полицейского или часовщика. Эти роли они разыгрывают друг перед другом, и делают вид, что верят этому. То есть эти люди, хоть ненадолго возвращали себе чувство своего, но уже потерянного места, по которыму остро тосковали.
Когда я овдовел, по возрасту был уже глубоким пенсионером. Сын предложил мне переехать в Москву и взять на себя уход за тремя внуками, которым тогда было от 4 до 10 лет. Несмотря на то, что я очень любил и люблю внуков, я не мог согласиться.
 Я хорошо понимал, что буду себя чувствовать, как в вышеприведенном  примере с матерью своего друга.
Чувствовал, что это не мое место, и никогда моим не станет.
Кстати, когда меня через два года пригласили в Москву, на должность топ-менеджера в строительную фирму, я с удовольствием принял это приглашение и несколько лет отработал там.
Мне кажется, что человек должен чувствовать на своем он месте или нет, в особенности, если это касается службы.
 Приехав в Москву, я должен был взяться за дело, которым никогда не занимался.
Поэтому, вначале у меня возникали мысли, а может это не мое место?
Через какое-то время это стало мое место. 
Иногда приходится бороться, чтобы доказать, что какое-то место, именно твое место. 
Я помню, что по какому-то делу в республике сняли одного министра и двух руководителей ведомств, равнозначных министрам.
Эти двое, как–то сразу потерялись, а министр пошел в свое же ведомство рядовым сотрудником.
Причем он «нос не повесил» продолжал и в обществе, и среди людей нормально держаться. Даже одевался, как всегда.
На работу пошел помощником к своему бывшему сотруднику. Но дело, есть дело. Постоянно возникали ситуации, где наиболее компетентное решение мог предложить бывший министр. Постепенно его стали выдвигать.
Короче, года через три, он возвратил себе кресло министра, убедив всех, что это его место.
Уже более пяти лет я живу в селе. Мы, вместе с детьми, здесь купили дом с приличным участком, который как-то обрабатывается. Здесь у меня нет ни одного родственника. Но зато каждый год, спасибо Господу, приезжают дети и внуки.
 Пока они приезжают ко мне в гости. И мы встречаем их, стараясь скрасить их пребывание здесь Я ежедневно благодарю Господа Бога, что он сохранил меня в роли руководителя семьи. (Даже если номинального - пусть) 
То есть я пока продолжаю быть на своем месте. Должен сказать, что у меня с моими взрослыми сыновьями сложились и поддерживаются гениальные отношения. Все мы чтим суверенитет друг друга, и глубоко убеждены, что каждый на своем месте.   
В заключение мне бы хотелось сказать, что «свое место» - это не декоративная фраза. Ее надо знать, понимать и даже руководствоваться ею, а если надо, то и бороться за своё место.


Рецензии
Быть на своём месте- вероятно, быть там, где есть твоя точка опоры.
В течение жизни меняется точка опоры, приходится её долго искать.
Иногда всю жизнь...
В моральных ценностях она не устаревает, а вот физически?
Есть сложности в её нахождении.

Татьяна Фучиджи   23.05.2016 10:34     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна!
К сожалению Вы правы.
С годами место человека меняется.
И это надо понимать и этому соответствовать.
Иногда я думаю, что старый князь имел шанс
Всю жизнь оставаться на своем месте. Я им
завидую.С уважением

Михаил Шаргородский   23.05.2016 15:31   Заявить о нарушении
Имею слабость- цитировать ценные, мудрые мысли....
– Умение жить какой-то внутренней целесообразностью, и, соблюдая эту высшую целесообразность, не бояться неожиданных ударов. Важно нежелание идти на поводу у людей или направлений. В Евангелии все сказано. Быть честным, порядочным, добрым. Главное в человеке, конечно, совесть. Совесть смягчает человека. Это великий дар, данный от природы. Я думаю, с обостренной совестью жить сложнее, но та же обостренная совесть облегчает жизнь и помогает выжить" (Из интервью - Фазиль Искандер)
Михаил Савельич, Вы где, Вас не слышно)))

Татьяна Фучиджи   02.08.2016 08:21   Заявить о нарушении
Таня дорогая!
Спасибо, что появились. А под своим местом, я подразумевал не столько точку опоры, сколько то место которое человеку положено занимать :председатель, главный инженер, учитель в школе, боевой командир, хорошая хозяйка в доме..
То есть человек находится на каком то месте, и хорошо выполняет то, что на этом месте положено. И это по-моему более важно, чем чувствовать собственную опору
ТАнь!Люди, которые много ездят, не могут запланировать и Кавказ? С уважением

Михаил Шаргородский   02.08.2016 09:41   Заявить о нарушении
Этим людям очень дома не сидится....
Кавказ подо мною,
Один в тишине)))
Дальше Машука не была(
ОЧ ХОЧЕТСЯ...
А виза на Кавказ нужна?
На том месте, где должен быть человек- ему необходима, очень необходима устойчивость- хороший дом(семья), жизненные идеалы, о ктр пишет Искандер, материальное, хотя бы минимально-оптимальное благосостояние...

Вот это я и имела ввиду- чтобы на что-то или на кого-то можно было опереться)))
Вы, Михаил Савельевич, побудили меня многое прочесть. Хотя сейчас у меня чтение- почти главное хобби.
Вот когда стало интересно жить)
Недавно Арсеньева прочла с удовольствием- когда бы я в школе стала его вычитывать?
- Никогда...)))

Татьяна Фучиджи   02.08.2016 10:59   Заявить о нарушении
Мне захотелоь рассмотреть у председателя, главного инженера, учителя в школе, боевого командира, хорошей хозяйки в доме..их базис)
А они на своих должностях и местах, как бы надстройка)
Вот без базиса я укатила из Владивостока.

Татьяна Фучиджи   02.08.2016 11:27   Заявить о нарушении
Владивосток- это Дальзавод в моей жизни) http://www.proza.ru/2011/05/07/737
Один раз хотела на АТС-ку устроиться. Говорят- Приходи...
Пришла, а там шкафы, шкафы с клеммочками. Но это же не моё.
Меня аналоговой вычислительной технике учили, да и то программированию..
Но это небольшие "лирические" отступления в моей профессиональной жизни.
В дальнейшем, моя служебная карьера сложилась.
Даже некоторые задачи решала во сне и между делом на кухне.
Ведь на кухне мыслить можно и о работе. Если она достойна внимания.
СПасибо Вам, М.С.

Татьяна Фучиджи   02.08.2016 11:35   Заявить о нарушении
3.08.2016 Для информации.
В Грузию виза не требуется, То что говорил Фазиль к нам отношения не имеет. Мы живем в селе в 20минутах от города. Городскую квартиру навещаем один раз в неделю Места здесь хватит на взвод солдат. И сад постепенно вырастает. Самый трудный вопрос-это сопровождение. Мне долгие поездки на машине не показаны. Что ни будь придумываем. К тому же вечерами, мы всегда дома
Желаю успехов.

Михаил Шаргородский   03.08.2016 17:37   Заявить о нарушении
Оказывается, приведённая мной цитата была ответом на вопрос :
"А что может спасти от отчаяния?"
из интервью http://www.medved-magazine.ru/articles/fazil_iskander_kreslonoctsy_okkupirovali_rossiu.2627.html
Наверное, отчаявшийся человек может "промазать", промахнуться на своё место в жизни)
Наверное, я Вам уже надоела. Просто хочется копнуть поглубже...- что это за штука - жизнь)

Татьяна Фучиджи   03.08.2016 18:36   Заявить о нарушении
За информацию отдельное спасибо)

Татьяна Фучиджи   03.08.2016 18:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.