Каменные надгробия богомилов с пиктограммами

Каменные нагробия, по сербско-хорватски «стечаки» встречаются повсюду на территории бывшей Югославии.
Массивные могильные камни весом в несколько тонн известны, как «богомильские камни». Это памятники древнего религиозного культа.               

Что может скрываться за этими изображениями?
На одном из надгробий богомилов изображена фигура человека, у которой поднятая кисть правой руки немного увеличена, а левая рука согнута в локте. Имеются изображения геометрических фигур: круга, прямоугольника с утолщёнными сторонами и диагональю, а также предметы вооружения — лука со стрелой и палицы.

В нижней части — три вертикальных прямоугольных геометрических фигуры, напоминающих столбы или колонны.
Все изображения объединены стихийно, признаков принадлежности к какой-нибудь группе по одному из свойств нет.
Изображения на надгробии не несут какого-нибудь культового смысла, не изображают сцены из бытовой жизни.

При дальнейшем исследовании изображений, внимание привлекли линии на правой и левой руке человеческой фигуры. Чем-то это напоминало указатели движения, может чтения?

Мы предположили, что изображения на надгробии могут быть пиктографическими знаками,  фонетические значения которых объединены в текст.
Слова, обозначающие предметы, части фигуры должны быть частью текста!
Например, такие: пальцы, круг, голова, лук со стрелой, локоть, дубина, загон для скота.
Но как читать и объединять эти слова?

По-сербски слово «пальцы» - прсти, чем-то напоминает слово «прости»!
Вот вариант слов, принятых для обозначения пиктографических знаков:
ПРСТИ, ЛУНА, ЗАТИЛОК, ЛУК, ЛОКОТ, ПАЛИЦА, ОКОПАЛ ПОЛОВИНА.
Значения пиктографических знаков были выбраны такие:
Прсти — пальцы, по-сербски;
Луна — форма полной луны;
Затилок — затылок, явно изображена затылочная часть головы человека;
Лук — изображение лука со стрелой;
Локот — локоть левой руки;
Палица — палица, боевое оружие;
Окопал половина — изображено поле, окопанное периметру, а также обозначено, что поле разделено пополам диагональю.

Правило чтения:
Слова «прсти», «лук», « палица» читаем в прямом направлении, на это есть указатели на правой руке, остальные слова — в обратном направлении, на то есть указатели на левой руке.

Дополнительные указания:
Предлог «С» к слову «луна» - знак «пальцы» расположен рядом со знаком «луна».
Разделение слова «ПАЛИЦА» на слоги «ПА» и  «ЛИЦА», из-за того, что знак «палица» разделён знаком «поле» на две части.
Предлог «ПОД» к части слова «палица» - слогам «ЛИЦА», используется из-за того, что эта часть знака находится под знаком «поле».

С учётом основных и дополнительных указателей, текст выглядит следующим образом:
ПРСТИ, С, АНУЛ, КОЛИТАЗ, ЛУК, ТОКОЛ, АНИ, ПА, ВОЛОП, ЛАПОКО, ПОД, ЛИЦА.
Для наглядности, выделены слова: «половина», читаемое в обратном направлении, и слово «палица» - в прямом.

Окончательно текст читается таким образом:
Прсти, санулко, ли та злу. Кто колани, паволоплап око подлица.
Перевод текста:
Прости, сыночек, то зло. Кто колонул, пусть лопнут глаза подлеца.

Можно только предположить, что в остальных изображениях на этом надгробии скрыто имя похороненного в могиле человека.
Фигура расположена над тремя столбами, колоннами:
«ТРИ» — три колонны; колонны — «КОЛОНЕ», на сербском языке; «НАД» — фигура находится над тремя колоннами, а не стоит на них.
Текст с упоминанием именем погребённого:
КОЛО  НЕТ  РИНАД (Рядом нет Ринада).

На переднем плане иллюстрации пиктографические знаки на втором богомильском надгробии скрывают такую надпись: Прсти, санулко, се те ти валук  сестре ларе бролок. О,  так обосре мень. За ети дума, прсти.  (Прости, сыночек, так то ты вытащил у сестры из ларца брелок. Вот, так нагадил мне. За такие думы, прости).

На заднем плане иллюстрации третье надгробие с такой надписью:
Прсти, санулко. Секу,  лте ти ва логу (Прости, сыночек.  Вижу, летишь ты над лугом).   

Предположение о том, что изображения на надгробиях богомилов  — пиктографические знаки,  которые скрывают текст, подтверждается.

Удивление вызывает тот факт, что при всём однообразии пиктографических знаков на этих каменных надгробиях – такое разнообразие текстов надписей.

Литература: Иллюстрация из статьи Мирослава Крлежа «Каменные надгробия богомилов»
19.05.2016


Рецензии