Глава 4В-г Альтернативные опр. Духовности
"Если попытаться найти общий знаменатель
атрибутивных характеристик духа, то им, вероятно,
будет открытость. Открытость личности навстречу
миру - такова, коротко говоря, сущность духовности.
Соответственно, бездуховность - противоположная
жизненная позиция личности, её субъективная
отгороженность от мира."
Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность
личности. Екатеренбург, 1997. с.24
Однако и у данной трактовки "Духовности" есть свои оппоненты...
"Возражу: далеко не всякая открытость есть
духовность (можно ли приписать духовность, скажем ,
открытому водопроводному крану или исхождению
газов?). Из Библейского представления о том, что
дух всегда свободен, стремится выйти за любые
границы и "дышит, где хочет", логически вовсе не
вытекает, будто любые формы открытости человека
(честность, искренность, простота и пр.) суть
прорявление его духовности. Дух в известном
смысле "открыт", но не всякая открытость души
есть её духовность. Вопреки взгляду проф.
Лившица на духовность, как на открытолсть
личностит, в народе о духовных людях, в
особенности о святых, судят иначе, как о
"закрытых" - говорят, что они "не от мира сего",
что им чужды злободневные дела и заботы."
Пивоваров Д.В. "Научно ли знание о духе и
о душе". "Вестник Российского
философского общества. М., №1, 2008, с.
103-104
"...духовное не есть ни культура, ни религия, ни
мистика, ни этика и т.д... Производится
определение духовного по сфере его действия и
сущностным характеристикам, т.е. духовное
выявляется как нечто самобытное и
самостоятельное.
Нельзя также провести прямого соответствия
духовного со сферами философии, религии или
искусства. Они духовное лишь в той мере, в какой
в них или посредством их определяется
духовное делание."
С.Я.Нижников "Проблемы духовного в
западной и восточной культуре и
философии" М.,1995, с.7
"Апостол Павел, как известно, противопоставлял духовному человеку
человека плотоядного: духовную функцию души он
усматривал в вере, совести, интуиции, а плотскую
- в воле, предметной чувственности и разуме.
Отождествление духа с "открытостью личности
миру", с "предельно абстрактной мыслью" -
характерные примеры попыток атеизации
традиционного понятия духа."
Там же. С.104
* * * * *
*В.Н.Шевченко дефинирует духовность через погруженность индивидуального сознания в тело культуры и приобщенность личности к культурным смыслам и ценностям.
*В.Г.Распутин, по писательски ярко и красочно заявляет, что: "...духовность - это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины...", не конкретизируя, однако, понятия-дефинаторы.
*Г.Э.Бурбулис и В.Е.Кемерова характеризуют духовность как нравственный аспект человеческой деятельности, как антитезу рациональности.
Эти авторы и некоторые другие ассоциируют, также, духовность с внутренней вертикалью, с движением человеческого существа снизу вверх - к высшим ценностям.
*Для Н.А.Бердяева духовность есть приобщение личности к безликому Мировому Духу.
*В.С.Соловьев связывает духовность со способностью человека владеть собой, подчинять воле свои витальные влечения. Но не как самоцель, а как средство для сознательного самоутверждения.
*Порост и велик гуманистический подход и определение духовности, данное великим педагогом Сухомлинским:
"...с детства и отрочества понять ту истину, что
самое главное, ни с чем не сравнимое богатство
в нашей стране, - богатство духа: разум, знания,
умственные способности, талант, творчество,
верная человеческая дружба и любовь, счастье
продолжать и повторять себя в человеке."
Васисилий Сухомлинский "Потребность
человека в человеке", М.,1981, с.5
*Р.Л.Исхаков и Я.И.Колтунов считают, что "...духовность человека это способность его к самопрограммированию. Индивидуальный дух - это личная программа (или личный план) развития человека, которую он создает для себя".
Равиль Исхаков "Теория человека:
психобиокомпьютер. Развитие
психобиокомпьютерных способностей в
школе". Казань, 2005, с.62
Свидетельство о публикации №216052100126