Чайный клипер Катти Сарк

     Вздохнул муссон, вяжите пояса,
     Нашёл нас шторм – грозою догоняет,
     Смотри Нептун, любуйтесь небеса –
     Я — Cutty Sark, меня так называют…

                Юрий Коробков

   Я никогда не жалел и даже напротив - гордился тем, что выбрал профессию моряка торгового флота. Сколько стран довелось увидеть, а крепкие и надёжные товарищи, что окружали. Ведь что такое судовой экипаж? Это прежде всего такой коллектив, который в сложной обстановке проявлял лучшие человеческие и морские качества. Да, за много лет работы на судах арктического пароходства пришлось вдоволь наслушаться шума  дизелей, различных  судовых механизмов и грохота льда в Арктике.  А запахи масла и топлива в машинном отделении? Но ведь облегчение испытывал на открытой палубе, когда под звёздным небом Атлантики,  наслаждался несравненным дыханием океана и порывами штормового ветра.

   А ведь эти замечательные морские качества команды проявились ещё в XIX-ом веке на парусном судне Катти Сарк. В течении восьми суток во время шторма моряки изготавливали на паруснике запасной руль, когда основной был потерян  во время жестокого шторма. Так что рейс чайного клипера Катти Сарк из Шанхая в Лондон был успешно завершён. Об этом судне я с удовольствием расскажу чуть ниже.

   Особый интерес к парусникам стал проявляться у меня после посещения яхты по приглашению нашего коллеги, бывшего моряка транспортного судна, Романа Ильича. Вот его интереснейший рассказ:
   - Совсем другое дело - плавание под парусами, когда испытываешь явно иные ощущения, нежели в стальном корпусе океанского судна. Находясь в комфортабельной каюте теплохода, не так чувствуешь близость моря, - делился своими ощущениями, бывший электрик морского пароходства. Конечно, кубрик парусника – это не каюта электромеханика мурманского теплохода «Донской», - сказанное относилось к автору этих записок. - В спартанских бытовых условиях яхты находились 12 человек экипажа. По бортам располагались узкие койки, имелся даже небольшой камбуз. Но плавание  на парусной яхте – это удел сильных и мужественных людей, фанатов морских и океанских путешествий.

   - На яхте испытываешь совсем иные ощущения, нежели в стальном корпусе океанского судна, -  продолжил делиться своими впечатлениями Роман.  -  На теплоходе не так чувствуешь близость моря. А вот на яхте, где царствует ветер в парусах, да волна - в низкий борт, вот оно море, рядом…  Ты за одно целое со стихией! Здесь охватывает неподдельный азарт. Шум ветра за бортом и солёные морские брызги заряжают особыми, свойственными только яхтсменам, эмоциями...

   С тех пор, как мне довелось побывать на яхте, не буду скрывать, что стал проявлять особое внимание к парусникам. Однажды, в Роттердаме, приобрёл объёмную картину на пластиковой основе, чайного клипера Cutty Sark. Картину я разместил на самом видном месте в гостиной своей квартиры. Красочное изображение парусника вызвало большой интерес к истории  легендарного парусного судна...

   Итак, чайный клипер Cutty Sark. Прежде всего, что такое клипер? Это судно или корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса. Первоначально клипера были парусными, впоследствии их стали снабжать паровым двигателем (парусно-паровые клипера). Из справочной литературы известно, что Cutty Sark был построен в ноябре 1869 года в Шотландии и спущен на воду в городе Дамбартон на реку Клайд. Капитану Джону Уиллису требовался самый быстрый корабль в мире для перевозки чая из Китая. Судно имело железный набор, покрытый деревянной обшивкой. Днище парусника ниже ватерлинии было обшито пластинами из сплава меди и цинка. По одним сообщениям капитан Джон Уиллис выбрал название – прозвище молодой и привлекательной ведьмы, героини поэмы Роберта Бёрнса. По сюжету, носовая фигура клипера изображает ведьму в короткой рубашке, вытянувшую руку вперед, с зажатым в ней пучком конского волоса.

   Клипер использовался для доставки чая из Китая, в то время представлявшей собой беспощадную конкурентную гонку вокруг Африки из Китая в Лондон. Призом в этой гонке была существенная разница в прибыли, получаемая тем, кто привозил первый чай нового урожая. Известность паруснику ринесло состязание на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году. Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» во время шторма потеряла  руль.  Капитан  Моуди удерживал клипер по ветру с помощью плавучего якоря, пока на борту мастерили запасной руль. Работа длилась восемь суток, поскольку яростный шторм не прекращался. Судовой плотник собрал брусья, скрепил их скобами, которые сам выковал. Кузницу разбили на палубе, по которой гуляли волны. Один раз опрокинулся горн, и сын капитана, который раздувал мехи, едва успел отскочить в сторону, увертываясь от раскалённых углей. На следующий день кузнецу чуть не снесло голову раскалённым железным брусом. Имя этого человека — Генри Гендерсон — осталось в анналах британского мореплавания. В результате этого Катти Сарк прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» — 18 октября, затратив на путешествие 122 дня. Тем не менее, клипер навсегда вошёл в историю благодаря тому, что после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море. 

   Со временем клиперы были вытеснены пароходами, которые хотя и были по тем временам медленнее, но обеспечивали стабильные поставки чая через открывшийся Суэцкий канал. После этого «Катти Сарк» отлично зарекомендовала себя на перевозках шерсти из  Австралии, добираясь до Англии за 67 дней. Утверждается, что в свои лучшие времена она могла пройти 360 морских миль за сутки, что может считаться рекордом для судов такого размера.

   Вопреки суевериям, «Катти Сарк» ожидала самая счастливая судьба из всех чайных клиперов. Он не пропал в море, не был разобран, а поставлен в 1954 году на вечную стоянку в сухой док Гринвича. Судно является популярной среди туристов достопримечательностью. Рядом с ней расположены  Гринвичский парк, Национальный морской музей, бывший Гринвичский госпиталь. В честь клипера назван сорт виски с изображением судна на этикетке. Производитель его компания Berry Brothers and Rudd является спонсором парусной регаты, носящей имя «Катти Сарк».

   К сожалению, с парусником случилась серьёзная неприятность. Ранним утром  21 мая 2007 года на «Катти Сарк» возник пожар. Огонь быстро охватил всё судно, уничтожив около 80 % всей деревянной обшивки и палубных перекрытий. Однако, как сообщил представитель фонда «Катти Сарк»  Крис Ливетт, судно будет восстановлено, так как более половины всех его элементов — в частности, мачты, паруса, рулевое колесо, фигура девы, украшавшая нос — были сняты с корабля во время проводимого сейчас проекта по его реконструкции и вывезены в город Чэтем в графстве  Кент. Свою поддержку в восстановлении национального символа Великобритании пообещало оказать и британское правительство.

   По расчётам специалистов, восстановление после пожара обойдётся дополнительно примерно в 10 миллионов фунтов стерлингов. Смета проекта по реконструкции «Катти Сарк», начавшегося в ноябре 2006 года, оценивалась в 25 миллионов фунтов. Реставрация заняла почти пять лет и потребовала 50 млн фунтов расходов, повторное открытие судна для посетителей состоялось 25 апреля 2012 года…


Рецензии
Парусники всегда будут волновать воображение.
Хороший рассказ.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   21.05.2016 22:13     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за отклик неравнодушного к морским историям литератора!
Удачи и всего наилучшего!
Феликс Ц.

Феликс Цыганенко   23.05.2016 08:39   Заявить о нарушении