Летят журавли...

*******
  ***
Отзвенело хмельное лето. Наступила осень.

В этом году затяжные дожди начались так рано, что стало казаться, будто вовсе не было лета. Солнце спряталось как будто навсегда, пасмурно было и в полдень. Сырость пронизала небо и землю, не осталось ни одного сухого места. Развезло проселочные дороги. Листья на деревьях всегда мокрые, не желтели, ни облетали. А где-то уже золотое бабье лето.

Но вот все-таки выдался солнечный денек. Потом другой, третий… Солнце с каждым днем становился нежнее и ласковее. Стало пригревать, подсушивать землю, по мере просыхания листьев на деревьях, они становились желтыми. Постепенно они срывались ветром и пускались кружиться в веселом хороводе. Облетали осинки, березки, тополя, дубы.
 
Закурлыкали журавли в небе. Они что-то кричали. Странным показалось: зачем они покидают нашу землю? Все устроилось так хорошо, стало тепло и тихо, сейчас бы жить и жить, а вот они улетают.

Неповторимое курлыканье журавлиного клина, разрезающего небесную синь, всегда приковывает к себе внимание людей.

Журавлиный крик каждый раз напоминает мне тот тревожный ночной звонок, который раздался в моей квартире. Взволнованным голосом незнакомец сообщил самую страшную новость: весть о трагической гибели Нади и Николая…

*******
  ***

Николай вернулся в родное село. Возвращался во второй раз после долгой разлуки: первый – после службы в армии, а сейчас – после окончания учебы, и в другом статусе: агрономом. Он любил землю, родные просторы, родные места. Как не любить такую красивую местность!

Местность славилась кустами орешника, поэтому и село получило необычное название Сережкино. К концу весны орешник полностью одевается листвой. Листья крупные, широкие, неправильно овальные, с многочисленными зубчиками по краю, слегка пушистые. К концу лета женские цветки орешника превращаются в плоды – вкусные орехи.


В этом селе Николай родился, учился, познал чувство крепкой дружбы, чувство первой любви, получил путевку в жизнь. Полюбил красивую девушку Варвару. Произошла  размолвка, и Николай с горячностью своей принял решение -  уехать из села, в новый неведомый мир.

«Край, куда он не вернется никогда…» -  думал он,  покидая его…

Несколько лет проживал в районном центре. Думал, что все «пройдет, как с белых яблонь дым», забудется, но не прошло, и не забыл. Пожив на чужбине, вернулся  в родные края  теперь  с дипломом агронома.

Хорошо в деревне, прекрасны вечера. Особенно красиво майским вечером в деревне, когда проплывает сиреневый туман, раздается малиновый звон, алый закат разрисовывает горизонт, и от всего этого душа наполняется необыкновенными эмоциями. Молодежь парами прогуливается, слышно издалека, как заливисто играет местный гармонист. Не сидится дома в такую красивую пору, и Николай засобирался.

«Ты не ходи туда…Она вышла замуж, у них на днях народился ребенок…, - решила предупредить матушка. От услышанного известия у Николая померкло в глазах, как будто  пол уплыл из-под ног.

*******
  ***

Одним теплым летним утром Николай, искупавшись в речке, с влажным полотенцем, перекинутым через плечо, возвращался домой и на пути повстречал Надю-библиотекаршу, которая несла на своих хрупких девичьих плечах коромыслом два ведра холодной колодезной воды. Колодезная вода как родниковая. Не устоять, так и хочется испить. Попросил испить воды, улыбнулись друг другу, так  невзначай сначала завязался разговор, а позже перешли в теплые отношения. Встречи до зари, а осенью сыграли всем селом веселую свадьбу. Друг за дружкой родились две белокурые девочки, так похожие как две капли воды на самого Николая.

Жизнь вроде шла своим чередом. В семье благополучно, подрастали девчонки. Николай возглавил колхоз. В то время, когда колхозы разваливались, закрывались в городах заводы, он, не только смог удержать хозяйство на плаву, но и  вывел  в разряд передовых.

«Пришла беда – отворяй ворота». Вот она пришла беда окаянная: вновь загорается любовь между Николаем и Варварой, словно костер, долго-долго тлел, а тут подкинули дровишки. Разгорался все сильнее и сильнее. От этого огня страдали все: и  Николай, и сама Варвара, и вторые половинки. И что только не предпринимали: пробовал супруг избить Варвару до полусмерти. И Николай просил прощения у жены, давал обещание порвать связь, а когда сын родился, вроде успокоился на какое-то время. Так нет, все по-новому, с годами еще ярче и жарче  разгорался вроде потухший  когда-то костер, костер любви.

В тяжелые для сердца минуты Николай любил часами бродить по полям, особенно когда взволнованно колосилась золотистая рожь, вдыхая крепительный воздух. Всюду трещали сотни невидимых кузнечиков. Любовался родными просторами, гордился урожаем, гордился своими тремя детьми, думал много о своей жизни, о жизни своих детей. В  таком уединении  находил своему сердцу  утешение.



*******
  ***

С давних времен у Николая были два закадычных друга. Дружили они можно сказать с самого рождения: под стол пешком вместе ходили, потом в школу, и в армию призывались в один день. Сразу же после службы  Павел решит связать свою жизнь  с военным делом. Прилично помотается по военным гарнизонам, дослужится до полковника, и будет проживать в столице - город Москва. Второй товарищ Александр найдет себя в области строительства, будет проживать в городе Владимир. Николай – останется преданным своей матушке-земле, станет полноправным хозяином, председателем колхоза. Многолетняя их дружба крепчала с годами, то друзья приезжали в родное село, то Николай заезжал к ребятам.

А на этот раз Николай с женой был приглашен Павлом в гости в столицу. Из Москвы на автомобиле Павла ехали во Владимир проведать Александра. В дороге  на скорости автомобиль заносит, и опрокидывается в кювет. Трагически, прямо на месте, не имея ни малейшего шанса на спасение,  погибают супруги – Николай и Надя.

*******
  ***

День установился солнечным, на удивление без ветра, без дождя. Только изредка на небе появлялись облака, временами исчезало солнце, словно оплакивало «провожаемых».

Провожали всем селом со всеми почестями, прибыли из райцентра высокопоставленные люди, также из столицы Казань, из Министерства сельского хозяйства.

Хоронили Николая и Надю в одной могилке. Прожили они на этой грешной земле «как муж и жена», и ушли на небеса «как муж и жена». Вот таким образом разрешился этот любовный четырехугольник. «Сколько веревке не виться, а конец все равно будет».

Когда опустили в могилу второй гроб, откуда ни возьмись, на небе появилась стая журавлей.

Неповторимое курлыканье журавлиного клина, разрезающего небесную синь,  привлекло к себе внимание всех присутствующих: они как один подняли свой взор к небесам. Журавли – знак божий, какая-то магия.

«Вот и осень, и дождь в окно стучится. Вот и осень, и улетают птицы. Вот оторвался от земли последний журавлиный клин, стартующий с земли»…

Вот и настал тот день, когда, пройдя свой путь земной, ушли Николай и Надя по млечному пути…


Рецензии