Пленные...

Всё, что требуется для созидания, это мысль и неукоснительное её исполнение. Всё, что требуется для разрушения, - это грубая физическая сила и точка приложения.

Лет 18 тому назад работал я в одной строительной конторе.
Контора подрядилась сделать капитальный ремонт здания школы. Школа старая. Мы даже не знали, сталинских времен эта постройка или раньше. (Документация отсутствовала).
Ветхая.
 Школа, это дети. Дети ж вы знаете, ещё те варвары. И вот, перед тем как делать ремонт, мы стали ломать опасные на взгляд проектантов участки. Оббили штукатурку, ту, что ещё осталась, осмотрели трещины в несущих стенах, сделали необходимые усиления, и дошла очередь до колонн.
Тут следует остановится отдельно.

Шесть колонны шли внутри через всё здание с четвертого по первый этаж.
На третьем этаже спортзал.
В общественном здании, где проводятся соревнования с неконтролируемой нагрузкой на перекрытие, в наше время, это вообще-то нонсенс.
Первый этаж, - нормально. Но никак не третий.

{(Думаю, что этот проект «спортзала» был cкопирован ещё из проекта царских времен и должен был использоваться для exercices de ballet (балетных упражнений) благородных девиц)}.

Ладно. Ставим усиленные подпорки с первого по третий и начинаем осторожно разбирать колонны.
Выясняется: колонны представляют собой бутафорию.
Колонны толщиной в кирпич обшиты деревянной тарой. (В наше время во что-то похожее собирали помидоры). Оштукатурены по когда-то металлической сетке известковым раствором. Т.е. несущая способность нулевая.
Иными словами.
Всё здание школы, на первый взгляд, являлось как бы миной замедленного действия.
В спортзале прыгали, бегали, играли в волейбол, футбол, баскетбол, проводили общественно-массовые мероприятия типа построений, линеек и концертов самодеятельности. Бог миловал, что там не проводились занятия по строевой подготовке.
(Случай с Петербургским мостом, надеюсь, всем известен).
Никто не догадывался, что в один ужасный момент, оно(здание школы), может вмиг обрушиться внутри с четвертого по первый этажи.
А всё потому, что колонны были бутафорскими. И, кроме того, колонны, те что сверху на четвертом, добавляли статическую нагрузку.

Этот случай меня заинтересовал.
Стал расспрашивать ещё живых очевидцев и выяснилось
Строили после войны. Военнопленные. А что значит военнопленные? Это значит, что среди них были весьма образованные люди с инженерным образованием.
Я уже где-то рассказывал, со слов непосредственного участника событий.

Фамилия его была Иванов. Имени точно не помню, поэтому врать не буду. Так вот. Закончил Иванов какие-то срочные курсы подготовки специалистов и поставили его, Иванова, мастером, страну поднимать из руин. Он, молодой мастеришка без опыта работ. Приводят к нему на участок строительства в подмогу 500 военнопленных.
Что? Как? Куда распределять? Язык не знает. Они по-русски аналогично.
Ну, поставить 50 человек разгружать кирпич с подводы, ну передавать кирпич от места выгрузки до кладки, это понятно. Считаем. 4-6 каменщиков специалистов, - 200-300 пленных. Раствор мешать-подавать, ещё 50-100. Куда ещё 100 пленных девать?!
Постепенно стал разбираться. Выяснилось, что среди пленных есть с инженерным образованием. Есть каменщики, специалисты по хозчасти. Поставил на прием стройматериалов, наладил выдачу и учет инвентаря и материалов. Вечером ежедневно отчет. Всё четко. Читают чертежи. Отлично. Технический язык все понимают. Немцы же. С языком разобрались. Многому научился у них и сам. Пленный инженер внес ряд рацпредложений на замену одних стройматериалов на другие из-за задержек с поставкой. Проектанты не возражали. ( Авторитет Иванова в глазах начальства растет.)
Поручил сделать расчет нагрузок на ж\б перекрытия с заменой диаметра и класса арматуры. Проверил по справочнику. Один в один. Отлично!
Всё в головах. (У них, после четырех лет войны!).

Вот так и была построена эта школа № 28, как теперь её называют: с английским уклоном.
Колонны, как оказалось после расчетов, там вообще не были нужны.
- Один начальник «сверху» настоял, - признался мне Иванов. - Чтобы отвязался, сделали бутафорию из тары.


Рецензии