О великом пятикнижии Фёдора Михайловича Достоевско

По результатам проведённого в 2002 году Норвежским книжным клубом среди профессиональных писателей опроса был составлен список 100 лучших книг в истории мировой литературы, в который вошли четыре произведения Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». Большего присутствия в списке не удалось добиться ни одному автору. Четыре данных произведения, а также роман «Подросток» составляют так называемое «великое пятикнижие» Достоевского.
Что объединяет эти произведения? Почему они были названы «великими»? Попытаемся ответить на эти вопросы. 
Такие фигуры, как Дон Жуан, Гамлет, Эдип, Дон Кихот, Фауст давно уже обрели в сознании людей значение большее, чем просто «герой художественного произведения». Их отличает «архетипичность», «интернациональность» и масштабность действий в художественных произведениях, не отвечающая злободневным социально-политическим проблемам. «И именно грандиозные масштабы заложенных в них потенций отличают «детей Достоевского» (Д. Андреев, Роза мира).
Подавляющее большинство героев «великого пятикнижия» Достоевского невозможно назвать «положительными». Проникнитесь словами одного из героев писателя: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» («Братья Карамазовы») ; «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (из письма Михаилу Достоевскому).
В «тайне человека» находят своё место как ужасные, отвратительные, негативные качества, так и их противоположности: добродетели, идеалы, красота и, наконец, самая любовь. Проанализировав образ главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Романовича Раскольникова, мы обнаружим, что он разрабатывает дисгармоничную теорию «твари дрожащей» и «право имеющего», убивает в соответствии с ней двух людей и одновременно отдаёт последние деньги нищей семье, отговаривает сестру от замужества с нелюбимым человеком. Об этой двойственности натуры человека как нельзя лучше будет сказано в последнем романе из «великого пятикнижия» «Братья Карамазовы» устами Дмитрия Карамазова: «Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом Содомским. Ещё страшнее кто уже с идеалом Содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит, как в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».
В сюжет оконченного в 1869 году романа «Идиот» Ф. М. Достоевский ввёл именно такого предельно «суженного» героя, в котором осталось только положительное. В письме к Апполону Майкову от 31 декабря 1867 года писатель излагает: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся сделать из неё роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта – изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно».
Этот идеальный человек, называемый в черновиках «Князем Христом», Лев Николаевич Мышкин. Он, русский дворянин, который четыре года лечился от эпилепсии в Швейцарии, а теперь возвращается в Россию. Чистый душой и помыслами, князь Мышкин необычайно притягивает к себе людей и сходится с ними. Все люди, с которыми он общается, оказываются связаны общей историей, разворачивающейся на страницах романа. Один лишь пересказ сюжета занял бы несколько часов, поэтому остановимся на основных линиях. Первым наиболее важным событием в путешествии князя по России оказывается знакомство с Настасьей Филипповной Барашковой, о которой он много слышал до этого. Настасья Филипповна, красивая женщина, прожившая некоторое время как содержанка старого миллионера Тоцкого, и потому имеющая в обществе репутацию «падшей». Женский магнетизм Настасьи Филипповны притягивает к ней купца-гуляку Парфёна Рогожина, очень страстно влюбленного и столь же ревнивого и озлобленного. Богатство Настасьи Филипповны создаёт в обществе молву о сватовстве Гани Иволгина, небедного чиновника среднего класса, но желающего разбогатеть ещё более. Всё более узнающий обо всех перипетиях вокруг Настасьи Филипповны князь Мышкин, бедный, но чистый сердцем, совершенно серьёзно предлагает ей выйти замуж за него. Хотя Настасья Филипповна признаёт в князе совершенно «особого» человека, она не торопится ответить ему согласием, много времени проводя со страстным купцом Парфёном Рогожиным.
«Красота спасёт мир», - эти слова, произносимые князем Мышкиным, служат лейтмотивом его поведения в течение всей романной истории. Удивительная открытость, честность, светлость князя притягивает к нему любых людей, с готовностью рассказывающих о всех своих самых «высоких» и «низких» проявлениях. Аглая Епанчина, молодая и чрезвычайно красивая девушка, дочь генерала Епанчина, заигрывает с князем. Поступки Аглаи в отношении князя говорят о её глубоком чувстве к его «духовной» личности и пренебрежении к чрезмерно упрощённой «социальной» личности. Поскольку жизнь Настасьи Филипповны проходит вне общественного внимания, то всё более реальной кажется женитьба на Аглае князя, к этому времени ставшему очень состоятельным.
Последние и решающие события романа развиваются стремительно и по-античному «трагично». На вечере у Епанчиных князь «захлёбывался от прекрасного сердца». С ним случается припадок. Аглая выясняет с Настасьей Филипповной отношения, высказывая, что она самолюбива «до сумасшествия, чему доказательством служат и ваши письма ко мне». В этих письмах Настасья Филипповна умоляет Аглаю выйти замуж за князя. В результате всех коллизий начинается подготовка к свадьбе князя с Настасьей Филипповной, в последний момент покидающей его вместе с купцом Парфёном Рогожиным, который в своём доме в припадке ревности убивает её. Идеальный герой не смог искупить жизнь людей, которая продолжается со всеми бедами, страстями и греховными омрачениями. Вновь впадающий в болезненное состояние князь Мышкин отправляется обратно на лечение в Швейцарию.
Небывалый размах героев заложен в творческом мире Достоевского! Князь Мышкин – один из немногих «ярко положительных» персонажей в универсуме писателя. Перейдём же к его антиподам, составляющим ядро следующего большого произведения Ф. М. Достоевского – романа «Бесы». Активно действующий в «Идиоте» князь Мышкин притягивал к себе людей, пытался разрешить их внутренние и внешние конфликты. Напротив центральная в идейном плане фигура «Бесов» Николай Всеволодович Ставрогин имеет множество антисоциальных черт. О нём ходит множество разговоров в обществе, но он редко появляется на публике. Едва появившись, он оказывается в центре скандала, унижая почтенного гражданина Гаганова, который имел привычку приговаривать: «Нет-с, меня не проведут за нос!». На что однажды Николай Всеволодович «неожиданно, но крепко ухватил его за нос двумя пальцами и успел протянуть за собою по зале два-три шага».
По ходу романа к деяниям Николая Ставрогина добавляется соблазнение и скорое расставание с Лизаветой Дроздовой. Впрочем, ключевым к характеристике персонажа оказывается запрещённая царской цензурой и опубликованная в 20 гг. XX века глава романа «У Тихона». В ней Николай Ставрогин признаётся в совращении несовершеннолетней девочки: «Этот жест – именно то, что она мне грозила, был уже мне не смешон, а ужасен. Мне стало жалко, жалко до помешательства, и я отдал бы моё тело на растерзание, чтоб этого тогда не было. Не о преступлении, не о ней, не о смерти её я жалею, а только того одного мгновения я не могу вынести, никак, никак, потому что с тех пор оно мне представляется каждый день, и я совершенно знаю, что я осуждён».
Хотя в мире «Бесов» активно действует множество героев, именно Николай Всеволодович Ставрогин является героем-магнитом, который определяет атмосферу книги. В отличии от Раскольникова он не борется за свою душу, не пытается искупить злодеяния, не приходит в себя после них «как от умопомрачения». Все заслуживающие порицания дела Николая Ставрогина предстают как самое верное и логичное выражение его натуры, для которой «добро стало абсолютной иллюзией».
Масштабная художественная философия жизни, которую Лев Толстой выразил в 4 томах «Войны и мира», у Достоевского растянулась на пять однотомных и двухтомных романов. Типажи героев и «вечные» вопросы произведений Фёдора Михайловича во многом повторяются, но в каждом новом произведений уникальность сочетания персонажей создаёт неповторимость философии. Философствующий студент в «Преступлении и наказании», нездоровый человек-идеал в «Идиоте» и, наконец, группа жадных до власти, философствующих и просто скучающих в этой жизни людей в «Бесах». А что было бы со всеми ними сложись по-другому их детство, если бы они выросли в благополучных семьях и получили достойное образование? Все эти персонажи вступают в общественную жизнь, как будто «из ниоткуда», «из чистого космоса». Об их детстве и воспитании мы практически ничего не знаем. В четвёртом романе «пятикнижия» «Подросток» Достоевский направляет силу художественной мысли к теме семьи.
Впрочем, воспитать добропорядочного гражданина общества и в этом произведении не удаётся. Подросток – это 19-летний Аркадий Долгорукий. Уже в самом начале автором заплетается сложный узел внутрисемейных отношений. Отец Аркадия Андрей Петрович Версилов вскоре после появления сына на свет отправляется из деревни, где тот родился, восвояси. Аркадий же в начале своей жизни возрастает под присмотром дворового человека, пожилого Макара Долгорукого, что отражается и юридически.
Вырванность героев из общественного уклада создаёт особую «космичность» романов Достоевского, в которых каждый индивидуум наделён свободой воли и уникальностью выбора, имеет свою «идею», а порой и философию. Есть своя «идея» и у юного Аркадия Долгорукого. Герой романа пытается воплотить в жизнь «идею Ротшильда», цель которой, впрочем, «не богатство материальное, а могущество». В мире, где нравственные семейные ценности не устойчивы, «тайное сознание могущества нестерпимо приятней явного господства». В этот период жизни Аркадий помногу общается со своим отцом Андреем Петровичем Версиловым – персонажем не сугубо отрицательным, но противоречивым. В мировоззрении подростка закрепляется категория «живой жизни», которая во многом противостоит отвлечённой, догматичной «идее», но в то же время дополняет её. «Но эта новая жизнь, этот новый, открывшийся передо мною путь и есть моя же «идея», та самая, что и прежде, но уже совершенно в ином виде, так что её уже и узнать нельзя».   
«Братья Карамазовы» – последний роман Ф. М. Достоевского, который автор писал два года. Его писатель задумывал как первую часть эпической «Истории великого грешника». Как отмечает литературовед К. Мочульский, «Братья Карамазовы» – вершина всего предшествующего творчества писателя и синтез всего пережитого, передуманного и созданного». В произведении мы можем встретить все типажи героев, встречающиеся в предыдущих романах «пятикнижия». Семейство Карамазовых состоит из Фёдора Павловича Карамазова, сладострастного отца, неоднократно изменявшего уже умершей жене; его сыновей: Дмитрия, отставного военного двадцати восьми лет, конфликтующего с отцом из-за Аграфены Светловой; Ивана, 23-летнего образованного молодого человека, пытающегося найти ответ на «вечные вопросы» и порой говорящего афоризмами; Алексея, 20-летнего послушника в монастыре (на момент начала романа), очень доброго человека, не сомневающегося в искупительной жертве Бога.
Главным событием романа становится убийство Фёдора Павловича Карамазова четвёртым, незаконнорожденным сыном Павлом Смердяковым, прислуживающем при доме. В следующих за тем разбирательствах главным становится не поиск виновного, а нравственные характеристики и мотивации поведения героев. Не выдерживающий угрызений совести Павел Смердяков вешается, хотя в глазах общества, склоняющегося к фигуре Дмитрия Карамазова, он не считался виновным. Присяжные заседатели признают полностью виновным в убийстве отца Дмитрия Карамазова и приговаривают его к двадцати годам каторги.
Сюжет произведения служит иллюстрацией философских убеждений героев и их психологического состояния. Вопрос, кто виновен в убийстве Фёдора Павловича Карамазова, не получает правдивого ответа. Но каждый из героев в силу внутреннего закона совести обретает к концу романа соответствующие внешние обстоятельства. Сладострастие, чрезмерная «жажда жизни» Фёдора Павловича Карамазова оказывается несовместимой с существованием.
Три брата, Иван, Алексей и Дмитрий каждый по-своему «заняты разрешением вопросов о первопричинах и конечных целях бытия». Мысль Ивана часто подытоживается афоризмом «Если Бога нет, то всё дозволено», хотя именно в таком виде она отсутствует в романе. К концу романа автор приводит героя к состоянию психического расстройства, оставляя противоположные идеи в состоянии борьбы.
Алеша «убеждён в существовании Бога и бессмертии души» и решает для себя «Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не приемлю». В конце романа Алёша – единственный остающийся живым, свободным и здоровым член семейства Карамазова. По замыслу автора, он один находится в ладу с собственной совестью.
Старший брат Дмитрий, хотя верит в Бога, не чужд сомнений: «А меня Бог мучит. Одно только это и мучит. А что как Его нет? Что, если прав Ракитин, что эта идея искусственная в человечестве? Тогда, если Его нет, то человек шеф земли, мироздания. Великолепно! Только как он будет добродетелен без Бога-то? Вопрос! Я все про это». К концу романа невиновный в преступлении, но совершивший ряд других неблаговидных поступков Дмитрий отправляется на каторгу за тем, чтобы искупить их и начать новую жизнь.
Творческий мир Достоевского – малая модель божественного мира. В нём живут персонажи с самыми различными убеждениями, нравственными устоями и психологическими особенностями. Это ещё раз доказывает, что мир Достоевского полон свободы, в которой рушатся любые общественные конструкции, оставляя на виду только ненаносное, естественное. В терминологии писателя оно получает наименование «живой жизни». «Живая жизнь» не может быть совершенной, ибо её населяют живые, несовершенные люди. Но её стоит любить!


Рецензии