Раки для министра. Вот, помню, был случай...

     В далёкое советское время между чиновниками центральных и местных органов власти в такой мере, как сейчас, не процветали взятки, подкупы, откаты и другие, более изощрённые, способы для продвижения по карьерной лестнице, а также для получения выгодных материальных решений для своих организаций и предаприятий. Деньги в то время практически в этих вопросах мало что решали. Однако в этом деле было нечто другое, свойственное тому времени, и отвечающее взаимоотношениям вышестоящего и нижестоящего начальства на иерархической лестнице. Основную роль здесь решали родственные, дружеские и другие необходимые связи (вмещающиеся в слове «блат»), а также производимые в регионах уникальные промышленные товары, сельскохозяйственная продукция и так называемые «дары природы».
     Когда высокое начальство из московских министерств или из центрального партийного аппарата приезжало в провинциальные центры, с целью инспектирования или на другие государственные мероприятия, их принимали с высочайшей помпой. Высоких гостей встречали только первые лица, селили в специальных гостиницах, поили и кормили изысканными продуктами, старались максимально удовлетворить все их запросы и прихоти. Всё это помогало местному начальству решать, как свои личные карьерные вопросы, так и государственные вопросы для своего региона. Пышно встречали, но ещё более пышно, провожали. Если при приезде начальство приезжало с небольшим портфелем или чемоданчиком с личными вещами, то обратно оно уезжало с солидным багажом, сопровождающим его. Этот багаж обычно состоял из оригинальных местных товаров, которых мало было в Москве, но в большей мере, из местных деликатесных продуктов.
     Совсем другая картина наблюдалась, когда региональное начальство выезжало в Москву на различные совещания или для решения жизненно важных вопросов для своего региона. Это начальство всегда сопровождал специальный багаж, с доверенными людьми, для высоких московских чиновников и партийных функционеров. Багаж состоял обычно из тех же местных товаров и деликатесных «даров природы». Везли ценные породы рыб, чёрную и красную икру, балыки, вина, фрукты, клбасы, мёд и всё другое, чем был богат тот или другой регион. Из Москвы домой возвращались налегке, но с принятыми на высоком уровне документами, важными для дальнейшего развития своих регионов. Вот так крутился и работал механизм взаимодействия и общения властей в советское время.
     Однако этот механизм не всегда работал гладко и спокойно. Иногда случались и курьёзные, прямо скажем, комические случаи. Расскажу об одном из них. Директор Василий Петрович и главный инженер Дмитрий Иванович одного из крупных ростовских предприятий, выезжая на совещание в Москву, вместе с другими подарками для Министра, взяли пару ящиков свежих, живых манычских раков. Перед поездкой несколько сотрудников из отдела снабжения предприятия специально выезжали на реку Маныч, где и приобрели деликатесных раков. Раков хорошо упаковали в два, приспособленных для таких целей, деревянных ящика и доставили в аэропорт. По прибытии в аэропорт Москвы директора и главного инженера должн был встретить личный водитель Министра на министерской автомашине, забрать подароки, и отвезти гостей в заранее забронированный номер «люкс» в гостинице «Украина».
     Но по каким-то непредвиденным обстоятельствам ростовчан в московском аэропорту «Внуково», куда прилетел глубокой ночью самолёт, никто не встретил. Василию Петровичу и Дмитрию Ивановичу пришлось взять в аэропорту такси и самим добираться до гостиницы «Украина». В гостинице всё обошлось нормально, им предоставили забронированный номер, и они вместе со своим грузом поселились в нём, надеясь утром позвонить в Министерство, чтобы за ними прислали автомашину.
     Дело происходило в сентябре, ночи в Москве были уже прохладные, и они поставили ящики с раками в ванной комнате. Уставшие от непредвиденных хлопот в аэропорту, и от утомительной поезди в такси с злополучными раками, они, слегка, перекусили, выпили по стопке коньяка, и улеглись спать. Первым рано утром проснулся Дмитрий Иванович. Когда он вышел из своей комнаты в общий зал, то был поражён и потрясён увиденной картиной. По всему залу, ползали раки, упираясь своими огромными клешнями в ковровые дорожки, цеплялись за их ворс, переворачивались на спинки, потом снова поднимались на вздыбленные ноги-клешни и ползли куда-то, ища выход из комнаты на волю. Дмитрий Иванович не вбежал, а птицей влетел, в комнату Василия Петровича, и громким криком разбудил его:
 - Раки! Раки сбежали из ящиков, и теперь ползают по всему номеру.
 - Какие ещё раки? – бурчал спросонья недовольный Василий Петрович. – Мы же не на рыбалке с тобой.
     Но когда он окончательно проснулся, вышел в общий зал и увидел потрясающую картину, буквально остолбенел. Оказывается, при транспортировке раков на такси из аэропорта в гастиницу, один из ящиков был повреждён. Ночью раки из повреждённого ящика, через образовавшийся в стенке пролом, выползли наружу, и теперь свободно гуляли по всему номеру. Они ползали, и в ванной, и в прихожей, и в общем зале.
     После первого неожиданного шока, московские гости постепенно пришли в себя. Надо было срочно что-то делать. Они осмотрели повреждённый ящик, подремонтировали его, и стали собирать ползающих по всему номеру раков, отправляя их обратно в заточение. Надо отметить, что и Василий Петрович, и Дмитрий Иванович родились и выросли на Дону, с детства ловили в реке раков и умели хорошо, обращались с ними. Ловля раков и их водворение снова в ящик заняла немалое время. Раков они находили не только в комнате, под столом, под диваном, но и в самых непредвиденных местах номера. Наконец, раки с большим трудом были собраны и помещены в ящик, пролом в котором они искусно заделали, позаимствованным в номере, большим махровым полотенцем. Только после этого они занялись собой: побрились, приняли душ, позавтракали, и потом позвонили в приёмную Министра, сообщив о своём прибытии в Москву, а также попросили прислать за ними автомашину.
     Через некоторое время автомашина Министра прибыла, на которой был новый, незнакомый им шофёр, извинившийся за то, что их ночью не встретили, по причине неожиданной болезни прежнего водителя. Шофёр помог им погрузить ящики в автомашину, и они, успокоившись, укатили из гостиницы, сдав ключи до вечера, дежурившему на первом этаже, администратору
     Московские гости, после перенесенной встряски, успокоившись, отправились в Министерство. Однако невероятные события в гостинице продолжились. В 10 часов в номер пришла горничная, чтобы навести там порядок после ночного пребывания гостей. Как только она открыла дверь номера, у порога её встретил огромный рак с поднятыми вверх клешнями. Молодая женщина была коренной москвичкой, из города практически никуда не выезжала, и раков никогда не видела. От увиденного в номере чудовища, она пришла в ужас, дико завизжала, выбежала в коридор, и стала звать других горничных на помощь.  Вскоре у двери в номер собралась толпа сбежавшихся на крик горничной людей. Были здесь не только другие горничные, но и задержавшиеся, по тем или другим причинам, клиенты. Молодой мужчина, прибывший в командировку в Москву из Астраханской области, и случайно оказавшийся в этой толпе, пояснил горничным, что это обыкновенный речной рак, которых у них в Волге обитают тысячи. Он взял осторожно рака за спинку и опустил в помойное ведро горничной. После этого горничные с молодым мужчиной тчательно обследовали весь номер и обнаружили ещё несколько раков, которых не смогли в спешке выловить Василий Петрович и Дмитрий Иванович.
     Естественно, перед собравшимися людьми встал вопрос – откуда взялись раки в номере «люкс» одной из самых престижных московских гостиниц? Не могли же они расплодиться в ванной или в санузле гостиницы? Обо всём случившемся было доложено администратору, а тот в свою очередь доложил директору гостиницы. Директор, солидный и опытный в жизни человек, даже сам поднялся в номер, осмотрел в ведре злополучных, но по-своему несчастных раков, и всё понял. А когда ему доложили, что в номере остановились гости, прибывшие ночью из Ростова-на-Дону, у него не осталось и тени сомнения в своих выводах.
     В конце рабочего дня Василий Петрович и Дмитрий Иванович имели с директором гастиницы продолжительную беседу. Отпираться было бесполезно, и они во всём признались. Беседа закончилась дружеским застольем с распитием коньяка с деликатесными ростовскими закусками.


Рецензии