Мирабаи. Биография, часть вторая и обзор поэзии

Мирабаи. Шри Анатханатха Басу
Биография, часть вторая и обзор поэзии
Перевод с бенгальского
Она вступила на возвышенный путь преданности Богу. Теперь все свои дни она проводила за служением преданным, поклонением своему божеству Гиридхари и мыслями о Господе. Ее голос обладал необыкновенно чарующей силой. Любой, кто хотя бы раз слышал в ее исполнении религиозный гимн, терял голову от восторга. Слава Мирабаи росла изо дня в день. Привлеченные этой славой, в ее город в огромном количестве сходились отрешенные монахи (санньяси).
Но такое поведение юной вдовы из царского рода не нравилось членам семьи ее умершего мужа. Царь Бикрамаджит не мог смириться с тем, что Мира  позорила его семью, общаясь с преданными. Сначала он пытался ее образумить. Человек по имени Нананда Ударай был главным советником царя. Он пытался убедить Миру оставить свои занятия, но: «Миру интересует только Господь Хари!» - поэтому у него ничего не получилось.
Этот советник царя сказал: «О женщина! Откажись от общения с преданными, ведь это позорит твою семью! Весь город критикует твои поступки!»
Мира ответила: «Я погружаюсь в сладость своего сердца!»
Советник возразил: «Освобождение дарует Господь Шива! Поэтому снова надень на себя свои украшения! Жизнь странствующего монаха исполнена страданий, разве ты сможешь всё это вынести?»
Мира ответила: «Я отказалась от драгоценностей, и удовлетворённость моего сердца теперь мое единственное украшение!»
Советник пытался угрожать. Но Мира оставалась непреклонной.
После этого, как гласит молва, царь, чтобы убить Мирабаи, послал ей чашу с ядом, сказав, что в этой чаше содержится ритуальная жидкость (вода, молоко, мед и т.д. – прим. переводчика), которой омыли стопы божества Господа Хари. Но как только эта чаша оказалась в руках Миры, находившийся в ней яд превратился в нектар. Выпив этот нектар, она обрела бессмертие. Господь Шива задержал у себя в горле яд, и его горло приобрело синеватый оттенок, точно так же и Мира, выпив яд, обрела бессмертие.
Есть много других историй, иллюстрирующих ее преданность Верховному Господу. Изо всех этих историй можно увидеть, как Мира, вынося все невзгоды, продолжала идти по пути постижения Бога.
Что было Мире делать среди всех этих невзгод? Она не могла даже успокоиться. Как известно из преданий, она написала письмо (вайшнавскому поэту) Туласи дасу, прося у него совета: «Я – твоя дочь, у меня такая тяжелая ситуация, скажи, что мне делать?» Туласи дас посоветовал ей оставить дом. «Если в доме оскорбляют Господа Хари, такой дом следует оставить, несмотря на сильную привязанность! Прахлад оставил своего отца, Бибхишан  оставил своего брата, Махарадж Бхарат оставил свою мать. И тебе тоже следует оставить свой дом».
Только вряд ли Туласи дас мог написать такое письмо, если и написал, то одну, исполненную смирения, строчку. Вообще, документального подтверждения существования такого письма или обращения Миры к Туласи дасу не существует. Более того, из некоторых исторических документов можно заключить, что Туласи дас жил позже Миры. Но здесь нам приходится опираться на предания. Думаю, что какой-нибудь ученик Туласи даса написал эти слова, чтобы установить связь между его учителем и Мирой, возвеличив, таким образом, своего гуру.
Всё-таки Мира сразу же оставила город Мебар. Куда она пошла? Сначала – к другу своего детства, Раямаллу, в город Мерт. Царь Ратанасингх к этому времени уже умер. Но в Мерте она оставалась недолго. Ей снова пришлось отправиться в путь.
Постепенно у нее оборвались все привязанности. Привязанность к близким, боязнь осуждения со стороны людей. Она приняла прибежище у всего мира, и теперь уже никто не мог ее связать. Вот две строчки из ее стихов:
«Единственная близкая для меня личность – Господь Гиридхари Гопал,
Только он, а не мать, брат или друг».
Оставив дом, Мира безраздельно занялась самореализацией. Но, даже поклоняясь своему божеству как мужу, она еще не смогла достичь высочайшего уровня преданности. Поскольку отречение само по себе еще ничего не значит. Мира оставила дом, но не получила то, ради чего она это сделала.
Любовь проверяется в невзгодах. Только так ее любовь могла бы засиять, как золотая полоса на пробирном камне. Огонь должен очистить это чувство. Только это божество, ради которого она претерпевала такие невзгоды, еще не представало перед своей служанкой и не освобождало ее от суеты этого мира.  Вот что написала Мира:
«Я так много медитировала, выслушивала столько наставлений о пути к Богу, служила многим преданным, но тебя так и не обрела. О Господь, приди, приди ко мне, яви мне путь освобождения, сделай меня своей настоящей служанкой!»
Вот еще ее слова:
«Ради тебя я оставила всю радость этого мира, но почему ты посылаешь мне страдания? Приди ко мне, твой приход сделает меня достойной преданной, развей тьму моего материального тела!»
Только это не произошло. Тогда Мира произнесла следующие слова: «Без светоча храм моего тела наполнен тьмой!»
Оставив дом, Мира отправилась во Вриндаван. По пути она несколько дней прожила на берегу реки Банас в земле раджпутов. Там ее усилия увенчались успехом. В храме зажегся светильник. Цветок сердца, в ожидании пчелы, расцвел пышным цветом, и тогда этот цветок смог соприкоснуться с пчелой. Ради этого мгновения она претерпевала боль нескончаемой разлуки и бесплодных ожиданий.
Поместив в свое сердце эту боль разлуки и непрестанные ожидания, она достигла высочайшей цели жизни.
Стихи, написанные Мирой под влиянием этих ощущений – несказанно красивы. В них звучит мелодия нескончаемой разлуки, льющаяся из самого сердца. И эта мелодия нежностью сопереживания обволакивает наши сердца.
Она очень сильно страдала от разлуки, не видя своего возлюбленного. Вот как она обращается к своей подруге:
«О подруга! Я схожу с ума от любви! Никто не может понять моё горе!»
Вот как она молится своему Господу: «Я отреклась от всего: от царства, богатства, мужа, земной любви! Теперь Мира – твоя служанка, она хочет обрести прибежище у твоих лотосных стоп. Пожалуйста, прими ее, невзирая на недостатки! Кроме тебя, больше никто не прольет на меня милость!» Посмотрите на следующий стих:
«О Возлюбленный! Позволь мне тебя увидеть! Кроме тебя мне не нужен больше никто! Как лотос без воды, как ночь без лунного света, также, о мой возлюбленный, я живу без тебя!»
Мира сильно страдала от разлуки, эта разлука горела в ее груди как неугасимый огонь.
Собирается дождь, небо заволокло грозовыми тучами, но ее дом остается пустым.
Так птица Чатака  страдает от разлуки (с грозовой тучей). Она зовет эту тучу, она хочет услышать раскаты грома, но ничего не происходит. Где же грозовая туча? (Грозовая туча – символ Господа Кришны – прим. переводчика).
В этот день ее усилия увенчались успехом. Она, наконец, услышала в своем сердце звук шагов своего Господа.
«Наконец-то Он пришел! Какое счастье от этой встречи!»
«Пошел дождь, как сильно льет! Но мой возлюбленный сегодня у меня в доме!»
Господь ее жизни с этого дня постоянно гостит у нее в доме. Полностью предавшись, Мира обрела своего возлюбленного. Но в ее сердце живет страх его потерять. Вот ее молитва:
«Держи меня при себе как служанку. Я буду в зарослях Вриндавана прославлять Твои игры, буду постоянно думать о Тебе и каждый день рано утром созерцать (в храме) твою красоту. И всё это будет мне платой за служение. Ничего другого мне не нужно!»
«О мой ум! Иди в ту недоступную землю, ведь завтра ты уже испугаешься туда идти. Там лебедь играет в водах огромного озера любви. Поэтому набрось на свою скромность вуаль смирения и укрепись в своей решимости. Потому что только там ты обретешь полное удовлетворение и высшую свободу».
Так начались исполненные блаженства игры. Она начала играть с Кришной в «зарослях» Вриндавана:
«О подруги! Я окрашиваюсь в цвета Господа Кришны, поднявшего холм Говардхан! Окрасьте мое сари в пять цветов, я буду играть с Ним в зарослях Вриндавана!»
Эти игры означают танец Раса. И от этих игр в несказанное блаженство погружается вся вселенная. Луна, Солнце, Земля, небо – все вовлекаются в эти игры. Но центром неизменно остается одна личность – Повелитель этой вселенной.
Теперь Мира обрела высочайшее совершенство жизни, наиглавнейшую цель человеческого рождения. И где теперь она будет жить?
Она пришла во Вриндаван, обретя всю полноту знания, искупавшись в безграничном океане любви. И там она со своим божеством стала совершать вечные игры.
Под конец жизни Мира пришла в Двараку. Здесь примерно в 1569 году она покинула этот мир. Когда Мира оставила город Мебар, город это постепенно стал приходить в упадок. Жители этого города считали, что вместе с Мирой город покинула Богиня-покровительница царства Читар. И они решили это исправить. Из Мебара в Двараку пришел один брахман, чтобы вернуть назад Миру. Она отказала брахману, после чего в большом смятении чувств вошла в храм Господа Кришны и стала произносить следующие стихи:
«О возлюбленный! Если ты очистил мое сердце, то дай мне место у тебя на коленях, прижми меня к своему сердцу!  О Господин Миры! Приди ко мне и больше меня не покидай!»
Предания гласят, что Мира вошла в божество Господа Кришны (это божество имеет конкретное имя: Раначхораджир – прим. переводчика). Господин ее жизни в это время на самом деле прижал ее к своему сердцу. И она погрузилась в безграничный и нескончаемый поток божественной любви.
Шри Анатханатха Басу
Примечание переводчика: даты рождения и смерти Мирабаи, приведенные в этой книге, не совпадают с общепринятыми и указанными в Википедии. Но различия небольшие.


Рецензии