Милый Маленький Мини

«МИНИ» – самый милый англичанин в истории

    В истории английского автомобилестроения было немало приятных событий. В своё время вызывали всеобщее восхищение такие красавчики, как легендарный Jaguar E-type, или разрекламированный в кино Aston Martin DB5. А также чуть менее известные, но всё равно изящные «детки»: Lotus Esprit, TVR Cerbera, Triumph Stag, Jensen CV8,…, et cetera, et cetera.
    Но всё же, по-моему, самым милым и трогательным, был «щупленький» автомобильчик, получивший короткое и понятное имя – MINI. А началась его история 26 августа 1959 года, когда с конвейера компании Brinish Motor Corporation сошёл самый маленький 4-х местный автомобиль в мире, имевший в длину 305 см и салон в 262 см (наша «ОКА», для сравнения, 320 см). Высота оказалась ровно вдвое меньше внутренней длины, ровно 131 см.
    Машинка выпускалась под двумя именами: Morris Mini и Austin Mini. Никаких Mini Cooper вначале производства «и в помине» не было. Первоначально на эти автомобили устанавливали 998-кубовый двигатель мощностью 44 л.с. И это было очень неплохо, если учесть, что, к примеру, первый мотор Citroen 2CV имел «целых» 9 «коней», а наша современная «Ока» так и «почила» с 30-лошадковым темпераментом. Для удобного размещения в салоне 4 человек Алек Иссигонис применил поперечное расположение двигателя и передний привод. Автомобиль получился на удивление просторным, хотя на первый взгляд, в нём должно было быть тесно даже тщедушному лондонскому водителю. В своё время даже проводились соревнования по полному заполнению салона Mini людьми. Рекорд, по-моему, 21 человек….
    Ко всему машинка получилась весьма «шустрой» и обладала отличной управляемостью. А когда она, наконец, попала в «мудрые объятия» Джона Купера, у которого обзавелась новым двигателем в 64 л.с., то  в 1964 году в первый раз приняв участие в самом престижном в мире Ралли Монте-Карло, Mini Cooper «сходу» выиграла 1-е место. А ведь здесь с ней соревновались не «дохляки», типа FIAT 600 или «Москвича 412». В этом супер-ралли участвовали максимально «доведённые» дорогущие BMW, Porsche, Alfa Romeo и даже недавно появившийся Ford Mustang. И всех их «сделала» переднеприводная коротышка родом с Туманного Альбиона. Более того, на следующий год в Италии опять побеждает Mini. Также победа досталась ей и в 1967-м. А в 66-м году только досадная случайность помешала Cooper выиграть Ралли Монте-Карло в третий раз подряд.
    Малышку Mini часто использовали для съёмок в кино. К примеру, легендарный Мистер Бин сменил голубой Reliant Regal на оранжевую Mini Mark II 1969 года. После того, как герой сериала неосторожно его разбивает, создатели фильма нашли главному герою уже новый Mini Mark III теперь окрашенный в салатовый цвет с чёрным капотом.
    В конце 60-х годом Mini стал культовым автомобилем. Им владели не только члены группы Beatles      (все, кроме Ринго, ростом 1м 81см), но и Питер Устинов, Шарль Азнавур, Ж-П Бельмондо. А у великого Энцо Феррари в гараже стояло, АЖ три разноцветных Mini. И это был единственный европейский автомобиль, который поставлялся в закрытую «капризную» Японию.
    Всего эта милая маленькая машинка выпускалась без серьёзных изменений с 1959 года по 1997-й. Во время выезда с конвейера последней Mini, посидеть на её капоте устроители пригласили двух звёзд, воплотивших, как и этот автомобиль, лучшие годы Старой Доброй Англии. Это были, ныне забытые, звезда рок-н-ролла 60-х певица Lou-Lou и первая супермодель весом в 40 кг легендарная Twiggi.
   


Austin-Healey frogeye-интересный лягушонок из Англии

         
   Бывали времена, когда в Старой Доброй Англии сотни тысяч «работяг» были востребованы на заводах «Бритиш Лейланд», объединявших до 1986 года под своим крылом практически всю автомобильную мощь Туманного Альбиона. Входило в неё и знаменитое подразделение Austin Motor Company, наиболее известное выпуском абсолютного мирового бестселлера, «малышки» Mini. Но как не странно, фирма Austin главным образом специализировалась на выпуски спортивных машин. Самой известным был изящный (по тем временам) Austin Healey («Остин Хили»). Начали его выпускать одновременно с заокеанским Corvette С1, т.е. в 1953 году. Поначалу это был типичный для Англии спортивный родстер с 3-скоростной механической коробкой передач (как у нашей «ГАЗ-21»). Но 90 л.с. разгоняли Healey до 170 км/ч, что быстрее, чем мог себе позволить тогдашний немецкий Porsche 356.
    И вот в 1958 году стариной Дональдом Хили был разработан «развесёлый» спортивный автомобиль с вынесенными на крылья (в середину капота) фарами. Не думаю, что главной его задачей было сотворение чего-либо смешного, скорее всё делалось с целью сэкономить. Но именно этого эффекта дядя Дональд в итоге и достиг. Назвали это забавное творение Austin Healey Sprite MkI («лимонадный марк»). Правда, вскоре к этому длинному имени прибавилось ещё одно – Frogeye (“Лягушачий глаз»). Тем не менее, машина англичанам понравилась и даже экспортировалась в США. Там её прозвали Bugeye («Жучий глаз»). Где, интересно эти янки видели столь глазастых жуков. Но у них всегда с воображением было «так себе». Выпускали этот Austin и в Италии под милым именем Innocenti 950 Spider.
      Первые Sprite оснащались маломощными 46-сильными «движками», и их разгон, более 20-ти секунд до «сотни», не очень-то сочетался со спортивным посылом нового автомобиля. Потом появилась обновлённая версия MkII. Затем MkIII и, наконец, MkIV. Последнего «наградили» складной крышей и, жестоким конкурентом – Triumph Spitfire. Не вынеся «обид», в 1971 году, смешной «лягушонок» «канул в лету».
    В наше время в Великобритании существует несколько клубов любителей Austin Healey Frogeye. Ведь на свете найдётся не так много автомобилей со столь наивно посаженными «фарами-глазами». Их владельцы приковывают к себе в городе больше внимания, чем Porsche 911 или Aston Martin DB7.
   Ныне фирма Austin принадлежит китайской Nanjing Automobile и никаких особенных попыток возродить прославленную английскую марку не предпринимает.
   


Рецензии
Спасибо, уважаемый Алексей! Интересно и познавательно.
---------
У меня "Volkswagen Beetle", механика,1.8 л, 170 л.с. Вполне неплохая машинка.
------------
С наилучшими пожеланиями.

Александра Вежливая   17.09.2023 19:36     Заявить о нарушении
Какая ТО "ирреальная мощь" у Вашего "Жука". Гоняете, небось, аки когда-то... симпатичная немка ... Магдалена Нойнер... )))

Станов Алексей   18.09.2023 11:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.