Перун и Перуница

Я славлю Перуна!

 Пред громом раскатным
 Блеск молнии-сабли -
 Перуну я внемлю!

 Дождём благодатным
 Хрустальные капли,
 Падите на землю!

 Наполнятся сразу
 Все реки земные
 Водою небесной!

 Невидимы глазу,
 Ключи ледяные
 С водицею пресной

 Живительной влагой
 Омоют мне руки,
 И ясные очи.

 И храбро, с отвагой
 На грозные звуки
 Пойду я средь ночи.

 Победною песней
 Звенят дождевые
 Холодные струны.

 Что в мире чудесней,
 Чем грозы младые?!
 Я славлю Перуна!


* * *


Какой Богини хрупкая слеза
Упала на бутон прекрасной розы?
Быть может, дождь пролил над садом слёзы,
И этот след оставила гроза?

Я увидала: в горней вышине
Несли по небу кони колесницу,
А в ней летела Дева-Перуница,
Сверкая ликом в молнии огне.

Улыбкою утихомирив грозы,
По саду я гуляла, не спеша,
И аромат вдыхала нежной розы.

А в небе умывалась Перуница,
Смеясь, и капля из её ковша
Скатилась вниз в хрустальную криницу.


* * *


Предрассветное

Травы волшебные, огненный отблеск костра,
 Летних дождей серебристые, долгие нити,
 Ночи прозрачные… Гой, же вы, кони-ветра!
 Вслед за зарёю по небу меня понесите!

 Манит к себе необъятная, светлая даль,
 Отсвет заката взметнулся плащом за плечами…
 Росы на клевере, словно чудесный хрусталь,
 В небе Перун прогремел грозовыми мечами.

 Слава грозе! В этой битве небесной несусь
 Молнией ярой, подобно самой Перунице.
 Русь моя древняя! Гордая, славная Русь!
 Вижу рассвет и не верю, что это лишь снится.

 Я уже близко. Ты только чуть-чуть подожди,
 Стихнет разящий огонь векового пожара,
 Над Беловодьем прольются живые дожди,
 Китеж поднимется снова со дна Светлояра.

 И затрепещут, задышат родные поля,
 Травы медвяные вновь зацветут под ногами.
 В бликах рассвета прекрасна родная Земля,
 Росами светлыми убрана, как жемчугами.


* * *

Я пью грозу

 Вновь копья молний заблистали,
 Под хлёстким ливнем гнётся лес.
 Я пью грозу из крепкой стали
 Огнём сверкающих небес!

 Я пью грозу - мне не напиться!
 Гремят небесные клинки,
 Стальных дождей вонзая спицы
 В живое олово реки.

 О, будет сладкою наградой
 Погибнуть в огненном бою!
 С восторгом страсти и отрадой
 В стихии грозной узнаю

 Того, чьё Имя мне знакомо,
 Чьи очи яростно горят…
 На языке огня и грома
 Со мною Боги говорят.


* * *

Имя Бога - стрела и меч

 Имя Бога – стрела и меч,
 Песня ветра на тетиве.
 Пурпур крови спадает с плеч,
 Шлем червлёный на голове.

 Полыхает зелёный дол,
 С неба ярый летит огонь,
 Над тобою парит орёл,
 Под тобою ретивый конь.

 Шелест древа и шёпот рун
 Не ласкают твой острый слух
 Славься, Бог-Громовик Перун!
 Славься, воинский гордый дух!


* * *

Перунов день

Мой ягодный Липень – рассветный костёр,
Черничная ночь, земляничный ковёр,
Малиновый полдень и лип аромат…
Всё краше и краше над лесом закат,

И ночи темнеют. Мелодии звёзд
Опять нарушают покой сонных гнёзд,
Горят, оттеняя небес бирюзу -
Предчувствуют птицы большую грозу.

А ветры гуляют по кронам дубрав.
По звёздным приметам пути отыскав,
Спускается с Неба на встречу со мной
Заветными тропами маленький Вой.

Он пляшет под песню звенящую струн
Дождей серебристых, а батька Перун
В сиянии молний, в сверканье огня
Готовит наследнику чудо-коня.

Не ветры гуляют меж сонных лугов,
Не грозы гремят по веленью Богов -
Я вижу, как витязь на гордом коне
По полю небесному мчится ко мне.

*   *   *

 Руна

 Руну Перунову, руну багряную
 Сокол принёс под крылами могучими.
 Радугой стань, Перуница румяная,
 Солнечным светом за тёмными тучами!

 В наших ночах вороные – все сивые,
 Тихие ветры летят ураганами,
 Мчатся к восходу с горящими гривами
 Кони небесные по-над курганами.

 В грознике славном всю рать нашу кликаю,
 Песню пою то лихую, то нежную;
 Древние крепости – силу великую -
 Я собираю на нить обережную.

 Красные кудри ни разу ни гладкие,
 Ясные очи – совсем не усталые.
 Росы на клевере самые сладкие,
 Зори на Севере – самые алые!


* * *

Грозы

Грозы над зелёными полями –
Таинство небесного огня!
Тучи пышут молнии огнями,
Свежестью озоновой пьяня.

Как темно! Грозе с восторгам внемлю!
Вновь мечом разящим из-за туч
Падает на дышащую Землю
Солнца огневой горячий луч!

Гром поёт! Шепча свои молитвы,
Под ветрами клонится трава.
Отгремит над полем эта битва,
Распахнётся неба синева,

Запоют дождя златые струны,
Горний рог победно вострубит
О победе грозного Перуна
Над драконом хворей и обид.


* * *


Ладога, Додола, Перуница

Ладога, Додола, Перуница!
Сколько воплощений у тебя!
Взор суровый молнией искрится
В каплях серебристого дождя.

То сияешь в громе чёрной бури,
Яркий в небесах оставив блик,
То на ясной ладожской лазури
Отражаешь Солнца светлый лик.

И никто Богини непокорной
Сердце в плен любовный не возьмёт:
Лебедью ты в небо взмоешь чёрной,
Щукою уйдёшь в глубины вод.

Кто же Дивы пламенной достоин?
Меч ступив, коней загнав табун,
В жёны взял тебя отважный воин,
Предводитель воинства Перун.

Но опять чудесною красою
Будишь в сердце Велеса пожар.
И тебя купальскою росою
Поманит заветный Светлояр.

Что за тайна дивная и сила
Ослепляет солнечных Богов?
Суждено тебе родить Ярилу,
Светом в Явь несущего Любовь.

Блеском молний неба свод наполнив,
Озером легла меж пряных трав…
Ладоги метущиеся волны
Отражают твой суровый нрав.

Велеса дары возьмёшь едва ли,
Вечно не покорная Богам.
Ландыша жемчужины упали,
Зацвели по диким берегам.

Но дождей серебряные струны
Песнь тебе слагают вновь и вновь,
Огненная молния Перуна,
Велеса горячая Любовь.


* * *

А мне не страшно было умирать

Рассветный луч упал на серебро
 Озёрной глади.
 Не нам решать, что зло, а что добро…
 Перуна ради,
 Не говори, покуда мы с тобой
 Во вражьих стенах!
 Кровь на клинках – заря течёт рудой
 В небесных венах.
 Подай мне меч, придвинь червлёный щит –
 С победой нашей!
 Ко мне Магура нынче прилетит,
 С небесной чашей.
 А в этой чаше мёртвая вода
 От корня Древа.
 Скорее, брат, зарёй течёт руда
 В земное чрево.
 Вот из-под шлема выбилась коса –
 Смешно и странно.
 Смотри, не кровь - прозрачная роса
 Течёт из раны.
 Бегут враги, горят в огне мосты,
 Огня довольно!
 А я гляжу с небесной высоты,
 И мне не больно.
 А мне не страшно было умирать -
 Я деда стою!
 Меня возьмут в свою святую рать
 Перуна вои!


* * *

Магура

 А над полем темно - стынет кровь на ветру,
 Чертят вороны злые по небу круги.
 Он спросил меня: «Дева, я тоже умру?»..
 Лучше в битве меня б разорвали враги,
 Чем сейчас слышать стон окровавленных губ
 И смотреть на угасшие звёзды очей!
 Был мой суженый крепче, чем батюшкин дуб,
 Да упал под ударами вражьих мечей.

 За плечами, поникнув, упали крыла,
 Но Магуре не ведом вкус девичьих слёз -
 Расплескалась вода, что ему подала,
 Капли чистые Ветер в ладонях унёс.
 Дай мне руку, желанный, отважный мой вой,
 Не томят больше раны могучую грудь.
 Я на жаркую краду взойду за тобой
 И отправлюсь в последний наш, огненный путь!

 А в полночную темень не видно ни зги,
 Только искрами в небо взмывает костёр,
 И трепещут от вещего страха враги,
 Те, которым не ведом был страх до сих пор.
 Не жалея серебряных гусельных струн,
 Будут плакать Стрибожичи в чёрную ночь,
 Долго будет скорбеть громовержец Перун,
 Проводив в светлый Ирий любимую дочь.


* * *

 В чужом пиру, в больном жару - огнём – мороз!
 Не запах роз, не сладость слёз, а ярость гроз!
 Спроси у рун, у звонких струн, у летних лун,
 О чём гремел, о чём вещал для нас Перун?

 Зовут ветра: на жар костра иди, сестра!
 Орут ветра: вставай с утра, пора, пора!
 А я не сплю, я в рог трублю - себя гублю,
 А я кричу, что жить хочу, я жизнь люблю!

 Да где ж мой тыл? Лишь детский пыл да шелест крыл.
 Из тех, кто был: кто взял да сплыл, а кто - остыл.
 И нет меча, и нет плеча, но горяча
 Назло ветрам, чужим кострам – моя свеча.

 В лесной глуши, в ночной тиши нет ни души.
 Но если вдруг прибудешь, друг, то не туши!
 Что пыль времён, парча знамён, судьбы река?
 Сквозь все века всегда близка твоя рука.


* * *

Мара, чёрная Мать! В серой дымке ночей
Обращаюсь я вспять, как река на исток.
Убери от моих ослеплённых очей
И от высохших губ ядовитый цветок!

Ветер Северный, брат мой, на помощь спеши,
Погребальных костров удушающий дым
Разгони! И улыбку усталой души
Оживи холодящим дыханьем своим.

Воин доблестный, Бог мой, могучий Перун!
Распори брюхо тучи секирой своей,
Пусть звенит перебором светящих струн
Танец огненных гроз, хор хрустальных дождей!


* * *

Воин и дева

В лесах заонежских высокое небо
Пленяет бездонной своей синевою.
Справляет колдунья вечерние требы
И вновь ворожит над лесной сон-травою.
Себя сберегая от лунного гнева,
Рисует на камне заклятом узоры…
Но только заснёт, видит воина дева,
ЧуднЫе меж ними идут разговоры.

- Ты снова мне снился: суровые очи,
Горячие руки, жестокие речи.
О чём ты поёшь мне, о чём ты пророчишь,
Зачем нам опять эти странные встречи
На грани весны и холодного лета
Под белыми крыльями северной ночи?
Я давнюю быль узнаю по приметам -
Неявным, незримым – чего же ты хочешь?

- Послушай, как ветры дерутся друг с другом
И рвут с нежных вишен наряд белоснежный.
Смотри, как кружатся душистою вьюгой
Цветов лепестки. Я с тобой буду нежным.
Запели дождей серебристые струны,
Умолкли с грозою все певчие птицы…
Я снова в прославленном войске Перуна,
И я – за тобою, моя Перуница!

- Тебя не ждала я. Обрезала косы.
Постой до рассвета, мой друг яроокий!..
- Восток загорелся. Хрустальные росы,
Сверкают, и путь предстоит нам далёкий.
- Я вижу огромные, чёрные тучи,
Что рвутся за нами в азарте погони….
- Не бойся, родная, то Буря могучий,
А следом дружины горячие кони.

- Давно не бывало седла под мною,
Рука не ласкала меча рукояти,
Жила я отшельницей - ведьмой лесною
В плену полнолунных, старинных заклятий.
- Я звёзды тебе соберу в ожерелье,
И в милых очах вновь улыбка воскреснет,
А ты будешь петь над лесной колыбелью
Желанному первенцу дивные песни.

Пылали закаты, вставали рассветы,
Земля наполнялась невиданной силой,
Вступало в права солнцеясное Лето,
И Русь согревалась лучистым Ярилой.
А там, где смурнело прозрачное небо,
Звучали грозы громовые напевы,
Вверху, над полями грядущего хлеба,
Летели влюблённые Воин и дева.


* * *

Милее всех звуков необычайных
Мне шелест зелёной густой дубравы!
А всё-таки воля дороже славы,
Неискренних слов и друзей случайных.

Ветров сладкогласных запела лира,
Земля предрассветная сном объята…
И всё-таки воля дороже злата,
Дороже всех бренных сокровищ мира.

Перун запускает стрелу. Всё строже
Свинцовых небес грозовые очи.
Мой день в этот час стал темнее ночи…
И всё-таки воля – всего дороже!

Я плачу от счастья, а не от боли –
Милы мне грозы огневые стрелы!..
Я всё же смогла, я вдохнуть успела
Глоток неизведанной прежде воли!


*  *  *

Пей до дна грозовую чашу!

 В мутной дымке не зрю Стожары,
 Лишь звенят кандалы да цепи.
 Пахнут кровью горячей степи,
 Застит очи мне дым пожара.

 Небеса пожирает пламя,
 Грозный Бог гневно хмурит брови,
 Не к тебе он взывает - к крови,
 Что хранит родовую память!

 Чтобы вспомнил далёких дедов,
 Не крестом, а мечём крещёных,
 Не разбитых, не разобщённых,
 Чьи уста знали клич победы!

 Звон мечей и Бояна струны
 Славят дивную Землю нашу!
 Пей до дна грозовую чашу,
 Деда вспомнивший Внук Перунов!


* * *

Веди, Перун, славянские войска!

Веди, Перун, славянские войска!
Лишь Божий суд решит исход сраженья.
Пусть клич «ура!» несётся сквозь века,
Пусть свет очей рассеет мглу забвенья.

Мы не рабы. Мы  помним о тебе,
И кровь Богов вскипает в наших венах.
Как долго шли во мраке и борьбе,
Не мысля о хороших переменах,

Но наш язык хранил отцов завет,
Его мы сердцем чувствуем и знаем:
Для одного у нас победы нет,
Мы только вместе, други, побеждаем.


*   *   *


После Перуновых гроз

После Перуновых гроз
Небо пролилось капелью.
Есть ли нежней ожерелье
Нитки серебряных слёз?

Гром ли победы, иль гнев
Тушью писал по лазури?
Слёзы дождя после бури
Радуют облачных дев.

Чувствую ветер спиной,
Ветер, вздымающий крылья.
Вспыхнул сияющей былью
Радужный мост предо мной.

Я по нему побегу,
Радуг стремясь не касаться,
Чтобы с тобой оказаться
Утром в душистом стогу.

Понизь сверкающих струй
Льётся в озёрные лики,
Слаще лесной земляники
Твой грозовой поцелуй.


Рецензии