О вечных муках

   Однажды я задумался над таким вопросом:
Может быть, вечные муки осуждённых грешников — это всё же не приговор, а урок, который они должны усвоить, чтобы придти к спасению? Из чего, собственно, вытекает, что вечные гееннские муки — это раз и навсегда присуждённое грешникам бесконечное по времени истязание? — Только ли из того, что это самое простое и привычное истолкование этого выражения?  В принципе, Бог располагает неограниченным временем для исправления грешников — может быть, это и называется вечными муками? Ведь не Бог осуждает грешников (Он-то хочет их спасти), а они сами осуждают себя безумным своим своеволием — творя зло и  погружаясь вследствие этого всё глубже и глубже в адскую бездну!

   История этого вопроса обширна и широко известна. Поэтому в сети я нашёл множество материалов на эту тему, которые можно свести к двум противостоящим позициям: оптимистической и пессимистической. Ни одно из высказываний не показалось мне исчерпывающим и не успокоило мой грешный разум. Наилучшим из ответов представляется мне ответ проф. МДА Осипова (http://tv-soyuz.ru/qna/o-vechnyh-mukah):

 «...мы оказываемся перед лицом совершенно необычной ситуации – святые отцы говорят взаимоисключающие вещи. Кстати, и те и другие святые великолепно знали Евангелие, лучше нас понимали, конечно, смысл учения Христова, никто из них и не думал противиться учению Христову. Церковь никого не осуждает. Следовательно, этот вопрос – некая тайна. Тайна, которую мы в нашем сегодняшнем состоянии понять не можем, сказать нам это и объяснить тоже невозможно. Поэтому мы видим два одинаково церковных взгляда, две точки зрения, которые идут параллельно». Однако, последовавшая затем попытка Осипова конкретизировать этот тезис кажется мне несколько наивной и вызывает смущение.

   Попытаюсь и я, недостойный, подступиться к этой великой тайне, чтобы прояснить, хотя бы, свои личные представления о ней. В своих рассуждениях я исхожу из очевидных постулатов, которые вытекают из христианских Догматов:
1. Бог в Лице Своего Сына пришёл на землю, чтобы спасти всех людей. Поскольку Бог Всемогущ, то это Его стремление будет выполненно непреложно.
2. Препятствует стремлению Бога ложный выбор человека, который использует дарованную ему Богом свободу во зло себе.
3. Бог располагает неограниченным ресурсом времени для научения человека. Поэтому каждый человек, в принципе, может быть научен Божьей Истине и приведён к спасению. Но, если человек не хочет учиться, его научение, т. е. муки, которые он выбирает, могут быть вечными...

   Попробую для начала ответить на вопрос: адская действительность — это жизнь? Это какой-то быт, некая логически замкнутая реальность, предполагающая осознание людьми своих мыслей и чувств? — Похоже, что так. Тогда, представление об Аде становится весьма относительным. В этом ключе, и наша теперешняя жизнь представляется мне иногда адом, хотя бесы в ней редко попадаются на глаза. А из чего, собственно, следует, что эти падшие ангелы обязательно обретут материальные тела, чтобы мучить несчастных грешников? Скорее всего, бесы пожелают оставаться невидимыми. А мучать и пытать друг друга будут люди, как это обстоит и сейчас, в нашей земной реальности.

   Другой вопрос, который можно задать — о времени. Современное научное мировоззрение приводит нас к мысли об относительности времени. Ощущение времени определяется последовательностью событий, т. е. изменением мира, или, хотя бы, отдельных объектов в этом мире. Свойство сознания фиксировать эти изменения и порождает понятие о времени. Если нет изменений, то нет и времени, нет и осознания реальности. По-видимому, в Аду есть время, иначе, он бы не осознавался. То есть, адская реальность меняется. Тогда, можно, наверное, предположить, что включённая в систему Мироздания, адская действительность изменяется системно. То есть, в ней можно, наверное, выделить упорядоченную динамику, иерархию и направленность изменений. Не стану гадать о целях адской эволюции, а ограничусь простым выводом: в Аду тоже жизнь.

  Ничего, себе, жизнь, скажет кто-то! Но ведь, действительно, к страданиям люди привыкают, а общая чудовищная жестокость жизни может даже восприниматься как некий миропорядок. Примеры тому мы можем увидеть в нацисткой Германии или в пол-потовской Кампучии. Если же это жизнь, причём жизнь вечная, то она ведёт к Богу. То есть она не может вечно продолжаться в Аду. Потому что только Бог является источником вечной жизни. — Придя к такому выводу, я вспомнил, что об этом же говорили некоторые Святые Отцы, упоминавшиеся Осиповым, и русские богословы «парижской школы» в ХХ веке. Ну, что же, я шёл путём человеческой логики, так что результат вполне закономерен. — Он относителен и ограничен.
Прости, Господи, если я согрешил в своих рассуждениях, если заблудился, в попытках описать непостижимую Твою Тайну!

 
Май 2016.


Рецензии