Шаг в сторону

Каждое утро Юля просыпалась в одно и то же время, даже по выходным. Она собиралась и шла на работу. Ее путь был всегда одним и тем же  и представлял собой череду дорожных покрытий, которые менялись всегда в одном и том же порядке. После бетонной лестницы ее взгляд скользил по асфальтовому тротуару до поворота и затем через пешеходный переход. Перед светофором она иногда останавливалась, если горел красный свет,и это позволяло ей поподробнее изучить асфальт в этом месте. Здесь он был  довольно потрепанным, с многочисленными выбоинами, видимо потому, что тут дольше, чем в других местах топтались многочисленные ноги.

Когда светофор наконец позволял Юле перейти через дорогу, она ступала на грунтовую тропинку. Этот участок она любила больше всего. Каждый день на нем подстерегало что-то новое: ветка клена, робкий цветок, примостившийся на обочине, пожухлый листок, гонимый ветром. Это была та порция новизны, которую Юля впускала в свою жизнь и которую так любила. Шаги замедлялись.

За парком еще один переход через дорогу, и снова асфальтовый тротуар с кирпичным обрамлением по краю. Асфальт вызывал у Юли тоскливое ощущение однообразия. Через квартал под ногами оказывалась брусчатка, которая тянулась до самой библиотеки. Хотя она и была более интересной, чем асфальт, но ее разнообразие было показным и ограничивалось двумя цветами и методичным повторением одного и того же узора.

Хотя глобальные перемены в жизни дорожных покрытий случаются довольно редко, тем не менее Юля всегда имела свою порцию разнообразия. Время года и погода вносили свои коррективы. Зимой почти весь путь покрывался снегом, после дождя на асфальте появлялись лужи, в которых поселялось небо. Юле было этого достаточно.

Когда Юля заходила в двери библиотеки, в которой работала, то ей казалось, что она временно исчезала из этого мира. Словно на время рабочего дня она не была больше собой.

Дорога домой проходила в обратном порядке: брусчатка, поворот, асфальтовый тротуар, пешеходный переход, тропинка, пешеходный переход,асфальт, и встречала ее бетонная лестница.

Но этим утром что-то пошло не так. На первом светофоре Юля остановилась и как обычно рассматривала выбоины на асфальте, но вдруг в поле ее зрения попали потрепанные старенькие туфли.

Сама не понимая почему, Юля подняла взгляд и увидела перед собой старушку. Такую сухонькую и древнюю, что казалось легкий весенний ветерок может опрокинуть ее. Старушка опиралась на тросточку и собиралась перейти через дорогу. Когда загорелся наконец зеленый свет, она очень-очень медленно поставила на проезжую часть сначала тросточку, а потом стала переставлять дрожащую ногу.

- Давайте я вам помогу, - услышала вдруг свой голос Юля. Она подхватила старушку под руку и бережно повела через дорогу. Зеленый свет уже давно кончился, но машины терпеливо ждали.

Наконец, проезжая часть была позади, и Юля собиралась уже раскланяться и пойти дальше рассматривать свою любимую тропинку, но старушка вдруг ухватилась за ее рукав и попросила:

- Милая, проводи меня до дома. Тут совсем не далеко, на той стороне дороги. Совсем сил не осталось. Дай Бог тебе здоровья!

Несколько секунд Юля колебалась, поглядывая на знакомую тропинку, на травку сбоку от нее, и наконец, скрепя сердце ступила на совсем незнакомую дорогу.

Она без труда находила на асфальте отличия от ее обычного пути. Вот здоровая трещина, такой она раньше не видела, здесь в тротуаре торчал канализационный люк, а еще через пару метров пробивалась березка. Но в целом это был такой же асфальт, с такими же трещинами и выбоинами. Кое-где сквозь него топорщилась весенняя травка, а самое главное, он тоже мог привести ее туда, куда она шла.

Юля и старушка прошли вперед около квартала, а потом свернули во дворы. Дом старушки оказался действительно близко, и в ее подъезд вела точно такая же бетонная лестница, которая ежедневно встречала Юлю по вечерам.

Девушка хотела проводить старушку до квартиры, но та внезапно ее остановила.

- Ничего, милая! Тут я сама справлюсь, - и довольно бодро поднялась ко входу в подъезд.

Юля немного постояла в замешательстве, а потом осмотрелась. Она смотрела вокруг так, словно впервые видела этот мир, эти дома и деревья, неудачно припаркованные машины и детские качели с облупившейся синей краской. Наконец, в голове ее сложился новый маршрут. Самый короткий. И она заспешила на работу.

Идти по незнакомому пути было непривычно. Тут не спрячешь глаза, уставившись в трещины асфальта или тротуарную плитку. Юле приходилось оглядываться по сторонам, и взгляд то и дело выхватывал из окружающей картины нечто удивительное: солнечные зайчики на стене, свежая травка пристроилась с краю песочницы, пушистый котенок сидит на лестнице, свернувшись сердитым комочком, улыбающиеся школьники бегут куда-то прямо по лужам.

Но нужно было торопиться, спешить на работу. Юля поспешно прошла через двор на улицу, с удивлением отметив, что в доме напротив открылось кафе. «Надо же, ведь здесь всегда была булочная!» - подумала Юля и заспешила дальше. Она пересекла улицу по пешеходному переходу и уперлась в красно-белую ленту, перегородившую проход. «О нет, вот не везет!»

Пришлось свернуть на другую сторону дороги, но там нет тротуаров. Попробовать пройти через дворы. Поворот, еще поворот. Опять приходится обойти.

Вскоре Юля почувствовала, что ей просто нравится идти вот так по улице: быстро, уверенно, выхватывать взглядом моменты города, улыбаться им глазами. В ушах у нее зазвучала музыка. Она уже почти летела, позабыв куда и зачем.

Наконец, она вышла на проспект. Вокруг нее спешили люди  и, наверно, у каждого из них тоже звучала своя музыка. Юля увидела впереди зеленый сигнал светофора. Оставалось еще несколько секунд. Можно успеть! Ведь она почти летит!

Юля тем же легким шагом направилась к светофору и вдруг резкий рывок остановил ее и заставил развернуться посреди этого полета.

Его глаза оказались так близко, что она едва не окунулась в них с головой. И тут же девушка поняла, что он услышал ту музыку, что звучала в ее душе этим весенним днем.

Лишь несколько секунд спустя она увидела, что эта нелепая металлическая нашивка на ее рукаве, которая всегда вызывала в ней недоумение, зацепилась за рукав свитера незнакомого молодого человека, и они оказались связаны посреди этого странного весеннего дня. И для этого нужно было просто сойти с привычного пути.


Рецензии