Милый сердцу уголок

    "Геродот из Галикариса  собрал и записал  эти сведения,
 чтобы происшедшие события  с течением времени не пришли в забвение
  и великие и удивления достойные деяния как эллинов,
так и варваров не остались в безвестности..."
                "Отец" истории Геродот(485-425 г.г. до н.э.)
 
       

           Мы не ставим перед собой цель пересказать историю Кизляра, но хотим устранить  некоторые ошибки и неточности в  её истолковании, расширить знания о родном городе.  Мы  также хотим показать юным жителям,  как менялся облик города, с чем связаны некоторые названия. Ностальгия по прошлому всегда имеет место: через несколько лет не будет и того, что сохранилось сегодня.
    В этом смысле  мой труд, надеюсь, не будет напрасным.
 

             Строительство крепости  и название поселения.


       Кизляру в 2015 году исполнилось 470 лет со дня основания, а не 280 лет, как официально принято отмечать со дня строительства здесь русской крепости. Документально известно, что населённый пункт Кизляр существовал задолго до основания крепости. Неплохо бы для убедительности вести отсчёт со времён царя Гороха!  Почему-то возраст Дербента ведёт отсчёт задолго до времени основания крепости!
         
          Как населенный пункт город Кизляр был известен с начала XVI века.  Отсутствие упоминания о нём в русскоязычных архивах не является основанием опровергать настоящую, истинную историю поселения Кизляр.
        Некоторые ошибочно считают Терки предшественником  будущего Кизляра. В отличие от Кизляра, Терки (I, II, III) были   русскими военными городками и имели свои гарнизоны из стрельцов и  стоящих на службе царю казаков.  На перевоз возле поселения  стрельцы приезжали из Терков для  охраны и  взимания  царской пошлины с купеческих караванов. Об этом свидетельствует турецкий путешественник Эвлия Челеби в своей книге путешествий "Сияхат-намэ". Некоторые "историки" путают годы жизни самого путешественника, связывая его с историей Кизляра в разные временные отрезки. Иногда дело доходит до курьёзов. Эвлия Челеби родился в 1611 году и умер в 1686 году, а в наших краях он побывал дважды, последний раз в 1666 году. Об этом написано в его книге путешествий на турецком языке.   О каком пребывании Эвлия Челеби в Кизляре может идти речь, если датой  основания "города" объявляется 1735 год и основателем Левашова? А сам Эвлия в своих записях пребывание в Терках   решительно отрицает. Ему царскую крепость Терки сопровождающие показывали издалека.  Эвлия Челеби  к Кизляру не имеет никакого отношения.
       Такая нестыковка имеет место, когда речь идёт о будто  открытой "по инициативе С.Полоцкого первой на Кавказе школе в древнем Кизляре". Якобы Полоцкий находился с инспекционной поездкой в крепости Святого Креста, оттуда приезжал в Кизляр и агитировал местное население в необходимости просвещения молодёжи. Далее говорится, что после отъезда  просветителя местные  жители совместно с казаками построили "саманную школу, где обучали кумыков и тезиков русскому языку".
     А теперь сравните годы жизни просветителя, годы существования крепости Святого Креста, а также  годы  существования школы в старом Кизляре. И самое интересное, все "исследователи" один за другим повторяют высказанную однажды ошибочную версию.  Это желание для важности и правдоподобности связывать надуманное повествование   с известными именами.

          Что мы отмечаем под названием  "День города"?
      Мы отмечаем  день фактического   исполнения  российской стороной условий ультиматума персидского шаха, а также  попытку  узаконить результаты колониальной политики царской России по отношению к народам Кавказа.

     С чьей-то лёгкой руки основателем города назвали Левашова, и якобы он выполнял волю Петра Великого.
      Это  осознанное заблуждение, перетасовка фактов.
      Во - первых, Петра Первого уже не было в живых 10 лет - умер в 1725 году.  Уже после смерти Петра I  императрица Анна Иоанновна подписала Гянджийский пакт, по которому крепость Святой Крест  на Сулаке, учрежденная Петром I, была срыта, гарнизон и жители (из 1000 терских казаков в живых за 10 лет осталось 100*    см. Д.С.Васильев «Очерки…») были переведены в   крепость Кизляр.
      При  жизни Петра Дербентский проход был в руках России. Уезжая прервав Персидский поход, с признанием своего покровительства, в Дербенте и у таркинского шамхала Пётр I в 1722 году  оставил незначительный воинский контингент1*.

               
 1* При захвате Дербента Надир-шахом, убежавшие  оттуда русские  прятались  в Старом Куруше, и это  позже подтверждали аксакалы  высокогорного села - см. у дагестанского краеведа Булача Гаджиева.


        Более того, тогда серьёзной опасности нападения со стороны Персии не было.  А вот по поводу строительства  крепости Святого Креста на Сулаке со стороны императора  подобная инициатива точно  имело место. Потому что даже начавшего здесь , в Шелкозаводском, важное дело по развитию  шёлководства  Сафара Васильева он отправил  туда.   Строительством  Святого Креста на Сулаке Пётр заменил утратившую своё назначение крепость Терки-3.

       Во-вторых, Левашов  организовал в октябре 1735 года  переезд населения из Святого Креста на Сулаке и его  компактное размещение вокруг крепости по  национальным слободкам по образцу, как они были размещены на старом месте. А сам передал все дела  коменданту крепости и срочно уехал (вернее, был отозван) в столицу в связи с возникшим напряжением отношений со Швецией.

      Есть сохранившиеся  в архивах документы с соответствующими распоряжениями Левашова. Не исключаю, что   инициатором строительства крепости "Кизляр" генерал-аншеф В.Я.Левашов и был, но не основателем города.   Если основание города Моздока и строительство укрепления там совпадают, в случае с Кизляром этого нет. Строительство Кизлярской крепости - вынужденная мера политической обстановки  конкретного  времени.

 
    О каком основании "города" в 1735 году  можно вести речь, если до конца 20-века в городе торчали камышовые мазанки?   
А некоторые даже осмеливаются утверждать, что Кизляр с самого основания был городом!  Грандиозно!

      На самом деле, непосредственными строителями крепости были   полковник Юрлов, инженер генерал-поручик Бибиков И.А.(1698-1784).  Строительством крепости дальше занимался  инженер-строитель подпоручик Александр Иванович Ригельман (1720-1785).  Будущему строителю крепости в то время было всего 15 лет, и в Кизляре он впервые появился только в 1757 году!  Известно также, что в первоначальное проектирование строительства крепости вносились непредусмотренные изменения.

     Строительство оборонительных сооружений  перед угрозой нападения "грозы вселенной" Надир-шаха шло лихорадочными  темпами, принимались меры для защиты южных рубежей. Тем не менее строительство крепости затянулось на десятилетия.
          В 1741 году объединённые войска дагестанцев разнесли в пух и прах неприятельские (персидские) войска, и угроза кизлярской крепости рассеялась, как утренний туман.

      Но как меняются времена и приоритеты? Та же крепость была использована в течение 25 лет как перевалочная база в борьбе с потомками тех, кто нанёс сокрушительный удар по персидскому шаху. Во время Кавказской войны именно отсюда отправлялись карательные экспедиции  для подавления мятежных горцев.
    
     А когда собственные мюриды и наибы отвернулись от Шамиля, необходимость "южного оплота" отпала. Сегодня, кроме иллюзорного фрагмента,  не осталось даже едва заметного следа от этой крепости, будто ветром сдуло.

        А была ли крепость на самом деле?
     Нет ни слова о том, куда она делась! Это же не камышовая мазанка-времянка,  а царская крепость, которая должна была "обеспечить охрану южных рубежей"!

         Согласно официальным историческим данным, 1 июля 1831 года мюриды Казимуллы с ходу захватили город и ограбили его. Где же были тогда терские и гребенские казаки, комендант и гарнизон крепости?

         Попытки подвести удобную почву под исторический фундамент коснулись и объяснения происхождения названия Кизляр.

      В языках коренных народов  название города звучит КЪЫЗЛАР, где -лар - суффикс множественного числа в тюркских языках и получившем наибольшее влияние этих языков лезгинском языке из числа иберийско-кавказских .

     Объяснение академика Гана "Кызылйар- красный яр" по аналогии с Красноярск, Черноярск ( от слов Красный яр, Чёрный яр) не выдерживает никакой критики. Скажу, что в названии КИЗЛЯР того -Яр-а  не было и нет, есть суффикс  -лар.  " Яр" там звучит в русском произношении из-за мягкости  предыдущего  русского звука  (-ль-) .   
         Кругом населённые пункты носят в себе тюркский элемент ( -кала ;
 -кент; -юрт;), а тут подобный элемент в названии игнорируют, ищут объяснение в КРАСНОМ ЯРЕ!  Выходит, мне так нравится! 
     Тогда это был бы ещё один КРАСНОЯРСК.  Яр - это русское слово, обозначающее "берег, крутой обрыв". А "КЫЗЫЛ"- слово тюркское.    Не могли  неграмотные местные жители прибавлять слово  русское "яр" к  тюркскому "кызыл".  Или, наоборот, казаки не могли назвать  поселение тюркским словом, прибавляя родное "яр", то есть "обрыв".
      А вот когда отставным офицерам и генералам начали раздавать свободные земли в низовьях Терека, здесь начали появляться помещичьи усадьбы Тарумовка, Кохановка, Серебряковка,  Тушиловка, Большая и Малая Арешевка,Черняевка, Ясная Поляна, Юрковка, Бредихин, Некрасовка, станицы А. Аневская, Александрия, которые так и сохранили свои названия хуторов  по сей день. Ну кто бы стал спорить, что это русские помещичьи хутора с десятками душ купленных в России крепостных?

      А вот название  "Красный Восход"  связано с социалистическими преобразованиями, раньше это было конфискованное революцией  родовое имение  армянских купцов Мамаджановых (Мамаджаново), как и Черняевка.     Черняевкой она стала после скупки этих земель купцами  из Ростова братьями Черняевыми у Мамаджанова, когда последний   по случаю своего банкротства заложил их в Таганрогский банк.

                "Кызыл" в словах " Кизилюрт" и " Кызыл Орда" в значении "золотой" вполне соответствует разумному объяснению. Сосуществование  одновременно с  местными этническими  названиями Абсиях, Кизляркала, Кизляркент русского аналога Девичья крепость - ещё одно подтверждение в пользу наличия в названии города слова "девушки". И никакой народной этимологии здесь нет.  Почему?
      Потому что основным населением Кизляркалы были тезики, сарты, персы. Игнорируя этот основополагающий факт, тем не менее утверждают, что основателями Кизляра были русские. Массовое  переселение крепостных крестьян на свободные земли, принадлежащие кочевым племенам и горцам, их притеснение, принудительное превращение в казаков, попытки  принуждения принятия христианства сознательно умалчивается.
        И какое может быть оправдание  ведению летоисчисления города со дня строительства там царской  крепости? И Кизляр нужен был правящей  царской элите лишь в потребительском плане, так как более или менее заметные положительные сдвиги здесь произошли лишь за годы советской власти и социалистического строительства.

      Несмотря на это, Кизляр  в целом даже к концу 80- годов ХХ- века оставался такой же неблагоустроенной  деревней, как и Бабаюрт.  За исключением построенного благодаря флагману авиационной промышленности СССР Кизлярскому электромеханическому заводу и его директору Абдуразаку  Мардановичу Мирзабекову посёлка Черёмушки с его великолепным Дворцом Культуры и не имеющим себе равных на Кавказе Цветным фонтаном. Люди были обескуражены размахом невиданного строительства детских садов, школ, квартир и заботой о трудящемся человеке. Но это продолжалось недолго. Хищническое истребление природных богатств края началось и продолжается со времени распада Союза.  И к тому, что было тогда создано народом, приложили свои грязные руки новоявленные предприниматели и бывшие спекулянты.  Детские сады  продали  и превратили в платные вузы, а на детских площадках  вместо качелей начали строить офисы и  частные магазины. Вместо цветов начали расти зависть и ненависть людей друг к другу.  Вот это  великое завоевание  "новой демократии".
        Инициатива убрать чуждый   русскому уху элемент в названиях Кизляркент,Кизляркала, Карасувкент исходила  от императора Петра, что красноречиво описано у  летописца Сардара Муттасима.    Пётр I   любезно предложил для удобства назвать поселение "Кизляр", гостеприимные  жители из уважения к влиятельной персоне согласились, и император нанёс название на свою карту, которую держал в руках его  адъютант Соймонов.
      Кызлар - название реки, перенесённое на название поселения с прибавкой  "-кала" -"крепость". Название реки - "девичья река", а поселение Кызларкала.  . Аналогичный пример -  старое название города Волгограда - Сталинграда (ЦАРИЦЫН) от протекающей рядом с населённым пунктом реки Царица. Таких примеров  в названиях и других населённых пунктов  очень много.
       Старожилы утверждают,что поселение   названо не в честь  неотразимых девушек ,  оно произошло от   трагического названия реки, где кончали свои дни на земле обиженные судьбой  местные девушки...    ( Самое время вспомнить Абсиях-Кара-сув-кент -"Чёрная вода". Эти  вариативные  названия поселения  тоже вобрали в себя элемент  названия реки, возможно, предшествовавшие более поздним  названиям "девушки", " таловка").
    
    Первично название реки,  а реально существовавшая саманная крепость позволила кочевникам и качагам из Ташгечива назвать поселение  таким образом - крепость на Кизляре  ( прим.  для ср. Ростов на Дону). И  саманная крепость , и река, и город носят  название " девушки".  В то же время выдвигаются,вопреки логике,  одна сомнительнее другой версии о происхождении названия Кизляр.
    Заслуга императора Петра Алексеевича  в том, что помог людям искоренить сумбур.
          И ещё один важный факт, который упускают из виду. Пётр I  никогда не был в Кизляре, который представляем мы. Тот Кизляр, куда по пути наведывался  Пётр I, утонул через 180 лет со дня основания в 1725 году. "...И жители переселились на 3-4 версты  вниз по течению Старого  Терека, в район Мусульманской слободки. Эта часть города и считается самой старой"... (Д.С. Васильев. Очерки истории...").
      Остальные слободки нынешнего города  образовались после переезда  жителей  из Святого Креста.
                В краеведческом музее  Кизляра сохранился  найденный при раскопках  медный  рожок-горн, использовавшийся наблюдателями на сторожевых постах  для подачи сигнала тревоги  при опасности.  Это, скорее всего, осталось из коллекции страстного краеведа, члена городской Управы Кизляра Арцишевского. Им были проведены раскопки и установлено точное место старого поселения, были найдены предметы быта, черепки керамической посуды и многое другое. Всё это было сдано им на хранение в здание городской Управы.  Свои открытия он изложил в рукописи  " Сказание о Старом и Новом  Кизляре".   Она   сгорела  при пожаре в здании  Управы, а сам, как говорят, погиб, спасая людей, после очередного наводнения  при разливе Терека. 
      
       Ещё до пожара Абдул- Гусейн Ибрагимов - Кизлярский при работе над романом "Аманхор" (1915-1916 гг.) успел сделать кое - какие выписки, чем изучающие историю Кизляра  позже  имели возможность воспользоваться. Автор приводит русское название Кизляра, деформированное произношением местного населения - "Девичи крифуст"( "Девичья крепость", что означает то же самое, что и кумыкское название - "КЫЗЛАР-КАЛА".)2*, а инициатора первой школы в Кизляркале-Кизляркенте, придворного учителя царя Алексея Михайловича ( "Аликсай Михайлуфф"), который побывал здесь задолго до Петра Первого, местные жители называют "Семьян Фаллоски"3* . 
              Рассказывая о школе, где в свободное от работы время изучались разные языки, исследователи упускают имена учителей:  таджика Ахмади Сайтара (арабского) и перса  Мешмади Каффара (персидского) языков - и, называют только имена учителей русского языка  Бабского Захария и Евсия Ивана4*, "которые (первый вначале, а другой - после) обучали русскому языку детей тезиков и кумыков". Это то же самое, отмечать 70-летие Победы и предлагать не упоминать Сталина и  снять везде его портреты. А ведь эти люди жили и работали вместе, зажигали первый факел просвещения в этом крае, хотя, допускаю, что это были примитивные формы образования:  более или менее грамотных добровольцев преследовали чисто благотворительные цели: первых " ликбезовцев" обучали письму и чтению. Речь не следует вести  о целенаправленном "обучении детей тезиков и кумыков", т.к. никто извне  "школу" не поддерживал, не финансировал. Что касается роли Полоцкого, то он только, возможно, убедил местное население в необходимости просвещения молодёжи.


2*Абсиях был многонациональным с самого начала, но большинство составляли таджики. В  "Тарихи Кизляркала" даже встречается такое сочетание названия Кизляра, как употребляемое  тезиками  в простонародии  "дивичи крифуст Абсиях", что является свидетельством одновременного существования этих названий,  как синонимичные понятия.

                3*Википедия. Симеон Полоцкий (1629-1680 ) - богослов,педагог, виршеслагатель, астролог, ясновидяший. За 9 месяцев до рождения предсказал  царю Алексею Михайловичу зачатие наследника,будущего  императора Петра I, и что он будет великим реформатором.  Как известно, предсказание сбылось!

                4*. Все эти учителя, как грамотные люди,    в числе 12 человек  входили в Совет  Управления    села Абсиях  ( подобие Совета Старейшин).  Управлял селом везир   Татархана  Мансурбек, таджик.  Управителем казны  был Абдулхад, председателем суда-Кази Насруллах. Тоже  таджики.
        Кстати, красавица -  таджичка  Дильбар,  которую полюбил Аманхор  ( герой первого кумыкского романа на аджаме), была дочкой Кази  Насруллаха.  Поэтому можно с уверенностью сказать, что персонажами Ибрагимова-Кизлярского стали реально жившие в Абсияхе  местные жители.


Рецензии