Взрощенный войной часть8 роман Рассказанные россып

Рассказанные   россыпи
Введение :
Остались  коробочки  с  листочками под  углом  заметками  исцарапанные;  есть  пакетики,  резинкой  накрест  перетянутые ,-  всё  это  обобщить  в  единую  повествовательную  структуру  я  не  берусь,  потому   и  печатаю  отдельными  частями,  а  сестра  дополняет  фотографиями. Как  я  понял,  папа,  выйдя  на  пенсию,  решил  записать  всё  то  живое,  что  он  мог  увидеть  из  прошлой  жизни,-  как  некий  эталон  и  описать.  Во  всяком  случае ,  я  так  это  понял. Вот  эти  рассказы  и  заметки  я  и  предоставляю  к  чтению  любопытствующих.
2.1 /рассказ/
Есть  фотографии  , которые  тиражируются  тысячами,  а  ничего  не  выражают.  Есть  марки,-  всё  то  же,  но  для  близоруких,  есть  значки,- это  твёрдые  марки  ,  которыми  можно  кого – то  уколоть   или  на  что – то  подцепить .  Есть  то -  что  все  они   примитивно  копируют,  с  трудом  улавливая  черты  внешнего  сходства. Что же   это  за  эталон ? Это -  КАРТИНА -  шедевр,  а  нето , что   на  продажу!  Достойному  полотну,  - надлежащее  оформление,  я  о  рамочке,  без  которой  шедевр -  не  шедевр. Хорошо,  объясню  доступно  ,  рискуя  пропустить  время  приёма  лекарств,  что  непозволительно, это  и  в  инструкции  прописано,  в  разделе,  где  на  русском. Итак -  пример:   Если  мы.  скрепя  сердце,  отдали  нашу  Майю ,за  Вашего  Гарика,  то  пусть  весь  Ваш  кагал  и  пыхтит,  чтобы  наш    бриллиант -  Майечка ,  который  из-за   ошибочного   доверия   попал  в  то, зовётся  для  неё    новой  фамилией ,  выглядит  не  хуже  чем  до  замужества  и  не  за  наш  счёт.
Хорошо,  красиво  развернуться  картине  поможет  только  рамка,  которая ,- то  же  шедевр,  но  оформительский. Свёрнутый  холст -   тубусный  потенциал,  носимый,  переносимый,  на  секунды  разворачиваемый,  но  никогда  не  царственно  водружённый. Одна  мудрая  женщина,- художница  с  Соборки,  имевшая  громадный  и  многообразный   опыт  замужества -  наставляла  свою  внучку : « Удачно  выйти  замуж  так  же  сложно,  ка  выдающемуся  полотну  найти  свою  рамку.»  Вы   спросите  -  существует  ли  обратная  связь ?  Да,  скажу  Вам,  но  она  не  естественна,  хотя  сейчас  это  модно.  Рамка  и  шедевр, шедевр  в  рамке  ,- это  узкая  калитка  при   непреодолимых  стенах  в  некий  мир,  художником  раскрытый. Если  габариты  Вашего  тщеславия  не  позволяют  втиснуться, то  потуги  воздействия  на  калитку  или  на  забор – безумны, потому  как  это  и  есть  тестовый  порог  адекватности  восприятия.
Мы  мало  знакомы  и  мне  сложно  настроить  Вас   на  восприятие  фокуса  истины,  вот  и  подготавливаю,  семеня  мелкими  шагами,  боясь  натираний  при  полном  теле. Видеофрагмент,-  наиболее  убедителен  и  нагляден :
Говорят,  что  человек  выбирает  собаку, подсознательно  ориентируясь  на   свой  портрет. Вы  видели  толстых  одесситов  лениво  перебирающих  ноги ,  гуляя  вокруг  трёх  деревьев? Видели? А  теперь  вспомните  толстый  поводок  в  их руках  и  широкий  ошейник  на  короткой  шее  раскормленного  до  вида  надувного  шара  пса  породы  мопс. И  вы  мне  скажите  куда  они  дальше  пойдут,  как  не  вокруг  трёх  деревьев  ,  где    именно  собака  нюхает  и  писает?!  Куда? Три  дерева  это  и  максимум  и  минимум  для  этой  неразрывной  парочки  старших  и  младших  братьев.  Три  дерева – как  часть  мира ,  на  время  завоёванная  и  крепко  удерживаемая  мопсовым   царём.  Рискуя  защемлением  позвоночника,  падением  с  переломами, собако -  шар,  напоминающий  мопса,  поднимает  лапу,  не  думая  о  возможной  простуде  при  таком  ветре  и  жёстко  метит  территорию,  что  замечает  владелец  шара,  гордо  колыхнув  третьим  подбородком.      Теперь  согласны?  Точная  копия!  И  так  по  каждой  породе. Так  я  хочу  не  об  этом.  Я  о  картине  и  рамке, что шедевр  неразрывнй.
Одесский  двор  на  Степовой.  Девочка  с  персиком ,- картину  видывали ? Здесь  то  же,  но  немножко  поменялись  исполнители : Юлиана  Львовна  и  её  форточка!     Юлиана  Львовна  смотрелась  в  окне  своей  квартире  в  полуподвале , где  на  подоконнике    стоял  горшок  с  алоэ -   точно  в  такой  гармонии  с  этим  цветком  и  в   рамочном    обрамлении  сто  раз  перекрашенной  оконной  рамы  с  маленькой  форточкой  ,куда  она  говорила. Идеальное  сочетание. Девочка  с  персиком  в более  зрелом  возрасте  и  с другими  интересами. Верх  гармонии. Подоконник  был  высокий  и  она  опиралась  на  него  громадной  грудью  и  локтями,  полустоя    и  окриком  останавливая  по  выбору  соседей.
- У  вас  есть  минуточка? Тогда  я  счас  выйду  на  пару  слов. Я  спрашиваю,  чтоб  не  зря  выйти.
И  она  выходила  в  маленький    полисадничек  впереди  окна,  опиралась  на  калитку  из  спинки  металлической    кровати  и  говорила  новости,  комментируя   их    неповторимой  витиеватостью  мысли.  Она  жила  с  молчаливым  мужем  татарином. Они  воспитали  дочь  и  теперь  на  каникулы  и  выходные  им  привозили  младшего  внука.  Приезд  малыша  означал  такую  суету  у  них  в  квартире,  что  даже  флегматичный  татарин  метался,  путая  русские,  украинские  и  татарские  слова. Юлиана  Григорьевна  готовила  и  воспитывала  малыша,  давая  задания  и  просьбы  всему  двору  без   исключения,  на  что ,  кроме   мужа  никто  и  не  реагировал,  привыкнув.
На  третий  день  она  должна  была  лично  сказать  каждому :
-  Вы  видите,  теперь  ребёнок  немножко  отошёл. Ещё  не  совсем, но  что  Вы  хотите  с  двух дней  на  третий ?
Внука  или  внучку  увозили  и  геволд  заканчивался.
В  остальное  время  она  разговаривала  с  соседями,  что  логично,- ибо  молчаливый  татарин  изначально  не  собеседник.  Я  собрал  несколько  услышанных  её  мыслей  в  разговоре  со  мной  или  соседями. Очень  трудно  передать всё это  не  видя  её  и  всё таки :
Женщина   из   окна  с   алоэ.

Сегодня  шо,  какой  праздник  в  школе ?  Я  смотрю  в  окно  трамвая   и  вижу  эти  банты  как   белый  глобус  ещё  не  занятый  странами,  разрезанный  на  две  части  и  размещённый  на  карте.  Все  так  сияют,  шо  аж  мне  стало  легче  от  моей  судьбы. И  мы  учились  в  школе.  Было  и  такое. Я  имею  в  виду  учёбу  дочки,  за  свою  я  уже  забыла ,  как  о  первом  гражданском    браке.  Дочка - то  от  второго  официального .  И  мы  учились  в  школе. Это  испытание  нас  не  обошло, кстати,  я  могу  Вам  дать  росток  алоэ  и  если  он  примется,-  Вас  ожидает  здоровье,  с  моими  рецептами.  Итак : моя  дочка  и  их  школа,  вместе  это  называлось  учиться.
Да,  мы  учились  в  школе  и  я  носила  конфеты.  А  что  делать ? Эти  уроки  и  их  контрольные  выпили  всю  мою  кровь. Не  скажу  про затраты – они  у  всех.  Скажу  за  домашние  задания. Вот  я  спрошу,  а  вы  ответьте,-  зачем  было  гадить  красивое  слово «домашнее» ?  Домашние  пельмени и  домашняя  колбаса  с  Привоза; домашний   «Наполиён»  и фаршированные  синенькие; домашние  куры  в  конце  концов. «Домашние» ,- это  тепло  и  высший  знак  качества! А  тут  такое  неожиданное  толкование. Домашнее  задание . Они  выискивают  такие  задачки,  шо  нельзя  списать  и  каждому  дают!  И  ладно  бы  по  какому - то  одному  предмету…. я  бы  нашла  кого-  то  своего  или  дальнюю  родню  и  помогли  б,  а  то  каждый  день  и  по  разным! Вот  нельзя  спокойно  жить!  Надо  постоянно  какой  - то  геволд  устраивать! Мы  не  можем  по-  другому! Если  спокойно  у  кого  то,  то  нас  трясёт  и  мы  страдаем.
Эта  литература  с  их  Маяковским!  Выучите  стих  на среду !  Счас!  Разбегусь  и  рвану  с  опережением  на  вторник!  Уже!  Мы  сто  раз  повторяли  этого  идиота  ,  аж  он  мне  приснился  с  его  глупостями. Это  разве  можно выучить ?  Молчите ?  И  я  б  молчала,  но  надо  стих  говорить.  Только -  только  отмучились -  новая  напасть  Блок  и  двенадцать,  как  номер  квартиры  у Раисы  Марковны. Да  Раиса  Марковна  в  страшном  сне  детям  такого  не  пожелала    б,  даже  когда  её  затопили  соседи  с  шестнадцатой….
«Метод  угадывания  корней»  в  математике!  «Это  же  оппортунизм»,  как  говорит  один  поц  с  соседнего  двора,  что  всю  жисть  преподавал  в  очень  средней   мореходке. И     шо   я  им  должна  угадывать   в  их  глупой  задаче ?  Я  пару   раз  уже  неудачно  угадала ,  когда  вышла  замуж  первый  и  второй  раз, и  родилось  моё  счастье от  этого  идиота,  что  слинял. Теперь, вроде – да, хотя  и  боюсь  сглазить!  Я  говорю  мужу -  угадай  этот  корень,-  а  ён   говорит ,этот  молчаливый  татарин,  что  он  « не  Поле  Чудес».
Я  ходила.  Ходила  и  не  раз  к  этим  учителям,  Чтоб  они  мне  были  здоровы  с  их  задачами.  Говорю -  я  извиняюсь  за  конфуз, но  дайте  ответы,  а  я  рассчитаюсь. Дайте  ответы  за  те  ребусы. За  те   ребусы  шо  вы  загадываете, чтоб  я  могла  спокойно  заниматься  делами,  а  не  бегать  в  истерике.  И  при  чём  тут  дочь ,  если  даже  мой  третий  /это  как  считать,  он  знает,  что  второй/  не  может  ничего  сказать  по этому  поводу,  а  он  не  халоймес ,  а  людей  в  троллейбусе  возит.  И  по  их  предмету  в  том  числе.  И  даже  с  института. Все  садятся. Не  в  том  смысле,  что  всех  садят. Я  не  намекаю,  но  мне  нужна  четвёрка. Они  отнекиваются  и  продолжают  беспредел,  шо    портит  мою  жисть. И  это  не  год ,-  а  десять долгих  классов  на  моей  шее. Десять  лет  вычеркнутой  жизни  за  ту  историю. Лучше  ещё  раз  замуж  выйти,  чем  такое  терпеть  и  изворачиваться. Эти  цари  меняются  как  цены  на  Привозе,  а  мне  всё  это  запомнить ?  Чем  они  хотят  забить  голову  моей  умнице?!  Ладно,  какие - то  даты  за  Одессу,-  согласна  их  нельзя  не  знать,-   ну  а  остальное?!   Я  рыдала  в  истерике ,  когда  мы  пытались  выучить  кусок  из «  Плача  Ярославны».  Я  говорю :
- Доча,  они  адиёты,  ты  это  видишь. Но  нам нужна  оценка,  а  как  нам  везёт,-   то   тебя  точно  спросят. Давай выберем  другой  отрывок  из  этих  причитаний ,  который  легче  выучить  и  ты  скажешь,  что  ошиблась.  А  дальше  уж  я  постараюсь,  пусть  только  подумают  не  поставить  пять.
Лучше  б  мы  учили.  Я  перерыла  весь  этот   талмуд   и  то   что  нам   дали  и  есть ли  лучшее  для  заучивания. Вот  я  вас  спрашиваю,-  вот   зачем  эта  Ярославна  такую  гадость  пристроила  всем  нашим  детям  в  нашей  Одессе ?  Я  понимаю – горе. За  то  согласна.  Но  при  чём  тут  наши  дети ?  Она  хочет  горя  и  у  нас ?
Нет  слов,  как  я  мучилась.  Мой  водитель  троллейбуса  долго  сопротивлялся,  но  я  заставила  и  его  делать  уроки  в  перерыве  между  вождением. А  что ?  Мне  всё  одной?!  Дочуркин  папа  живёт  ещё  с  той  нудной  ведьмой  и  искать  справедливость    в  их  семье  с  тремя  детьми,  всё  равно  как  ждать  похудения  с  моим  образом  жизни . Это  моя  доля  .  Я  думала  на  десять  лет  и  ошиблась,  как  со  вторым  браком. А  что ? Смотришь  на  материал  и  думаешь,  что  слепишь  с  него   нормального  мужа. А  начала  месить,  а  материал  то  с  запашком…   Смердит,  извиняюсь… А  в  тепле ,  так  вообще… А  я  не  могу  без  тепла.  А  если  оставить  как  есть  -    то  на  фига  он  нужен ?  Мусор  и  дочка  вынесет  или  соседского  пацана  попрошу.
  Эти  даты  бесконечных  съездов  партии  и  название  работ  Ленина,  которые  по  началу   не  произнести  как  некоторые  еврейские  фамилии.  И  всем  этим  они  хотят  забить  умную  головку  моей  дочери  доведя  меня,  её  маму,  до  инфаркта ?     И  я  должна  молчать  на  всё  это ? Не  тот  случай!   Это  вы  для  них  грабитель,  а  мне  должны  отдать  деньги,  если вам  что - то  значат  ваши  нервы  и  ваше  здоровье. Подумайте  о  своей  маме  и  рассчитайтесь.
Всё  это  закончилось,  как  насморк  при  капании  носа  соком  лука  с  постным  маслом. Выпускной  и  это  платье. Нет,  вы  видели,  чтобы  отличница,  а  моя  дочь  самая  умная,  это  видно  по  маме, не  имела  скидок? Не  в троллейбусе  же  их  весь  класс  возить  по  маршруту,  хотя  и  этот  вариант  рассматривался.  Ладно,  к  морю… Но  эти  затраты… Всё  ушло  на  конфеты  и  косметику  для  подарков  учителям   от  чистого  сердца. То,  что  осталось  надо  для  поступления. Шо  говорить ?  Просто  государство  поставило  на  мне  крест,  а  я  его  несу…
Одесский  Государственный  Университет.  Филология. А что ?  Кто  ещё  знает - как  говорить,  как  не  я  -   уже  двадцать  лет  торгуя  на  толчке? Кто ? Эти  кабинетные  мыши ?  Так  это  я  их  ещё  научу  как  правильно. Они  мне  будут  говорить… Мне б  зятя  нормального… С  головой… Шоб  имел  голову  меня  слушать,  при  том  что  хорошо  зарабатывает  и  понимает,  что  вторая  мама  умнее   первой. А  где  найти  такое  счастье?  Вот  у  меня  третья  попытка / татарин  уверен  что  вторая,  путь   себе  ошибается/   и  пока  не  жалуюсь,  а  наблюдаю… Не  в  троллейбусное  же  депо  идти, хотя  там  дают  квартиры  быстрее  чем  где…
Вот  ведь  что  больно,  каждый  раз  какая  - то  клизма.  То  с  этими  уроками  с  тебя  всё  вымоют,  потом  институт  с  ещё  теми  поборами. « Ваша  дочь  с  грубыми  ошибками  пишет»
 Можно  подумать! Я  хотела  сказать ,  что  они  не  о  тех  ошибках  думают  и  не  те  ошибки  ищут.  Нам  бы  с  замужеством  не  ошибиться!  Здесь  можно  сделать  главную  грубую  ошибку  жизни.  Второе -  на  работу  устроиться. Там  квартиры  дают,  а  там  зарплата  хорошая.  Совместить  бы -  а  не  выходит. Тут-  то  же  можно  сильно  ошибиться. А   то,  что  вы  говорите -  легко  исправить  можно.  Посмотрите  на  коленную  растительность  у  вас  на  голове  и  красивейшие  волосы  моей  красавицы!  Это  что -  можно  сравнить ?  И  кто  из  вас  отличник ?!  А  вы  мне  о   каких -  то  ошибочках,  о  которых  и  говорить  противно. Мелкая  сдача  при  большой  покупке.
Всё.  Поразмышляла.  Пора  выходить.  Ещё  яйца  не  забыть  купить,  а  то  мой  троллейбусный  петух  точно  забудет:
-  Мужчина ,  вы  у  « Родины»  выходите ?!... Так  дайте  пройти… Спасибо  и  за  так…

2.2 / рассказы/

Одиночество  Севера   причудливо  сформировало  мои  вкусы. В  частности  ,-  привило  вкус  к  поэзии,-  чему  я  безмерно  рад.  Очень  люблю  стихи.   Много  знаю  наизусть  и  про  себя  периодически  декларирую  с  выражением. Мне  нравится  музыка  стиха,  его  плавный  или  резкий  шаг ,   возмущение  или  плавное  затухание; немыслимая  выразительность   строки  и «мысли  в даль»…  Иногда ,  мне  кажется,  что  книги  пишут  зря.  Иной  многотомник  не  стоит  двустишья   Мастера. Я  очень  люблю  стихи.  Очень  жалко,  что  их  практически  не пишут. Увы. Вот  если  не  открывать  дискуссию  на  тему « Советская  поэзия –как  явление» ,  а  просто  прочесть  лучший  из  современных   стихов,  то  и  комментировать  нет  нужды.  А  зачем ? Пример :
Работник сельского хозяйства Украины,
Сегодня праздник у тебя — ты отдохни!
Устрой себе ты выходной, расслабься
И на труды свои ты с гордостью взгляни!

Ты поздравок наш прочитай скорей,
В нём благодарности слова от всех, от нас.
И пожелание побольше сил, здоровья и удачи.
Чтоб свежими продуктами порадовать вновь нас!

На столе стоят ватрушки,
Хлеб и булочки-подружки,
Это кто такой заботник? —
Не простой, а сельхозработник!
=======================================================
Для тех, кто землю обрабатывает,
И урожаем Украину радует,
Для тех, кто вырастить все смог,
Мы написали поздравок.
Мы поздравляем всех животноводов,
А также агрономов, полеводов,
Кто сельское хозяйство знает,
Свои старанья прилагает,
Чтоб дом людей был полной чашей —
Примите поздравленье наше!
Вот  таких   произведений  множество  и  на  любую  тему, от  урожая до  прославления  шахтёров ,  ну  разве  кто-  то  ,  без  идеологического  подтекста  назовёт  это  стихом?  Белым,  красным  или  любого  другого  спектрально   цвета   стихом ? Что  про  Ленина -  Сталина,  что  про  любовь,  что  про  сталеваров.  Я  не  учился  в  университете  на  филолога  и  потому  не  обладаю  специфическими  знаниями,  но   я  в  здравом  уме  и  это  то  же  довод и  не  малый.   Как   могут  редакторы      выпускать  в  свет  такое….  В  журналы  и  газеты ,  издавать  за  деньги  тех  же   бедных   колхозников   этот  бред ?
-   А  если  другого  нет ?  ,-  возразит  вам ,  умно  бросив  на  вас   взгляд   над  очками,  ответственный  редактор….
/Пенсионер со  стажем,  на  скамеечке  в Дюковском  парке,  выгуливающий  своего  внука  и  двух  соседских  девочек,  пока  их  мамы  убежали   «на  минуточку»,  ответственный  редактор – сосед  по  скамейке,  внезапно  появившийся и  так  же  внезапно  пропал  навсегда,  но  мысли  свои  оставил/
-  Как?  А  классика ?
- Что  классика ?  «Пиль для  моряка    или  неподъёмный  груз  для  не плавающих.  Классики  писали-  то  на другом  русском -  дореволюционном.  Вы  можете  себе  представить  как  наши  пролетарские    поэты  переведут  тех ?  Читывал – это    вещицы  только  для  стойкой  психики. А  это  искусство  в  массы. Одно  не  другое.  Один  шаг  , при таком  раскладе, до  массового  падёжа  скота,  как  результата  идеологической  диверсии.      Я  читаю  ваш  взгляд  и  слышу  вопрос  о  хороших  переводах  наших  и  зарубежных  поэтов.  Слышу  и  смеюсь.  Вы где  живёте ?  « В  счастливом  здесь    или  несчастном  там «,-  как  у  нас  говорят.  А  происхождение  этих  с  позволения  сказать  переводчиков?!   Куда  клонит  их  перевод? Они  же  все  умные  и  нам  сразу  не  разглядеть   все  эти  уклоны  и  уклончики.  Те,  что  зарубежом ,- это  одни,  у  нас – другие.  А  то,  что   зарубежные     не  в  сторону  партии  клонят  свои  переводы – это  точно.  Партия  то  пролетарская,  что  им  там  делать ? каждый  ищет  своё  благополучие : они  там,  наши  поэты – здесь.
-  И  что  Вы  скажите ?
-  А  что ?  Есть  и  забавные  случаи.  Вот  ,  скажем  приходит  поэт  и  начинает  не  стихи  показывать,  а  характеристики  и  документы, характеризующие  его  как  борца  за  власть.  А  когда  дело  до  стихов  доходит ,  то  отказать  даже  теоретически  нельзя.  Ходатайство  парткома  завода!  Высший  цензор  и  ценитель  настоящего  искусства. Что – то  я  разоткровенничался,  и  мне  детей  кормить,  извините,  мы  перейдём  в  тень  к  фонтану.  Всего  вам  доброго.
Чем  я   продолжил ?
Я  начал  ходить  по  антикварным  магазинам  и  к    удивлению  оказалось,  что  не  я  один  хожу  и  ищу  что  почитать.
Ведь  каждый  поэт  это  индивидуальный  цветок,  который  нужно  распознать,  понять,  проникнуться  и  лишь  тогда  восторгаться.   У  нас , на  Севере,  была  возле   поселковой    столовки     парикмахерская.  Так,  ничего  особенного,  но  там  был  женский  мастер  парикмахер.  Вот  это  чудо!  Он  в  каждую  женщину  влюблялся  сразу  и  навсегда.  Какие  он  причёски  делал  простым  маляршам!!!!  С  какой  фантазией    сочеталось  несочетаемое.  Это   было  раскрытие  лучших  черт  души  через  причёску,   не  как  самореклама,  а  как  сбрасывание  условностей,  мешающих  открыться  сути.  Но,  увы,  к  нему  ходили  все,  но  проявить  свой  талант  он  мог  только  с  представительницами  рабочих  профессий.  Все  остальные  женщины  объясняли  долго  и  подробно  как  именно  их  стричь,  что  модно,  и  что  им  идёт.  И  он  покорно  выполнял  работу,   противоречащую  всей  его  сути,  но  за которую  щедро  платили,  восторгаясь  красотой,  которую  он  считал  уродством.
Это  касается  всего,  от  кладки  кирпича  до  поэзии.  Душа  поёт   или  плачет.  Бывает  и  третье  состояние  души   ,  когда  она,  сердечная,  печально  и  нудно   тягостно  так,  постоянно  подвывает,  не   реагируя  на  подхалимаж,  в  виде   конфет  или  любимого  чая.    Я  в  посёлке  ,  на  улице  и  в  общественных  местах  видел  женщин   с  его  причёской  и  мог  безошибочно  определить   что  и  с  каким  настроением  он  делал    или , если  точнее,  творил.
 
 
 
Вот  это  умение    ценить  красоту,  полагаться  на    вкус  профессионалов ,  уметь   сравнивать  класс  мастеров  полностью  заменило    основанное  на  самомнение  понимание   себя  как     самостоятельного   ценителя  красоты.  Я -  лучший  знаток!  При  этой  тезе  и  учиться  не  надо .  А  зачем ?  Это  они  должны  учиться  у  меня  прислушиваясь  к  моим  изречениям.  Это  я  и  объект  и  знаток. Я…Я…Я..
Таракан может жить несколько недель без головы и умрёт от голода
Так  и  эти  послереволюционные  годы -  перевернувшие  всё  напрочь. Они  пройдут  и  женщины  обретут  понимание  былой  красоты   и  манерности. Настоящие  украинские  и  русские женщины, те,  которых  веками  воспевали  поэты  и  художники ,  за  которых  стрелялись  на  дуэли  и  совершали  подвиги,  стараясь  быть  замеченными   и  оцененными.
Леонардо да Винчи рисовал губы Моны Лизы 12 лет
Именно  в   комиссионках,  можно   найти  те  стихи  или  прозу,  которые раскрывают   МОМЕНТ  КРАСОТЫ,  какой бы  темы  это  не  касалось. Как  правило,  автора  хватает,  на  один -  два  таких  всплеска,  дальше  он,  угасая,  повторяется  и  ты  улавливаешь  подражанию  тому озарению,  которое  его  посетило  годы   назад.  Стихи  о  наших  лиманах,  сёлах,  фрагменты  быта  крестьян  одесской  области ,-   всё  это  читается  с  упоением  и  стоит  того,  чтобы  вести  длительный  поиск.

Рассказ 2.3
Хотим  мы  или  не  хотим,  но  все  мы  зависим  от  медицины,  хотя и  медицина  финансово  зависит  от  нас. Стрессовые   явления  ,  связанные  с  психикой,_ это  медицина и  тут  не  поспоришь. Я  специально  посмотрел  в  словарь,  чтобы  Вы  поняли  за  суть :
Шок (сильнейшее  потрясение) — патологический процесс, развивающийся в ответ на воздействие чрезвычайных раздражителей и сопровождающийся прогрессивным нарушением жизненно важных функций нервной системы, кровообращения, дыхания, обмена веществ и некоторых других функций. По сути, это срыв компенсаторных реакций организма в ответ на повреждение  возникающее   из – за  внешних  сильнейших   потрясений..

Как  хорошо  и  правильно   сказано!  Есть  ещё  опустошающее  душу  последствие  неожиданного  стресса. Однако  столь  сильное  явление   наблюдается  только  в  Одессе.
Во  всяком  случае  у  меня  таких  случаев  нигде  больше  не  наблюдалось,-  а  здесь  столько,  что  все  и  не  упомнишь.  Извольте  сами  убедиться :   Идём  мы  с  Женечкой  на  ярмарку.  Она  примиряет  какие-  то  вещи,  а  я  в  палатке  рядом  решил  купить  конфеты. Думаю , куплю  деткам    сладкой  радости.  Меня  отпустили   на  длинный   поводок ,  потому  как  не  более   десяти  метров  расстояние и  контроль  пусть  и  ослабленно,  но  всё  равно  ведётся.  Понимая ,  что  быстрая  примерка  затянется  на  полчаса  минимум,  неспешной  походкой  расслабленно  глядя   по  сторонам  я  прошествовал  к   кондитерской  палатке. Осмотрел  ассортимент  конфет  и  решил  сделать  заказ. Поднимаю  голову  и… И  всё!  На  меня  смотрит  королева. Нет ,  не  смотрит,  а  я  втянула  в  свои  глаза  меня  всего. Вот  взяла  и  втянула,  как  новый  пылесос  пыль .   Мгновение  и  я  уже  там. Я  вам  больше  скажу,-  за  это  время  я  уже  там и  растворился  и  чувствую  себя  как  дома  в  совсем  новой  жизни. Столбняк.  Где я,  чего  пришёл,  как  зовут ,-  такая  незначащая  мелочь,  что  и  упоминать  совестно. Ощущение  невесомости  есть,  а  больше  и  ничего   и  нету.  Вот  нетути   и  всё! И  какая  разница  как  меня  зовут? Я  и  забыл. Столбняк,  который  плевал  на  прививки  от… Эти  глаза… Нет,  это  не  глаза -  это  поглотители.  Всасыватели  и  поглотители.
Сколько  прошло  времени  -  не ведаю.  Может  много,  а  может  секунда. Знаете,  когда  очень  добрый  сон  снится  и  слюна  по  уголку  губ  стекает?! Ну,  со  всеми  было… Так  вот,  если  у  пробудившегося  спросить  сколько  он  спал,-  уверен-  не  ответит.  Не  знает. И  я  не  знал.  Молча  стоял  в  столбняке   не  имея  ни  сил  ни  желания  изменить  ситуацию. Оживлённый  разговор  с  очень  близким  человеком  без  единого  слова ,- это   общение  на  каком – то  ином  уровне , уровне  слияния  душ, которые  долго  томились  в  поисках  друг  друга  и  внезапно  встретились,  ошалев  от  неожиданности.
Кто- то  взял  меня  под  руку  и  спросил:
- А  чего  вы  молчите?  Ты  сделал  заказ,  любимый?
И  я  проснулся. Нет,  не  так ,-  меня  физически   вернули  в  прежнее,  привычное    пространство,  а  душа  ещё   задерживалась,  это  было  видно  по  абсолютно  безумному  взгляду,  находящемуся  в  прострации.
- Что  ты  молчишь ?  Вы  знакомы ?
Чего  я  молчу?  Ну  я  же  должен  вспомнить,  очнувшись,  как   меня  зовут,  кто  я  и  вообще  опомниться… На  это  надо  же  какое  то  время.  Вот  я  и  молчу,  внутренне  напряжённо  трудясь  всё  восстанавливая.
Когда  я  пришёл  в  себя  и  понял,  что  под  руку  меня  взяла  моя  жена  Женечка,  меня  зовут  Сергей ,  а  передо  мной  продавец  конфет  -  дар  речи  вернулся  ко  мне.
Я  осознанно  отрицательно  покрутил  головой.
- Так  я  сама  выберу,  ты  не  против ?
В  этот  раз  голова  проделала вертикальные,  согласительные  движения. Моя  голова  без  моего  согласия.   Автономно  и  без  спросу. Сама  по  себе.
Женечка  выбрала  конфеты  и  рассчиталась,  а  я  подняв  голову  очень  виновато,  как  нашкодивший  кот,  посмотрел  в  глаза  продавщице. Действительно,  в      душе  была  тоска  и  громадное  чувство  вины  и  предательского  поступка   по  отношению  к  владелице    всасывающих  и  поглощающих  глаз. Видели  бы  глубину  тоски  в  её  душе, обрящей   и  мгновенья    спустя  утерявшей   то,  что  так  долго  искалось  и  моментально  прижилось.
Не   объяснимо.  И  это  далеко  не  первое  проявление  подобных  симптомов  проявляющихся  только  в  Одессе.
 
И  что  Вы  думаете,  я,  пострадавший, нашёл  не  то  ,  что  поддержку, а  даже элементарное  доброжелательное     понимание  у  моей  Женечки ,  я,  переживший  немыслимых  масштабов  стресс? Ничуть  не  бывало,  я  бы  даже упомянуть   существенное  сокращение  длины  поводка.
2.4

Улыбка.  Какая  разная  она  бывает -  эта  женская  улыбка.  Удивительно,  но  по  настоящему  красиво  может   улыбаться   только   люди  с  открытой   душой  и  сердцем,-  общепринятое  понимание  весьма  условно. И  кровавые  хищники по-своему  улыбаются  свои  детёнышам. Учёные ,  со  своими  толковыми  и  бестолковыми  словарями  на  десятках  страниц  описывают  виды  улыбок ,  из  чего  они  состоят  эти  ехидные;  скептические;  примитивно -  радостные  и  иные  прочие  улыбки. А  я  Вам  так  скажу,-  вс  зависит  от  тог,  что  вы  ищите.    Даже  сдерживаемая   улыбка  бывает  такой  красивой  и  обворожительной ,  что   посторонний  человек  невольно  завораживается   чудным  действом. Волшебством  улыбки.
Волшебство   улыбки  -  пожалуй,  самое  точное название. Улыбка – это  ключик  к  замочку  души. Вот,  красивая  улыбка,  обворожительная,  но  нисколько  не  задевающая, значит  этот  ключ  не  к  вашему  замочку,- не  более  того. У  наших  королев  ключики - улыбки,  а  у  нас  замочки. Вы  скажите   что  всё  очень  индивидуально, так  я  вам  скажу  и  да  и  нет.
Это  волшебное   чудо  воздействия    могучего  и  нежного,  но  неотразимого  женского  оружия – улыбки. Улыбка  от  души  не  может  быть  не  красивой. Не  может.  Её  ничто  не  в  силах  испортить  или  как  то  не  так  истолковать. Это  не  понимание  юмора  одесситками,  это  умения  радоваться,  видя красоту  окружающего.
   Но   если   какой-  то  поступок  или  шаг , непредсказуемо, вдруг  добрался  до  сокровенного,  то  улыбка  каждого  человека,  уверен -  каждого,  даже  самого  злого  -  обворожительна.Судите  сами :
Море. Пляж.  Вода,  у  самого  берега  вымыла  ступеньку,  к  которой   приближается  со  стороны  моря  пожилая   полная    женщина.   Небольшая  волна  торопит  её  ,  подгоняя ,  она  сосредоточенно  готовится  преодолеть  препятствие.   Первый  ряд  лежащих  вдоль  прибоя  смотрят  на  море  и  соответственно  на  неё  .  Она  же  до   такой  степени  сосредоточилась,  что  окружающее   потеряло   смысл  как  таковое.  Вы  видели  фотки  самураев  стреляющих  из  лука ?  Видели  это  сосредоточение  сродни  мистической  медитации?  Так  здесь  ещё  больше…  Сознание  и  действие  слились  в  едином  усилии.  Она  шла ,  погружённая  в  море, короткими  отрезками ,  между  которыми  перебегала,  влекомая  волной.  Но  вот  и  заветная  черта. Воды  чуть  выше  колен ,  тело  напряжено,  руки  ,  как  крылья  большой  чайки  балансируя,   страхуют  равновесие.  Она  поднимает  ногу  для  заветного  шага  и…   И…   И  подоспевшая  волна   выносит  её  на  берег ,  опрокинув    на  широкое ,  мощное,  надёжное  основание  в  плавках.  Вода  отошла. Её  лицо  разгладилось,  он  невообразимо  мило  улыбнулась  и  громко сказала,  ни  к  кому  не  обращаясь  :
-  Вот,  бля…!
Все  обладатели  близлежащих  подстилок  разразились  громким  смехом.  Смеялась  и  она, оставаясь  сидеть  и  смеяться. Смеялись  все: добрые  и  злые; с  неприятностями  и  удачливые; старые  и  молодые;   смеялись  искренне , до  слёз…   Соседние  подстилки  удивлённо  оборачивались,  не  понимая.  Несколько женщин  подбежали,  чтобы  помочь  встать  и  дойти  к  топчану.  Смех  пропал,  оставив  улыбки  на  лицах  и   в  глазах.   И  тут  мне  явилось   чудо!   Я   увидел  красивую, красивую  красотой   женского    совершенства,-  улыбку.  Улыбку  молодой  женщины  до  такой  степени  неподкупно  искреннюю  ободряющую   улыбку,  что   я  понял ,  что   у  меня  всё  хорошо,  я  просто  не  понимаю  этого. У  меня  жена  и  дети. Меня  окружает  подкова  моего   города,  упирающаяся   в  моё  море. А  всё  остальное   так  условно…
 
 
2.5
Зарисовка.
В  Филармонии  давали  концерт    романса.  Я  слушал   без  интереса,  так  как  не  понимал  происходящего. Исполнитель  не  понимал  автора,  не  понимал  крика  его  души,  но  хорошо  знал  слова  и  ритм  музыки.  Исполнитель  романса  не  певец.  Он  транслятор  души. Романс   это  раскрытие  сокровенного.  Романс -  это  наше  всё!  Это  глаза  исполнителя, это  его  душа  через  голос, это   действо!  Это  не  музыка -  это  откровение.
Увы,  увы…  Такое  понимание   есть  далеко  не  у  всех.  Далеко  не  у  всех. Этот  именно  тот  случай.  Я  слушал  и  не  понимал.  Как  может  коммунист  певец  изрекать  слова «  Ночь  тиха, пустыня  внемлет  Богу   и  звезда  с  звездою  говорит» ? Бога  нет,-  это  же  им  понятно.  Заблуждавшийся  поэт  несёт  откровенную  чушь. И  как  можно  допустить  эту  ахинею  к  общественному  слушанию  в  канун    съезда  партии ?
Я  увидел  глаза.  Великие, понимающие  глаза  женщины!!!!   Всё  остальное  потеряло  смысл.  Она  поняла!  Она  поняла!   И  я  понял!  Мы  поняли! Я  заблудился  в  её  глазах,  умышленно  стерев  вехи  -  ориентиры.  Мы  нашли  горловину  истинной  реальности  за  долю  секунды  почувствовав  родство  душ. Не  надо  разговоров  и  бесед.  Они  не  нужны!  Её  глаза  и  бездна  понимания. Что  добавить?  Даже  теоретически  -  нечего.
«Пустыня  внемлет  Богу  и  звезда  с  звездою  говорит»

Она  встала  в  антракте  и  посмотрела  на меня.  Это  был  не  взгляд,  это  было  откровение  человека,  который  открыл  пароль  своей  души. Раньше  не  знакомый ,  но  теперь  свой. Открыл,  прочёл,  посмотрел  в  глаза  и  искорка    мостиком  пробежала.  Свой! Близкий!  Родной!
 

Искра  -  искрой,  но  пожар  уже  занялся  и  тушению  не  подлежит.  Это  стихийное  единение   не  подвластно  нам,-  оно  свыше.  Не  важно  прошлое  и  будущее ,_  есть  настоящее   мгновение,  миг   душевного  слияния  через  глаза  и  дальше -  пропасть  неизвестно  чего.  Да  это  и  не  важно.  Важен  момент  истины!   Всё  остальное  абстрактные  условности!  Вся  прошедшая  жизнь  -  это  подготовка  двух  сторон  к  этой  встрече!   Длинная  ,  тяжёлая  подготовка,  с  трудностями  и  разочарованиями   дорога  к  этому  роковому  перекрёстку,  перекрёстку,  после  которого  слившиеся  две  дороги  пойдут  неразделимым  общим,  единым    шляхом. Об  этом  нельзя  рассуждать ,-  это  есть  или  этого  нет. Ваши  рачки  свежие  или  нет? Да  или  нет!  И  никаких  вариантов.  Никаких!

2.6
Зарисовка
ДУМАЮ,  ПАПА  НЕ  ЗАКОНЧИЛ  РАССКАЗ,  ВЫХВАТИВ  ТОЛЬКО     СУТЬ. Судите  сами:
Одесситки  преклонных  лет  все – королевы.  Других  не  бывает.  Они  знающие  и  могущие.  Понимающие  и  видящие  на  перёд.  Если  у  неё  дочь,  а  вы  потенциальный  жених ,  то  отношение  к  Вам  может  быть  двояким.  С  одной  стороны ,  если  Вы  ей  интересны,  это  милостивая  улыбка   и  даже / подумать  только/   какие  - то  незначительные  уступки;  если  интересны  ваши  друзья,  как    поле  выбора,  то  она  начнёт  снисходительно  интересоваться  чем  вы   занимаетесь.  Она -  полководец  при  муже -  начальнике  штаба,  назначение  которого  понять  и  технически   воплотить  замысел  стратега.  Стратег  не  ошибается. Начштаба  может   своей  недалёкостью, слабостью  профессионализма  и    интеллекта   испортить  генеральный  план  стратега -  полководца. А  планы!  Ой,  планы  одесских  королев!
Планов  много , но  генеральных  -  два.
Первый.
Выйти  замуж  за  настоящего   мужчину,  а  не  за  то, на  чём  обожглась   и  то   что  уже  осталось  и  теперь  портит  жизнь  и  нервы. Это  стабильная  тема  для  обсуждения   в  узком  кругу  широких  знакомств . Женщины  состязаются  в  историях   о  мужьях  деспотах  и  сатрапах,  которые  при  здравом  рассудке  , должны  их  лелеять  и  холить ,  а  они  что  делают?! Дальше  идёт  перечень  конкретных  фактов  ярко  свидетельствующих  о  прямопротивоположном    результате.   Красочных  историй  со  слезой  и  смехом,  со  свидетелями  и  без,  с  цитатами  слов  родственников.
Отдельная  тема,  усиливающая  эффект – он  и  его  мама. Эта  тема  настолько  велика,  что  описание  даже  одного  процента  займёт  тома,  как  много  вытерпела  и  терпит  одесситка  от  его  мамы.  Дети -  это  заполнение  пробела  в  рассказе  о  себе. Мужчины  о  жёнах  у  нас  не  говорят.  Отпущенный  на  семью   разговорный   лимит  с  запасом  выбирают  жёны,  которые дома  не  дают   никому , кроме  дочерей  и  своей  мамы, рта  открыть,  так   как  они  не замолкая   вещают.
Второй.
Поменять  квартиру. Тема  ремонта  как  составляющая  в  главном  плане.  Что  шахматы  и  память  об  Алёхине ?!  Тут  такие  логические  лабиринты    разрабатываются,  что  в  сравнении  с  ними  план  наших  катакомб – лабиринт   двух  прямых  коридоров. Да  сами  посудите,- командирша  может    увязать вариант  с   эмиграцией  брата  на  ПМЖ   и  квартирой  тёти  невестки,  которая  то  же  едет  с  ними.  Фактически    две  квартиры  освобождаются,  с  деньгами  подождут,  раз  едут,  а  у  племянницы  есть  потребность  в  жилье.  Пусть  её  муж  подсуетится,  устроит  геволд  своей  маме  и  они  дадут  приличный  аванс  за  нашу  квартиру.  Аванс  мы  забираем,  квартиру  до  полного  расчёта  не  переоформляем,  сами  вселяемся  в  квартиру  тёти   жены  брата,  даём  ей  часть  полученного  аванса  как  залог,  а  брата  квартиру  выставляем  на  размен. Я  не  смогу  вам  описать  короткие  и  длинные  ходы   во  всём  стратегическом  замысле  в  силу  слабой  памяти  и  логики. А  женщина  полководец  выполняя  обычную  работу  вынашивает  детали  замысла  и  готовит   разговор  с  предполагаемыми  участниками  игры,  показывая   что  это  выгодно  в  первую  очередь  им,  а  она  добровольно  готова  получить  убыток,  лишь  бы  им  помочь,  войдя  в  их  беспокойство  с  переездом  в  США,  где  эксплуататоры  и  нет  бюста  ни  Ленину , ни   Марксу.Вообще  там  с  бюстами  плоховато.
И  что  мы  имеем  с  этого  гешефта ?,-   спросите  вы.  А  я  вам  таки  отвечу.  Отвечу  правду,  чтоб   у  меня  было  расстройство   даже    от  свежей  пищи,  если  я  совру.
Скажу  за  первое.  Одесские  женщины -  очень  верные  жёны.  Случай  развода -  крайне  редок. Это  ЧП!  ЧП  для  всей  родни  обоих  сторон,  для  двора,  для  коллег.  Одесситки  фанатичные  матери.
-  И  чтобы  дитя  не  имело  отца,  и  я это  сделала  своими  руками,   несмотря  на  все  выкидосы  этого  изверга?   Да  не  в  жисть!!!!  Буду  бедная  терпеть,  свою  горькую  участь. Кстати,  не  забыть  посмотреть -  он  ковры  выбил?  Если  он   не  съел  творог ,  что  я  ему  оставила  я  его  убью.  Своими  руками  этого  тирана.
Все  эти  разговоры -  жалобы  практически  никогда  ничем  не  заканчиваются.  Такая  форма  любви. Ритуал,  если  хотите. В  каком  ещё    городе  может  иметь  место   такой  факт:
Если  муж  в  больнице,  то  жена  готовит  дома  то,  что  он  любит, / жиденькое,  второе  и  фрукты  с  колбаской/   и  минимум  раз  в  день  носит  к  нему, при  этом  расстояние ,трамвайно  -  троллейбусные   пересадки  не  имеют  вообще    никакого  значения. Если  он  не  ест  или  ест  плохо,  она  старается  приготовить  ещё  лучше,  при  этом  плачет  и  говорит,  что  он  её  измотал  своей  переборчивостью,  а  она  уже  не  молодая.  Перевожу : Это  она  так  понимает,  что  ему  плохо,  он  не  выздоравливает,  а  она  помочь  не  может.  Потому  и  плачет.  Мой  перевод  очень  близок  к  тексту. В  лицах  всё  это  выглядит  так,  в  одесском  дворе :
Только -  только  пройдя  арку  двора  с  сумками  в  которых  лежат  пустые  коробочки  и  кулёчки  из  под  еды   одесситка  наткнётся  на  вопрос, который   снайперски  вылетит  из  какой-  то  форточки -  окна.  Вопрос  один,  и  не  важно  кто  успел    спросить   первым,  ответа  будут  ждать  все.
-  Тётя  Аделя,  как  дядя  Павлик,  уже  лучше?
- Ой,  я  еле  иду.  Ноги  не  держат. К  голубцам  вообще  не  притронулся ! Так,  хлебнул  немного    борща.  А  я  так  старалась,  всю  ночь  готовила,  чтоб  свеженькое…  Говорит «  забери  голубцы,  не  идёт  мне» ,  а  борщ  я  заставила  … Так  бы  не  ел. Точно  ,  не  а…
- А  что  врачи  говорят ?
- Что  они  могут  сказать ?  Спасибо.  Медсестре  трёшку,  а  врачу  десять   отдала,  вот  они  и  говорят  спасибо,  а  он  зелёный… Всё.  Иду  лягу  и  надо  на  завтра  готовить.
Во  дворе  наступила  тишина. Бояться  шуметь.  Тётя  Аделя  отдыхает, дядя  Павлик  в  больнице  и  не  легче. Ихнего   вредного   Валерика  кормит  и  ласкает  весь  двор. От  уроков  и  до  ужина.
Дядя  Павлик  выписывается,  двор  облегчённо  вздохнул  и  женщины  опять  принялись  обсуждать  своё  бедственное  положение.
Два  слова  скажу  за  второе. Ну,  за  обмен.  С  насиженных  мест  одесситы  не  переезжают.  Если  и  меняются  ,то  чтоб  поближе,   « я  там  всех  знаю».,-  главный  довод.
Вот  так  всё  не  просто. Это  одесская  манера  мыслить   излагаемая  специфичным  языком,  что  подразумевает  перевод  как очевидную  необходимость.  Вы  обречены  не  то  и  не  так  понять,  постарайтесь  найти  переводчика  и  почувствуете   величие  и  силу  пожилых  одесситок  -   КОРОЛЕВ!
 

 
 
2.7

Алексеевский  Рынок.
Алексеевский  Рынок ,- это   довоенная   точка  отсчёта   моей  жизни  ,  потому  мне  он  так  дорог. Рынок  менялся ,  оставляя  громадные  деревья,  на  которые  ни  у  кого  рука  не  поднималась. На  рынке  продавалось  всё :  от  стройматериалов  , до  продуктов,  включая  одежду ,  известь  и  пластинки  звукозаписи. Так  я  не  о  своих  ностальгических   воспоминаниях,  я о  том  ярком  действе,  которому  был  невольным  свидетелем :
По  Алексеевскому  рынку  в  сопровождении  мужа  идёт  маленького  роста , но  большого  бюста и  громадного  начёса  на  голове  одесситка,  не  пожалевшая   косметики  на  своё  лицо,  и  не  комплексующая    в  выборе   губной  помады.  Эдакий  городничий  по  ошибке  в  юбке.  Проверяющий  от  имени  города!
- Это  по  чём  у  вас  гвозди ?  Что ? … Это  очень  дорого,  По  этим  ценам  гвозди…  Вообще  с  ума  сойти…
-  Веники  у  вас  почём ?... Это  не  та  цена.  Не  та… За  эту  цену  он   летать  должен,  а не  подметать…
С  такими  вот  комментариями  она  ходит  от  прилавка  к  прилавку,  не  взирая  на характер    выставленного   товара. По  сути -  обзор  рынка  и  цен  на  сей  день. Обход  закончен  и  она  встав  в  тенёк  рассуждает  в  слух,  хотя  эти  рассуждения  формально  носят   характер  совета  с  мужем. Он   заискивающе   смотрит  ей  в  глаза  и  пытается  удачно  поддакнуть,  набирая  баллы
- Ты  видел  эти  помидоры?  Это  что  те  помидоры,  что  можно  брать ?  Это  для  приезжих,  которым  всё  равно  что  есть,  у  них  всё  равно  дома  хуже,  так  эти   халамидники     этот  товар  на  Алексеевский  принесли,  для  кого  я  спрашиваю ?  Для  тех,  кто  считает  себя  умным  и  ходит  на  рынок  без  жены ?  Сам  ходит,  покупает  то  что  не надо,  его  и  обманывают ,  а  кушать  предстоит  тем,  кто  остались  и  ждут. Ты  меня  понимаешь ?
-  Я у же  давно  это  понял.   Без  тебя  ни  на  шаг.
- Конечно,  свесил  ноги  и  сел   на  шею. Сам  ни  за  «холодную  воду» … Ты  думаешь  я  железная,  думаешь  весь  воз  должна  на  себе  сама  тащить ?   Думаешь  я  железная,  я  спрашиваю ?
- Нет.
- Что  нет ?
-   …
- Молчишь -  то  то  же.  Идём  к  помидорам,  тем,  что  я  заметила.
У  прилавка  стоит  гордо  выпятив  живот  достойный  оппонент -  продавщица.
- Это  ваши  помидоры?
- Купите,  будут  ваши.
-  Я  должна  знать за  что  сама  отдам    свои  деньги  кровью  заработанные. Это все  такие  в   сэрэдыни?  Чи   это  только  этот  порезанный  образец   такой?
- Вы  шо  хотите,  чтоб  я  все  порезала, шоб  вам  приятно  сделать ?  Смотрите  и  покупайте.
-Нет,  чтоб  дома  не  получилось…
- Шоб  дома  не  получилось,  надо  срочно  купить  и  домой   нести,  пока   солнце  не  очень  и  не  повянут
- А  что,  они  стоялые,  раз  повянуть  могут ?
- Это  я  стоялая   и  повянуть  могу  от  разговора  с  вами – берите  или  нет.
- Если  всё  так  как   вы  говорите  и  на  десять  копеек  скинете,  то  я   рискну,  и …
-  Никаких « скинете» ,  берите  или  не  заступайте  прилавок.
- Хорошо, хорошо.  Пять  копеек ,  так  пять  копеек,  на  большее  и  не  надеюсь. Да,  так  да.
- А  сколько  вы  возьмёте?
-  А  что  вы  всё таки   можете  десять  копеек  скинуть ?
- Боже  мой,  как  вас  муж  терпит ?  Сколько  взвешивать?
-   Два  кило… А  муж?  Разве  тяжело  самому  терпеть  своё  же  счастье? Чем  больше  счастья , тем  легче  терпеть,  у  вас  что  -  по  другому?
- Ой,  не  спрашивайте… Этот   возле  вас – это  муж ?
- Да, это  мой  Алик.
- Ладно,  десять  копеек  скину  вам. Берите  помидоры  и  давайте  деньги.
 
Они  отходят  к  другому  прилавку  и  жена  говорит :
- Видишь,  люди  со  стороны  видят,  как  я  от  тебя  страдаю. Не  помни  помидоры.
-  А  укропчик  по  чём ?А    огурцы ?  А  скидку  сделаете?.... Я  на  помидорах  скидку  в  десять  копеек   выторговала,  скажи  Алик
-  Слово  честного  человека!
-  Это  кто  ж  вас  так  пожалел?
- А  вон  в  розовом  фартуке.
- Тамара?  Во  фокус! Аж  не  верю.
- Алик  покажи  помидоры
- Вот,  посмотрите.  На  них….
- А  вы  кто?
- Муж.
-  Ладно  - пять  копеек  на пучке  и  десять  на  огурцах  скидочка,  раз  вы  муж.
Осталось  в    корпусе  купить  мясо,  потому ,  что  оно  стоять  не  будет.  На  Алика  жалко  смотреть.  Он  поминутно  ставит  сумки  на  пол,  пока  его  половина   интересуется  ценами  и  торгуется. Он  просится  не  ходить  и  ему  разрешено  стать  в  уголке  с  комичным  стендом,  при  условии  того,  чтобы  он  зорко  следил  и  при  подаче  знака  немедленно  бежал  бы  к  своему  счастью. Боясь  отпустить  ручки,  чтобы  всё  не  рассыпалось ,  в  состоянии  беговой  готовности,  он  стоит  полусогнувшись  в  ожидании   сигнала «Марш»    как  раз  под  табличкой  -  плакатом. Хоть  бери  и  фотографируй !
 
Наконец  долгожданный  сигнал  положен  и  Алик  стартанул,  заступив  за  линию.   Он  спешил  со  своим рассчитанным  марафоном совершаемым  на   коротких  кривых  и  жилистых  ногах,  рассчитав  силу  так,  чтобы  одним  рывком  добраться  до  финиша. Ему  это  удалось.  Мясо  куплено .Сало,  украинское  сало  с  неповторимо  вьющимися  змейками  мяса то  же  приобретено. Мясной  корпус  покинут.  Но  опытный  Алик  не  радуется.
- Ты  мне  напомнил за  купить   кислую  капусту  и  два  яблока  - мине    и  твоей  дочке?
Не  желая  напрасно  растрачивать  силы,  полусогнутый  Алик  махнул  отрицательно  головой.
-  Я  так  и  подумала.  Придётся  возвращаться. Наша  дочь  должна  знать,  что  хоть  мать  о  ней  заботится.
Вы  видели  мочёные  яблоки  на  Алексеевском  базаре ? Эти  чудо сказочного  яблочка,  с  натянутой , блестящей  шкурочкой   и   румянами,  которым  позавидует  любая  барышня,  яблочка  с  независимо  торчащим  хвостиком. Не  морщинистые,  побитые  жизнью,   весом  рассола  и  конкурентами,  а  наливные, с    чуть  ли  не  лопающиеся   , но с легко  отслаиваемой  кожицей -  вы  такое  ещё  где-  то  видели ?  И  как  быть  на  рынке  и  не  купить ?  Глупо. А  вы  видели  лица  тех,  кто  продаёт  мочёные  яблоки ?  Что ?  Не  понимаете ?  Посмотрите  внимательно -  сходства  не  улавливаете?  Такие  же  розовощёкие  с  беспокойством ,  чтобы  кожа  не  лопнула   на  щеках. Купить  мало,  нужно  довезти  и  некоторое  время  хранить  дома. Для  этого  припасена   литровая   стеклянная  бутылочка  из под  молока, фольговой  бескозыркой  изначально  закрываемая, теперь  в  ней  будут  перевозить  рассол,  для  домашнего  хранения, горлышко  обмотают целлофаном  и  обтянут  резинкой, чтобы  Алик  не  пролил.
                А  хрустящая  кисло  -  сладкая  капусточка  с  Беляевки ?  А  фаршированные  помидорки ? Вы  посмотрите  на  бочковые  малосольные  помидорки!  Они  соблазнительнее  ябок, хотя  то  же  на  любителя !  Но  если  ваш  Алик  забыл   стеклянную  баночку,  то  помидорчики  не  берите. Без  баночки  и  рассола  они  лопнут  и  сомнутся.   Не  тот  вкус.  Лучше  кисленький  арбуз  возьмите  или  зелёные  помидорчики,-  то  же  бочковые.  Пока  берёте,  ещё  раз  посмотрите  на  продавца.  Что ,  уловили  сходство ?  Или!  Я ж  говорил! Лучше  ,  чтобы  все  эти  кислости  ваш  Алик  нёс  в  отдельном  кулёчке,  и  не  думайте,  даже  в  мыслях  не  держите  кулёчек  назвать – «пакет». Это  варварство  дикарей. Вас  не  поймут.
Вообще,  по  большому  счёту,  к  таким  покупкам  готовятся  дома,-  Вы  знаете  за  наши  алюминиевые     «каструлки» ? Есть  с  одной длинной  ручкой,  туда  влазит  три  больших  или  четыре  малых  куриных  яйца  и  бывают те,  что  гнутся  ручки,  туда  влазит пять  или  шесть  яиц,-  и  те  и  другие ,  если  вода  закипит,  яйцами  устраивают  такой  барабанный  шум ,  что  Вам  даже  соседи  скажут ,  что  у  Вас закипели    яйца  и  сделайте  меньше огонь,  а  то  такой  шум,  а  вы  не  слышите.
 
В этих  каструлках  очень  хорошо  подгорает  молоко  и  каша,  если  будете  варить;  маленькую, если  хорошо  помоете,  можете  сделать  кофеваркой,  а  в  большой  подогревать  борщ  украинский  или  на  молоке;  не  готовить,  а  подогревать ,-  чтоб  вы  меня  правильно  поняли. Так  в этих  каструлках  хорошо  переносится  и  арбуз , и  яблочки, и  чтоб  Вы  знали  -  не  давятся,  если  Ваш  Алик  не  уронит. А  что  делать,  у  каждой  одесситки  есть  свой  Алик  и  ничего с  этим  не  поделаешь,  хотя  бывают  исключения, скажем,  муж  моряк  с  долгими  рейсами  и  большой  зарплатой  в  чеках.
Всё   минует,- пройден  и  этот  этап. Всё,- базар  сделан.
-  Всё,  нам    трамвайчиком   доехать  до   родного  двенадцатого    троллейбуса  и  я  отмучалась. Алик,  я  собралась  и  смогу. Давай,  за  мной…
«За  мной» ,- это  ещё   с  гражданской. Позже  возникли  несколько  продолжающих   фраз,  уточняющих  кого  именно  я  представляю,  теперь  же  остался  только  призывной  лозунг  «За  мной».
Спиральный  маршрут  пройден,  сумки  полны,  помидоры  сверху. Алик,  пытаясь   сохранить  равновесие ,  навюченный,    медленно  семенит,  пытаясь  сохранить  дистанцию  с   гордо  шевствующей  впереди  супругой,  которая  с  чувством  выполненной  миссии   несёт  себя с  домашним  тортом   к  трамваю,  потому  как  ей  «  нельзя  нести  тяжёлое,  а  Алику  ничего  не  будет».
 От  трамвая  навстречу  им   идёт  живот ,   тянущий  по  инерции  за  собой  владельцу   и  уже  за  ними   приложение , свой  Алик  с  пустыми  сумками. Круговорот  и  смена  караула.  В  нашем  городе  всё  бывает. Бывает  так ,  а  бывает  и  наоборот.  Это  Одесса,  где   Алик  боготворит  свою  жену,  мать  их  дочки.  Жену,  которая  обстирывает,  кормит  одесской  кухней , убирает  и  гладит,  делает  уроки  и  много  ещё  чего  не  считая  это  за  подвиг. Просто – это  её  семья, где  она  хозяйка ;  а  Алик  настоящий  мужчина -  муж,  за  которого  она  глаза  выцарапает  любой  хулительнице  или  конкурентке ;  Алик  же  свято  верит,  что  взял  в  жёны  ту  звезду,  которая  в  разы  превосходит  его  своим  сиянием  и  добродетелями  и  потому    безмерно    благодарен  за  это  судьбе.


2.8

Убери ножичек! Сделаешь дырку - потом не запломбируешь!,- Вы  помните  нашего  Водяного  и  его   рубаи ?

Умные   и  дальновидные,  знающие  и  понимающие,  все  эти  « глядящие  в  светлое  завтра»  не  способны  увидеть  красоту  сегодняшнюю,  что  их  ужасно  злит  и  нервирует.   Красота  отвлекает  их  от  заботе  о  человечестве,  от   анализа  темпа    роста  благосостояния.  Ведь  неразумное  население  может  вообще  неизвестно  куда  зайти!
Особенно  женщины  с  их  кокетством. Ведь  от  серьёзного  дела   отрывают.   И  каких,  и  скольких , так  сказать  в  рифму,   людей   вообще  оторвали  от  дела.  А  какую  пользу  от  этих  людей  общество  недополучило!!!  А  если  думать  мировыми  масштабами?!  Вы  представляете  масштабы  потенциальных    потерь?  А  всё  это  кокетство  и  игривость.   И  не  надо  делать  вид,  что  этого   нет.  Есть,  товарищи.  И  ещё  как  есть!
Может  ли  партия  стоять  в  стороне  от  этой   порочной  тенденции   на  глазах  протекающей?  Ответим  прямо  и  решительно -  нет,  не  может.  Цель  комсомола -  воспитать  достойную  смену  членам.  Членам  партии   и  профсоюза.  И  в  этом  луче  прожектора  наших  перспектив   советская  комсомолка   это  не  жеманная  красавица  с  буржуазными  предрассудками  в  виде  тяги  к  кричащей  одежде  и бижутерии ,  а  будущая  жена  и  мать,  подруга  и  надёжный  товарищ!  Только   вдумайтесь  в  эти,  поистине  ленинские,  слова!  И  мы  должны  с  рождения  оберегать  девочек  от  тлетворного  влияния  чуждых  нам  идей,  которые  своей  корявой  рукой  тянутся  к  нам  из  эксплуататорского  тёмного  прошлого  и  враждебного  западного  настоящего.  И  мы,  честные,  сознательные  граждане  решительно  заявляем   -  не  позволим!!!
Мы  воспитаем  наших  девочек ,  в  последствии  пожилых  женщин  в  духе  равенства  с  мужчинами  и    товарищеского    равноправия.  Нет,  не  надо  примитивно  истолковывать  мои  слова.  Женские  и  мужские  туалеты,  раздевалки,  как  и  женские  консультации  останутся.  Не  надо  примитивно  пошлить,  повторяюсь.
У   страны  радость!  В  стране  настоящий  подъём!  Комсомол  открыл  и  начал, и  пусть  не  важно  кто  окончит !  Открыл  и  начал  строить  БАМ!  Весело,  с  энтузиазмом,  в  палатках  и  вагончиках  с  романтическими   вечерами  и  патриотическими  песнями!!!!    Может  ли  там  быть  эта  представительница  женского  пола,  превратно  истолковывая   пролетарские  истины?  Нет,  конечно.  Это  не  нуждается  в доказательствах.  Пойдите  в  любой  художественный  музей  и  посмотрите  на  портреты  женщин  далёкого  прошлого.  БАМ  их  не  примет  и  они  не  поедут.  Чуждый,  вымирающий  элемент.  По  сути  мы  наглядно  видим  какой - то  этап  в  развитии  женщины ,  логично   завершаемый  в  настоящее  время ,  время  развитого  социализма.     Под  этим,  единственно  правдивым  углом   мы и  рассматриваем   картины  музея.  Тем - то  они  и  интересны,  как  какой-  то    очевидный    этап    прогрессивного    развития  женщины,  как   надёжного  товарища.  Потому  то  у  нас  и  немыслимые  достижения  на  БАМе  и  Беломор-  Канале. Мы  едины,  мужчины  и  женщины.
Но ,  нет  правил  без  исключения.  Исключения  только  подтверждают  правила. Не  обошлось  без  таковых  и  в  нашем  случае.  Под  ширмой  благополучия  всё  таки  сумела  скрыться  мещанско – буржуазная  сущность  одесских  женщин. Присмотритесь  и  вам  бросится  этот  перекос  в  глаза.  Это  безобразное  исключение. Мы  проводили  профилактические  беседы,  рейды,  демонстрировали  настоящий  образ,  на  который  надо    равняться,   но  они  равняются  на  другое,  которое  мы  постепенно  изымаем  из  обихода.
 

 Нет  у  них  сознательности  и  буржуазная  сущность  глубоко  внедрилась  им  в  сознание. Не  хотят  на  БАМ,  а ведь  это  стройка  век!  И  какие  ребята  там  трудятся,-  лучшие  образцы  комсомольского  актива,  элита,  чтоб  Вы  поняли,  а  они  патологически  стремятся  к  одесситам, ошибочно   считая  их  недостатки  - достоинством.  Наше  решительное  НеТ,-  такому  извращённому  пониманию правильной  жизненной  позиции  у  мужчин,  потому как  одесситы  на  БАМ  то  же  не  едут,  чтобы  встретиться  с  одесситками  и  там образовать  совместное  романтическое  завтра.


Рецензии