Конфликт с Реувеном и Гадом. Ранние пророки-4
31 царь Кенаана были истреблены, имена которых добросовестно перечислены в 12 главе книги Йегошуа. А далее сказано:
«И земля успокоилась от войны» (11:23).
И, тем не менее, не вся земля оказалась в руках израильтян. Лишь четыре столетия спустя, в царствование Шломо, евреи расселились по всей Эрец Исраэль.
И что было дальше? А дальше еще в течение семи лет евреи делили завоеванную землю, по велению Моше, озвученном еще в книге Числа 34:13-18. С 2496 года по 2503 год. Почему так долго? Все нужно было обмерить, оценить, запротоколировать. Работы много.
А на уделы, для каждого колена, делили землю по жребию, который организовали, как и было заповедано, Йегошуа и первосвященник Элазар. Но не только слепой случай «участвовал» в дележе. Полагаться на слепой случай было бы не совсем справедливо. Более многочисленному колену мог достаться удел, на котором невозможно было бы прокормиться. А это могло стать причиной недовольства и вражды среди народа Израиля.
Поэтому раздел земли осуществлялся еще и по пророчеству. Выглядело это примерно так. Специально были приготовлены две урны. В одной находились жребии с названием колен, в другой – с описаниями территорий. Главный коген Элазар в полном облачении стоял перед Йегошуа и главами колен и громким голосом объявлял, что такой-то удел предназначен такому-то колену. Затем он опускал руку в урну и доставал жребий с именем колена, а из другой урны доставал жребий с уделом, назначенным этому колену. И всегда выходило так, что он вынимал из урн именно те жребии, которые он перед этим объявлял устно по пророчеству. И всем было ясно, что это не просто «прихоть» слепого случая, а воля на то Бога.
Вот таким образом землю получили девять колен и половина колена Менаше. А колена Реувена, Гада и другая половина колена Менаше уже обладали землей на восточном берегу Иордана.
«Тогда призвал Йегошуа (колена) Реувена, Гада и половину колена Менаше и сказал им: вы исполнили все, что повелел вам Моше, раб Божий, и слушались голоса моего во всем, что я приказывал вам. Вы не оставляли братьев ваших в продолжение многих дней до сего дня, выполняли обязанность по повелению Господа, Бога вашего. А ныне Господь, Бог ваш, успокоил братьев ваших, как говорил им. Обратитесь же теперь и идите себе в шатры ваши, в землю владения вашего, которую дал вам Моше, раб Господень, за Иорданом. Только старайтесь тщательно исполнять заповеди и Тору, которую завещал вам Моше, раб Господень, чтобы любить Господа, Бога вашего, и ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей. И благословил их Йегошуа, и отпустил их, и они разошлись по шатрам своим» (22:1-6).
Землю за Иорданом, которую прежде заселяли эмори (амореи), евреи отвоевали у эморейского царя Сихона и у Ога, царя Башана. Она простиралась от реки Арнон на юге до горы Хермон на севере. Вот эта земля приглянулась коленам Реувена и Гада. И пришли они к Моше и сказали:
«Если обрели мы милость в твоих глазах, то пусть дана будет эта земля слугам твоим во владение, не переводи нас через Иордан» (Числа 32:5).
Что ж, Моше не был против при условии, что воины Реувена и Гада помогут израильтянам овладеть Кенааном.
И вот теперь настало время вернуться мужчинам этих колен к своим шатрам, в свою землю. А вот каким образом там оказались половина колена Менаше, точнее не совсем половина, а всего два семейства: Махира и Гилада, единого мнения нет. Никто из колена Менаше не приходил к Моше и ничего не просил. Так почему они оказались в Заиорданье? Существует такое мнение, что их послали специально присматривать за Реувеном и Гадом.
Рабби Эфраим-Шломо бар Аарон Лунчиц, более известный под именем Кли Якар (драгоценный сосуд), в своих многочисленных трудах и комментариях объясняет, что Менаше был именно тем человеком, который был послан Йосефом, найти его серебряный кубок в мешке Биньямина (а, возможно, он его сам и подложил по просьбе Йосефа). Напомню, что Менаше, будучи сыном Йосефа, точно знал, кем приходится его отец этим людям, в отличие от братьев Йосефа на тот момент. А когда братья увидели, у кого оказался похищенный у египетского вельможи кубок, они от горя разорвали свои одежды. И вот поэтому, так как Менаше без вины, выполняя просьбу отца, оказался замешан в этом эпизоде и послужил как бы причиной разорванных одежд, его колено – мера за меру – оказалось разорвано на две части.
Благословленные Йегошуа воины колен Реувена, Гада и половины Менаше отправились домой, а по дороге решили как раз против своих земель, но на западном берегу Иордана соорудить жертвенник Богу. Решили и построили. Случилось это, скорее всего, в 2503 году (1257 до н.э.), потому что в этом году Мишкан из Гилгала был перенесен и установлен в Шило, а, как сказано, именно в Шило благословил Йегошуа эти колена и повелел им возвращаться по своим домам.
«И пришли к Глилот га-Йарден, который в Земле Кнаана, и построили сыны Реувена, и сыны Гада, и половина колена Менаше там жертвенник (мизбеах) на Иордане, большой жертвенник для вида» (22:11).
А дальше события развивались так. Израиль узнал, естественно, об этой постройке. И возмутился весьма, и воспринял поступок их как мятеж и против Господа и против остальных сыновей Израиля. Собралась вся община и решила воевать против мятежных колен. Но для начала послали Пинхаса, поговорить. Пинхас поговорил. Оказалось ничего страшного. Это как раз колена Реувена и Гада подумали, как бы не предали их остальные и не отказались от родства с ними.
«Мы сделали это из опасения, что в последующее время скажут сыны ваши сынам нашим: "Что вам до Господа, Бога Израиля! Ведь пределом поставил Господь между нами и вами, сыны Реувена и сыны Гада, Иордан; нет вам доли в Господе!''» (22:24-25).
А мизбеах, по мнению Реувена и Гада, будет напоминанием и свидетелем для остальных колен, что за Иорданом живут их братья. А жертвоприношений на этом мизбеахе совершить даже при желании нельзя, потому как нет к нему ступеней. А откуда это известно? Из стиха, что построили возле Иордана «мизбеах гадоль лемаръэ», что переводят обычно как «жертвенник большой, заметный издалека». Однако дословно «жертвенник большой, для вида», т.е. только по видимости был жертвенник, но функционально не пригоден для жертвоприношений. Пинхас и делегация вернулись в Шило и рассказали всей общине, как, на самом деле, обстоят дела. И все были удовлетворены вполне.
Это весьма таинственная история.
До «греха золотого тельца» жертвенники Богу мог строить, кто угодно, хоть у себя во дворе свой личный, принадлежащий только его семейству жертвенник и даже свой собственный Мишкан. Но после истории с тельцом индивидуальные жертвенники запретили. А жертвы приносить можно было только на жертвеннике общего Храма. Так появился Мишкан. Фактически за «грех золотого тельца». По принципу «мера за меру».
Все вместе принесли золото и заставили Аарона отлить себе «вождя» вместо Моше. А когда явился Телец, приносили вместе жертвы и праздновали вместе. Так и для постройки Мишкана принесли каждый и все вместе необходимые материалы и золото. Так и искупать грех должны были совместным служением в Храме и совместным принесением жертв.
Но оказывается не все так просто.
В 12 главе книги Дварим (Второзаконие) Моше озвучивает Закон, запрещающий возводить индивидуальные жертвенники.
«И вы перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел… И будет: место, которое изберет Господь, Бог ваш, чтобы там пребывать Его Имени, – туда приносите все, что я заповедую вам: ваши всесожжения и ваши жертвы, ваши десятины и возношение вашей руки, и все избранное обетований ваших, что вы обещали Господу… Береги себя, чтобы не вознес ты всесожжений твоих на всяком месте, какое увидишь; но только на месте, которое изберет Господь в одном из твоих колен, там возноси всесожжения твои и там делай все, что я заповедую тебе» (Втор. 12:10-15).
Казалось бы все предельно ясно. Но почему колена Реувена и Гада нарушили повеление Бога? Они разве никогда не слышали об этом?
Те, кто хорошо знают Священное Писание, вспомнят, что жертвенники на высотах (бомот) возводились евреями и после этой истории, о чем есть упоминания в других пророческих книгах, о чем мы расскажем в соответствующем месте.
Причем их возводили не только негодные персонажи вроде Михи, о котором есть рассказ в книге Шофтим (Судьи), но и вполне достойные и уважаемые пророки, как например, Элиягу (Илия), за праведность свою живьем взятый на небо.
Что плохого, если жертвенники будут по месту жительства – как это и было в свое время, чтобы не тащиться каждый раз со всей страны в одно место?
Ответить на этот вопрос очень не просто. Не явно ответ есть в книге Судий.
Суть его заключена в несколько раз повторенной фразе «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему нравилось». Т.е. ответ на это вопрос связан с природой и функционированием власти. Большой соблазн для местного управителя использовать «святилище» в своих, в том числе и политических, целях.
Так нарушили ли Реувен и Гад запрет?
До построения Мишкана каждый мог сооружать свой собственный жертвенник. С момента установки Скинии и схождения Шхины до момента прихода в Гилгаль личные жертвенники были запрещены. А весь период завоевания земли до установки Шатра Откровения в Шило личные жертвенники разрешены. Тут невольно запутаешься.
Но наибольшее удивление в свете этого, едва не случившегося смертельного конфликта, вызывают последние слова Йегошуа, сказанные им перед смертью всему дому Израиля.
«А теперь уберите богов чужих, которые в среде вашей, и склоните сердца ваши к Господу, Богу Израиля» (24:23).
Почему же всех так возмутил этот жертвенник Реувена и Гада?
К счастью эта противоречивая и вызывающая недоумение история завершилась мирно. Единственный серьезный конфликт между сыновьями Израиля за годы правления Йегошуа разрешился, фактически не начавшись.
Последние спокойные годы своей жизни Йегошуа был занят передачей сокровенных знаний старейшинам. Еще он написал книгу о завоевании Святой земли, носящую теперь его имя.
Он умер в 2516 году, в возрасте 110 лет, лишь только потому, что человек смертен.
Всего 28 лет прямой потомок Йосефа и, как утверждают каббалисты, его новое воплощение стоял во главе Израиля. Это были самые гармоничные годы из всей противоречивой, наполненной горестями и страданиями, истории еврейского народа. Годы его настоящего единства и сплоченности.
А единство Израиля является не чем иным, как необходимым и достаточным условием Единства Творца. Творец – Един только тогда, когда народ Израиля – един.
Пинхас обвинил колена Реувена и Гада, именно, в этом. В том, что своим жертвенником они могли разрушить это единство. И получил неожиданный ответ, что жертвенник был возведен по этой же самой причине: чтобы напоминать расселившимся на западном берегу, что у них есть братья на восточном, без которых единство народа невозможно.
Свидетельство о публикации №216052200028