О коммунизме

  К вопросу о формациях

   В процессе развития человечества сложились практически устойчивые состояния общественных структур. Практически выяснилось, что количество типов таких структур ограничено. Конечно, даже структуры одного типа несколько различаются из-за природных условий существования.
         Если эти состояния охватывают структуры, оформившиеся в виде государства, или группы государств, их называют формациями.
              В процессе развития формации сменяют друг друга вследствие развития экономики, но эта смена происходит не мгновенно. Обычно считается моментом смены формаций изменение структуры управления, но смена структуры управления сначала должна созреть, то есть сначала появляются экономические, социальные и политические предпосылки, да и после изменения структуры управления происходит созревание новой системы, и её составляющих.
         Вообще формация — сложная, составная система, состоящая из нескольких взаимодействующих, частично взаимопроникающих, составляющих систем, каждая из которых нуждается в отдельном рассмотрении.
              Условно так называемая, экономическая формация характеризуется способом производства и способом распределения. Способ производства в свою очередь состоит из производственных отношений и производительных сил. Способ распределения из способа присвоения и способа обмена.      
                Производительные силы и способ обмена определяется уровнем развития общества, а производственные отношения и способ присвоения не полностью, но во многом определяются также действующими правами собственности и. структурой управления.
                Принято считать, что производственные отношения и производительные силы являются базисом экономической системы, а структура управления и юридические положения надстройкой. Условием устойчивости экономической системы является соответствие между базисом и надстройкой.
      Законы диалектики слишком общи, чтобы их можно было применять без конкретизации. Во вторых, эти три закона самые важные, но это еще не все законы. Есть и другие. Например, закон устойчивости и следствие из него — закон развития.
Одна из формулировок закона устойчивости гласит: Необходимой для существования любой системы, любого объекта является их устойчивость, то есть способность сохранять равновесие при изменении условий существования объекта. Нарушение условий устойчивости приводит к распаду и уничтожению объекта в ограниченно короткое время.
Кстати, проблема устойчивости- это проблема равновесия в движении. А это ведь сущность единства и борьбы противоположностей
Устойчивость включает в себя два свойства:
                Внутреннее — способность возвращения к своему состоянию равновесия после любых случайных выходов из него;
Внешнее – способность сохранять своё текущее состояние при наличии внешних воздействий.


                Внутренняя устойчивость достигается за счет взаимосвязи и взаимозависимости входящих объектов, равновесия воздействия объектов друг на друга и ответного воздействия, равновесия процессов, происходящих в системе в целом и возникающих сил противодействующих этим процессам.
            Внешняя устойчивость систем достигается её гомеостатичностью — наличием механизма формирования сил, противодействующих внешнему воздействию. Системы в природе не статичны, они развиваются. Внутри систем действуют различные тенденции: консервативные тенденции – стремление сохранить внутреннее равновесие, и прогрессивные тенденции, вызывающие развитие.
             В своем развитии системы проходят ряд этапов. В первый период после образования суммарные вектора тенденций сохранения и тенденций развития близки друг другу и мелкие противоречия сглаживаются. К концу существования системы вектора противоположны и в системе создаются предпосылки потери устойчивости.
     В начале развития образовавшейся системы тенденции сохранения и укрепления внутренней устойчивости, не противоречат тенденциям приспособления системы к внешним условиям.  В конце развития системы между тенденциями сохранения  и  приспособления к изменившимся (в том числе и за счет влияния самой системы)  внешним условиям возникают противоречия, диктующие перестройку системы для снятия противоречий и выработки механизма, противодействующего разрушительным воздействиям.
   Важным является выяснение законов смены формаций. Очевидно, что переход возможен только от одной было устойчивой, но теряющей устойчивость формации, к другой устойчивой. Из предыдущего следует, что формация, возникающая при переходе, может быть только проходящей стадию развития. Как при социалистической революции переход произошел к развивающемуся социализму, так при потере устойчивости социализма, оказался невозможен переход к развитому капитализму, как предполагали наши псевдоэкономисты, а только к начальным фазам его развития.
             Вторым законом перехода формаций является не одновременность перехода составляющих систем. Революционным путем могут измениться только отношения собственности, структура управления и способ присвоения. Производственные отношения, производительные силы, способ обмена меняются эволюционным путем, в частности путем естественного развития или вследствие последовательных реформ.
            Таким образом возможны различные сочетания систем, что приводит к гибридным формациям, мало того история показала существование гибридных экономик и гибридных систем управления.
Гибридные, не значит средние или промежуточные. это значит сочетание разных составляющих, может быть в противоречии и борьбе.
 
Анализ составных частей показывает, что не всякие переходы между формациями возможны. Существуют такие, что переход может проходить только через третью формацию.

           Таким образом становится ясно, обозначение формаций: феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая слишком грубо. По-видимому. эти термины обозначают типы формаций. Имеет смысл говорить формация капиталистического типа, формация социалистического типа. Чтобы разобраться, к какому типу относится формация, нужно сопоставить все известные сейчас и в прошлом со всеми их составляющими и признаками…
   
         Социалистическая система не однозначна, она призвана совершать эволюцию от госкапитализма к коммунизму. Поэтому путь социалистической системы вовремя избавляться от пороков, заложенных в госкапитализме. А это значит сокращать как саму рыночную схему, переводя функции распределения в общественные фонды, и вынося рыночные механизмы обмена из прямого действия в виртуальную, расчетную форму, так и сокращать права государственной собственности, передавая часть прав распоряжения собственностью трудовым коллективам и обществу. Одновременно постепенно заменяя извлечение прибавочной стоимости производством продукта освобожденного труда (   см.  antonovyury007.blog.ru/последний раздел ).
Социалистическая система для сохранения устойчивости вынуждена постоянно развиваться и изменяться, застой гибелен.
Что такое социализм?     Социализмом называют как распространенное общественное движение, так и цель этого движения.
Мы будем рассматривать эту цель.  Социализм это государственный и общественный строй, осуществляющий переход от капитализма к коммунизму. В течение этого переходного процесса происходит изменение экономического и политического его содержания. Изменениям подвергается как базис так и надстройка. Изменения производятся по этапам из одного состояния в другое, при этом каждое изменение не должно нарушать устойчивость системы. Каждое устойчивое состояние представляет собой иную формацию, отличающуюся от предыдущей.
Основные формации проходимые в переходном процессе это государственный капитализм, государственный социализм, творческий социализм, уравнительный коммунизм. Далее переход к   Коммунизму.
Первая формация возникает сразу после проведения национализации средств производства и практически не отличается от предыдущего капитализма.  Вторая стадия начинается после становления и развития системы диктатуры пролетариата, после установления всеобщего планового хозяйства, введения социалистической формы распределения. Третья стадия это достижение уровня обеспечения каждого, достаточного для уровня жизни, соответствующего уровню жизни в стране,  независимо от вида и объема деятельности каждого.  Четвертая нуждается в отдельном рассмотрении.
Вопрос состоит в том как осуществить  переходы между этими стадиями. Прежде всего нужно сказать,  что каждый переход  должен происходить, когда выполнены задачи предыдущей стадии.
Безусловно начинается все с взятия власти и национализации средств производства. Переход к госкапитализму должен происходить без нарушения уровня жизни и устойчивости производственной системы.  Стадия госкапитализма неразделима с государственным социализмом, переход происходит эволюционно.   Мы располагаем знанием  таких преобразований в прошлом их достижений и провалов.   
 Имея уроки прошлого, можно избежать ошибок, в том числе главной – потери диктатуры пролетариата и замены её на диктатуру партийной номенклатуры.
По-видимому теперь  необходимо перейти к анализу неизведанного -  путей перехода к следующей стадии и состояния предыдущей, при котором возможен этот переход.  К тому же пора определить эту гипотетическую стадию.

                Первое, что необходимо отметить, это то, что  при всех наших действиях  нужно иметь в виду, что мы строим не социализм, а коммунизм. Социализм – это переходной процесс построения коммунизма. Как уже выяснилось из совершившегося  исторического процесса, социализм не является конкретной установившейся формацией, он сам состоит из последовательности близких к друг другу стадий, между которыми, при накоплении различий можно провести некоторые формационные границы, определяемые различиями в способах производства и распределения в процессе развития социализма(формирования и созревания коммунистических принципов внутри социализма).
 
Формации и социализм
                Рассмотрение прошлых и текущих событий можно проводить с субъективной и объективной позиций.  На наших сайтах до их пор обсуждение проходило главным образом с субъективной точки зрения. Как причины(и обоснованно) поражения социализма  выдвигались: осуществление диктатуры пролетариата через правящую партию, предательство ряда членов  руководящих кругов, отход от марксистских позиций в правящей КПСС, потеря связи с пролетариатом. Однако все это субъективные причины. Рассмотрение случившегося с формационной точки зрения будет объективным рассмотрением. 
                Может быть Вы и сочтете дальнейшее изложение ересью, но к этим выводам приводит анализ истории СССР без каких либо отступлений от марксистской методики.
Каждая формация имеет периоды рождения и развития, период становления мощи экономики и период старения и стагнации.
         Дело в том, что социализм, как формация,  установившаяся в СССР исчерпал свои возможности для развития.       Пережитки,  нет, не  капитализма, пережитки социализма преграждали путь к дальнейшему развитию. В частности система найма в производственных отношениях,  распределение по труду, товарно-денежный обмен.         Назрела необходимость изменений, такая революция могла произойти  постепенно за счет соответствующих реформ. Но руководство, не имея четкой позиции, пыталось провести непродуманные  реформы.         Отставание и задержка с развитием и расширением общественных фондов в пользу увеличения фонда зарплаты, преждевременное введение самоуправления расшатали и так дошедшую до предела своих возможностей экономику.  Создалась революционная ситуация, верхи не могли или не хотели управлять по новому, а низы не  хотели жить по старому. Ситуацией воспользовались враги социализма и внутренние и внешние. Вместо перехода на новую, коммунистическую во многом, формацию произошел откат на уровень дикого капитализма периода первоначального накопления (в нашей стране периода воровства).
             Именно эти уроки должны послужить стимулом для изучения и разработки принципов коммунистической экономики, коммунистической демократии, коммунистических производственных отношений. Как говорят, тов. Сталин предупреждал: «Без теории нам смерть».
    Смена формации происходит тогда, когда эта смена созреет.

Существуют необходимые условия смены формаций
1  Предыдущая формация исчерпала возможности развития, следующая формация  готова   развиваться на базисе предыдущей.
2  Следующая формация сохраняет большинство черт предыдущей
3   Производственные отношения следующей формации  соответствуют уровню развития производительных сил предыдущей
4   Различие формаций проявляется прежде всего  в надстройке. Надстройка может смениться быстро, базис требует времени для своего изменения
5  Невозможен переход между формациями, отличающимися между собой и производственными отношениями
и производительными силами и надстройкой, по крайней мере одна из частей не должна  меняться

Для перехода от одной формации к другой должна быть причина кроме выполнения вышеупомянутых  условий.   Причиной является такое накопление противоречий, которое может быть разрешено только путем отрицания.  Отрицание может быть осуществлено двумя путями: путем слома прежней экономической и политической структуры или путем реформ. Однако и в том и другом  случае требуется изменение надстройки  в части управляющей структуры.  Второй случай возможен при предварительной смене власти и последующих изменений проводимых ею.   В первом случае это проводится одновременно.
Новая формация зреет внутри старой, причем главным образом внутри производительных сил, без созревания настроя которых, не возможно возникновение движущих сил перехода к новой формации.
 Существует и публикуетсямнение о том, что национализация средств производства – средство для перехода к социализму. Однако  во многих капиталистических странах, в частности в Англии, процесс национализации широко применяется и при этом никаких признаков социализма не отмечается. Национализация это переход к госкапитализму.  Национализация позволяет впоследствии  организованно изменить производственные отношения, перейдя от рыночного к ресурсному регулированию, то есть двинуться к социализму. Но это возможно только при установлении диктатуры пролетариата.
Так что путь социализма начинается при условии и после двух событий: победы диктатуры пролетариата и проведения национализации.
                Диктатура пролетариата не является самодовлеющей целью для коммунистов. Это не цель, а средство, причем единственно возможное, предотвратить в условиях товарно-денежного обмена захват власти буржуазией. Отменить товарно-денежный обмен без полного нарушения хозяйственных связей невозможно. Диктатура пролетариата должна оставаться вплоть до полного  изживания ТДО.
Взятие власти и установление диктатуры пролетариата это не одно и то же. Установление диктатуры пролетариата это создание полноценной управляющей структуры на всей территории страны. Это принятие всеохватывающего кодекса законов. Это реализация условий для выполнения этих законов.
Диктатура пролетариата это демократия для большинства. В идеальном случае отсутствия сопротивления эта диктатура состоит только в лишении пассивного и активного избирательного права эксплуатирующих, паразитирующих слоев населения. Все остальное — только вынужденные меры подавления, отметим, не других классов, а сопротивления преобразованиям. При проведении революционных преобразований классовое деление сначала сглаживается, а потом совсем исчезает, так исчезают и меры подавления. Принципиальная разница этих двух диктатур (демократий) в том что буржуазная демократия существует только в условиях принуждения большинства, а пролетарская, в принципе может обходиться и без такого.
Революции – естественная составляющая процесса развития и избежать их не удастся, последствия революций зависят от того, как она пройдет. Для нас желательно чтобы она прошла бескровно.
Взятие власти без экономической структуры — ничто. Пока не выбит капитал (банки, средства производства, природные богатства) из рук буржуазии, говорить о настоящей власти рано. При изменении формы собственности начнется разворовывание, если будет возможность, нарушатся производственные связи, динамика финансов и пр. Избежать этого можно только если есть подготовленная и отработанная с наличием кадров программа экстренных первых действий и модель экономической структуры. Создавать экономическую структуру методом проб и ошибок, как это делала ВКП(б), зная опыт социализма в СССР — мы не имеем права (они то не знали этого опыта). Нужна экономическая теория первых  и последующих шагов социализма, причем в динамике и в конкретном приложении к современной российской действительности.  Нам нельзя повторять ошибок Парижской коммуны, первых лет Советской власти, а также чилийского и венесуэльского социализма.

              У Советов по сути дела есть две главные функции.
Одна из них это то, что Советы являются органом диктатуры пролетариата. А у диктатуры не может быть двух или трех органов. Иначе это не диктатура. Советы не могут быть аппаратом при партии или при ком-то еще. Аппарат состоит из чиновников. Нам не нужна диктатура чиновников.  Аппаратом являются исполнительные органы, исполняющие волю Советов. Но они не должны быть ведущим органом диктатуры.
Вторая это то, что Советы являются формой организации пролетариата. Здесь важны все три слова. Во-первых пролетариата. И только пролетариата, никаких представителей других классов в Советах.   Организации – именно организации, потому что только организованный пролетариат может выражать волю пролетариата как класса.   Формой и только формой, потому что содержание формы диктуется идеологией класса.
   Одна из главных идей коммунистов есть идея диктатуры пролетариата. Она одна может подавить и предотвратить капиталистические тенденции и их возрождение.
 
Первые шаги
               Установление диктатуры пролетариата есть процесс коренного, качественного изменения структуры государства. То есть является процессом революционным.  Об условиях революции сказано много и сказано правильно. Но мы должны иметь в виду, что нам нужна не всякая революция, но только социалистическая.
    Революционной ситуации не достаточно.  Пример Украины перед глазами.  Необходимо наличие движущих сил социалистической революции.

 Деградация ФНПР дошла до такого уровня, что профсоюзные организации потеряли  способность исполнять свойственные профсоюзам функции и превратились в придаток администрации.            Функции социального придатка до революции профсоюзы никогда не имели, они получили эти функции при советской власти. А до того они были органом борьбы за защиту прав работников. После гибели советской власти  социальные функции в ограниченном размере профсоюзам оставили, а про защиту прав работников руководство ФНПР забыло.  Их устраивали должности и доходы.
           Вернуть профсоюзы к   работе,  ради которой они в свое время и создавались,  можно только лично участвуя в их работе.   Ненавязчиво продвигая методы профсоюзной работы  в нужном направлении.  Какие главные задачи переориентирования профсоюзов               
1.   Информация
  Выпуск газеты или информационного листка с отчетами о работе профсоюза и новостями предприятия
2.   Рабочий контроль
Сбор информации о ходе производственной деятельности (интервью), о перспективах, о  планах управления персоналом
3.    Обсуждение
Проведение собраний по обсуждению информации
4.   Распространение на собраниях учебных и пропагандистских материалов

                Как только профсоюзная организация начнет выдвигать свои предложения и требования, можно приступать к агитации за введение в руководство наших людей. Этих людей нужно готовить на знание законодательства, на умение общаться с людьми. И конечно каждый из них должен знать производство и пользоваться авторитетом в коллективе.

                После первых, хотя бы небольших успехов развернуть политическую пропаганду.
Партийная организация без  смычки с профсоюзом -  кружок по интересам,  профсоюз без смычки с партией –   контора по соцпомощи некоторым сотрудникам
 Вместе это сила, к которой нельзя не прислушаться.

    Главные задачи коммунистического движения:  объединение и организация пролетариата  и создание единой коммунистической партии. По своей сути это одна задача.  Единая партия и объединение пролетариата не только взаимосвязаны, они взаимозависимы.   Невозможно создать единую партию без объединения пролетариата, как равно объединить пролетариат может только единая партия. Решать главную задачу необходимо не забывая и не прерывая  работу в обоих направлениях этой задачи.
                Оптимальный путь к объединению пролетариата это формирование советов представителей трудовых коллективов. Такая форма имеет преимущества перед остальными. Во-первых представительство уже организованных коллективов, во-вторых ответственность выдвинутых представителей. Это будет зачатком будущей власти Советов .
               Вы, может быть, скажете: это фантазии автора, так нет это реально существующие предположения и мнения в рабочей среде, особенно они высказываются во время предвыборной кампании. Не идут люди на выборы потому, что не знают кандидатов. Они говорят: Вот если б кто из наших, тогда бы мы голосовали.   То есть такие мысли витают в пролетариате и нельзя оставить их без внимания.
                Кроме того, как  взять власть с нуля, не имея до этого никакой, так не бывает.                Всегда начинается с малого, с завоевания некоторых факторов власти  в низовых органах, с завоевания неформальной власти авторитета .
               А кто сейчас может взять хоть малую долю власти? Да никто. А совет уже сможет
В работе по объединению пролетариата заинтересованы все части коммунистического движения, а совместная с ними наша работа сближает партии между собой.  Дополнительно:  такой совет эффективное средство для ориентирования профсоюзов в коммунистическую сторону.                В планах предстоящей  работы  Совета создание группы рабочего контроля как общественной организации, создание аналитического центра по информации, поддержке  и координации забастовочного   движения,        создание  школы  пролетарского  актива,  создание  кассы взаимопомощи, и т.п.
                Объединение и централизация рабочего движения это не только  создание центрального органа, но и главным образом не это.   Это создание разветвленной сети связи, информации, взаимодействия и взаимопомощи всех групп трудящихся разных предприятий и регионов.  Формирование Советов представителей трудовых коллективов – первый шаг на нашем пути.
 Осознание классового единства в отличие от марксистской идеологии не может быть привнесено извне. Оно может появиться только в результате совместной борьбы за свои права. И текущая задача коммунистов не только поддерживать выступления трудящихся, но главное, организация взаимодействия между пролетариями, между группами и коллективами пролетариев. Ключевое слово в процессе объединения и формирования пролетариата – это солидарность. Для развития солидарности необходима организация обмена информацией и организация взаимопомощи трудовых коллективов. И это общая задача всех коммунистических партий.    Естественный путь -  организация советов представителей трудовых коллективов.
                В работе по объединению пролетариата заинтересованы все части коммунистического движения, а совместная с ними наша работа сближает партии между собой.  Дополнительно:  такой совет эффективное средство для ориентирования профсоюзов в коммунистическую сторону.
             Что такое Совет представителей трудовых коллективов и кому он нужен
Совет представителей трудовых коллективов это сходка работников предприятий, которым есть чем поделиться с другими и которые интересуются жизнью остальных трудящихся. Тех, которым надоело чувствовать себя беззащитными перед хозяевами и чиновниками и которые хотели бы узнать, как защитить свои права, а может быть и получить помощь в этой защите.  В одиночку, даже группой противостоять начальству сложно, а когда за тобой весь округ, или лучше весь город, совсем другое дело
                Тогда партии столкнутся не с безликой трудящейся массой, а с объединенным пролетариатом. (настоящее объединение произойдет тогда, конечно, когда пролетариат организует свои Советы).  Объединение пролетариата – условие организации по настоящему Единой коммунистической партии. Этот процесс будет проходить в составе  обоих своих частей процессов объединения и размежевания.
               Задачи объединения пролетариата и создания Единой партии неразделимы, это по сути дела одна задача. И решаться она должна параллельно и одновременно.  Идеологическая и теоретическая работа по формированию уставов, программ и концепций, конечно необходима, но она является не ведущей, а обеспечивающей решение главной задачи. Пора переходить от рассуждений к делу.
Партия и диктатура пролетариата
Пролетариат для завоевания главенствующего положения в обществе должен быть объединен, причем не только формально, но и  идейно. Поскольку  состав пролетариата переменен, с изменением обстоятельств – само понятие пролетариат расплывчато. Для объединения необходим авангард, сохраняющий идейное единство независимо от обстоятельств. Благодаря этому авангарду формируется и формальное единство. Такой авангард при  документальном оформлении  называется партией. Партия необходима для сплочения и организации пролетариата и, тем более, для обретения пролетариатом властных полномочий — диктатуры пролетариата.   
Без партии и диктатура пролетариата превратится в диктатуру какой либо из групп того же пролетариата, а с естественным возникновением взаимных противоречий, и вовсе диктатура будет утрачена. 
Главное в диктатуре пролетариата независимо от её формы — это недопущение к участию в формировании представительных органов власти  чиновников и представителей эксплуатирующих классов. Этим гарантируется направление действий исполнительной власти  в пролетарских интересах.
Партия является вдохновляющей и направляющей силой пролетариата и его органов, однако членство в партии не ограничено социальным положением и происхождением. Соответственно  возможно проникновение в партию неустойчивых и чуждых элементов. Наличие диктатуры пролетариата не позволяет этим элементам получить доступ к участию во власти кроме чиновных  должностей в исполнительных структурах. Задача партии подготовка, образование экономическое, политическое и идеологическое, представителей пролетариата в своих рядах и рекомендации их в органы власти. Политика диктатуры пролетариата в форме Советов определяется составом этих Советов, который определяется интенсивностью и эффективностью работы партийных организаций. Поскольку партия реализует свою программу через диктатуру пролетариата, она обязаны вести всеобъемлющую теоретическую работу., чтобы действительно быть авторитетной направляющей силой диктатуры. Партия не подменяет диктатуру пролетариата, а  живет и действует в ней, и это самая благоприятная среда для коммунистической партии. Практическая работа коммунистов в среде пролетариата не позволит произойти отрыву партии от нужд пролетариев и исключит возможность отчуждения пролетариата от партии.
С изменением в процессе перехода к коммунизму производительных сил и производственных отношений ликвидируются пережитки капитализма и отпадает необходимость как в диктатуре пролетариата, так и в партии. Назревает переход к другой форме управления обществом, в соответствии с новыми общественными отношениями.  Классовый критерий пролетариата теряет своё содержание и возникает бесклассовое общество.
                Отмирание государства
Классики признавали, что не могут определить, каким путем произойдет отмирание государства. Но мы можем если не определить то, по крайней мере, имея опыт строительства социализма, предупредить ошибки на этом пути.
Первое, что следует заметить то что национализация частной собственности на средства производства  — шаг к социализму, но еще не социализм. При этом меняется собственник но остается право собственности, а это буржуазное право. Социализм будет построен когда буржуазное право владения, распоряжения и использования будет  отменено.
Некоторые участники коммунистических форумов считают, что должно быть ликвидировано само понятие собственности, при этом забывают, что собственность, это не только права, но и обязанности. В СССР была декларирована общенародная собственность, а законы были таковы, что фактически она не отличалась от государственной.  Развития этих законов не происходило. Обязанности государства по отношению к собственности ни кем не контролировались.  Классики предполагали, что будет осуществлен переход к коммуне, в смысле общей коммуне как единой системе коммун, объединенной принципом самоуправления. При этом должны быть ликвидированы основы частной собственности – наемный труд и товарно-денежный обмен.  Нужда в особом государственном аппарате при этом отпадает. Но тем не менее система должна обеспечивать устойчивость развития, имея в своем составе обратные связи.

                Как  понимать отмирание государства.  Государства отмирали в прошлом. отмерли феодальные государства.  После октябрьской революции принудительно уничтожено капиталистическое государство. При переходе к коммунизму отомрет социалистическое государство.  Но это не значит, что ничего не придет ему на замену.  Чтобы существовало общество, оно должно управляться.   Коммунизм – общество самоуправления, но самоуправление тоже требует определенного порядка.  Как будет определяться этот порядок. Должен быть узаконен какой-то способ. Должна существовать структура, реализующая этот способ. 
Существует целый ряд фантастических предположений, особенно в литературных произведениях.    Очевидно только одно, коммунистическое государство должно быть совсем другим, лишенным функций службы интересам правящего класса и подавления воли остальных классов.  И эта функция государства и другие традиционные функции отпадают за ненадобностью в соответствии с ликвидацией буржуазного права.  Однако остаются обязанности сохранения и преумножения собственности и обязанность регулирования процессов взаимодействия производственных и потребительских структур.    Как угодно можно это называть,  государством (впрочем оно, лишенное всех государственных функций только условно может так называться), или всеобщим регулятором или системой взаимосвязей.
 Отсюда следует, что оно во-первых, должно служить интересам развития общества и исполнять волю всех граждан без исключения по каким – либо  признакам .  Второе -  это отсутствие личностного характера у государственных органов, и соответственно отсутствие личных интересов.  Под эти требования лучше всего подходит роботизированная система. 
   А такая система полностью определяется программой.  Следовательно,  для понимания сущности коммунистического общества,  кроме   разработки коммунистических производственных отношений необходима разработка программы управления.
Кроме диспетчерской, еще одна остающаяся функция это юридическая служба. Необходим контроль за исполнением законов, да и работа по совершенствованию этих законов.
Собственно  отмирание государства при коммунизме это не его умирание, не ликвидация, не уничтожение, это потеря необходимости исполнения одних его функций и передача остальных его функций другим органам. А государство без функций уже не государство.  Название будущей  системе управления сейчас, наверное, пока придумывать и не надо.
Интересен вопрос о месте партии, при отмирании государства. Если государства нет, то нужна ли вообще партия?  С одной стороны требуется поддержание идеологического единства в определении путей дальнейшего развития. С другой стороны при общем самоуправлении и равенстве каждый сам выбирает свой путь в соответствии со своим воспитанием. Традиционная партийная система здесь вроде бы и не причем. Возможно партия превратится в доверенный идеологический совет, может быть станет прогнозирующим органом.
  Мало кто из нас тщательно анализировал свой трудовой контракт  с учетом всех ссылок на трудовой, административный, торговый и прочие кодексы.  А ведь из него следует, что вся продукция, произведенная работником в рамках контракта, является собственностью предприятия, следовательно, собственностью хозяина или хозяев.    Не только материальная собственность, но и интеллектуальная, включая авторское право на изобретения и прочие разработки.  И только на работы, выполненные вне контракта, то есть без хозяйского вознаграждения собственность предприятия не распространяется.  Именно поэтому всегда велась борьба хозяев с такой работой (со свободным трудом). Даже при советской власти это запрещалось и называлось незаконным использованием государственных средств производства.
Именно продукция свободного труда может быть полностью общественной продукцией и полностью  поступать в общественные фонды.
Свободный труд как нельзя подходит  для введения самоуправления. Действительно,  успешность самоуправления  требует равноправия и независимости, а свободный труд как раз это и обеспечивает. В результате органы самоуправления должны, чтобы не утерять рычаги управления, обеспечивать порядок и условия работ, с которыми согласны все исполнители, поскольку их работа добровольна.  Доброволен не только труд, доброволен учет и контроль, необходимая часть обратной стабилизирующей связи при самоуправлении.
Таким образом свободный труд является гибельным для капитализма, он исключает извлечение прибыли капиталистами  и финансовыми олигархами.  Освобождение труда, хотя бы в   небольшой части, должно быть одной из первых задач диктатуры пролетариата после взятия власти.   
   Что такое свободный труд?
Во-первых  это труд, выполняемый добровольно без расчета на вознаграждение.
Во- вторых это труд, связанный с производством каких либо интеллектуальных или материальных ценностей и благ направленный на удовлетворение потребностей общества или отдельных личностей.
В-третьих это труд происходящий без каких либо приказов или указаний.
Таким трудом может быть только труд, выполняемый для собственного удовольствия.
Введение такого труда приводит к стихийности производства и возникновению противоречий между производством и потребностями общества.  Чтобы обеспечить снятие противоречий, свободный труд должен вводиться локально и постепенно, применяя по мере его введения меры, стабилизирующие производство  и нивелирующие возникающие диспропорции.
Ясно, что этот труд не может быть полностью свободным, поскольку стоит  задача обеспечить исполнение принципа «от каждого по способностям». Задача решается путем совмещения учебы (повышение квалификации, освоение смежных и не смежных специальностей) и свободного труда. Каким образом оказывать поощрение обучающимся, еще предстоит подумать.  Добавленная стоимость продукта  свободного труда не выделяет прибавочную стоимость, а целиком поступает на общественные нужды.    Самым почетным трудом должен  считаться труд, который ликвидирует профессии ,  которые в наше время не являются привлекательными.
  Будем вводить свободный труд постепенно, чтобы было время сформировать организационную структуру. Один из вариантов может быть и таким:    объявляется на успешном  предприятии день свободного труда. Желающие приходят в субботу на работу без какого-либо вознаграждения. Таких будет немного. В течение 2-3 месяцев улягутся недоразумения и сформируется система взаимодействий и согласования направления трудовых усилий с общим ритмом производства .  Затем предлагается  перенести день свободного труда на пятницу, а субботу оставить выходным.  Зарплата не должна падать, а если все-таки такое будет необходимо, то должна быть соответственная компенсация. Обязательно должно быть организовано обучение смежным профессиям.
Параллельно возможно открытие благотворительных  предприятий свободного труда для лиц не занятых,  пенсионеров и инвалидов, а также для лиц, желающих попробовать свои силы в другой, новой для них отрасли,   
Свободным трудом может быть только труд на благо всего общества. Всякий другой уже не свободен. Субботники это и был первый росток процесса освобождения труда. К сожалению не произошло развития системности (расчета и мер по повышению экономической эффективности и включения в плановый производственный процесс), добровольности ( выбор специальности субботника), осознания результатов. Также не была использована трудовая самодеятельность, без массовой организованности она оставалась в качестве хобби. Конечно для управленцев организация свободного труда должна быть не вполне свободной, Труд управленца должен стать трудом обслуживания работников.  Работа управленца это не работа, а служба. В социалистическом обществе служба может иметь только два вида: добровольческая, или по призыву.
   Постепенно процент свободного труда должен возрастать, как равно должна расти степень обеспечения потребностей через общественные фонды.            
Фактор рыночного регулирования из-за сокращения ТДО ослабнет, и человек- руководитель   перестанет справляться с директивно плановым управлением. На этом этапе расширения свободного труда без  кибернетической системы типа ОГАС, или подобной   не обойтись. Эта система должна компенсировать стихийность,  вносимую свободным трудом.

                Свободный труд необходимым и естественным образом связан с наполнением  общественных фондов. Чем больше свободного труда тем больше и шире общественные фонды. Чем нагляднее и прозрачнее эта связь, те выше стимуляция свободного труда.
На наших сайтах иногда возникают вопросы: «Кто будет распределять в общественных фондах?»    В том то и дело, что никто. Общественные фонда это фонды всеобщего доступа. 
Сейчас в России частично  сохранились только фонды образования, здравоохранения,  культуры,  пенсионный фонд.  В советское время был еще жилищный фонд.  Фонды были мощнее чем сейчас, хоть и находились под руководством государственных органов
В советское время обсуждались возможности расширения сферы общественных фондов на области транспорта, общественного питания и пр…
Могут быть образованы и другие фонды свободного удовлетворения потребностей населения, но развитие фондов мешает свободе капиталистической эксплуатации. Капиталистические власти используют фонды только для демпфирования социальных противоречий и  никогда на расширение фондов   не пойдут.  Развитие общественных фондов и свободного труда прерогатива социализма.
Среди экономических преобразований кроме развития свободного труда и общественных фондов процесс перехода к коммунизму включает в себя устранение эксплуатации и не только человека человеком, но и со стороны государства.
 Уменьшение и ликвидация эксплуатации
          Эксплуатация при социализме  изменяется с появлением двух факторов:  распределения через общественные фонды и свободного труда.
При распределении через общественные фонды часть прибавочной стоимости поступает к работникам и уменьшает степень эксплуатации.
Пусть распределяется  одна энная часть прибавочного продукта
       m/n
Тогда  степень эксплуатации  уменьшается соответственно
    (m-m/n)•N/v
где N – коэффициент торговой отпускной наценки
Свободный труд создает дополнительную стоимость, которая не делится на v  и  m, а вся поступает в бесплатное распределение через общественные фонды. Допустим  свободный труд составляет одну  k-атую всего труда.   Стоимость его продукта производства  будет составлять (c+ v + m)/k,
   
Добавленная стоимость  составляет ( v + m)/k, причем поскольку труд не оплачивается, то фактически v=0, но стоимость оценивается по общественно необходимому труду поэтому v входит в стоимость.
Поступающий в распределение продукт компенсирует часть прибавочной стоимости, в результате степень эксплуатации дополнительно уменьшается соответственно
     (m-( v + m)/к -m/n) N/v    при отсутствии эксплуатации её степень равна нулю.
Приравняем степень эксплуатации нулю, после проведения простых преобразований получаем
m = (n+k);nk+ v/k
Видим, что при возрастании доли свободного труда до половины
  зависимость эксплуатации от передачи прибавочного продукта в общественные фонды значительно уменьшается, а при увеличении свободного труда более половины для обнуления эксплуатации без этой передачи можно и обойтись. Как впрочем и без зарплаты.    Таким образом, видим, что степень эксплуатации при социализме может стать нулевой, еще до полной  ликвидации прибавочной стоимости.       По-видимому, это и есть тот уровень, когда можно безболезненно ликвидировать ТДО.
  Управление и самоуправление
Что есть управление?  Это сбор информации, касающейся управляемого процесса, принятие решений направленных на оптимизацию процесса, и реализация этих решений.   Следовательно, функции управления и управляющих людей жестко определены и не терпят вариантов. Кроме того взаимодействие с другими управляемыми системами требует столь же жесткой дисциплины.          Здесь были заявления, что управление это еще и выбор направления развития процесса.   Ни в коем случае. Право целеуказания  принадлежит органу власти – диктатуре пролетариата. Управление это исполнение воли диктатуры пролетариата
 Можно сделать однозначный вывод: управление это не работа, это служба. И как всякая служба она должна подчиняться служебным законам.

Первое: человек попадает на службу добровольцем или по призыву.
Второе:  человек для занятия должности должен пройти все нижестоящие  ступени.
Третье: управление это специальность, причем узкая, нельзя например ставить пехотного командира  командиром корабля (  у нас что при советской власти, номенклатурный принцип, что теперь по преданности руководству, специализация не соблюдалась. Пример — Сердюков )  учиться должны причем конкретному направлению. 
Четвертое:  должны быть какие-то ранги или разряды квалификации как с экзаменами и аттестацией, так и с выслугой лет. 
И пятое: служба управленца не является вольной, пока он служит, демобилизация только по истечению срока, или увольнения по приказу за негодное управление.
Возникает вопрос как же таких специалистов совместить с самоуправлением, а самоуправление с системой ОГАС. Должны существовать управленцы двух типов. Такое совмещение возможно если  только управленец первого типа станет сам частью системы ОГАС, то есть будет передаточным звеном между результатами расчета, произведенного системой и практическими мерами с интерпретацией их для текущей обстановки на своем уровне, управленец второго типа должен будет являться как бы системным администратором,  связующим звеном обратной связи между предложениями и решениями трудового коллектива и программой системы.  Программа проконтролирует правильность принятых решений. Он же  проверяет и контролирует работу программы на своём участке. В этом случае внутренняя обратная связь будет обеспечена, а для внешней, контролирующей связи от общества требуется прозрачность и открытость работы всех звеньев управления .  Управляющее лицо должно знать в подробностях все нюансы управляемого объекта. Для этого необходимо периодическая смена вида деятельности с управленческой на исполнительскую и обратно. Таким образом профессиональный рост происходит по обоим специальностям и обеспечивается ротация.


Рецензии
Коммунизм это просто, но только для умных народов! -

http://www.proza.ru/2017/07/30/718

Аникеев Александр Борисович   20.08.2017 10:09     Заявить о нарушении
"Коммунизм это просто, но только для умных народов"
И для шибко вумных людей.

Алексей Аксельрод   20.08.2017 12:14   Заявить о нарушении
Так ведь известно, что умный всегда разберётся, глупый не поймёт, а дураку и знать не надо, на то он и дурак...

Аникеев Александр Борисович   20.08.2017 12:21   Заявить о нарушении
Труд, как говорил Уильям Петти (1623—1687), английский статистик и экономист, один из основоположников классической политической экономии в Англии, есть отец материального богатства, а земля — его мать. Если мы отвлечёмся от определённого характера производительной деятельности, то есть от конкретного характера труда, то в нём остаётся лишь одно значение, что он есть следствие расходования человеческой рабочей силы! А если мы оформим это расходование человеческой рабочей силы в узаконенное рабочее время на производство необходимого для развития общества, то сможем определять как количество и качество при честном и справедливом нормировании труда по времени, сложности, трудоёмкости, профессионализму и прочее, так и количество с качеством необходимых благ для жизни, которые тоже можно узаконить и сделать основой новой формации, которую Маркс и Энгельс определили как бестоварную коммунистическую формацию для удовлетворения насущных потребностей населения по труду!

Простой труд хотя и носит различный характер в различных странах и в разные эпохи, тем не менее для каждого определенного общества есть нечто данное и конкретное. Сложный труд — это труд помноженный на множество простого труда, то есть меньшее количество сложного труда равняется большому количеству простого, что особенно важно при развитии производительности общественного труда.

Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным сумме простого труда. Если при капитализме по отношению к потребительной стоимости мы смотрим на качество труда, то по отношению к величине меновой стоимости мы смотрим на количество не только потраченного труда, но и на количество потраченных денег на сырьё, транспортировку, на горючее, на воспроизводство сил трудящихся и прочее, что из сложного труда сводится к абстрактному простому труду пока лишенного качества.

В первом случае речь идёт только о том, как совершается труд и что при помощи его производится, во втором речь о том, сколько труда и денег затрачивается и сколько времени труд продолжается.

Отсюда, исходя из двойственности равенства рабочего времени затраченного на труд выходит, что при росте производительной силы величина стоимости снижается, а вещественное богатство растет, то есть увеличивается потребительная стоимость материальных благ, когда вместо одного товара производится два и более однозначных товара, а значит можно удовлетворить потребности большего количества людей при затратах такого же времени.

Любой труд с одной стороны — расходование рабочей силы в физиологическом смысле, и в то же время он создаёт продукт для потребления, а при монополии капитала и его стоимость как товара.

Таким образом труд может быть конкретным и абстрактным. Конкретный труд создаёт потребительную стоимость, а абстрактный меновую стоимость зависящую от затрат времени на производство готового продукта.

Примечательно, что в английском языке «отражается» двойственность труда: work — конкретный труд, а labour — абстрактный и чем глубже погружаешься в глубину марксистской политэкономии, тем интереснее становится вся окружающая действительность!

А теперь о возможности развития социальной справедливости. Если заглянуть в учебник "Политическая экономия" 1954 года, то в главе "Труд как обязанность членов социалистического общества" мы читаем, что осуществляя права на труд при социализме под справедливостью понимается равный доступ к средствам производства, оплата же за труд должна осуществляться согласно тому, как человек трудиться.

Вот так понимали тот самый лозунг "от каждого по способностям, каждому по труду" Ленин и большевики, а Сталин был с этим полностью согласен. Поэтому, в определённый момент советской истории, согласно этому принципу оплачивался труд стахановцев, что приводило к колоссальной разнице в заработных платах между ними и менее успешными рабочими. Большая разница в качестве жизни при равном для всех рабочем времени и почти равных условиях труда приводила к определённым конфликтам и не казалась людям честной и справедливой, т.к. часто эта разница была подозрительно велика.

В то же самое время Карл Маркс в предисловии "К критике политической экономии" писал, что экономика - это базис, формирующий наш быт. Следовательно и социальная справедливость, являясь надстройкой, тоже формируется экономическим базисом. И тут возникает резонный вопрос, а разве можно при базисе, в котором нет экономического равенства по труду, добиться справедливых отношений между людьми? Не является ли это противоречием самой социалистической и коммунистической теории?

С одной стороны логично, что человек должен получать согласно вложенным усилиям. Однако, во-первых, усилие, само по себе, не производит продукта, ведь можно бурить стену долотом, перфоратором и прочее, прилагая равное количество усилий, однако результат усилий будет совершенно разным. Так что всё-таки требуется говорить не о сухом вложении физических и умственным сил, а о конструктивном создании некого продукта, который должен удовлетворять человеческие потребности.

Во-вторых, при товарном производстве за деньги, если кто-то лучше трудится, получая за это большее количество денежных единиц, он может обменять их на равнозначное своему труду количество продукта лишь с тем условием, что кто-то также хорошо трудится! Ведь с тех, кто трудиться плохо, хороший продукт не получишь, а в в этом случае общество снова начинает делиться на классы: элитных работников, которые обмениваются товарами между собой, и простых смертных, которые опять-таки могут обмениваться между собой лишь своим скудным трудом. Такая система не выглядит социально справедливой, ведь те, кто работают плохо, скорее начнут набивать своему продукту цену, а те, кто работают хорошо, наоборот обесценивать свой товар, чтобы иметь возможность обмениваться со всеми и получается та же анархия рынка и несправедливость!

Именно поэтому двойственность равенства рабочего времени должна определять не только относительно равное количество честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, но и относительно равное количество производимых в обществе и необходимых каждому таких базовых средств для жизни, как добротное жильё, качественные продукты питания и фактуру для одежды!

А благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления каждый должен формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более
рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков, правнуков и на будущее колыбели человечества? Старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость, а больные ещё и всё необходимое для выздоровления.

Напрашивается вывод:

Чтобы обеспечить в обществе равноправие и социальную справедливость, нужно обеспечить экономическое равноправие и социальную справедливость.

А как же этого добиться?

Добиться экономического равенства можно только с помощью равной трудовой ответственности каждого.

Данное условие может многих смутить, они скажут: "все люди разные и трудятся по разному"! И будут правы, новичок никогда не сможет работать так же эффективно, как опытный. Разве можно платить им одинаковую заработную плату и требовать одинаковых результатов труда? Понятно, что нельзя!

Но стоит помнить, что наша жизнь конечна, ведь и трудовая карьера тоже имеет начало и конец и равна примерно 40-45 лет. Уже сейчас, исходя из средней заработной платы, пусть это будет 40.000р., можно выяснить сколько человек заработает за всю свою жизнь. Примерно 21,6 млн. рублей. Как правило поначалу он будет зарабатывать чуть меньше, потом чуть больше и снова на спад, ближе к пенсионному возрасту. И количество продукции, которую он сможет за это время произвести тоже конечно. А качественные средства для жизни каждому нужны постоянно! И именно поэтому, чтобы каждый был заинтересован качественно трудиться и необходим учёт и контроль!

Именно учет и контроль - вот главное, что требуется для правильного функционирования любого общества, в том числе социалистического и коммунистического общества. Все граждане превращаются здесь в рабочих и служащих одного всенародного государственного "синдиката" и каждый с правом трудиться на благо общества имеет гарантированное право иметь от общества всё необходимое для своей счастливой жизни. Учет и контроль за всем этим уже упрощен капитализмом до необыкновенно простых, всякому грамотному человеку доступных операций наблюдения и записи, знания четырех действий арифметики и выдачи соответственных расписок.

Подобной математикой можно также решить проблему дефицита и профицита, ведь насущные потребности населения всегда будут равны количеству населения и удовлетворяться могут только от количества произведённой продукции. Чтобы не отвлекаться от основной идеи, которая давно решена Марксом в его "Капитале", стоит напомнить, что способов реализации экономического равноправия и социальной справедливости вполне возможно и развитие социальных государств это доказывает, важно лишь запомним, что при определённой организации населения это вполне возможно.

Основным же выводом будет тот факт, что экономический базис действительно предопределяет нашу жизнь, а потому без соответствующих действий по развитию в обществе равноправия и социальной справедливости достижения этого в обществе невозможно...

Аникеев Александр Борисович   16.12.2022 16:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.