Пробуждение - об экзистенциальной наивности
Здравствуй, Наивность.
Первый пункт о наивности.
Человечество наивно. Можно догадываться о своих рациональных, эмпирических и духовных покровах, а также подробно разобрать их. Но знать экзистенцию, дать ей четкое определение невозможно. Как можно разобраться в самом глубинном ядре, в зеркале? И готовы ли мы туда заглянуть? А заглянув, не перестанем ли хотеть жить?.. Даже слова «данность» и «неизбежность» способны опечалить эгоцентристскую натуру. Можно выбрать действие, либо бездействие; но невозможно выбрать не выбирать вообще. Мы становимся и развиваемся, но зачастую не способны предугадать.
Предугадать экзистенцию невозможно из-за ее связи со свободой. Мы не можем знать ее сущности, поскольку не трансцедировали, не заглядывали в это таинственное зеркало. Именно поэтому полагать, что мы знаем себя, все свои желания – наивно. Желания могут быть навязаны извне, но что идет изнутри, из самых глубин?.. Прекрасна ли сущность, идет ли она в унисон с благими намерениями и внешним очарованием того или иного человека? Либо она настолько безобразна, что при взгляде на нее можно окаменеть от безмолвного ужаса?..
Человек может долго и страстно желать чего-либо; но его ли это желание на самом деле?.. Быть может, он жаждет другого; и, если б он узнал, чего желает на самом деле, то вряд ли смог спокойно жить с осознанием этого.
Второй пункт о наивности. Эгоцентризм берет свое начало с архаики, когда человек считал, что его племя в центре всего. Затем человек начал термически обрабатывать пищу; эволюционировал, отойдя от сыроедения. Термическая обработка пищи и владение железом еще больше разверзли пропасть между животным и человеком. Все отварное и жареное существенно изменило строение организма, а умение обрабатывать металлы, ковать, создавать значительно возвысили человека. Исчезает стадное, появляется «Я»; человек осознает себя, а затем и Другого. Начинаются диалоги, познание мира разными методами, человек узнает о Земле, что та плоская, а через некоторое время, что она все же имеет форму шара. Мы – на Земле, и она в центре всего. И никак иначе.
Потом в центре всего оказывается Солнце, и благодаря ему мы живем. Так, Солнце в центре, мы вокруг него; это наша галактика, уже практически изученная, и она в центре.
А галактик-то, между прочим, много; и мы, скорей всего, находимся вообще где-то на периферии Вселенной. Может существовать и более совершенная форма жизни, чем человек; но проще отрицать, чем допускать и принимать такую возможную картину. Мы наивно полагаем, что мы в центре и совершенны. И мы настолько себя любим, что даже Богу приписываем человеческие характеристики.
Когда ж мы проснемся, наконец?..
Но ведь проще пребывать в прекрасном сне; иллюзия поистине манит своими сновидческими пейзажами. Поэтому не любим мы слово «разочарование». Почему же оно воспринимается негативно, когда напротив, снимает чары, обнажает подлинную суть?..
Но чары центра – наше все; и ничего не нужно человечеству, кроме чуда, тайны и авторитета*, которому оно готово отдать свою свободу, и, так и не познанные, истинные желания.
Третий пункт о наивности. На наивность можно взглянуть с другой стороны. Это легкий, воздушный аромат детства; иллюзорная истома и зыбкость. Наивны люди, и своей наивностью особенно притягательны, забавны, как разноцветные стеклышки, что легки, незамысловаты, и так дивно переливаются на солнце.
*Здесь идет отсылка к «Легенде о великом Инквизиторе» Ф.М.Достоевского.
Свидетельство о публикации №216052200540