По техническим причинам

               

                …нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей, или нашего невежества.
                К.А.Гельвеций               
   

 
       На днях прочитал  статью в одной центральной газете, где автор пишет: «авиарейс по техническим причинам задерживается».И вспомнил подобный случай из своей большой пассажирской практики.
       Местные авиалинии республики Карелия обслуживал неприхотливый, но надёжный трудяга - ветеран,"небесный тихоход" самолёт АН-2. В народе его почему-то ласково называли «Аннушка». И в благодарность я посвятил ей рассказ с одноимённым названием, с которым вы можете ознакомиться на моей прозарийской странице. Самолёт мало был приспособлен для перевозки пассажиров. И летал не только в районные центры сурового северного таёжного края, но и в более мелкие населённые пункты. Лесные посёлки и сельские деревни. При этом не только приземлялся, приводнялся,но и приледнялся. Другими словами, садился и на сушу, и на воду,и на лёд.
         Кстати, республиканский аэропорт в Петрозаводске для местных авиалиний называется «Пески»,хотя ему по его профессиональному статусу больше подходило бы совсем другое имя -двуликий Янус. В свое время порт был двойного назначения,так как Карелия -и край озёр.Другими словами,"Пески" не только аэропорт,но и гидропорт,который приказал долго жить. И с таким же успехом данный порт"Пески" мог бы одновременно именоваться и «Пресные воды», по типу известного советского аэропорта "Минеральные воды".Потому что по одну его сторону садились самолеты, а по другую, по соседству, в заливе Онежского озера, - садились, точнее приводнялись, – гидропланы. Зимой и даже ранней весной, переобувшись в зимнюю «обувь» -  лыжи, самолёты одновременно садились на постоянную /земляную/ и временную /ледяную/ взлётно-посадочные полосы. Как-то, по весне, лыжи  на ледяной площадке так прихватило морозом, что пассажирам пришлось их стучать деревянной колотушкой и затем на ходу запрыгивать в самолёт.
         Однажды мне пришлось вылетать в столицу Карелии город Петрозаводск из лесного поселка Пяльма Пудожского района. В ожидании посадки я сидел у самого окошка авиационной кассы. И когда пришло время отправления,  услышал такой  странный диалог «кассира» и командира экипажа.
          -Что  делать? Надо объявлять посадку в самолёт.
          -Объясни, что рейс задерживается по техническим причинам.
           И вскоре по громкоговорителю раздаётся объявление, что рейс задерживается по техническим причинам и пассажирам приносится извинение за доставленные неудобства.
           А надо отметить, что у лесозаготовителей была государственная торговая система, которая на местах называлась Отдел рабочего снабжения или сокращённо ОРС. И система была очень хорошая. Богатая. В отличие от другой торговой системы в районе- КООП/Карельская организация общества потребителей/,обслуживающей сельских тружеников и сам районный центр-Пудож.
              Попутно хочу сказать,когда Хрущёв разделил КПСС на промышленную и сельскую части,то Пудожский райком КПСС стал почему-то сельским,а не промышленным,что вызвало очень серьёзные проблемы для коммунистов района.Представьте себе такую ситуацию:жена находилась на учёте в сельском райкоме КПСС,а муж-в промышленном.Жене нужно было сделать несколько десятков шагов,а мужу приходилось ездить в другой райком КПСС за 300 км.А дороги и общественный транспорт в районе-это вообще отдельная мучительная тема.
              ОРС настолько был богатый, что в свободной продаже можно было, например, легко приобрести дублёнку за 40 рублей. По тем застойным временам такое даже в больших городах было делом очень и очень непростым. Практически, бесперспективным для так называемых простых людей.В свободной продаже были и дефицитные продовольственные товары. Этим охотно пользовались и даже, в определённой степени, злоупотребляли гости лесных посёлков, в том числе  из Москвы.
              К вопросу о сумочниках.Первые сумочники начинали ездить за товарами не в Китай и Турцию в лихие девяностые,а в лесные посёлки до 1990 года.И перепродавали дефицитный товар на "чёрном"рынке.Другими словами,"с рук","с молотка","из-под полы"...Вспомните героя,которого играл Э.Бредун в легендарном фильме "Иван Васильевич меняет профессию".Из - под полы,а не в магазине Шурик купил нужные ему детали.
              Сегодня трудно в это поверить, но тогда я свободно купил в одном из книжных магазинов лесного посёлка толковый словарь С. И. Ожегова.К слову, говорили, что за ценными и дефицитными книгами в лесные посёлки приезжали даже из  самой Москвы, чтобы потом их перепродать по свободным ценам чёрного рынка. Так что зелёные «колбасные» электрички ездили не только в одну сторону - город Москву,но... и в деревню Москву Пудожского района. Лично мне в переходе, тогда ещё Ленинграда, предлагали из-под полы дефицитного К. А. Гельвеция. Сколько лет уже прошло, а до сих пор помню этот случай торгашеского предпринимательства и предприимчивости. Так что рынок в Новой России появился не в  лихие 1990 годы, не с Е. Гайдаром.Просто он официально превратился из Хитрова,чёрного,нелегального - в легальный.Вот и вся нехитрая Горбачёвско-Ельцинская перестройка под бдительным руководством Запада и США.
             И при таком остром"книжном голоде" Советский Союз почему-то  всё равно упорно и тупо называли и продолжают сегодня называть самой читающей страной  в мире.А это всего-навсего очередной советский миф,ИБО "книжный голод"-причина "духовного голода",духовного обнищания и одичания, нравственной деградации,в результате которой легко развалился "глиняный колосс".
             Возвращаясь к посёлку Пяльма и причине задержки авиарейса, то ларчик просто открывался. «Техническая причина» как раз и заключалась в том, что второй пилот отправился в лесной посёлок, чтобы сполна отовариться дефицитными товарами в ОРСе. И, видимо, настолько увлёкся шопингом, что даже задержал вылет самолёта по «техническим причинам» на 30 минут. 
               Так что и в «технической причине» часто присутствует пресловутый человеческий фактор. 



         P.S.
В Западной Европе оценка Российской империи как «колосса на глиняных ногах» была популярна в XVIII—XIX и часто встречалась в печати. Впрочем, Сегюр в тех же мемуарах (на странице 214) пишет, что если во времена Дидро Россия и «была лишь колоссом на глиняных ногах, то этой глине дали затвердеть и она превратилась в бронзу». Это очевидно объясняется тем, что мемуары писались после наполеоновских войн, из которых Россия вышла победительницей[1].
Термин «колосс на глиняных ногах» вновь стал популярен во французской прессе в 1830, когда обсуждался вопрос о вооружённом вмешательстве в русско-польские отношения. Именно этому адресованы строки А. С. Пушкина в стихотворении «Бородинская годовщина»[1]:


Но вы, мутители палат,
Легкоязычные витии,
Вы, черни бедственный набат,
Клеветники, враги России!
Что взяли вы?.. Ещё ли росс
Больной, расслабленный колосс?
Ещё ли северная слава
Пустая притча, лживый сон?

                Из Википедии


Рецензии