Реальность смысла. Глава 9

1. В прошлых двух главах (глава 7 и 8) я ввел и на конкретных исторических примерах обьяснил центральные для этой книги понятия экзистенциальной пропозиции (личной и общественной экзистенциальной ситуации вместе с путями и способами ее разрешения), реализации экзистенциальной пропозиции (т.е. ее постепенного перевода из хаотического, противоречивого/поляризованного и фрагментарного состояния данности в соотнесенное, внутренне упорядоченное и опосредованное состояние контекстной, смысловой реальности) и регрессии экзистенциальной пропозиции, то есть ее фрагментации и перевода из состояния контекстной реальности в состояние разрозненной, противоречивой, пассивной и легко манипулируемой данности.

2. Сюнетивный (ориентированный на понимание и понимающее познание)подход в сочетании с использованием контекстной матрицы социальной идентичности для анализа
конкретных исторических ситуаций позволяет нам лучше понять, как люди проводят разрешение  личной и общественной экзистенциальной пропозиции (в таком разрешении всегда будут присутствовать в разной пропорции элементы реализации и регрессии).

3. Скажу сразу, что сюнетивный подход к анализу и разрешению личных и общественных ситуаций вовсе не является моим изобретением. Люди так или иначе применяли его на протяжении тысяч (если не десятков тысяч лет). Блестящими образцами сюнетивного подхода в социальной и философской мысли 19 и 20 века являются широко известные труды Токвиля или классический анализ экзистенциального кризиса цивилизации в книге выдающегося испанского философа Хосе Ортега и Гассета Восстание масс. Эта книга, которой мы уделим много внимания, имеется в сети в двух русских переводах.

4. Но, по моему мнению, использование контекстной матрицы идентичности позволяет продвинуть вперед разработку этого подхода и расширить его аналитические возможности. Таким образом мы сможем лучше охватить весь спектр положительного и отрицательного исторического опыта разрешения экзистенциальных пропозиций.

5. Не случайно такой центральный для европейской философской традиции философ, как Кант, сформулировал задачи своей философии в виде вопросов характерных для экзистенциальной пропозиции: "что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?". В терминах матрицы идентичности эти вопросы можно отобразить в виде трех полувертикальных осей гипономики BHA, основной парадигмы идентичности, связанной с сюнетивным подходом.

6. Первая (справа налево)диагональная ось HA это референциальная линия, связывающая контекстное поле выборов/ценностей Н с контекстным полем А универсальных норм и принципов, которые по замыслу Канта и должны являться основным предметом познания. Вторая вертикальная ось НF это инструментальная субъект объектная линия власти и делания, связывающая контекстное поле объектов/ценностей с субъектом власти. По замыслу Канта поступки человека как субьекта F должны в первую очередь определяться соотношением с универсальными принципами А. Этот отрезок AF верхней горизонтальной линии АВ выражает такое соотношение. И наконец третий вопрос Канта определяет отношение между выборами/ценностями Н и конкретными жизненными формами В, передаваемое дифференциальной линией НВ. Человек надеется что его познание и действие так или иначе изменят его личную и общественную жизнь (выраженную этими формами) к лучшему.

7.Экзистенциальный контекст Кантовской философии и выходящей из нее традиции немецкого философского идеализма будет обсуждаться в отдельной книге Страсти Разума: философия,идентичность и политика в Европе 1764-1848 гг. публикацию первых глав которой я планирую начать в ближайшее время.

8. А сейчас нам пора вернуться к ответу Линкольна на лежневую теорию общества Хэммонда (о ней см. предыдущую главу). Но почему именно в философской работе нас так интересует Линкольн и история конфликта между Югом и Севером США? Об этом мы поговорим в следующей 10й главе.


Рецензии