Паутина Гоббса

Исследователь «примитивных племен» как-то спросил у аборигена о том, что такое «добро и зло». Удивленный абориген даже не знал, что ответить «примитивному», на его взгляд бледнолицему очкарику, который совершенно не разбирается в иерархии, а следовательно, в многочисленных нюансах общения между членами его рода и обитателями соседних племен. Поэтому он высказался попроще: «Зло - если сосед заберет мою жену, уведет мой скот, Добро, соответственно, ну, если все будет наоборот». Вот пример изначальной «войны всех против всех», которую, как флаг, поднял когда-то Томас Гоббс, чтобы возвестить о необходимости возникновения в европейском обществе законов и государства.
Теперь закон позволяет сосуществовать в одном обществе всем: догхантерам и собачникам, труженикам и любителям легкой наживы, геям и гомофобам, гражданам и чиновникам. Чтобы не были задеты ни чьи интересы, надо плевать обязательно в урну, в течение месяца платить по счетам, чаевые давать пять процентов, распоясавшемуся полицейскому нельзя двинуть в морду. Бьют? Терпи! Условности, условности, условности….
Появились даже специалисты по условностям: фарисеи, юристы разных мастей, психологи. А сколько, помимо закона, есть еще предубеждений, неписанных и писанных правил! Например, языковые, этикета, корпоративные и пр. Попробуй не соблюдать дресскод, не так ответить начальнику или уйти пораньше, сразу лишишься работы. Вся социальная жизнь основана на паутине ограничений, от которых у нормального человека давно бы «поехала крыша»!
Старуха из последних сил вырастила картошку. Выходит утром в огород, а там ее выкапывает наркоман. Огорченная бабка справедливо решила его наказать и огрела, что было сил, лопатой. Наркоман помер, а бабке, – за отсутствие толерантности, - дали срок. Вот так и долбят нормальных людей условности, превращая в рабов!
Впрочем, остались ли нормальные люди? Чтобы освободиться от корпоративных оков, многие стараются создать бизнес, где будут устанавливать свои правила. Но они не могут нарушить закон. Чтобы лишь приподняться над ним, человек стремиться стать законодателем, депутатом. В этом статусе до поры, до времени он имеет некоторый «иммунитет», пока чья-то воля, другие «народные избранники» не снимут его. И бывшие депутаты, как и обычные люди, попадают в паутину Гоббса. Приходится останавливаться на светофоре, получать визу при въезде в другую страну, провожать ребенка служить в армию, оформлять и собирать справки от ветеринара, пенсионного фонда, банка …. Уже с самого рождения цивилизованный человек должен примерить на себя оковы долга, а значит, быть не свободным.
Оковы эти не внешние, а в нашем уме. И мы не всегда чувствуем их необходимость. Лишенный цивилизации человек знаком лишь с культурой. Дать наркоману лопатой по голове здесь справедливо и поддерживается людьми. Чем может навредить собака, гуляющая без намордника, если на пятьдесят километров в округе никого нет? Наоборот, она отгонит и шакала, и волка, и полицейского! А если к культурному человеку пришел кто-то с дурными намерениями, то можно вскинуть ружье и …..
Не зря пророк Моисей водил сорок лет свой народ по пустыне. Именно там и за длительный срок ушли из умов оковы египетской цивилизации. Иисус, после пребывания в пустыне, пошел проповедовать. Люди, которые сейчас прибыли оттуда в Европу, свободны и наполнены самобытной культурой.
Конечно, на первый взгляд, она кажется непонятной, как видится непривлекательным, скажем,  для цивилизованных женщин хиджаб, хотя сравнительно недавно они в обязательном порядке носили на голове платки. Пережиток прошлого? Нет, мужчина перестает испытывать вожделение, которое возникает у него от восприятия набора вторичных половых признаков женщины. Складки одежды скрывают грудь, плечи, волосы, бедра. У мужчины сходит дурацкая улыбка с лица, перестает капать слюна и пропадает зуд в теле. Он начинает общаться с женщиной без подвоха, как с равным и человеком. В этом заключена архаичная культура. Она противостоит цивилизованному рабству.
 Культура ограничивает пороки человека, давая ему свободу для самовыражения в своих лучших чертах. Цивилизация же ограничивает нас в здоровом питании, в свежем воздухе, в знании того, что Всевышний находится среди нас. Да и как Он может находиться в новых утюгах, быстродействующих компьютерах, гламурных автомобилях, среди бетонных офисных центров и проповедующей человеческое отчаяние литературы? А всем хочется чудес! Например, неспешно покуривая кальян, увидеть, как летают джины на фоне усеянного миллиардами звезд неба! Тут неба нет, есть индустрия грез: экзотический туризм, шоу-бизнес, наркотики.
Многие еще помнят случай. Чтобы спокойно продавать героин, российские наркодиллеры запугивали расправой и угрожали оружием населению небольшого городка. Полиция бездействовала. Однако люди не испугались и сами поднялись против «гонцов новых технологий». В результате, все участники массового побоища со стрельбой были привлечены к уголовной ответственности. За пострадавших неожиданно вступился президент, и их отпустили восвояси. Однако противоречие между заложенной в человеческих генах культурой и уничтожающей ее цивилизацией не может быть решено на уровне только одного человека.
 Некоторые страны ограничивают количество автомобилей на одну семью, другие – запрещают наркотики. А, скажем, в Израиле есть высший над всеми суд – суд раввината. Его участники, конечно, приобщены к своей самобытной культуре, а потому могут ее поддержать в борьбе с потоком все утончающихся желаний и пороков. Но что это дает? Оковы для оков?  В Израиле или Голландии можно приобретать и употреблять канабис, а в России нет. Там люди другие, лучше и чище? От частичных запретов лишь увеличивается казуистика и растет паутина Гоббса, а люди сходят с ума.
Ох, эти тонкости правил дорожного движения! По обочине ехать нельзя, по встречной и по полосе общественного транспорта – нельзя! Уставший, морально и физически вымотанный от длительного простоя в автомобильной пробке водитель, вырвавшись на свободную дорогу, начинает непроизвольно давить на газ. Он развивает скорость легкомоторного самолета и раздраженно подрезает никуда не торопящийся автомобиль. Столкновение! Драка, в результате которой один из водителей получает тяжкие телесные повреждения!
Я привожу в примеры единичные случаи. Но все начинается именно с них. Обратите внимание, как часто недоброжелательны и даже озлоблены друг к другу жители крупных мегаполисов. А там оплот закона, цивилизации и, кстати, невротических заболеваний. Вчера менеджер среднего звена избил директора компании. Сегодня неожиданно произошла битва рабочих кладбища и иностранных гастробайтеров. Завтра… Подобно механизму, люди сломаются, начнется страшная эпидемия бешенства.
Lоктор Джон Б. Калхун создаk мышиный рай. Взял бак два на два метра, установил в нем перекрытия, проложил систему тоннелей с индивидуальными отсеками и поилками и в начале 1972 года запустил в этот рай четыре пары здоровых, генетически безупречных мышей. В баке всегда было +20С, каждый месяц его чистили и набивали кормом и материалом для гнезд. Во «Вселенной-25», - так Калхун назвал бак, - царил золотой век. Через сто дней, осознав свое счастье, грызуны начали бешено размножаться. Население удваивалось каждые 55 дней, и никакого изгнания за грехопадение не предвиделось. Мышам, к 315-му дню размножившимся до 600 особей, уже категорически не хватало пространства. Общество начало стремительно разрушаться. Сформировались любопытные классы: «нонконформисты», которые сгрудились в центре и регулярно нападали на владельцев гнезд, «прекрасные» — самцы, которые не интересовались размножением и ухаживали исключительно за собой, и, наконец, «средний класс», который пытался любой ценой сохранить привычный уклад. В баке процветало насилие, свальный грех и даже каннибализм. В конце концов 90% самок репродуктивного возраста покинули популяцию и поселились в изолированных гнездах в верхней части бака. На 560-й день со «Вселенной-25» фактически было покончено. Популяция достигла пика в 2200 особей, рождаемость упала, редкие беременности кончались убийством детенышей. Возросшая смертность не спасла рай: последние восемь мышей умерли одна за другой, так и не вернувшись к привычным ролям и не пытаясь завести детенышей! Этот эксперимент повторялся Джоном 25 раз. Результат был один и тот же.
Аналогично обстоит дело и в человеческом обществе. Тут можно найти нонконформистов, "середнячков", нарцисов, геев, лиц разной национальности и культуры. Их неумеренные желания пока сковывает паутина Гоббса. Но выдержит ли она все возрастающий на ограниченной площади обитания напор? Судя по имеющимся тенденциям, нет. Бывшие чиновники, менеджеры, слесаря и домохозяйки станут друг друга душить, разрывать на части, крушить магазины, автомобили, музейную утварь. Не станет детей. Не остановят этот кошмар ни медицина, ни органы власти. К чему теперь атомное оружие? Под напором эпидемии "бешенства" рухнет и рассыплется в прах вавилонская башня современной цивилизации.
Те, кто выживет, - я надеюсь, что это произойдет в сельской местности, - вначале не будут знать, что делать. Страшно станет даже прикоснуться к оставшимся еде, одежде, другим вещам, напоминающим им о кошмаре. Они станут казаться проклятыми! Но я уверен, восторжествует культура, и человек продолжит свое шествие по земле.
В культуре нет и не может быть "войны всех против всех". Так, например, казаки часто делали набеги на татар: угоняли скот, уводили людей в полон. Да и татары обычно не оставались в долгу. Но здесь мы видим противостояние двух разных культур, традиций, укладов жизни и даже образа мысли. Попытка же как-то уладить противостояние приведет лишь к созданию новой "паутины", которая со временем все равно прорвется, но прорываясь, выпустит из под себя силу, способную полностью уничтожить человечество.


Рецензии